Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → На Среднем Урале возрождается «лакирное дело» — искусство декоративной росписи по металлу

На Среднем Урале возрождается «лакирное дело» — искусство декоративной росписи по металлу

Расцвет промышленности XVIII века способствовал формированию на Урале своеобразныхвидов искусства, в том числе декоративной росписи по металлу. «Лакирноедело» известно на Урале со времен первых заводовладельцев из династии Демидовых.

В 1770-егоды под руководством Демидовых была организована школа, где мастера передавалисвои знания и получали профессиональную подготовку от известных художников Россиитого времени. В дальнейшем некоторые мастера получали образование в Санкт-Петербургеи за рубежом.

Излюбленнойтемой мастеров были сюжеты свадебного цикла: встречи, сватовство, семейные сцены.К середине XIX века расписные изделия пользовались большой популярностью как на Урале, так и за его пределами. На Ирбитской и Макарьевской ярмарках их продавалосьогромное количество, отсюда изделия отправлялись в Сибирь, Казахстан, и СреднююАзию. Подносы и сундуки широко бытовали в жилищах небогатых помещиков, купцов,мещан и чиновников.

Процесс изготовленияподноса был следующим: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем подносшлифовали, шпаклевали, покрывали темной краской — грунтом, потом олифой и ставилив печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушилив печи, окрашивали фон и отдавали на роспись, которая выполнялась маслянымикрасками. Расписной поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи.

Во второйполовине XIX века изделия с живописными сценами практически исчезли, процессукрашения упростился. Начала появляться новая роспись, со своими приемами, особымцветовым строем, простой и ясной образной системой, в которой первое место занялрастительный узор. Так родилась горнозаводская цветочная роспись.

За долгиегоды существования промысел претерпел как взлеты, так и падения. Так, в началеXX века, «лакирное дело» переживало далеко не лучшие времена. Позднее,в 1920-е годы, постепенно промысел начал «оживать» — создавались новыеартели, объединялись отдельные мастера, образовывая целые мастерские.

Весной 1943года, когда обозначился перелом в ходе войны с Германией, правительство принялорешение о восстановлении художественных ремесел Среднего Урала. В 1944 годув Нижнем Тагиле открылось новое учебное заведение — Уральское училище прикладногоискусства.

Московскаяхудожница А.В. Бабаева внесла неоценимый вклад в возрождение утратившего самобытностьискусства. Изучая старинные образцы тагильских подносов, фрагменты раскраскипрялок и шкатулок, она реставрировала технику истинного мазка, создала несколькопробных композиций и показала их расписчицам старшего поколения, которые ещене забыли бабушкиной науки. Собиратель старины Иван Абрамович Орлов обошел всехтагильских долгожительниц и упросил их оставить потомкам типичные зарисовкикомпозиций, любимейшую гамму цветов и оттенков. Таким образом, исследователюудалось сохранить в своем альбоме эволюцию изобразительных приемов, очертанияфлоры уральского букета, его характерный колорит.

В 1973 годубыл проведен первый семинар по возрождению тагильской росписи.В 1975 году появилисьтиповые формы тагильских подносов: прямоугольные, овальные, круглые, с узкимневыразительным бортиком. Традиционный фон постепенно вытеснялся цветным — зеленым,красным, голубым. В ход пошли цветочные композиции «центрическая»,«букет», «веночек», «веточка», «две веточки».Цветы располагались в зависимости от формы подноса и творческого замысла живописца.

Тагильскиеподносы, изделия предприятия «Эмальпосуда», на котором трудилось болееста двадцати мастеров, вновь обрели свою утерянную славу. В 1978 году они былипризнаны лучшими на ВДНХ СССР.

В 1982 годубыла организована школа повышении мастерства, которую прошли 2/3 художниковцеха. Была создана целая программа, в которой уделили внимание композиции, цветоведениюи рисунку. Художники учились экспериментировать с цветом: создавали подносы,посвященные временам года, с помощью двух цветов, создавая тонкий цветовой переходот темного к светлому. На на подносах появились ягоды и фрукты: клубника, крыжовник,смородина, малина. Тесно переплетаясь с элементами цветочной росписи, они образовалиорганически единый натюрморт. В 1989 году исконная сюжетная роспись была восстановлена.

В 1992 годузавод «Эмальпосуда» прекратил свое существование, а коллектив подносногоцеха в 1993 году образовал предприятие «Метальная лавка». Была восстановленатворческая группа, ставшая школой повышения профессионального мастерства для многих начинающих живописцев. Появилось множество разнообразных композиций,были успешно внедрены сюжетные и пейзажные композиции, натюрморты.

В 1996 годуведущие живописцы «Метальной лавки» были приняты в Союз художниковРоссии. Тагильские подносы стали участниками многих престижных выставок — российскихи международных.

В 2007 годупредприятие «Метальная лавка» стало именоваться «Тагильский поднос».На данный момент в Нижнем Тагиле действуют 3 предприятия, занимающихся росписьюподносов.

Традиционнаявыставка-конкурс нижнетагильской подносной росписи проходит в екатеринбургскомцентре народного творчества «Гамаюн» уже второй год. Ныне 27 авторовпредставили около 50-ти работ.

Экспозициярассказывает о традициях и о новаторских тенденциях в «лакирном деле».

И ныне тагильскийподнос не ушел из народного быта, и в этом особая заслуга художников, работающихв промысле. Поэтому, цель данного конкурса — поддержка и помощь мастеров уральскойросписи по металлу; выявление лучших работ, созданных на основе традиционнойросписи с новым, усовершенствованным рисунком, необычной композиции.

Главная темаконкурса — цветы. Розы, хризантемы, незабудки и нарциссы, яркие гроздья рябиныи калины стали нарядными составляющими букетов. Лепестки изящно прорисованыкистью, каждый мазок которой содержит как минимум два цвета: традиционный приемдля уральской росписи.

В конкурсеприняли участие мастера из Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Их работу оцениткомпетентное жюри.

Выставкабудет открыта до 30 июня. Адрес центра «Гамаюн»: Екатеринбург, ул.Гоголя, 20/5. Телефоны для справок 371–55–76; 371–20–41.

 

08 июня 2007

Июнь 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс