Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Обращение Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам VI традиционной региональной встречи православных трезвенников

Всечестные отцы, братья и сестры!

Искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся на традиционную региональную встречу православных трезвенников.

Цель таких встреч, в первую очередь, в том, чтобы обмениваться опытом противодействия распространению душепагубных пороков и оказания помощи страждущим, представить свою точку зрения, услышать мнение других людей, выработать общую позицию по проблемам, которые стоят перед обществом и Церковью. Такие встречи важны сами по себе, важны как механизм соборного обсуждения темы. А тема встречи — «Организация системы трезвеннического просвещения в епархии» — чрезвычайно актуальна в наши дни.

Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — издревле является заботой Церкви. Пристрастие к алкоголю — грех, губяющий и тело, и душу человека. Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). Проблему пагубных пристрастий от винопития и табакокурения Церковь рассматривает прежде всего как духовно-нравственную, потому создание системы трезвеннического просвещения является одной из важнейших наших задач.

Особенность нынешней региональной встречи православных трезвенников в том, что проходит она в нелегкие для всех нас времена. Мировой кризис остро и болезненно коснулся и нашего Отечества, практически всех россиян. В чем же суть кризиса для нас, православных людей? В одном из последних своих интервью, за месяц до кончины, Святейший Патриарх Алексий II сказал, что «кризис нам дан, чтобы заставить людей подумать не только о материальных благах, но и о своей душе, о своей судьбе и о судьбе своих ближних». Жажда потребления завладела умами людей, и в погоне за преумножением своего вещественного богатства они стали забывать обо всем добром, светлом и бескорыстном. Новые достижения науки, которые, казалось бы, призваны облегчить жизнь человека, дать ему время для духовного обогащения и роста, не выполняют своего предназначения. Более того, каждое приобретение влечет за собой цепочку новых потребностей и денежных затрат, которые требуют мобилизации физических сил и времени человека.

В интервью журналу «Нескучный сад» Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Русская Православная Церковь неоднократно напоминала, что экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика — это уже не экономика в изначальном смысле этого слова, так как служит она не созиданию, а разрушению».

Современная мировая экономика перешагнула ту черту, за которой началось ее разрушение. В результате — тоска, страх и безысходность, охватившие немалое количество наших соотечественников. Главный симптом этого кризиса — утрата смыслов, потеря ценностей духа. «Кризис — это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи», — говорит Святейший Патриарх Кирилл. «В то же время, с христианской позиции кризис — это всегда шанс начать с чистого листа, нравственно очиститься, вернуться к более глубокому, одухотворенному пониманию жизни и труда».

Особое значение в эти сложные времена приобретает трезвое отношение к жизни, трезвомыслие и возрастание каждого христианина в добродетели трезвения, ведь трезвение — это состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно в рамках норм и ценностей христианской традиции, основанной на Божественных заповедях. В результате на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства возникает устойчивость личности к социальным порокам. Одной из главных задач для нас теперь становится взращивание в себе добродетели воздержания. И я думаю, что пастырям необходимо активней заниматься просвещением нашего народа, призывать не только словом, но и личным примером к воздержанию.

Современное общество остро нуждается в возрождении идеалов трезвости, в возвращении человека к естественному состоянию духа и тела. Для этого необходимо объединение усилий и государства, и Церкви, и общественных организаций — всех, кто хочет видеть свою страну сильной и свободной. Актуальным для современной России является исторический опыт Православия по воспитанию трезвости, который недостаточно изучен и мало используется для помощи в избавлении от пристрастия к алкоголю и табаку.

Святоотеческое предание веками играло большую роль в формировании нравственности, в трезвенническом просвещении. Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: «Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, оно хуже умопомешательства». Мы рассматриваем духовно-нравственное просвещение и воспитание трезвости как приобщение к трезвенническим традициям Православия, к трезвости как норме общественной жизни. Нужны такие формы деятельности, которые на практике реализовали бы идеи просвещения среди народа и способствовали утверждению трезвости в современном обществе.

Осознание опыта прошлого — это осознание тех духовно-нравственных ориентиров, которые помогали нашим предкам выбрать правильный путь в жизни, и мы надеемся, помогут и нам. Отечественная история свидетельствует о том, что общественная жизнь России на протяжении веков имела отличительную особенность: государственная власть и Русская Православная Церковь совместно заботились о трезвенническом просвещении народа и его духовном совершенствовании, формировании устойчивости к порокам и пристрастиям. В XIX веке Церковь и государство совместно выстроили комплексную систему трезвеннического просвещения народа, которая принесла свои плоды. В царской России при приходах создавались общества и братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности.

В годы советской власти в нашей стране образование и просвещение считались синонимами, хотя уделялось внимание только образованию ума без просвещения души светом Христовым. В результате такого неправильного подхода был создан моральный, психологический и мировоззренческий вакуум в сознании людей, особенно молодёжи. И сегодня эти процессы только нарастают. Все мы — свидетели размывания христианских ценностей в обществе, падения нравов, результатом чего являются рост насилия, социально обусловленных болезней, сексуальной распущенности, преступности, наркомании, алкоголизма.

В сложившейся ситуации важен поиск путей содействия формированию в человеке способности к самостоятельному, осознанному, ответственному выбору между добром и злом. Позитивная профилактика алкогольной зависимости, основанная на традиционных для России духовно-нравственных ценностях, должна стать составной частью государственной системы духовно-нравственного воспитания граждан трезвой России.

Перед нами стоит важная задача: выстроить систему трезвеннического просвещения, чтобы достигнуть великой цели — отрезвления российского народа. Да способствует этому благому делу работа Вашей встречи, Ваши труды в приходах.

С Божиим благословением, Викентий

архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский