Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В художественной галерее екатеринбургского Храма-на-Крови, при участии Русскоймедной компании, открылась выставка «Добрый подвиг совершившие… Образысвятых в русском медном литье XII — XX веков».
«Апостоли,мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившиии веру соблюдшии, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того, якоБлага,молите спастися, молимся, душам нашим» — эти слова церковного песнопениястали определяющими для тематического и экспозиционного решения выставки, на которой представлены 400 памятников прикладного искусства — иконы, складни и кресты из коллекции, принадлежащей Русской медной компании.
Медное литье— яркое явление русской художественной культуры, уникальное по своей ценностии структуре, полноценное по эстетическим свойствам и глубоко национальное по существу. Особенности изделий этого вида прикладного искусства — прочность,тиражированность и небольшие размеры — способствовали поистине масштабному распространениюмеднолитых предметов по всей территории Росси — от берегов Белого моря до таежныхскитов Сибири — на протяжении XI — XX веков.
За тысячелетнийпериод истории сложились не только типология, иконография медного литья, но и определились его центры. К концу XI — началу XII века мастераКиевскойРуси освоили самостоятельное производство меднолитых крестов-мощевиков и нательныхкрестиков.
На выставкепредставлены створки креста, на лицевой стороне которого изображено Распятие,на оборотной — рельефный образ Крутицкой Божией Матери с избранными святыми.Согласно преданию, чудесное явление меднолитого Богородичного образа произошлов селе Купятичи Пинского уезда Минской губернии в 1182 году.
В XVII —XVIII веках меднолитые кресты, иконы, складни, украшенные нарядной цветовойгаммой эмалей, получили широкое распространение. Они изготавливались в многочисленныхгородских и сельских мастерских на Урале и в Вятке, в Сибири и Поволжье, в Москвеи Подмосковье. Меднолитые иконы того времени отличает повышенная декоративностьи новое художественное решение. В составе столь разнообразной и интересной коллекции,представленной на выставке, выделяются иконаБожией Матери «Одигитрия» с избранными святыми, образы преподобногоСергия Радонежского, СвятителяНиколая Чудотворца с предстоящими святыми Василием Великим и Сергием Радонежскими многие другие.
В началеХХ века по образцам известных московских мастерских стали работать мастера в селах Красное на Волге, Старая Тушка на Вятке, Становое в Тобольской губернии.На уральской земле, предположительно, были созданы такие яркие меднолитые образы,как «Чудо святого Георгия о змие» и редкая икона с изображением равноапостольныхцаря Константина и князя Владимира.
Самым широкими полным, ярким и красочным рядом представлены образы Святого Николая Чудотворца,милостивого и скорого помощника «всех в бедах сущих». В создании образавоплотился талант русских мастеров, чеканщиков и литейщиков, на протяжении рядастолетий. От небольшой наперсной иконы, некогда созданной древнерусским мастером,до монументального образа — таким многообразием композиций и декоративного узорочьяотличаются меднолитые памятники в этом собрании.
Мир всехсвятых, «добрый подвиг совершивших и веру сохранивших», поражает своимиконографическим многообразием, яркостью и декоративностью художественного воплощенияв медном литье.
«Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем науками будеши разумевати явственнои будешь искусен во всем…" — эти слова из старинного текста «Указао медном и финифтяном мастерстве» воплощают опыт, накопленный и переданныйнеизвестным медником не только ученикам, но и потомкам, чтобы в веках сохраняласькрасота и вера, воплощенная в простом металле.
Выставкаоткрыта в художественной галерее Храма-на-Крови. Вход свободный.