Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Преемственность многовековой православной традиции отечественной школы — залог ее жизнеспособности в XXI столетии. Такой вывод сделали участники завершившихся в Москве XV Рождественских чтений

В Москве завершилась работа XVМеждународных Рождественских образовательных чтений «Вера и образование:общество, школа, семья в XXI веке».

Второенаправление Чтений, получившее название «Школа в XXIвеке», возглавилархиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

В рамкахнаправления состоялись пленарное заседание и работа 12-ти секций. Всего с докладамии сообщениями выступило более 230 иерархов, клириков и мирян, среди которыхбыли известные ученые, педагоги, литераторы, работники исполнительных и представительныхорганов государственной власти и местного самоуправления, органов управленияобразованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковныхобразовательных структур.

Согласносообщению интернет-сайта www.prokimen.ru,особую активность как в подготовке работы направления, так и в ее проведениипроявили Екатеринбургская, Вологодская, Московская, Калужской, Тамбовской, Ставропольская,Белгородская епархии. Отдельно следует отметить участие в работе ряда секцийБелорусского экзархата, чей опыт взаимодействия с государственным органами РеспубликиБеларусь в деле организации православного образования и воспитания в ряде случаевможет быть признан образцовым для России.

Центральноеместо в работе направления заняли темы, связанные с преподаванием изучениемправославной культуры в государственных и муниципальных образовательных учрежденияхРоссии. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организациии учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональныхобразовательных системах. Отмечалось так же, что за прошедший год в ряде регионовкурсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднегообразования, развивается православное богословское образование (специальность«теология») в высшей школе.

При этомактивизировались противники возрождения религиозного образования в российскойшколе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерностьтеологического образования, возводятся искусственные препятствия формированиюполной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура). Общественностистало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общегосреднего образования и введения вместо курсов православной культуры по выборуобязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе.В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах, что уже привело к возникновению взрывоопаснойситуации в российском обществе. К великому сожалению это относится к столицеРоссии — Москве.

В докладахотмечалось, что такие действия противоречат конституционному принципу признанияидеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальнойнапряженности. Они являются произволом чиновников, забывающих о том, что их долг — служить обществу и руководствоваться при этом исключительно законом и интересами граждан, а не личными мнениями, и тем более антихристианскими убеждениями.Идеологический диктат в светском образовании несовместим с принципами и нормамидемократического государства и общества.

Многими докладчикамиподчеркивалось, что православные христиане в нашей стране должны более активнодобиваться реализации своих прав в области образования, противостоять попыткамих ограничений, привлекая к ним внимание независимых средств массовой информации,родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никомуне позволено монополизировать понятия «светский», «светский характеробразования», отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной идеологическойпозицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданийи отношения к религии. В изучении детьми православной культуры в российскойшколе заинтересована, прежде всего, не Церковь как религиозная организация,а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающиесебя православными христианами, выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсыправославной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственныхи муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательнымипотребностями граждан.

Отмечалось,что развитие православного образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях Российской Федерации затрагивает интересы и общества, и государства,и Церкви, оно должно планироваться и проводиться комплексно, с участием общественности,педагогов и ученых, органов государственной власти, церковных структур.

Предметомособой заботы и тревоги участников работы направления стали вопросы, связанныес дошкольным образованием и воспитанием. В выступлениях докладчиков отмечалось,что механизм внедрения программно-методических материалов по духовно-нравственномувоспитанию в систему дошкольного образования до сих пор не отлажен, а соответствующаяработа продолжает осуществляться преимущественно по личной инициативе педагогов-энтузиастов,которым на местах приходится очень нелегко. При росте заинтересованности со стороны родителей и светских педагогов к воспитанию детей дошкольного возрастана традициях православной культуры продолжают сохраняться трудности в открытииправославно ориентированных групп и детских садов, отмечаются даже факты их закрытия. И это в условиях большой очередности по устройству детей в детскийсад в государственной системе дошкольного образования.

Развитиемассовой практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательныхучреждениях сдерживается также отсутствием системы подготовки педагогов и священнослужителейк работе с детьми дошкольного возраста и их родителями притом, что имеются учебныепрограммы и опыт их апробации в высших и средних педагогических учреждениях,системе повышения квалификации.

Участникисекции «Дошкольное воспитание и образование в православной традиции»подтвердили тревогу педагогической общественности и родителей по поводу проектовМинистерства образования и науки РФ о введении обязательного предшкольного образования,которое практически укорачивает период детства, что может пагубно отразитьсяна духовном и физическом здоровье маленьких детей. Также выражено серьезноебеспокойство и протест относительно продолжающегося антипедагогического вторженияв пространство дошкольного детства СМИ, издателей, изготовителей некачественноймультипликационной продукции, игрушек, продуктов питания и элементов одеждыс использованием сниженных, агрессивных, чуждых традиционной культуре образов.В рамках работы ряда секций направления многократно говорилось о необходимостиобязательной экспертизы продукции для детей дошкольного и школьного возрастаи недопустимости манипулирования детским сознанием посредством рекламы. Так же указывалось на потребность разработки механизма общественного участия в процесседуховно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством созданияи организации деятельности на местах региональных родительско-педагогическихорганизаций, способных содействовать расширению сети православно-ориентированныхдошкольных образовательных учреждений.

Дошкольноевоспитание и образование — это фундамент школы — и среднего и высшего еезвеньев; забота и внимание к ним со стороны иерархов и духовенства должны являтьсястимулом для трудов практиков и теоретиков этого важнейшего направления.

В ряде секций,«круглых столов» и совещаний направления поднимались вопросы, связанныес традицией и перспективой развития «русской школы». Отмечалось в частности, что в настоящее время в Российской Федерации фактически сформированообразовательное направление «русская школа» как целостная системасодержания образования в российской школе, как интегрирующее начало в российскоммногонациональном сообществе. Становление этого направления происходит на основеНациональной программы «Русская школа как система воспитания и образования».

В докладахи выступлениях направления высказывалась большая тревога за судьбу сегодняшнейроссийской сельской школы, предлагались меры по ее сохранению и развитию с учетомисторического опыта и роли в этом деле православной культуры. Осуждались попыткискоропалительных решений по сокращению малочисленных школ и культурно-просветительныхучреждений на селе. Особое внимание обращалось на оздоровление и укреплениесельской семьи на основе православной веры и культуры.

В большинствесекций докладчиками выражалась обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, усиленных позицией Министерства образования и науки РФ, в частности:

- отсутствиемреальной политики и действий Министерства по формированию духовных и нравственныхценностей у детей, подростков, молодежи;

- коммерциализациейобразования, в том числе, системы дополнительного образования, оцениванием образовательныхрезультатов с позиций меркантилизма и прагматизма;

- самоустранениемМинистерства от организации независимой экспертной оценки программ, учебныхпособий, методической литературы и пр.;

- разрушениемсистемы педагогического образования, выразившейся в ликвидации педагогическихвузов, а также системы постдипломного педагогического образования;

- медлительностьюМинистерства в решении вопроса введения в государственные учебные заведенияпредметной области «Православная культура";

- сокращениемколичества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданнуюревизию их программ;

- неготовностьюМинистерства вести диалог с общественностью (прежде всего, педагогической) на постоянной основе, самоустранением от решения актуальных проблем.

Докладчикамитак же говорилось о необходимости создания в самое ближайшее время реальныхмеханизмов влияния общественности, в том числе, педагогической, на политикуМинистерства образования и науки РФ, прежде всего, в области формирования содержанияобщего образования и восстановления деятельности Федерального экспертного советакак независимого органа экспертизы всего массива учебной, учебно-методической,научно-методической и др. литературы с обязательным участием в нем православнойцерковно-научной общественности.

Особое местов работе направления было отведено вопросам, связанным с высшим образованием,и в частности, взаимодействию Университет и Церкви. Обращалось внимание на «архаичность»учебных программ по философии и их приверженность принципам марксизма-ленинизма.Отмечалось, что составители новых ВУЗовских программ по мировоззренческим дисциплинамдолжны руководствоваться отечественными богословско-философскими традициямив соработничестве с учено-преподавательской корпорацией православных учебныхзаведений.

Основываясь на результатах работы направления можно сделать такое заключение:

Единствоотечественной школы, преемственность ее многовековой традиции, верность принципамроссийской педагогики на основе православного мировоззрения — залог жизнеспособностироссийской школы в XXI столетии.