Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжается работа по реализации образовательного проекта «Школа и будущее России». Проект выполняется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – межрегиональной группой лаборатории педагогики Православия УрО РАО при поддержке Екатеринбургской епархии Реализуется при поддержке губернатора А.С.Мишарина.
Участники образовательного проекта «Школа и будущее России»:
- Романцев Геннадий Михайлович, Председатель бюро УрО РАО, академик РАО;
Межрегиональная группа лаборатории педагогики православия УрО РАО:
- Слободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, д.п.н.;
- Филиппов Борис Алексеевич, профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, д.и.н.;
- Тростников Виктор Николаевич, профессор Российского православного университета, к.ф.н.;
- протодиакон Андрей Кураев;
- группа специалистов из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Самары, Белгорода, Ульяновска;
- Никифоров Анатолий Владимирович, депутат Палаты Представителей Законодательного Собрания области;
- Писарев Сергей Владимирович, президент благотворительного фонда «Русский предприниматель», сопредседатель Екатеринбургского отделения ВРНС;
- Вилкин Иван Денисович, президент регионального общественного благотворительного фонда «Таганский»;
- Щукин Михаил Валерьевич, генеральный директор ЗАО «Торговый дом КЭНПО-КАЛИЙ»;
- Чеканов Алексей Архипович, президент ООО «Тагилстрой».
Участниками Межрегиональной группы лаборатории педагогики православия УрО РАО, работающими в тесном сотрудничестве со структурами, участвующими в эксперименте по реализации образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных школах, при участии протодиакона Андрея Кураева, разработаны образовательные программы и учебно-методические комплексы к ним для средней общеобразовательной школы: «Православная культура» (с 1 по 11 классы); «Культура России» (с 1 по 11 классы); «Нравственные основы семейной жизни» (10-11 классы); «Основы православной культуры» (4-5 класс).
Разработанный материал позволяет использовать широкую вариативность в организации духовно-нравственного образования. В связи с этим специалисты Межрегиональной группы предлагают следующую организационно-педагогическую модель духовно-нравственного образования современных российских школьников:
Класс |
Компонент религиозной культуры | Компонент светской этики
| |
Культурологический компонент | Компонент культуры семейных отношений | ||
11кл. | Православная культура | Культура России
| Нравственные основы семейной жизни |
10 кл. | Православная культура | Культура России
| Нравственные основы семейной жизни |
9 кл. | Человек в мире православной культуры | Культура России |
|
8 кл. | Православная культура | Культура России |
|
7 кл. | Православная культура | Культура России |
|
6 кл. | Православная культура | Культура России |
|
5 кл. | Православная культура | Культура России |
|
4 –5 кл.
4 кл.
| 1. Основы православной культуры (протодиакон Андрей Кураев) 4-5 класс 2. Православная культура: «Евангельский свет – миру» (Погорелов С.Т.) | Культура России
|
|
3 кл. | Православная культура: «Нравственные уроки Ветхого Завета» | Культура России
|
|
2 кл. | Азбука православной культуры | Культура России |
|
1 кл. | Азбука православной культуры | Культура России |
|
Предлагаемая модель включает следующие компоненты: религиозная культура; культурологическая светская культура; культура семейных отношений. В совокупности данные компоненты позволяют охватить всех учащихся и обеспечить целостность ценностного сознания учащихся.
Возможны разные варианты реализации модели духовно-нравственного образования:
- последовательное введение от 1 к 11 классу, которое основывается на преемственности в изучении содержательных линий курсов;
- одновременное введение во всех классах на трех ступенях школьного образования, которое основывается на законченном цикле учебного материала для каждого класса;
- продолжение образования в 6-м и последующих классах для учащихся 19 регионов, участвующих в апробации;
- продолжить использовать учебное пособие «Основы православной культуры» (4-5 класс) в общеобразовательных школах всей России по окончании апробации курса одновременно с преподаванием дисциплин духовно-нравственного содержания в других классах.
Предложенные варианты организационно-педагогической модели способны обеспечить требования любого решения по развитию системы духовно-нравственного образования, выбранного Президентом РФ и Правительством РФ по окончании апробации образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Данная модель духовно-нравственного образования позволяет:
- сформировать мировоззрение учащихся, которое базируется на основе самоопределения и идентификации школьников с ценностями традиций отечественной культуры;
- воспитать уважительное отношение к традициям различных этносов;
- развить гражданское самосознание, патриотизм;
- сформировать традиционные для нашей культуры семейные ценности, способствующие созданию гармоничной семьи;
- воспитать ответственное отношение к труду.
Модель, предлагаемая межрегиональной группой лаборатории педагогики Православия УрО РАО, органично сочетается с логикой проводимого эксперимента по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Специалисты межрегиональной группы внимательно изучили и проанализировали существующие образовательные программы и учебно-методические комплексы по православной культуре.
Новые учебно-методические комплексы готовятся с использованием современных информационных технологий и с учетом межпредметных связей в системе обучения.