
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Они могут брать в храм игрушки и искренне молиться за котят. Громко разговаривать, плакать и мешать другим. Артур – в крещении Арсений – самый капризный из пятерых детей Елены Расковаловой. Двойняшка Арсения Тимофей поспокойнее, но когда братья вместе - мама хватается за голову. А ведь еще есть пятилетняя Олеся и младшие школьники Даниил и Денис. Когда всей компанией семья приходит в храм, за голову хватаются свечницы. И не всегда в корректной форме предлагают многодетной маме покинуть храм…
Елена Расковалова говорит: «Я понимаю, что дети мешают… И мы были рады уйти куда-нибудь на детскую площадку или в комнату матери и ребенка как на вокзале, в аэропортах. Но в том храме, куда мы ходим, нет такого места, к сожалению. Поэтому я вот сейчас перед выбором - или продолжать мешать другим людям молиться или вообще не ходить на службу…»
Храм, в который постоянно приходит многодетная семья, большой, но детям в ожидании Причастия деваться, действительно, некуда. Сотрудницы прихода расшалившимся малышам замечания делают хотя и ласково, но и они считает, что выделять специальную площадь для детей в церкви неуместно: «В нашем храме площадки нет, и она даже не планируется. Дети приходят молиться в храм, причащаться, если они будут играть - не готовы будут к Причастию».
То, что играть детям до Причастия не полагается, считают и некоторые священнослужители. Мол, «так дело и до комнат отдыха в церкви дойдет».
«Детская площадка при храме – это не отдых, а необходимость», – высказывают свое мнение другие батюшки.
В екатеринбургском храме в честь Воздвижения Креста Господня, хоть он и монастырский, малышам готовы идти навстречу. Но о горках и качелях пока только мечтают: нет средств. Довольствуются одинокой песочницей во дворе.
Наместник Крестовоздвиженской обители игумен Флавиан (Матвеев) уверен: «Тот факт, что один ребенок спокойно стоит на службе, а второму необходимо порезвиться – не должен вызывать осуждения и лишних эмоций у других прихожан. В идеале, у детей должно быть свое место для игр у храма. Тем более, у современных, родители которых сами недавно пришли к вере.
Дети, которых родители начали воцерковлять в 3 года и, например, в 8 лет - это будут совершенно разные дети с разными возможностями. Малышам ведь надо не только «по стойке смирно» стоять на службе, но и общаться с теми ребятами, которые более воцерковлены».
В приходе в честь Всех Святых вопрос о том, можно ли играть маленьким детям до Причастия, вообще не возникает. Площадка при храме, расположенном в центре уральской столицы, служит не только помощью родителям с малышами во время и после службы, но и положительно влияет на душу ребенка. Погулять здесь можно и в будний день, не опасаясь встретить компанию, которая скверно ругается, пьет и курит при детях.
Кроме того, богослужение транслируют на улицу, родители вместе с чадами слышат все, что происходит в церкви и все равно участвуют в богослужении. А ребенок с малых лет привыкает к храму.
По словам настоятеля Всехсвятского прихода митрофорного протоиерея Владимира Поммера, «ребенок слышит звон колоколов, песнопения, видит достойный пример взрослых, учится молиться, расширяет круг общения с такими же, как он, православными сверстниками».
Семья Дмитрия Ващенко давно ходит в храм в честь Всех Святых. И глава семьи, и его супруга - педагог воскресной школы - хорошо понимают особенности детской веры и того, почему от ребенка в храме нельзя требовать того же, что от взрослого: «По стойке смирно – это взрослые себя должны смирять в храме, отвлекаться от мирских забот, а у детей мирская забота пока небольшая: радоваться жизни, радоваться солнцу».
…Пустите детей приходить ко мне, сказал Христос. И многое из того, что происходит на богослужении, ребенок поймет сам, когда вырастет. Но для этого храм должен стать для него родным домом, в который захочется вернуться.