Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → О газете

Екатерина Градова: «Святая Екатерина – земное воплощение идеала женщины»

Святая великомученица Екатерина долго была для меня в числе огромного сонма святых, которых я не знала. Крестилась я в 33 года, очень поздно, в 38 начала воцерковляться, и это была жизнь с белого листа.

Помню, был момент – а к тому времени я уже исповедовалась, вела церковную жизнь – когда я выключила все телефоны, закрыла дверь и часа два молилась перед иконой святой великомученицы Екатерины, покаянно молилась. И очень-очень просила ее изменить мою жизнь, открыть мне выход в жизнь в совершенно новом качестве. И – это стало для меня одним из самых больших чудес – я даже не представляла, как через два часа все изменится. У меня ушел перед чем-то страх, появилось твердое намерение, и я даже перестала себя эмоционально узнавать в чем-то. Этот день я очень хорошо помню.

Философия людская не приводит к открытию бытия. И от этого очень многие философы, собравшие мудрость человеческую, не нашли в ней удовлетворения, и устремились к христианству, ко Крещению, ко Христу. Философия – это мудрствование суетное, человеческое, людская мысль, людские умозаключения – и Екатерина её опровергла в лице 50-ти ученых мужей. Они изучили все науки людские, но всю египетскую светскую мысль юная Екатерина развенчала – развенчала, потому что в устах языческих риторов было безбожное мудрствование, а ей после крещения Господь открывал подлинные тайны бытия.

Святая Екатерина... При всей ее красоте, царском роде, уме, образованности, которая у нас почему-то считается духовностью (у нас происходит подмена понятий: сколько прочитал, настолько и духовен – на самом деле, ничего подобного, это совершенно разные вещи) – так вот, при всем этом она восприняла Истину, открытую ей сирийским монахом, восприняла Христа сразу и полностью. Вместила ровно настолько, насколько может человеческое сердце вместить. И подвиг ее был без секунды сомнения. Что же в этом подвиге потрясающе – как, в общем, и в подвигах целителя Пантелеимона и многих других святых?

Мы живем в земном граде. Но существует абсолютно реально – более реально, чем мы с вами – территория града Божия. Мы привыкли показывать наверх – но это ассоциативные моменты, связанные с красотой неба, с возвышенностью человеческих качеств. А град Божий находится в определенном измерении, и вход в него предоставляется только совершившим подвиг, то есть людям, которые не разрешили себе заснуть, облениться, обезразличиться, а подвинули себя, чтобы подойти к его вратам. И подвиг этот – не просто подвиг силы, пота, крови, усилий, уговоров себя; это подвиг любви.

Екатерина не одна совершила подвиг – от соприкосновения с ней появились мученики среди ученых, мудрствования которых она опровергла – они уверовали, за что и были сожжены… Императрица Августа, воевода Порфирий уверовали, и с ними 200 солдатиков – воинов. И все они приняли мученическую кончину.

Получается, что вход на территорию града Божия лежит через большие жизненные препоны, и даже великий дар жизни, который нам Господь дал, приходится иногда в самом начале возвращать ради входа в наше Отечество Небесное. Мы оттуда изошли, туда должны вернуться.

Когда говорят, что Христос – Небесный Жених святой Екатерины, в этом великий духовный смысл, потому что брак вообще понятие духовное. Потому брачные узы сейчас и разваливаются диаволом на земле. Это трудный путь – брак на земле, святое семейство. Трудный. В нем много искушений, соблазнов, падений, раздумий, разочарований, – а брак со Христом не несет этого ничего.

Наше время кажется совершенно безнравственным – но во времена Екатерины все было примерно так же. Телевидения только не было, которое множит грех, а в домах, на пирах, на улицах происходило примерно одно и то же. И сегодня мы видим массу девочек, далеко отстоящих от каких бы то ни было понятий нравственности, сопровождающих бурными возгласами и аплодисментами какие-то страшные содомские действия на экранах, на сценах – страшно. Страшно, жалко их безумно: они понятия не имеют о том, что делают – не ведают, что творят.

А святая Екатерина – она есть, она живая, она носительница женского начала, такая же, как эти девочки, она красавица – но она совсем другая. Она не поддалась никаким нашептываниям, никаким соблазнам, никаким предложениям богатства, страстной земной любви и власти, из-за которых девушки готовы отдать все, лишь бы только что-то ухватить, особенно в Москве. И от нее многое зависит: ее можно просить, она помогает, дает ответы …

Конечно, не надо забывать, что мать святой Екатерины была христианкой. А молящейся матери-христианке Господь не отказывает. И, если на ее руках росло это существо, этот цветок – среди языческого окружения его хранила молитва матери. Но, должна сказать, что это трудно (так же, как и сейчас) – вымолить христианскую дочь. Именно из-за окружения, потому что тут же подступают соблазны – через наряды, деньги, карьеру… И понятно, что Екатерины все это не коснулось благодаря молитвам матери и, конечно, планам Господа.

Земное воплощенье идеала.
Высокий ум, святая чистота,
Почетное родство и красота,
Сошедшая с небес, как с пьедестала,
Всем совершенством замысла Творца.
Быть образцом любви и подражанья,
Не возбуждая зависти, желанья
Ей обладать всецело, до конца –
Тому, кто был без Бога и любви,
Но возжелал души ее и тела,
Кто был, грехом иссушен, изувером,
Как искушенный диавол во плоти.
Не прикоснется диавольская плоть
к тому, в ком есть спасение и вера.
И это подвиг вечного примера,
Того, что никогда не побороть,
И жертвовать собой и всем, что еcть
Во имя превосходства восхожденья
любви и духа, отрицающего тление
и возрождающего праведность и честь.

Я считаю это стихотворение очень важным, потому что возрождение праведности и чести – удел не только мужчин, но и женщин (во многих случаях я вижу, как мужчины ведомы бывают).

Два примера женщин. Ева, которой диавол нашептал – и она соблазнилась. И дальше, смотрите: муж пошел за ней, и все человечество пало. И Екатерина, которая не поддалась никаким нашептываниям, никаким соблазнам, никаким предложениям богатства, какой-то страстной земной любви, власти и прочим наслаждениям, из-за которых девушки готовы не что-то отдавать, а отдать все, лишь бы только что-то схватить, особенно в Москве. Вторая дева – из святой истории града Небесного – не поддалась этому. И, конечно, хочется, чтобы человечество такими подвигами, наконец, встало уже с колен, в своей твердой телесной оболочке хотя бы, и начало бы возрождать праведность в женщинах и честь в мужчинах.


Екатерина Георгиевна Градова – известная российская актриса. Была замужем за Андреем Мироновым. Дочь Мария Миронова – популярная актриса кино и театра.

Зрительское признание пришло к актрисе Екатерине Градовой в 1969 году, когда она сыграла главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Известность в кинематографе к актрисе пришла в 1973 году после выхода на экраны знаменитого телефильма «Семнадцать мгновений весны», где она сыграла роль радистки Кэт. В 1979 году Е.Градова снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя», сыграв небольшую, но заметную роль Светланы Волокушиной. Все эти годы актриса продолжала играть на сцене Театра сатиры.

Постепенно театр потерял для Екатерины Георгиевны привлекательность, а после смерти бывшего мужа Андрея Миронова стал просто тяготить. Когда в середине 80-х внуку Градовой Андрюше исполнился месяц, актриса ушла из театра.

Потом Екатерина пришла к вере в Бога: «До 38 лет Господь терпеливо ждал меня. Когда я по-настоящему уверовала, уже не могла вести привычный образ жизни. Много всего сошлось и переплелось в судьбе и во взглядах. Был период, когда я сильно болела, и даже кремлевские врачи не могли определить диагноз. Года два практически не выходила из дома, вес дошел килограммов до 45. Однажды в больнице случайно услышала, как врач сказал моей близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда я обратилась к Богу, и болезнь отступила».

Старалась помогать детям-сиротам и брошенным старикам. Создала благотворительный фонд. Окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте. Преподавала в гимназии, в русской школе. Создала предмет — «Живое слово»: изучение словесности, основанное на Евангелии и Библии, на русской классике.

В настоящее время Екатерина Георгиевна уделяет много внимания дочери и воспитанию внука. По ее словам, внук Андрей очень похож на деда – Андрея Миронова. Уже больше десяти лет актриса зимой живёт в Москве, а на лето уезжает в Судогду Владимирской области: «У нас бывает много детей. Читаем, изучаем Закон Божий, историю, рисуем, вышиваем, делаем картины из соломки, 2 раза в день по часу плаваем, ездим в паломничества, устраиваем концерты и даже настоящие балы, фейерверки, печем что-нибудь, обязательно отмечаем дни ангела».

www.sudogda.ru

Другие материалы...

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Март 1994 г.
Выход в печать 

12  февраля 1997 г.
Зарегистрирована Госкомитетом РФ по печати (рег. № 015715)

17 февраля 1999 г.
Начало создания электронной версии «Православной газеты»

Подписной индекс по России и странам СНГ — 32475