Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → О газете

«Что украшает город? Храмы! Они наиболее всего выражают светлый дух народа! Национальный дух: свободный, легкий, светлый дух российского народа!»

Общественность Екатеринбурга о воссоздании собора во имя Святой Екатерины.

Дмитрий Полянин, председатель правления областного Союза журналистов РФ:

– Я считаю, что строительство храмов вообще дело благое. И, естественно, придание Екатеринбургу вида, который исторически был у города, я тоже считаю позитивным. Другой вопрос, что восстановление Екатерининского собора, конечно, должно вестись в соответствии с законодательством, в соответствии с той градостроительной документацией, которая должна быть обязательно оформлена.

Я знаю, конечно, о конфликте, который сейчас возник с людьми, скажем так, которые имеют иное мнение о восстановлении храма на его историческом месте. Мне кажется, что им нужно обязательно дать возможность высказать свои соображения, обязательно учесть их мнение, ну и двигаться дальше.

Елена Спиридович, руководитель пресс-службы ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии»:

– Наш руководитель, генеральный директор ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» Сергей Николаевич Скуратов всегда поддерживал верующих. В знак уважения к духовной жизни людей, сотрудников авиакомпании, жителей поселка Кольцово, при помощи авиакомпании был возведен храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Касперовская».

Сергей Николаевич считает, что Церковь играет большую роль в жизни людей, во все времена возвращает им веру и смысл жизни. Поэтому он всецело поддерживает проект восстановления Екатерининского собора в Екатеринбурге на его прежнем, историческом месте, где еще сохранилась часть фундамента некогда поруганной православной святыни.

Валерий Горелых, начальник Отдела информации и общественных связей ГУВД области, полковник милиции:

– К восстановлению Екатерининского храма на его прежнем месте я отношусь абсолютно нормально. И думаю следующее: если бы у конкретного человека когда-либо какой-то преступник или преступники что-либо отобрали, и через некоторое время, независимо от того, сколько времени с тех пор прошло, человек узнал, что его вещи или предметы найдены и будут возвращены в самое ближайшее время – я думаю, любой человек был бы рад этому.

Вне зависимости от того, что прошло много времени, что, казалось бы, человек уже забыл отчасти про это горе, про то преступление, которое было совершено в отношении него – когда ему сообщат, что справедливость все-таки, хоть и поздно, восторжествовала, он все равно в душе будет этому рад.

То же самое можно сказать относительно Екатерининского храма. Когда его уничтожали, никто не спрашивал у людей, можно ли сносить эту церковь или нельзя – ее попросту ликвидировали, и все. Но прошло уже много лет с тех пор, и я думаю, что справедливость рано или поздно должна в обязательном порядке восторжествовать. И некоторые граждане, которые противятся этому, я думаю, просто-напросто сами никогда не попадали в трудную жизненную ситуацию. И поэтому, может быть, огульно поливают грязью тех людей, которые хотят снова видеть на этом месте некогда уничтоженный храм. Ничего страшного в том, что в этом месте вновь будет находиться собор; никому от этого на душе хуже не станет.

А все «опасения», что с восстановлением храма меньше окажется места для тех, кто распивает пивко в общественном месте, где под каждым кустом непонятно чем занимаются, безосновательны. Я думаю, храм как раз и будет приносить больше пользы обществу, особенно молодому поколению, нежели что-то иное. Вот такая моя позиция.

Борис Хилков, предводитель екатеринбургского Дворянского собрания:

– Мне не хотелось бы быть неугодным для кого-то и раздражать ту или иную сторону. Мне бы хотелось, чтобы этот вопрос решали не спеша и спокойно; надо подготовить граждан к его решению, провести разъяснительную и просветительскую работу среди жителей города.

И когда все убедятся, что данная площадь действительно историческое место, что с нее начинался Екатеринбург, может быть принято положительное решение. Позиция Екатеринбургской епархии мне понятна, она, наверное, правильная, но надо все-таки попробовать методы подготовки населения, попытаться сгладить сложившуюся ситуацию противостояния двух сторон.

Людмила Всеволожская, вице-предводитель екатеринбургского Дворянского собрания:

– Я присутствовала на заседании совета по градостроительству, на котором рассматривался этот вопрос, и могу сказать, что большинство присутствующих высказались за восстановление Екатерининского собора именно там, где он находился прежде. Против этого выступала молодежь – им, видите ли, негде будет кататься на роликах. Но они уже завладели Октябрьской площадью, Историческим сквером, они катаются и на нынешней площади Труда возле памятника де Генину и Татищеву .
Горячо поддержали проект историки и краеведы. Кроме восстановления Екатерининского собора, они внесли предложение и о переименовании железнодорожной станции из Свердловска в Екатеринбург, и области тоже.

Мне понравилось, как объяснили архитекторы историческое значение восстановление храма именно на этом месте. Город Екатеринбург начинал строиться с плотины и двух площадей справа и слева от нее. На этих площадях и возвели храмы, то есть была создана единая архитектурная композиция, единое архитектурное решение городского пространства. Храмы разрушили, но необходимо восстановить историческое лицо города – поставить их на свое место.

Екатерининский собор был ведь не очень большим, всего 35 метров, большим он стал позднее, после нескольких пристроек к нему. Поэтому он легко уместится на площади, не повредив имеющуюся там часовню во имя Святой Великомученицы Екатерины и не занимая место, где сейчас находится фонтан. Фонтан просто переносится, освобождая место для обустройства соборной площади.

Сейчас очень многие люди задумываются о своей родословной, о своих семейных корнях, идут в архивы, находят документы. И гордятся своими предками, основателями их рода. Городская плотинка и Екатерининский собор – это, можно так сказать, родословная нашего города. Ее нужно знать, восстанавливать и гордиться тем, что мы имели, тем, что оставили нам в наследство наши деды и прадеды.

Алексей Мосин, доктор исторических наук, кафедра истории России УрГУ:

– Самая общая моя позиция по отношению к разрушенным храмам – в том, что храмы должны восстанавливаться. Должен, естественно быть восстановленным и Екатерининский собор Екатеринбурга. Но я думаю, что обстановка сегодня в нашем обществе такова, что в каждом отдельном случае, наверное, нужен диалог. То есть нужно, чтобы люди, у которых различные позиции по этим вопросам, встречались, свою аргументацию приводили. И чтобы уже какие-то принятые решения были обоснованы, были понятны всем, и большинство в обществе разделяло такой подход. Мне кажется, вот так нам и надо себя вести.

Любовь Серебрякова, зав. кафедрой истории музыки Уральской государственной консерватории, кандидат искусствоведения, профессор:

– Я всеми силами только за восстановление храма во имя Святой Екатерины, тем более что и нынешняя Екатерининская часовня органично впишется в этот архитектурный ансамбль.

Но хотелось бы, чтобы не оставались без внимания и заботы и другие, пока недостроенные и требующие реконструкции и восстановления православные храмы Екатеринбурга.

Сергей Кропотов, ректор Екатеринбургской академии современного искусства, доктор философских наук:

– Я не против восстановления в Екатеринбурге храма во имя Святой Екатерины, чье имя носит город. Но мне кажется, что одновременно с этим нужно вести еще и определенную духовно-просветительскую работу среди жителей города. Сейчас мало кто вообще знает, кто была эта Екатерина, как жила, как духовно возрастала и как пострадала за свою веру, почему ее почитают как святую великомученицу.

Если бы люди об этом знали более подробно и глубоко, тогда и вопрос о восстановлении храма, освященного в ее честь, не стоял бы, наверное, так остро. Так что в этом направлении екатеринбургским священнослужителям и богословам предстоит еще большая и серьезная работа.

Александр Карпов, заслуженный артист России, директор Концертного объединения «Уральский хор»:

– В принципе, нынешняя площадь Труда мне нравится, но если решится вопрос о восстановлении Екатерининского храма на его историческом месте, я не буду выступать против. Возведут храм – замечательно совершенно будет.

Сергей Айнутдинов, председатель регионального отделения Союза художников России:

– Что касается восстановления Екатерининского собора именно на площади Труда, мне представляется это решение правильным: там построено уже довольно много зданий вокруг, и уже «теряется» некий воздух. Но мне кажется, что правильнее было бы поставить здание храма немного в глубине нынешней площади, как раз там, где в настоящее время находится серое государственное здание, в котором раньше размещался обком партии.

Сказать, что это памятник архитектуры конструктивизма, конечно, можно, но, наверное, таких памятников в нашем городе есть еще немало. А вот воздух перед храмом, некую площадь, мне кажется, важнее было бы сохранить именно в контексте других зданий, которые находятся вокруг. Там все очень красиво просматривается: и река, и мост, и это, честно говоря, очень радует глаз – есть некое свободное пространство, которое позволяет осматривать и охватывать город как-то по-другому, чем в окружении сплошных зданий.

Мне очень жаль эту территорию, поэтому я за восстановление Екатерининского собора, который действительно надо возводить. Но не совсем на том месте, которое предлагается, а чуть-чуть поодаль, в глубине.

Наталья Шахова, помощник председателя совета Уральского регионального отделения Российского клуба православных меценатов:

– Я думаю, площадь Труда в Екатеринбурге не то место, которое стоит, наверное, таким образом защищать, как происходит в настоящее время. Свое мнение о восстановлении Екатерининского собора мне высказать очень сложно, но мне безумно не нравятся та «пиар-кампания» и та агитация, которые происходят сейчас в городе вокруг этого собора, поэтому стараюсь как-то сгладить ситуацию, есть какие-то вещи, которые мы делаем для этого.

Не понимаю тех людей, которые выступают за сохранение этого достаточно сомнительного памятника – я имею в виду фонтан. Сомнительный он, на мой взгляд тем, что за ним никто по-настоящему не следит. Это место, где валяются окурки и пустые сигаретные пачки, пивные банки и бутылки, вокруг постоянно распивают спиртные напитки – и все массовые праздники превращаются в разгул как раз возле этого фонтана.

Я знаю историю Екатерининского собора, знаю, что он из себя представляет, знаю его ценность для нашей епархии и для нашей истории. И понимаю, что в городе, носящем имя святой великомученицы Екатерины, Екатерининский собор, стоящий на том месте, где он находился прежде, нужен. И вообще нужен собор, который будет посвящен Небесной защитнице, покровительнице и хранительнице города, а не маленькая часовенка, которая сейчас имеется.

Понимаю, что это достаточно знаковое место не только для православных людей, но и для всей истории возникновения и строительства Екатеринбурга и завода, участие в котором принимали, кстати, люди многих национальностей. Национальность человека в то время не имела никакого значения для участия в строительстве храма. Почему же этот вопрос некоторые пытаются поднимать сейчас, когда идет речь о восстановлении раздушенного храма?

Герман Авдюшин, председатель областного отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание»:

– Я считаю, что Екатерининский собор нужно восстанавливать, и именно на историческом месте его первоначального расположения. Этот храм – неотъемлемая часть истории нашего города, и говоря о необходимости его восстановления, мы говорим о необходимости восстановления исторической справедливости по отношению к поруганному и разрушенному Екатерининскому собору.

Поэтому двух мнений быть не может о восстановлении храма. Мы и так уже очень многое безвозвратно потеряли, когда с подачи нынешней администрации города почти весь старый Екатеринбург был стерт с лица земли, а на месте красивых старинных домов были построены круглые дома-«аквариумы» и высотки.

По тому, как мы относимся к историческому наследию, в том числе и храмам, можно судить, как мы относимся к истории страны. История нашей страны одна, тысячи лет нашему государству. А сколько лет нынешним власть предержащим чиновникам? По сравнению с возрастом страны и даже с возрастом Екатеринбурга – это ничто. И когда некоторые люди попадаются на их удочки, становится грустно и печально от того, что эти люди не могут самостоятельно смотреть дальше своего носа.

Обратимся к известной истине, где говорится: у того, кто забывает свою историю, нет будущего. Это говорится об отдельном человеке. А если говорить обо всем народе, то надо мыслить в глобальной перспективе дальнейшего существования нашего государства. У народа, который забывает свою историю, нет будущего. И такая ситуация, которая сложилась в Екатеринбурге, к сожалению, типична для многих старинных городов нашей страны, потому что храмы-то в основном разрушали.

Борис Тепляков, главный врач Областного наркологического диспансера:

– Во-первых, если говорить о нашем государстве, мы знаем, что государство когда-то, во времена революции, все реквизировало, разобрало и порушило многие храмы. Все это было сделано, по-моему, не веруя ни во что святое. В недавнем разговоре премьер-министра Владимира Владимировича Путина со Святейшим Патриархом всея Руси Кириллом речь как раз шла о том, что когда-то взятое, уничтоженное нужно немедленно восстановить.

То есть восстановить историческую, я подчеркиваю, историческую справедливость. Потому что без истории народа не может быть. Если народ не чтит историю, следовательно, народ недуховен, он не любит и не уважает свои корни. А история Российского государства достаточно сложна, интересна в своем развитии. И если все это будет восстанавливаться – в частности, Екатерининский храм, который является частью той самой истории – я буду очень рад.

По-моему, если даже говорить, что украшает город, – так это наши храмы. Потому что они наиболее светлые, наиболее национальные, они выражают национальный дух: свободный, легкий, светлый дух народа российского. И тот «Каменный цветок», о котором так радеют некоторые, по большому счету нельзя даже назвать архитектурным сооружением – какой это каменный цветок? Это парадоксальный фонтан, который не дает душе ничего абсолютно, кроме брезгливости, когда видишь его «воды», щедро «украшенные» окурками и пустыми банками из-под пива.

Алексей Кузьмин, писатель:

– Конечно же, я всецело поддерживаю идею восстановления собора во имя Святой Великомученицы Екатерины. Наш город назван в честь святой Екатерины, поэтому у него должен быть свой престольный собор. Престольный праздник и главный собор города – Екатерининский – обязательно должны быть; каких-то других разрушенных и снесенных храмов может не быть, а этот должен быть.

У меня однозначная точка зрения на это. Подумайте сами, какое будущее ожидает город, в котором нет собора во имя того святого, в честь которого он был назван?

Ольга Голова, директор Свердловского филиала Российского фонда культуры, старший научный сотрудник Областного краеведческого музея:

– В свое время именно Российский фонд культуры выступал одним из инициаторов возведения в Екатеринбурге часовни во имя Святой Великомученицы Екатерины на месте уничтоженного Екатерининского собора.

Я вообще за то, чтобы восстанавливать все порушенные и полуразрушенные храмы – город должен восстанавливать свой исторический облик. Все знающие и понимающие люди поддерживают восстановление Екатерининского храма на его историческом месте, и на это есть аргументы: именно с этого места, с этого храма и начиналась история нашего города. Храм Святой Екатерины долгое время был главным храмом города, можно сказать, его лицом, и восстановление этого собора в честь Небесной покровительницы и заступницы нашего города есть движение к восстановлению облика старинного Екатеринбурга. Возведение его на данном месте вполне логично еще и потому что неподалеку установлен памятник основателям Екатеринбурга де Генину и Татищеву.

Владимир Бабенко, основатель и ректор Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженный деятель искусств РФ:

– Я вижу решение обсуждаемого вопроса так. Прежде чем восстанавливать храм Святой Екатерины на площади Труда, нужно снести серый советский дом, в котором сейчас расположены высокопоставленные конторы. Потому что иначе, если там поставить храм, будет очень тесно, и все будет неправильно.

А дом этот стоит частично на бывшем кладбище. Вот его надо снести, а храм восстановить. А вокруг храма чтобы было большое место для гуляний, как оно и сейчас считается местом для гуляния. Вот так и овцы будут целы, и волки будут сыты: и храм будет восстановлен, и молодежь пусть там гуляет дальше. Может быть, именно присутствие на площади храма положительно скажется на поведении молодых людей, и они не будут здесь безобразничать, как сейчас. Это первое.

И второе. Нужно определить и объявить четкие сроки сноса этого дома, начала восстановления храма. Установить большой щит, на котором были бы указаны даты окончания строительства и освящения храма. Скажем, буквально через год.

Алла Дудина, директор Свердловского областного государственного фильмофонда, почетный кинематографист России:

– Я человек верующий, поэтому считаю, что восстанавливать разрушенные и снесенные с лица земли храмы, наши православные святыни, нужно обязательно. И в малых селах, и в больших городах.

Что же касается Екатеринбурга и его некогда самого главного храма, возведенного в честь Небесной покровительницы и заступницы города – Екатерининского собора, то двух мнений быть, по-моему, не может. Его непременно нужно восстановить на его историческом месте в прежнем величии и красоте.

Валерий Топорков, заслуженный артист России:

– У меня однозначное мнение: собор должен стоять, храм должен быть восстановлен.

Во-первых, восстановление этого храма – дань нашим предкам, ведь все мы знаем из истории, что до революции наш город был значительно меньше, а храмов было на порядок больше, чем в настоящее время. И восстанавливать Екатерининский собор нужно на его историческом месте. Кто-то говорит, что храм может исказить городской пейзаж, но я так не думаю. На мой взгляд, наоборот, величественный храм будет достойным украшением нашего города. Потому что этот храм – кровь от крови, плоть от плоти старинного Екатеринбурга.

И хотя я верующий православный человек, но мною больше руководят патриотические чувства. Екатерининский собор – это часть истории нашего города. И поскольку уже пошли разговоры о возрождении и восстановлении этого храма, то я думаю, что рано или поздно он будет восстановлен. Но хотелось бы, чтобы это было пораньше все-таки.

Я знаю, какие страсти накаляются сейчас вокруг решения этого вопроса, как общественность к этому относится. Но поскольку сейчас основная масса общественности к вере еще не вернулась, нужно найти мирное решение этой проблемы, вести правильную разъяснительную работу.

Мы должны понять и осознать, что когда-то по чьей-то злой воле церковь была разрушена – так почему же и сейчас восстановлению храма должна противостоять чья-то другая воля, почему какой-то негатив должен противостоять истине? Я думаю, что собор должен быть восстановлен.

Светлана Мелентьева, поэт, художник, музыкант:

– Я хочу начать с одного короткого своего стихотворения. Оно звучит так.

Обезглавленные храмы,
Обезличена страна,
Историческая драма,
Всенародная вина.

И вот в контексте этого стихотворения хочу сказать следующее. Первое: восстановление храма совершенно необходимо, потому что мы получили такое наследство – разрушенные храмы. И мы, потомки тех людей, которые, может быть, ошиблись, сделали не так, должны исправить эту их вину, частично перешедшую на нас.

Второе: мы – православные христиане, и восстановление храмов это как бы наша покаянная молитва; может быть, даже за тех, кто это все содеял. А как же, мы должны сейчас молиться за всех них.

Третье. Необходимо возвратить лицо нашей православной России, чтобы нас весь мир уважал. Восстановление храмов, мне кажется, такой замечательный воспитательный момент для нашей молодежи: они должны видеть, что было содеяно, а мы сделали так, как должно было быть изначально.

Я еще хочу сказать, что нам принесет восстановление храма. Первое – это благодать вокруг храма, ведь ее чувствуют все: и верующие и неверующие. И как замечательно там быть, и посидеть на скамеечке, и походить вокруг собора, я уже не говорю о том, чтобы в него войти. Это само собой разумеется.

Поскольку я художник, хочу озвучить чисто эстетическую точку зрения на поднятый вопрос. Я много путешествовала по России, бывала в зарубежных странах. И у меня сложилось мнение, что нет ничего прекраснее для созерцания, чем такое творение рук человечества, как храм. Потому что оно – соработничество наше с Творцом нашим. Поэтому эстетически это прекрасно. Я видела в газете фотографию храма, уже проецированного на его историческое место. Теоретически он закроет ужасную серую стену дома, который стоит на площади.

Я хорошо помню это место; много лет назад, еще будучи студенткой, я часто тут ходила, и всегда испытывала в этом месте какую-то пустоту, холодность. И мне никогда не хотелось тут на скамеечке сидеть. Этот серый дом, как серая стена, просто-напросто угнетает.

Если уж говорить о восстановлении Екатерининского собора, я думаю, что в нашем городе мы должны восстановить все храмы на сто процентов, даже речи не может быть о другом. Я бы вообще на каждой улице, будь моя воля, где возможно поставила бы храмы. Их не хватает. А вокруг них всегда та благодать, которая в нашей жизни нам просто необходима.

Тамара Воронина, заслуженная артистка России:

– К восстановлению Екатерининского собора на его историческом месте я, конечно же, отношусь очень положительно. Дело в том, что еще в начале 90-х годов ХХ века, при Владыке Мелхиседеке, уже поднимался этот вопрос, но в 1996 году категорически сказали, что по техническим причинам невозможно восстановить здесь храм. На месте разрушенной православной святыни мы тогда с группой энтузиастов установили Поклонный крест и регулярно совершали возле него молебны, читали акафисты святой Екатерине. Этот крест на площади Труда, как и крест на месте строительства Храма-на-Крови, несколько раз разрушали, но мы восстанавливали его снова и снова – были такие патриоты в городе.

Когда на площади поставили часовню в честь Святой Великомученицы Екатерины, мы были безмерно счастливы. Оказывается, алтарная часть Екатерининского собора сохранилась, поэтому храм должен восстанавливаться именно на ее основе. И нынешняя красивейшая часовенка Святой Екатерины будет вписываться в архитектурный ансамбль – как доченька к матери.

И сейчас, когда этот храм-памятник можно восстановить, какой может быть еще разговор, какие раздумья и сомнения? Конечно, надо восстановить историческую справедливости, чтобы в городе был храм во имя Святой Великомученицы Екатерины, нашей Небесной покровительницы. А как же иначе-то?

Что касается фонтана, могу сказать, что я тоже отношусь к нему с огромным уважением, потому что это – тоже дань времени, печать времени, прекрасный памятник конструктивизма. И вполне можно этот фонтан перенести в такой же конструктивистский ансамбль других городских зданий. Почему в свое время здесь сделали фонтан? Да потому что после разрушения Екатерининского собора там образовалось пустое место, его нужно было чем-то заполнить. Так вот на месте храма Святой Екатерины появился этот фонтан, а на месте Христа Спасителя в Москве – бассейн.

Люди привыкли к этому, привычка – это вторая натура. Горожане здесь встречались, гуляли, и я всегда говорю: это прекрасно, что вы встречались на святом месте. Фонтан тоже поставили на святом месте, но все-таки это не храм: храм и фонтан совершенно полярны, значимость их несоизмерима.

Люди еще не все понимают до конца, не осмысливают. А осмысливать нужно, потому что 80 лет вытравливания православия в нашей стране сделали свое дело. Большинство наших людей еще живут без веры или занимают такую позицию: «Мы будем платить священникам, а они пусть помолятся». Нет еще в основной массе людской тяги к нравственному, духовному. Но растет уже поколение сознательных, воцерковленных людей, от которых крепнут прежние маленькие веточки веры. Это люди, которые регулярно ходят в церковь, молятся, причащаются, понимают значимость храмов; с ними проблем нет. Проблемы возникают только с теми, в которых я не скажу, что заложена атеистическая информация, а заложена информация сегодняшнего дня. Это поколение надо еще воспитывать, поэтому здесь будут еще столкновения мнений, пересечения, неудовольствия. Это все естественно.

Другие материалы...

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Март 1994 г.
Выход в печать 

12  февраля 1997 г.
Зарегистрирована Госкомитетом РФ по печати (рег. № 015715)

17 февраля 1999 г.
Начало создания электронной версии «Православной газеты»

Подписной индекс по России и странам СНГ — 32475