Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества:
– В данной ситуации важно положить начало диалогу между всеми слоями горожан: и теми, кто выступает за воссоздание храма, и теми, кто этому противится. Если люди обеспокоены сохранением зоны для отдыха, то можно вспомнить, что такая зона может существовать рядом с храмом. И найти решение, которое устроило бы всех, вполне возможно.
Отсутствие первого городского храма на его историческом месте, с моей точки зрения, лишает Екатеринбург чего-то очень важного: нарушает связь города с его основателями, с изначальной идеей его создания. Если бы мы оставили все как было в конце советского периода нашей истории, то вместо Храма Христа Спасителя был бы уродливый бассейн, а на месте Казанского собора – пустое место. Мне думается, что мы должны возвращать памятники, которые связаны с центральной идеей, некогда заложенной основателями города.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата:
– По поводу протестов против восстановления храма могу сказать следующее. Практически всегда, когда речь идет о восстановлении храма, находятся люди, которые выступают против этого. Так было и с храмом Христа Спасителя, и многими другими храмами. Но проходит какое-то время, и эти протесты выглядят очень странными.
Вспомним, какой мощной была пятнадцать лет назад протестная компания по поводу восстановления храма Христа Спасителя. И для протеста всегда находятся какие-то основания, вплоть до того, что собачек негде выгуливать. Но если на одну чашу весов поставить, например, фонтан, а на другую – храм, где будут молиться и за весь народ, и за весь мир, то, безусловно, храм перевесит. И где тогда окажутся все протестующие, когда восторжествует слава Божия и историческая справедливость?
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище (г. Москва):
– Всегда были, есть и будут люди, которым Церковь почему-то не нравится. Просто есть диавол, и есть люди, которые ему служат. А в Екатеринбурге, может быть, восстановление храма задевает и чьи-то денежные интересы.
Не знаю, в чем суть обвинений против Екатеринбургской епархии, но о владыке Викентии, которого я лично знаю, могу сказать, что это честнейший и бескорыстнейший человек, возродивший духовную жизнь в своей епархии. По всей видимости, это очередная клевета. Может быть, кто-то хочет погреть руки на «жареных фактах».
А решать и обсуждать какие-либо вопросы с отцом лжи и его слугами бессмысленно и бесполезно.
Игумен Виталий (Уткин), секретарь Иваново-Вознесенской епархии, координатор Ассоциации православных экспертов:
– Почему в Екатеринбурге люди вышли на митинг против восстановления храма? Конечно, этих людей было немного, несколько сот человек. Вовсе не тысячи, как трубят антицерковные СМИ. Конечно, их вывели открытые враги Церкви. Понятна позиция и городской администрации – можно предположить, что городские площади давно негласно проданы и поделены, и вдруг Церковь заставляет пересмотреть правила этой коррумпированной игры. Но тем не менее люди вышли – и поставили свои подписи. Почему?
Наверное, потому что не привыкли ничего менять в сиюминутности своего видения мира. Человеку вообще в его нынешнем состоянии не нужны ни глубина, ни высота. Та перспектива, которую предлагает ему Церковь, бессмертие и необходимость борьбы с самим собой, современному человеку непонятна. Реальный мир давно, еще со времен советских черных радиотарелок, развешанных некогда повсюду, подменен для него муляжами, фантиками без конфет. Помните, что случилось, когда три дня не работало телевидение? Люди утратили тогда смысл жизни, впали в депрессию.
Современный мир стал плоским. Человек даже не может в своем грехе воскликнуть: «Из глубины взываю к Тебе, Господи» – он не осознает ни греха, ни себя самого. Есть бесконечное плоское шоу, перемежающееся новостями и рекламой.
Человеку страшно что-либо изменить внутри себя и вовне – мир политиков-популистов и мир денег играют на этой страсти человека. И только Церковь может разбудить человеческую душу. Но как же страшно просыпаться! Как трудно заставить себя меняться! Это значит – почти содрать с себя кожу, грязную коросту, которая задавила наше собственное «я».
Поэтому миссия Церкви – это освобождение человека. И, столкнувшись с екатеринбурскими событиями, мы еще больше видим, как эта миссия необходима, какой бы трудной она ни была. И в контексте этой миссии воссоздание храма Святой Екатерины является тем вопросом, где отступать нельзя. Мы можем и должны сказать – есть другой мир, другое видение человека. И этот мир возможен только там, где есть Царствие Божие, открывающееся в Божественной Евхаристии, то есть в храме. Вне храма человек обречен остаться червем, ползущим по плоскому листу бумаги. И не надо говорить, что у червя есть право оставаться самим собой. Человек-то – не червь. Хотя его и пытаются убедить в обратном.
Протодиакон Андрей Кураев:
– Сколько же желания у мэра Екатеринбурга Чернецкого избавиться от владыки Викентия любыми, самыми грязными способами! Конечно, ему милее вместо храмов рекламы с услугами проституток. Впрочем, это лишь эпизод войны мэра против нового губернатора, который поддержал идею восстановления Екатерининского собора на его историческом месте.
Я скажу как москвич: во-первых, не надо иллюзий. Если некую городскую площадь не занять храмом, то на ней рано или поздно втиснут торговый центр. Чиновники мэрии, проезжая мимо пустот, каждый раз подсчитывают «упущенную прибыль» от того, что это место свободно от экономической эксплуатации. Во-вторых, стоит вспомнить московские дискуссии о воссоздании Храма Христа Спасителя – сколько тогда было злых статей и ехидных реплик. Но храм появился. Интересно, каково былым скептикам теперь проходить мимо этого красавца?
Так же будет и в Екатеринбурге. И потому прежде высказывания модно-протестного мнения лучше спокойно подумать – потом, когда храм появится, сможете ли вы своим детям рассказывать, что вы когда-то протестовали против его появления?
Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Астраханской области Назымбек-хазрат Ильясов:
– Меня не удивляет то, что произошло в Екатеринбурге. В свое время глава ЦРУ Аллен Даллес сказал: чтобы уничтожить СССР и, в частности, русских, надо найти союзников внутри страны. А начать надо с работы над нравственным растлением молодежи: сделать все, чтобы они стали алкоголиками, наркоманами, распутными людьми. Глядя на современную ситуацию в стране, нетрудно понять, кто нами манипулирует и чьи интересы представляет екатеринбургский депутат Волков.
Я считаю, что снесенные храмы надо восстанавливать в первую очередь. Прошло то время, когда легально бесчинствовали безбожники и отправляли верующих в лагеря. Поэтому я возмущен этой акцией. Она, я полагаю, была организована с помощью звонкой монеты.
Напоследок могу лишь пожелать, чтобы екатеринбургский Владыка в этой ситуации проявил выдержку и сохранял спокойствие: резкая реакция может сейчас сыграть на руку его оппонентам.
Евгений Бахмутский, заместитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов:
– Всякого рода радикальные проявления неприличны как для верующего человека, так и для неверующего. С помощью насилия нельзя отстаивать ни хорошую, ни плохую позицию.
Эта ситуация – лишнее свидетельство того, что местным священнослужителям надо увеличить просветительскую работу. Строительство храма должно быть проявлением движения сердца и души жителей города. Но строить культовое здание, используя директивные методы, значит провоцировать возможную негативную реакцию.
Было бы хорошо, если бы верующие сейчас не стали резко осуждать атеистическую оппозицию, но явили дела милосердия, любви и великодушия. Им надо показать силу христианства как живой и благостной веры, чтобы горожане сказали, что они хотят этот храм, хотят, чтобы количество таких верующих увеличивалось в их городе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Март 1994 г.
Выход в печать
12 февраля 1997 г.
Зарегистрирована Госкомитетом РФ по печати (рег. № 015715)
17 февраля 1999 г.
Начало создания электронной версии «Православной газеты»
Подписной индекс по России и странам СНГ — 32475