Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
17 мая 2010 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Площадь Труда не должна стать площадью Раздора – вот одна из целей Крестного хода 14 мая.Как выглядит компромиссный проект восстановления храма Святой Екатерины?» На Крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 14 мая перед часовней великомученицы Екатерины собравшиеся молились, чтобы горожане нашли правильное решение в деле восстановления на этом месте Екатерининского собора, разрушенного в большевистский период. Восстановление этого духовно-исторического объекта накануне визита Патриарха в Свердловскую область стало «яблоком раздора» для екатеринбургской общественности. Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) выступил с инициативой восстановить гражданский мир и спокойствие в столице Среднего Урала и предложил вариант восстановления храма и сохранения фонтана, который так дорог части екатеринбуржцев. Инициативу ВРНС поддержали местные общественные объединения и горожане. На пресс-конференции был представлен компромиссный проект восстановления храма.
Анатолий Гагарин, директор института системных политических исследований и гуманитарных проектов, политолог:
– Ситуация, которая сейчас сложилась, имеет несколько аспектов: религиозно-конфессиональный, политический и культурно-исторический. Для меня эта инициатива интересна именно культурно-историческим аспектом. Один из краеведов справедливо заметил, что этот собор – единственный в мире, который носит название горного собора. Этот собор был культурной доминантой не только площади, но и в целом Екатеринбурга. Материальной доминантой будут плотина, завод и т.д. А храм – доминанта культурная.
Представьте себе, что примерно 80 лет назад в Европе власть захватили некие политические силы, которые разрушили бы культурные доминанты некоторых городов: например, собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор и т.д. Что произошло бы с этими городами? Они утратили бы культурную доминанту!
То же самое произошло с Екатеринбургом. Через 80 лет мы имеем возможность восстановить эту доминанту для того чтобы мы могли получить восстановление историко-культурного памятника и исторической справедливости в целом, которая была нарушена 80 лет назад.
Мне кажется, что эта инициатива позволяет снять накал эмоций, которые возникали в процессе обсуждения самой идеи строительства храма. Тот проект, который будет сейчас представлен, предполагает восстановление и Екатерининского горного собора, и сохранение и, кстати, восстановление первоначального облика фонтана – «Каменный цветок» (когда-то он был оформлен уральским камнем), который является символом площади Труда. Я думаю, что в этом случае мы соединим историко-культурные объекты, которые были построены в разное время, в разные эпохи, и площадь обретет ту самую архитектурную, культурную доминанту в виде собора. С другой стороны, площадь Труда сохранит фонтан «Каменный цветок», который, по задумке авторов, является воплощением образа труда и связывает историю горного промысла, а также сохраняет духовную доминанту, которая необходима нашему городу, носящему имя Екатерины. Первый шаг, по восстановлению имени города, был сделан несколько лет назад. Вторым шагом будет восстановление собора, который является основным, ключевым для города.
Евгений Храновский, член Координационного совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России:
– 14 мая в Екатеринбурге прошел Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одна из его «остановок» пришлась на площадь Труда, где перед часовней великомученицы Екатерины собравшиеся молились, чтобы горожане нашли правильное решение в деле восстановления на этом месте Екатерининского собора. По данным Екатеринбургского городского комитета, в Крестном ходе приняли участие около 8-10 тысяч человек. Что касается проекта, то мы попросили компанию «Строй-Реставрация» создать новый макет, где будет не только храм, но и фонтан, – чтобы учесть мнение всех горожан. Многих жителей Екатеринбурга волнует сохранение места для гуляния, поэтому мы предусмотрели, чтобы в новом проекте были зелень, фонтан, скамеечки. Между собором и памятником Татищеву и де Генину располагается фонтан. Мы считаем, что уже достаточно прений – «строить» или «вообще ничего не строить». Пора развернуть разговор в конструктивное русло. Давайте будем менять облик площади Труда. Вопрос: как? Мнения на этот счет звучат разные, например: «Нам жалко фонтан!». Но фонтан не будет разрушен, он будет только перенесен. «Нам хочется там сидеть, гулять, иметь уютное место» – все это тоже будет. На сегодня, по моим личным ощущениям, площадь Труда достаточно интересна, и мимо нее мне пройти приятно, но почему-то задержаться на ней – желания не возникало.
На сегодняшний день есть возможность сделать эту площадь не только любимым местом отдыха горожан (кстати, хотелось бы, чтобы фонтан работал чаще), но и одним из самых светлых символов Екатеринбурга, с которых начинался наш уникальный город!
Валерий Лоскутов, председатель Уральского православного патриотического общества во имя Святителя Николая Чудотворца:
– Как житель Екатеринбурга, который присутствовал как на митинге в поддержку фонтана, так и на Крестном ходе, хочу заметить, что на первом мероприятии конструктива я, на самом деле, не заметил. Скорее, были посеяны семена раздора, переросшие в нездоровые дебаты, из-за которых страдает лицо нашего города. Вплоть до того, что звонят люди из разных регионов и спрашивают: «Что у вас в Екатеринбурге происходит?!». Объяснить внятно, «что происходит», в чем проблема – даже я, житель этого города, не могу.
Разговор о площади Труда нужно перевести в мирное русло. Есть компромиссный вариант, учитывающий мнение всех сторон. И главное, вариант, позволяющий восстановить наше наследие, что лишь подчеркнет уникальность нашего города. А уникальность – это очень важная составляющая для любого региона.
Михаил Свешников, политолог, руководитель государственного патриотического клуба «Урал»:
– Я помню наш город еще с 1950-х годов. На моих глазах происходили многие изменения – некоторые я принимал сразу, некоторые не принимал до сегодняшнего дня. Когда я был приобщен к идее воссоздания Екатерининского храма, поначалу у меня тоже возникло отторжение. И, замечу, в таком состоянии сегодня находятся многие люди, которые не посвящены в исторические реалии, которым недостаточно глубоко пояснили значение восстановления этого духовно-исторического объекта.
Восстановление Екатерининского храма – не рядовое явление в нашей жизни: это своего рода акт восстановления исторической справедливости. Этот храм исторически сопутствовал созданию нашего города и нашего региона в целом. В нем хранились реликвии той эпохи. Его роль заключается не только в том, чтобы решать вопросы православия, веры и т.д. Это взгляд в глубину нашей истории, попытка воссоздать тот облик, который объединял бы в себе и жизнь нашего общества на протяжении столетий, и попытку дать людям идеалы справедливости, красоты. Мне кажется, что восстановление этого храма будет играть большую роль с патриотической точки зрения.
Присутствие такого храма в этом месте позволяет восстановить всю историческую красоту, которая была изначально заложена в архитектуру нашего города. В 1960-1970-е годы была попытка создать генеральный план строительства, развития города Екатеринбурга. Тем не менее город стал застраиваться хаотично. Мне кажется, что если мы обсуждаем какие-то проблемы, связанные со строительством храма, то мы должны шире смотреть на нашу историю и более требовательно относиться к архитектуре, градостроительству в нашем регионе.
Когда-то обсуждавшаяся в Свердловске идея музея исторического наследия ушла в прошлое и не была востребована. Восстановление Екатерининского храма – прекрасная попытка эту идею воплотить. Тем более что в разрушенном восемь десятилетий назад Екатерининском храме хранились реликвии, свидетельствовавшие о победах и достижениях уральцев. И, насколько мне известно, в современном проекте восстановления предусмотрены музейные залы, где также будут храниться свидетельства достижений и побед уральцев со времени основания Екатеринбурга до наших дней. С моей точки зрения, присутствие здесь этого храма здесь позволяет нам сосредоточить в нем реликвии, относящиеся к периоду создания города, к памяти Татищева и де Генина. Необходимо создать место, в котором будет присутствовать святость отношения не только в рамках православия, но с точки зрения трепетного отношения к нашей истории, которая нередко была омрачена и войнами, и потерями. Это будет возможность для людей в центре города прийти, поклониться, вспомнить «дела давно забытых дней», о том, что могло быть забыто, но нами, жителями третьего тысячелетия, восстановлено и бережно сохранено. При хорошей архитектурной проработке, учитывая близость реки Исети, это будет уникальным по своей позитивной энергетике местом отдыха горожан. Тогда, проходя мимо фонтана, обязательно захочется задержаться на площади Труда.
ИТАР ТАСС-Урал
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Март 1994 г.
Выход в печать
12 февраля 1997 г.
Зарегистрирована Госкомитетом РФ по печати (рег. № 015715)
17 февраля 1999 г.
Начало создания электронной версии «Православной газеты»
Подписной индекс по России и странам СНГ — 32475