Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Общественность Екатеринбурга делится мыслями о воссоздании собора во имя Святой Екатерины
Алексей Новиков, преподаватель кафедры культурологии факультета искусствоведения и культурологии Уральского госуниверситета им. А.М.Горького:
– Развернувшаяся полемика о восстановлении в нашем городе Екатерининского собора удивляет и не удивляет. Удивляет, что против восстановления храма выступают уважаемые люди.
Среди них есть даже мои учителя. Казалось бы, кому как не им заботиться о прирастании культуры, о её духовной наполненности. Особенно удивительно, что никого из них не смущает, что в городе, названном в честь великомученицы Екатерины (во всяком случае, так говорят источники), нет храма во имя этой святой.
Может быть, дело в том, что у таких храмов нет своего статуса. Действительно, есть соборы кафедральные, церкви домовые, госпитальные, полевые. Но нет так называемого «титульного» храма, т.е. храма во имя святого, именем которого названо селение. Если бы у таких храмов был статус «титульных», их необходимость чувствовалась бы острее, а отсутствие воспринималось болезненнее, как постыдное кощунство.
Может быть, тогда было бы некое дополнительное формальное основание ратовать за создание храма, в силу его «титульности». И хотя ни в церковной литературе, ни в церковном обиходе мы не встречали упоминания о титульности храма, а церковная жизнь очень консервативна, нам думается, утверждение статуса «титульного» храма могло бы помочь решить многие проблемы.
Если мы ошибаемся, и дело не в отсутствии статуса «титульного» храма, то можно предположить, что немалая часть городской интеллектуальной элиты вообще против всяких храмов. Тогда стоит их спросить: а как они полагают сделать Россию цивилизованной страной?
В разговорах с противниками восстановления храма и в их выступлениях обнаруживается, что их аргументация в основном сводится к тому, что в этом месте они отдыхают, расслабляются – сейчас или когда-то раньше.
Что ж, отдых – дело важное. Но давайте посмотрим, как это происходит в нашем городе и в этом месте. Возьмём, для примера, День города, который традиционно отмечают в августе. Хорошая идея: собрать всех вместе, чтобы народ почувствовал некое единение, поднялось его настроение, и т.п. И вот толпы людей семьями, компаниями, поодиночке, перемещаются от фонтана к Плотинке и далее. Музыка разная со всех сторон. Одним словом, гуляние.
Но вот что примечательно. Почти у всех, у взрослых и у детей, на головах бесовские рожки, купленные тут же в сквере у фонтана. Думаете, это просто так? Всякая вещь, всякое явление имеет свой культурологический подтекст и смысл. В других странах тягу к бесовским атрибутам можно было бы объяснить в терминах карнавальной культуры. Но дело в том, что карнавальность проявляется там и тогда, когда есть то, чему она противостоит, т.е. высокая культура, включающая в себя запреты и ограничения, выработанные в истории человечества во имя и ради сохранения и преумножения цивилизационного начала. У нас же карнавальности нечему противостоять, потому что наша современная массовая культура вне добра и зла – она никакая, её нет. И поэтому тяга к бесовскому по большей части есть стремление обозначить свою идентичность.
И вот что ещё обращает на себя внимание на Дне города. Большое скопление народа на этом празднике не рождает чувства единения. Чувство единения, или его ещё называют «соборность», рождается, когда людей объединяет стремление прикоснуться к чему-то более возвышенному, чем повседневность: чувство соборности есть проявление духовного начала в человеке. Толпа, лишённая духовного начала, т.е. стремления к высшим социальным ценностям, превращает праздник в шабаш. Этой толпе храм ни к чему – он будет только мешать, потому что он будет укором за отрешенность от духовности, отрешенность, ведущую к одичанию.
Портрет полудикой празднующей толпы мастерски представлен в документальном фильме Александра Сокурова «Жертва вечерняя», снятом ещё во времена Ленинграда. С тех пор ничего не изменилось. Всё так же: «Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног…», т.е. будем топтать его, старый мир. И ведь до сих пор топчут – и у нас в городе не фигурально, а реально: гуляя на костях предков и устраивая на них праздники.
После всего этого можно ли удивляться, что в современной России регулярно убивают священников, в том числе и в наших краях?!
Анатолий Марчевский, заслуженный артист РСФСР, депутат Палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области:
– Восстановление храма – благое дело, никто об этом не может сказать негативно. О чем сейчас вести речь? Есть история, которая сложилась в Екатеринбурге, и мы сейчас восстанавливаем утерянные традиции. Естественно, это связано с формированием нашей духовности и нравственности, поэтому ничего плохого в восстановлении Екатерининского собора я не вижу.
Татьяна Сивко, преподаватель гимназии № 176, г. Екатеринбург:
– Это место святое, потому что нынешняя Екатерининская часовня стоит на месте, где когда-то находился собор святой великомученицы Екатерины, Небесной покровительницы и заступницы города. С этого места для меня начался приход в Православие, в Церковь. Поэтому для меня лично это место очень святое.
Потом я ходила в храм Святой Татианы, а его убрали – сейчас нет этого храма. Поэтому я еще не на месте, я хожу по разным храмам, и, может быть, именно Екатерининский собор станет моей церковью, моим храмом. Для меня это очень важно.
Судя по фотографиям, которые уже сделаны и выложены в интернете, Екатерининский собор никак не испортит дизайн нашего города. И, может быть, в том месте будет больше порядка и красоты, духовности и нравственности. Еще у меня есть такое мнение: когда заходит речь о строительстве храмов, то находят аргументы, что они будут мешать гражданам по тем-то и тем-то причинам. Так было и у нас на ЖБИ – когда мы искали место для храма, нам говорили: «Да вы что? Разве можно здесь строить храм, здесь будет закрыт подъезд на время строительства, свет машин будет мешать людям…». Сейчас на этом месте построили очередное высотное здание. Таких зданий у нас уже около пяти, и это все места, которые могли бы выделить для строительства будущего храма.
Кому-то, может, не нравится – это их право, но я за то, чтобы Екатерининский собор был восстановлен на его прежнем месте.
Игорь Ренёв, председатель областной общественной организации филателистов:
– Я присутствовал на заседании совета по градостроительству, где обсуждался вопрос восстановления Екатерининского собора в Екатеринбурге на его историческом месте. Порадовало, что за восстановление исторической справедливости по отношению к поруганному храму высказалось немало моих единомышленников: филателистов, краеведов.
Мы все выступаем за то, чтобы этот исторический памятник, неразрывно связанный с историей Екатеринбурга, был восстановлен.
К приезду на Средний Урал Святейшего Патриарха Кирилла мы смонтировали выставку «Православие», которая установлена в настоящее время в Патриаршем подворье возле Храма-на-Крови, которое будет освящать и открывать Предстоятель Русской Православной Церкви.
Владимир Мезенцев, председатель регионального отделения Союза десантников России:
– Я всецело соглашаюсь со всеми архитекторами, с теми православными людьми, священнослужителями и со всем народом, который хочет, чтобы на историческом месте стоял собор Святой Екатерины. По той простой причине, что Русь – православная. У меня в семье оба деда были коммунистами, они погибли, и Советский Союз я тоже считаю своей Родиной безусловно. Но при всем том я считаю, что 70 лет советской власти не являются основополагающими, чтобы не восстанавливать столпы нашего Отечества. Столпы, на которых зиждется наша вера, зиждется наше все. Может быть, какой-то другой собор не нужно строить, но храм Святой Великомученицы Екатерины восстанавливать надо непременно! Да и те храмы и церкви, которые строятся сейчас в Екатеринбурге и в других городах области, обязательно нужны людям. Некоторые постройки, которые находятся в Екатеринбурге и представляют собой ветхое жилье или заброшенные бараки, давно уже надо было снести, – а вот церкви никогда не мешают.
Екатерининский храм – это наша православная святыня, большая часть истории города, который назван в честь святой Екатерины, Небесной покровительницы и заступницы города. Это святое место, на котором в свое время начинались город и завод. Храм был памятником и архитектуры, и всей нашей истории.
Поэтому, безусловно, тех, кто начинает говорить про фонтан, иначе чем богохульниками не назовешь. Это невоевавшие люди: они не знают, что человек, солдат живет с Богом, что наши матери молятся, чтобы мы вернулись домой живыми и здоровыми. Это поколение, которое недопонимает определенные вещи; это никак не большинство российского народа.
Мое мнение – зря они затевают митинги протеста вокруг фонтана. Пусть бы они ходили и так дружно выступали против вырубки рощи нашей под очередные небоскребы, пусть бы они выступали за то, чтобы в центре города не сносили старинные красивые деревянные особняки, памятники русского зодчества. Их ведь умышленно уничтожали, сжигали и строили эти никчемные серые здания. Почему же они не выступали, если они такие патриоты России? Они же молчали. Это, на мой взгляд, происки против России, подобно зарубежным сектам, империалистическим разведкам, недружественным нашей стране. Это на руку им, но не на руку нашему Отечеству, не на руку поколению наших детей, которые воспитаны в совершенно другой идеологии.
Сегодня надо говорить о другом – надо объединяться вокруг нашей веры. Потому что Россию всегда спасала вера, во все времена. И во время Великой Отечественной войны вера спасла Россию, в том числе и вера в Бога. Может быть, кто-то шел в бой с возгласом: «За Сталина!», но в душе-то ведь каждый был православным или мусульманином, поэтому все обращались к Богу.
Поэтому мое мнение такое: восстановление Екатерининского собора нужно не только Православной Церкви – оно нужно и властям, и людям. Давайте и мы соберем свой митинг, на котором скажем: руки прочь от Церкви, вы что мракобесием-то занялись? Это же экстремизм самый натуральный. И это касается не только православных, а вообще веры на территории нашей области. Владыка Викентий всегда призывает дружить с другими конфессиями, например, с мусульманской. Это второе после христианства вероисповедание, широко распространенное в России. Отрадно отметить, что Владыка Викентий столько сделал за последние годы, сколько у нас давным-давно не делалось. Я вижу, как у нас меняется область, как у нас строятся храмы, и дай Бог ему здоровья, чтобы эти храмы строились: церквей много никогда не бывает, они всегда востребованы людьми.
А есть некоторые вещи, которые вызывают у меня вопросы и неприятие – скажем, зачем построили огромный дом нашим депутатам? Детям бы лучше что-то построили, военно-патриотические клубы открыли. Я не понимаю, почему наши депутаты на это идут, зачем им эта роскошь нужна «во время чумы». А Церковь спасала всегда, церковь – это дом, в который можно войти всегда и попросить, что ты хочешь.
И если некоторые люди этого не понимают, они или недалекие люди, или явные экстремисты, которые работают на зарубежье. Есть и небольшая часть заблудших людей, и надо просто до них очень грамотно донести, что это за собор, какие у него корни, какие исторические традиции, каким он будет, что он не будет никому и ничему мешать. Собор на этом месте стоял очень долгое время; фонтан появился лишь несколько десятилетий назад и для меня не будет очень большой утратой; храм более значим для моей души, для моей истории, для моих детей. Туда-то я буду ходить гораздо чаще, чем на фонтан. И не только я – гораздо чаще туда будут ходить и старики, и взрослые, и дети. Можно без проблем праздновать и Дни города на этом месте, никто же не запрещал, возле церквей всегда проводились праздники. Кто запрещает праздновать и веселиться рядом с церковью? Такого ведь запрета нет у нас. Конечно, об этом сейчас надо говорить и думать.
Пусть и губернатор не стесняется действовать, мы поддержим его, пусть и мэр города тоже думает, что дороже, важнее и для чего это делается. Надо, чтобы официальные лица тоже принимали на себя ответственность, не надо бояться. Что мы сейчас будет подстраиваться под небольшую горстку людей, под какую-то «демократию» подстраиваться? Давайте не забывать, что демократия – власть народа, а основной народ в Российской Федерации – это верующие люди. Нужно объединять души вокруг Церкви, вокруг веры.
Елена Шиврина, начальник информационно-аналитического отдела Уральского государственного педагогического университета:
– Мне кажется, что собор Святой Екатерины обязательно нужно восстанавливать именно там, где он прежде находился. Так мы вернем исторический облик центральной части Екатеринбурга и восстановим историческую справедливость в отношении поруганного храма. А то современные молодые люди знают старинный Екатеринбург только по музейным фотографиям и картинкам. А это – наша история, которую нельзя забывать.
Андрей Матвеев, руководитель пресс-службы Среднеуральского УВД на транспорте:
– Дискуссия, развернувшаяся по поводу восстановления Екатерининского собора на его историческом месте – нынешней площади Труда в Екатеринбурге, – с каждым днем все больше разгорается. Мое личное мнение: храм нужно обязательно восстановить, причем именно на том месте, где он стоял 200 лет.
С плотины строящегося завода, с первых домов, в которых жили строители, с первой городской площади и первого храма во имя Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы нашего города, начинался Екатеринбург. Эти строения неразрывно связаны между собой историческими корнями, к которым нужно сейчас обратиться нынешним жителям города.
Марина Бачина, организатор внеклассной работы коррекционной школы «Особый ребенок»:
– Восстановление храма Святой Екатерины очень важный вопрос не только для верующих, но и для всех жителей города. Потому что это – наша история, наши корни. И Екатерининский храм должен стоять там, где он стоял.
Но одновременно с этим нужно обратить внимание на строительство небольших церквей и в отдаленных от центра микрорайонах города, потому что там живет много людей и многие просто физически не могут добраться до храма. Я сама живу на Широкой Речке, там много пенсионеров. Мечта их – иметь свою, пусть небольшую, пусть даже домовую церковь, чтобы они могли там помолиться, а не ездить в центр.
Алексей Кузьминых, член Уральского общества краеведов, коллекционер:
– Надо честно сказать: наши предки умели строить величественные храмовые сооружения, поражая людей их красотой, изяществом, какой-то небесной чистотой. Потому и тянулись люди в храмы за духовной благодатью. А еще для них огромную роль играл так называемый фактор триединства. Если взять конкретно наш Екатеринбург, то архитектурная стратегия триединства заключалась в соборе Святой Екатерины горного ведомства, в храме-колокольне Большой Златоуст и в соборе, стоявшем на нынешней площади 1905-го года. В настоящее время две отправные точки этого архитектурного ансамбля утеряны, триединство нарушено. И его нужно восстановить.
Для людей, неравнодушных к истории, сегодняшнему и завтрашнему дню Екатеринбурга, могу сообщить, что в правом крыле Патриаршего подворья мы оформили стенд-витрину, на котором выставили проекты всех храмов – и существующих, и будущих, которые имеются или будут возводиться в нашем городе. Там представлено два варианта храма во имя Святой Екатерины: есть большой, в три этажа, и поменьше, в два этажа.
Мое личное мнение: Екатерининский собор нужно возродить! И надо было это сделать уже давно! Мы еще считаем себя поколением созидателей, и это нужно доказывать не на словах, а конкретными делами. В 1900 году у нас город был в семь раз меньше, а было 80 церквей и храмов – 80 святых мест, дорогих сердцам людей. А сейчас город в семь раз больше, а церквей всего около сорока.
Если взять любую дореволюционную фотографию хоть Москвы, хоть Великого Устюга – там даже на одной фотографии сразу видно десяток церковных куполов. А теперь ничего не видно – один храм от другого находится далековато. Екатеринбургский храм Святой Екатерины нужно возродить.
Историей христианства на Руси и историей Екатеринбурга я занимаюсь довольно долго; для экспозиции по теме «Православие» у меня приготовлено 36 листов, на которых помещены марки, открытки, конверты дореволюционного времени. Иллюстрационный материал дополнен справочными материалами и архивными документами.
Людмила Петухова, директор некоммерческой автономной организации «Социально-педагогический центр реабилитации детей-инвалидов»:
– Я, конечно, очень рада, и надеюсь, что историческая справедливость все-таки восторжествует. Но вопрос ведь не только в восстановлении храма, но и в том, чтобы дать, наконец, упокоение праху людей, которые в свое время были похоронены возле Екатерининского собора. Фонтан-то всегда можно передвинуть на любое другое место, а святые захоронения – нет. Надо как-то постараться убедить людей, что одно другому не мешает. И если на нынешней площади Труда будет стоять храм, он не будет мешать молодым людям там гулять, так же сидеть на скамеечках, общаться. Но не так, как сейчас – с распитием спиртных напитков, со сквернословием: само присутствие рядом храма может положительно влиять на их поведение.
У меня в центр для детей-инвалидов приходит очень много разных людей. Есть одна семья, у которой родители были репрессированы. Они, в общем-то, пострадали от советской власти, но глава семьи, сейчас уже пожилой мужчина, в разговоре со мной с гордостью говорил, что Екатерининский храм – это не просто культовое здание, это – историческая память, историческое достояние города. Нельзя сказать, что он очень воцерковленный человек, но история и дальнейшая судьба собора Святой Екатерины его как-то тоже задевает. И я думаю, найдется много людей, которые тоже будут рады восстановлению храма как главной православной святыни города.
Екатерина Шаршапина, студентка УрГУ:
– Я думаю, храм Святой Екатерины обязательно нужно восстанавливать, и именно на нынешней площади Труда. Но ту часовенку, которая сейчас там имеется, обязательно нужно сохранить, потому что она уже полюбилась многим горожанам. Я часто там бываю и вижу, как в нее тянутся люди – она стала для них уютным местом, местом духовного отдохновения.
Приятно было услышать ответы Патриарха на вопросы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, по движению казачества, по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны и подготовке к Дню нашей Великой Победы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Март 1994 г.
Выход в печать
12 февраля 1997 г.
Зарегистрирована Госкомитетом РФ по печати (рег. № 015715)
17 февраля 1999 г.
Начало создания электронной версии «Православной газеты»
Подписной индекс по России и странам СНГ — 32475