Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → О газете

Исполняется 80 лет со дня уничтожения Екатерининского собора

Всего три дня, с 5 по 8 апреля 1930 года потребовалось для того, чтобы снести кафедральный собор во имя Великомученицы Екатерины на одной из центральных площадей Екатеринбурга. Так город лишился храма с 200-летней историей. Сколько потребуется времени, чтобы восстановить поруганную православную святыню? Не только в памяти народной, а в реальном храме, точной копии прежнего величественного собора Святой Екатерины.

Александр Капустин, начальник Управления архивами Свердловской области:

– Я не участвовал ни в каких публичных слушаниях по поводу данного вопроса. Проект Екатерининского Собора увидел по телевизору и мне он понравился. Нормальный, хороший проект, великолепный храм. Не знаю, как решат горожане, знаю, что сейчас эта проблема активно обсуждается.

Конечно, мы поддерживаем и губернатора нашего, и Владыку нашего поддерживаем, потому что хорошо знакомы с ними и очень давно работаем в тесном контакте. В принципе, сам проект мне нравится. А если к тому же еще учесть, что Екатерининский собор был построен у нас в городе одним из первых, и что этот храм содержал великие святыни, очень важные и значимые для всех нас, то почему бы не восстановить этот храм?

Михаил Денисевич, профессор, ректор Уральского гуманитарного института:

– Считаю, что решение по восстановлению исторической справедливости по отношению к старейшему храму Екатеринбурга и восстановление Екатерининского собора актуально и важно для жителей города. Нельзя забывать историю, какой бы она ни была, не зря же говорится, что у людей, не знающих свою историю, нет будущего. Восстановление храма с 200-летней историей его служения людям будет способствовать духовно-нравственному воспитанию многих будущих поколений.

Николай Косарев, профессор, ректор Уральского государственного горного университета:

– Я совершенно точно считаю, что, в принципе говорить на тему нужно или не нужно восстанавливать Екатерининский собор, совершенно не нужно. Потому что это истина. Ну, что обсуждать истину, какие-то заповеди Божии? Если это так, то так и должно быть. То, что было в истории, что когда-то было разрушено в угоду какой-то политической системы, надо восстановить. И отдать должное тому, что это мы сделали и радоваться тому, что мы нашли в себе силы себя преодолеть.

Может быть, кому-то что-то не нравится, кому-то фонтаны нужны. Но нам-то, людям, в том числе и православным, нужно, чтобы была восстановлена историческая справедливость. Чтобы стоял Екатерининской собор на площади Труда, чтобы стоял и второй собор – на площади 1905-го года. Чтобы не было улицы Ленина, а был проспект, который был раньше.

Надо, наконец, покаяние-то найти, надо извиниться за те дела, которые были допущены. За это ведь до сих пор никто не извинился. Поэтому, я считаю, задача нашего общества и текущего периода найти в себе мужество, покаяться и признать, что это были ошибки большевиков, и эти ошибки исправить.

Сергей Писарев, президент фонда «Русский предприниматель»:

– Воссоздание православной святыни – не просто акт здравого смысла и не просто восстановление исторической справедливости. Мы воспринимаем это как духовно-нравственное очищение нашего общества. Мы должны, наконец, понять, что материальная жизнь человека напрямую зависит от жизни духовной, от соблюдения нравственных Божеских законов. Человек изучает законы физики, и знает, что если он выйдет с 15 этажа он непременно разобьется. Но почему-то этот же человек полагает, что можно танцевать на месте православного храма, как в случае с площадью Труда, мириться с тем, что целая область носит имя величайшего преступника против человечества, устраивать массовые увеселения в дни Великого Поста — и ему ничего за это не будет. К сожалению, люди убеждаются в обратном лишь на негативном печальном опыте.

Василий Андриянов, доцент УГТУ-УПИ:

– Нравится кому-то это или нет, но Екатеринбург, как и все старопромышленные уральские города, начинался со строительства плотины и храма.

Храм, построенный во имя святой покровительницы города Екатерины, как известно, взорвали, город переименовали. То бишь сделали всё, чтобы стереть у екатеринбуржцев историческую память, сделать их манкуртами «нового» общества показного потребления.... Оставили только «плотинку», на которой нынешнее поколение привыкло шумно и пьяно праздновать «дни города». Используя кусты возле фонтана для того, чтобы, извините, погадить. Как торжество цинизма и богохульства – уродливые статуи де Генина и Татищева...

Кстати, где были все эти теперешние протестующие виртуальные активисты, когда исторический центр города застраивался «сити-зданиями», уродливыми коммерческими объектами типа «антеев» и «хаяттов»? Почему не проводили митингов, не созывали общественных слушаний? Или у них двойные стандарты? То, что дозволено вельможам, нельзя православным? Зачем о душе думать – Екатеринбург ведь торгово-развлекательный город. И центр его - не место для Церквей. Пусть и исторических, давших имя и небесное покровительство городу. В центре должны стоять офисные здания и молы? Так что ли?

В общем, я – за восстановление храма. И уверен, что он будет восстановлен. А интернет-междусобойчик – пусть самоутверждается там, где привык – форумках и ночных клубах. Пусть они там друг с дружкой спорят, что лучше для их самости, а для верующих, которых в Екатеринбурге намного больше, чем интернет-тусовщиков, ответ прост: храм – путь к спасенью и украшение города. И церквей сейчас в городе меньше, чем было до революции. Хотя население больше в 50 раз. И души наши от атеизма чище не стали. Культура разлагается, а население вымирает. А если вы не верите в духовный авторитет Православной церкви, то включите телевизор или выйдите на улицу в пасхальную ночь. А лучше - придите в храмы и посмотрите на лица верующих людей. В том числе и тех, кто не смог пройти внутрь храма из-за тесноты.

Сергей Пименов, заслуженный деятель искусств, директор Мужского хорового колледжа:

– По моему видению исторический облик города надо постараться восстановить, если это возможно. Тем более, что наш город носит имя святой великомученицы Екатерины, и не иметь большого достойного храма освященного в честь покровительницы города, по крайней мере, несолидно.

Маленькая Екатерининская часовня, которая установлена сейчас на историческом месте нахождения Екатерининского собора, конечно, очень красива. Но такой большой город как Екатеринбург должен иметь достойный Екатерининский собор, который бы вмещал достаточное количество прихожан, гостей нашего города, туристов. Я думаю, что это принесло бы Екатеринбургу достойную славу и возможности восстановить историческую справедливость. Тем более, может, когда-нибудь со временем и область наша станет Екатеринбургской, а не Свердловской.

Поэтому восстановление Екатерининского собора просто необходимо нашим горожанам. Такова моя точка зрения.

Владимир Блинов, член Союза писателей России, член Союза архитекторов, профессор:

– Как коренной екатеринбуржец, я, безусловно, высказываюсь, и буду высказываться за воссоздание храма святой Екатерины. Я обратился бы сейчас к тем, кто воздерживается и колеблется: восстанавливать, или не восстанавливать? Они прислушиваются к мнению тех, кто сейчас оголтело говорит: нет, не надо, хотя они и не выставляют никаких серьезных аргументов. Фонтан, здание конструктивизма – это все не аргумента.

Те, кто выступает против, как мне сказал один полковник в отставке, они выступают вообще против культуры города. И если даже не брать во внимание Православие, то храм святой Екатерины – это памятник городу нашему. В нем в прошлом находились, и в будущем, я надеюсь, будут выставляться исторические реликвии, связанные с нашим градом на Исети. Это и знамена, это и награды, это Грамоты и Похвальные листы, которые давались нашим воинам со времен Бородинского сражения и заканчивая Великой Отечественной войной. Это награды городу, которые мы сейчас не можем увидеть, даже советского времени – где сейчас эти ордена. А Екатерининский собор – храм-памятник, по традиции будет показывать эти реликвии города.

А если говорить в архитектурном направлении, то, как раз эта площадь, наконец-то обретет свой нужный вид. Сейчас она эклектична: тут – фонтан, тут – часовня, тут – памятник Татищеву, тут – башенка, тут – кусты какие-то. И везде беготня, суета. Восстановленный храм будет и важным духовным центром и очень значимой архитектурной доминантой. Каждая площадь города у нас подчеркивается такой доминантой. Во Втузгородке это здание УГПУ-УПИ, на площади Парижских коммунаров, которую называют еще и театральной – это здание оперного театра и государственного университета. На площади Труда этим зданием станет собор Святой Екатерины. На площади 1905-года это здание мэрии, очень красивое и гармоничное. И, наконец, площадь у Вечного огня. Там пока ничего еще нет, но все равно там что-то когда-нибудь будет.

Во всяком случае, все площади как бы прикреплены к каким- то и величественным, и красивым и масштабным строениям. Нынешняя площадь Труда изначально планировалась так, что здесь будет размещаться Екатерининский собор. Сейчас этого нет. Поэтому, думаю, эти такие мои малые соображения убедят сомневающихся.

Юрий Казарин, профессор, председатель Екатеринбургского отделения Союза писателей России:

– Восстановление храма во имя Святой Екатерины на своем историческом месте в городе Екатеринбурге я считаю очень правильным решением. Он там стоял долгое время, там и должен стоять и впредь. К сожалению, мы не можем восстановить многие другие здания, которые были разрушены в течение советской эпохи, в течение советского строительства, да и сейчас, вы знаете, как и что у нас строится. Для того, чтобы восстановить хотя бы часть безвозвратно утраченного, хотя бы исторический центр города, необходимо, чтобы этот храм там стоял.

Александр Кердан, сопредседатель правления областного отделения Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ:

– Конечно, я за то, чтобы появлялись православные храмы, чтобы они появлялись на тех местах, где они стояли. Как говорят в народе, в местах намоленных. Но я понимаю, что ситуация с этим храмом очень непростая по подаче ее людям. И боюсь, что поспешное торопливое решение с восстановлением храма на его прежнем месте вызовет некоторую негативную реакцию по отношению к Русской Православной Церкви, что мне, как русскому православному человеку очень бы не хотелось.

Поэтому если бы от меня зависело решение этого вопроса каким-то образом, я попытался бы решать его неспешно. Это самое главное – не торопиться. Потому что торопливость была, когда разрушали храмы, и сегодня при справедливом восстановлении храмов на прежнем месте, хотелось бы, чтобы мы не повторили ошибки наших грешных отцов и дедов.

Светлана Долганова, искусствовед, член международной ассоциации искусствоведов, директор культурных программ галереи «Окно»:

– Я полностью согласна с тем, что собор Святой Великомученицы Екатерины непременно нужно восстанавливать. У нас в галерее «Окно» даже торжественно и красиво празднуют день чествования святой Екатерины. В этот день у нас проходит «Праздник всех Екатерин», на который мы приглашаем жительниц города, носящих имя Екатерина, и объединяем их в каком-то едином экспозиционном проекте.

Поэтому я, конечно, думаю, что большой храм, посвященный святой Екатерине, совершенно необходим в Екатеринбурге, в городе, назван в честь нашей небесной покровительнице и заступнице. И этот храм должен быть воссоздан обязательно. Мне кажется, что у нас в центре города как-то чего-то не хватает, и что там обязательно должен быть построен красивый и величественный храм. По нему пространство скучает. Есть такое понятие о песне городского пространства. И вот из этой песни в свое время как бы вынули очень важную и нужную ноту. И она снова обязательно должна зазвучать, чтобы получилась вот эта мелодия.

Светлана Мелентьева, поэт, художник, музыкант:

– Я хочу начать с одного короткого своего стихотворения. Оно звучит так.

Обезглавленные храмы,
Обезличена страна,
Историческая драма,
Всенародная вина.

И вот в контексте этого стихотворения хочу сказать следующее. Первое, восстановление храма совершенно необходимо, потому что мы получили такое наследство: разрушенные храмы. И мы, потомки тех людей, которые, может быть, ошиблись, сделали не так, должны исправить эту их вину, частично перешедшую на нас.

Второе, мы – православные христиане, и восстановление храмов это как бы наша покаянная молитва может быть, даже за тех, кто это все содеял. А как же, мы должны сейчас молиться за всех их.

Третье. Необходимо возвратить лицо нашей Православной России, чтобы нас весь мир уважал. Восстановление храмов, мне кажется, такой замечательный воспитательный момент для нашей молодежи. Они должны видеть, что было содеяно, а мы сделали так, как оно должно было быть изначально.

Я еще хочу сказать, что нам принесет восстановление храма. Первое, это благодать вокруг храма, ведь ее чувствуют все: и верующие и неверующие. И как замечательно там быть, и посидеть на скамеечке, и походить вокруг собора, я уже не говорю о том, чтобы в него войти. Это само собой разумеющееся.

Поскольку я художник, я хочу озвучить чисто эстетическую точку зрения на поднятый вопрос. Я много путешествовала по России, бывала в зарубежных странах. И у меня сложилось такое мнение, что нет ничего более прекрасного для созерцания, чем такое творение рук человечества, как храм. Потому что оно – соработничество наше с Творцом нашим. Поэтому эстетически это прекрасно. Я видела в газете фотографию храма, уже проецированного на его историческое место. Теоретически он закроет ужасную серую стену дома, который стоит на площади.

Я хорошо помню это место, много лет назад, еще будучи студенткой, я часто тут ходила, и всегда испытывала в этом месте какую-то пустоту, холодность. И мне никогда не хотелось тут на скамеечке сидеть. Этот серый дом, как серая стена просто-напросто угнетает.

Если уж говорить о восстановлении Екатерининского Собора, я думаю, что в нашем городе мы должны восстановить все храмы на сто процентов, даже речи не может быть о другом. Я бы вообще на каждой улице, будь моя воля, где возможно поставила бы храмы. Их не хватает. А вокруг них такая всегда благодать, которая просто в нашей жизни нам необходима.

Людмила Воробьева, директор Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, заслуженный работник культуры РФ:

– Разговоров по этому поводу ведется очень много, и не сразу определишь, кто прав, а кто виноват. Когда я услышала, что для того, чтобы остановить на площади Труда прежний Екатерининской собор в том самом виде, каким он был, нужно снести ныне действующую там красивейшую часовенку в честь святой великомученицы Екатерины. Я считаю, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя разрушать то, что возведено.

Но когда я узнала, что эта часовенка органично впишется в архитектурный ансамбль Екатерининского собора и не будет разрушена, я успокоилась. Мое мнение такое: если есть возможность воссоздать храм, то почему бы это не сделать?

Анатолий Верховский, краевед:

– Я естественно считаю, что нашему городу абсолютно необходимо восстановление храма во имя той святой, имя которой он носит. Разве не удивительно и не обидно, что наш город назван в честь святой Екатерины, и покровительства этой святой у нас негде испросить – у нас нет Екатерининского храма.

И, естественно, храм нужно восстанавливать именно на том месте, где он когда-то стоял. Принято так говорить, что на месте святого престола, как был поставлен, так и до сих пор находится ангел-хранитель, покровитель этого собора. И переносить этого ангела куда-то с его законного места из центра Екатеринбурга куда-то на окраину будет жутким кощунством. Что, ангела переносить на новое место?

Я абсолютно убежден и говорю об этом на протяжение уже двадцати лет, что Екатерининский собор нужно восстанавливать. Давным-давно его надо было восстановить.

Наталья Чикунова, директора Центр народного творчества «Гамаюн»:

– Мне как музейщику, конечно же, хотелось, чтобы исторический центр города был восстановлен в прежнем виде. Поэтому я не против восстановления исторической справедливости и по отношению к прежней старинной площади и Екатерининскому храму, который был, можно и так сказать, визитной карточкой города, его историческим центром, красой и гордостью.

Я понимаю, что необходимо восстанавливать утерянное в тот сложный период времени истории нашей страны. И не только восстанавливать Екатерининский храм, но и строить церкви в новых микрорайонах города, где пока нет храмов.

Валентина Паркулаб, руководитель фольклорного клуба «Перезвон»:

– Я – за строительство любого храма, я – за восстановлением храма во имя Святой Великомученицы Екатерины. Как я еще могу к этому относиться? Только поддерживать. Я считаю, что храм надо восстанавливать.

С одной стороны я человек светский, с другой стороны – человек православный. Считаю, что чем больше в городе будет храмов, тем лучше дня нас, лучше для населения, лучше для православных людей. Мое мнение – восстанавливать утраченные храмы и строить новые нужно.

Алексей Зыков, член президиума областного совета Всероссийского общества рационализаторов и изобретателей:

– Храм святой Екатерины и место, где он находился, неразрывно связаны с историей нашего города, и поэтому вопрос о восстановлении храма надо ставить наверняка – православной церкви это нужно. Я посмотрел снимки предполагаемого храма, считаю, что и нынешняя часовня святой Екатерины прекрасно впитывается в ансамбль. Все это смотрится красиво и величественно.

У нас на работе возник еще один вопрос по поводу финансирования восстановительных работ. Будет ли в нынешние времена такое, как было в России в свое время до революции, когда люди жертвовали на строительство церквей личные средства?

А то, что со временем люди привыкнут к этому новому комплексу и Екатерининскому храму, не вызывает сомнения. Многие мои знакомые и давнишние приятели, писатели также однозначно выступают за восстановление Екатерининского собора.

Алена Кротова, директор областного Дома фольклора:

– В любом случае я не вижу ничего плохого в том, что Екатерининский собор будет восстанавливаться. И я не против этого, потому что культовых сооружение «много» никогда не бывает, и еще одни восстановленный храм городу не повредит.

Дмитрий Макаров, профессор, заведующий кафедрой РГППУ:

– Я глубоко убежден, что восстановление Екатерининского собора, некогда главного храма Екатеринбурга в городе необходимо. И это – восстановление исторической правды, потому что город называется в честь святой Екатерины, и храм, освященный в ее честь должен быть одной из великих православных святынь.

И восстанавливать его надо обязательно на историческом месте прежнего существования храма. Я не понимаю тех людей, которые считают, что наличие фонтана на площади Труда для города очень важно, а восстановление храма – не важно. Я считаю, что лицо каждого города определяется именно его культовыми ансамблями, храмами, часовнями и так далее. Если мы посмотрим на историю христианских государств, то увидим, что так всегда было, так есть, и так должно быть.

Так что восстановление Екатерининского храма для города исторически необходимо и с духовной и с богословской точки зрения. Храм этот долгое время был главным зданием города, и я очень позитивно отношусь к тому, что историческая справедливость по отношению к нему может и должна быть восстановлена.

Может быть, кому-то кажется, что сейчас в Екатеринбурге очень много храмов, но если посмотреть, сколько их было в городе до революции, то станет ясно, что нам есть, куда расти в деле восстановления и строительства православных святынь.

Юрий Нестеров, руководитель фольклорного ансамбля «Багренье»:

– Я полностью поддерживаю идею восстановления Екатерининского храма в Екатеринбурге. Храмов-то у нас не хватает, верующих людей становится все больше, сейчас многие учебные заведения выпускают священнослужителей, и чтобы реализовать этот богатый потенциал на благо православных людей, надо восстанавливать старые и возводить новые храмы.

Храм Святой Екатерины с самого начала своего существования являлся главной православной святыней города, потому что он был освящен в честь святой небесной покровительницы и заступницы города. Поэтому он просто по определению должен быть восстановлен.

Другое дело, что у некоторой части жителей города возникает непонятное представление о том, что восстановление храма будет вестить за счет их. И если позиция властей и Церкви будет достаточно ясной и четкой по вопросу финансирования работ, я думаю, то тогда будет намного больше сторонников этого святого и важного дела – восстановление разрушенного собора.

Тамара Воронина, заслуженная артистка России:

– К вопросу восстановления Екатерининского собора на его историческом месте я, конечно же, отношусь очень положительно. Дело в том, что еще в начале 90-х годов ХХ века при Владыке Мелхиседеке уже поднимался этот вопрос, но в 1996 году категорически сказали, что по техническим причинам невозможно восстановить здесь храм. На месте разрушенной православной святыни мы тогда с группой энтузиастов установили поклонный крест и регулярно совершали возле него молитвы, читали акафисты святой Екатерине. Этот крест на площади Труда, так же, как и крест на месте строительства Храма-на-Крови, несколько раз разрушали, но мы восстанавливали его снова и снова – были такие патриоты в городе.

Когда на площади поставили часовню в честь святой великомученицы Екатерины, мы были безмерно счастливы. Оказывается, что алтарная часть Екатерининского собора сохранилась, поэтому храм должен восстанавливаться именно на ее основе. И нынешняя красивейшая часовенка святой Екатерины будет вписываться в весь архитектурный ансамбль – как доченька к матери.

И сейчас, когда возникает вопрос, что этот храм-памятник можно восстановить, какой может быть еще разговор, какие раздумья и сомнения. Конечно, надо восстановить историческую справедливости, и чтобы в городе был храм в честь святой великомученицы Екатерины, нашей Небесной покровительницы и заступницы. А как же иначе-то?

А что касается фонтана, могу сказать, что я тоже отношусь к нему с огромным уважением, потому что это – тоже дань времени, печать времени, прекрасный памятник конструктивизма. И вполне можно этот фонтан перенести в такой же конструктивистский ансамбль некоторых городских зданий. Почему в свое время здесь сделали фонтан? Да потому что после разрушения Екатерининского собора там образовалось пустое место и его нужно было чем-то заполнить. Так вот на месте святой Екатерины появился этот фонтан, а на месте Христа Спасителя – бассейн.

И люди привыкли к этому, привычка – это вторая натура. Люди здесь встречались, гуляли, и я всегда говорю: это прекрасно, что вы встречались на святом месте. Фонтан тоже поставили на святом месте, но все-таки это – не храм. И значимость храма и фонтана – это совершенно полярные вещи. Значимость их совершенно несоизмеримая. Потому что фонтан – это фонтан, а вот то, что вложено в русское барокко, было вложено в Екатерининской собор, к эту красоту, с фонтаном никак не сравнить. При всем моей уважении с архитектурной данью времени.

Люди еще не все понимают до конца, еще не осмысливают. А осмысливать нужно, потому что восемьдесят лет вытравливания православия в нашей стране сделали свое дело. Большинство наших людей еще живут без веры или занимают такую позицию: мы будем платить священникам, а они пусть помолятся. Вот такая психология. Нет еще в основной массе людской тяги к нравственному, духовному. Но растет уже масса сознательных, воцерковленных людей, тех, от которых уже крепнут прежние маленькие веточки веры. Это те люди, которые регулярно ходят в церковь, молятся, причащаются, которые понимают значимость храмов. С ними проблем нет. Проблемы возникают только с теми людьми, в которых, я не скажу, что заложена атеистическая информация, а заложена информация сегодняшнего дня. Это поколение надо еще воспитывать. Поэтому здесь будут еще столкновения мнений, пересечения, неудовольствия. Это все естественно.

Вадим Дубичев, политолог:

– Прежде чем решать вопрос «быть или не быть», екатеринбуржцам необходимо ознакомиться с историей собора. Они сами должны прийти к выводу, что его нужно восстановить. Этот собор существенно отличался от других храмов, в свое время его называли главным храмом уральского хребта.

Восстановленный собор будет гармонировать со старинными зданиями улицы Пушкина и отреставрированным Домом Севастьянова.
А перед тем, как начать возведение храма, археологи проведут раскопки и не исключено, что работы позволят найти что-то интересное и значимое для истории города.

Другие материалы...

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Март 1994 г.
Выход в печать 

12  февраля 1997 г.
Зарегистрирована Госкомитетом РФ по печати (рег. № 015715)

17 февраля 1999 г.
Начало создания электронной версии «Православной газеты»

Подписной индекс по России и странам СНГ — 32475