Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1326) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Свобода и личность

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Свобода и личность

№45 (1326) / 24 ноября ‘25

Архипастырь

Владыка, давайте поговорим о таком понятии, как свобода. Потому что свобода, как ее понимает большинство людей, и христианская свобода – это, мне кажется, разные вещи.

– Понятие свободы неотделимо от понятия человеческой личности. По сути, говоря о свободе, мы неизбежно будем говорить о человеке, то есть о том, что касается каждого из нас. Значит, это актуальная тема.

Большинство невоцерковленных людей, конечно, интересуется: какая может быть свобода у верующего, если шаг вправо, шаг влево – и уже какой-то грех. Где же здесь свобода, если нужно идти такими «узкими вратами», что называется, а все остальное является грехом?

– Когда человек имеет определенные ограничения, в том числе и нравственные, это не означает нарушения свободы. Например, если человек оказался в эпицентре свирепствующей эпидемии, ему приходится соблюдать некоторые ограничения, потому что существует опасность заражения. Мы все помним, когда была эпидемия ковида, нас призывали носить маски, не посещать многолюдные мероприятия, потому что это та среда, которая способствует распространению заболевания. И как раз эти указания, эти предостережения разве были ограничениями свободы?

И Божественные заповеди, которые дал нам Господь, – это духовно-нравственные ориентиры, позволяющие человеку избежать опасных состояний, грозящих ему духовной деградацией и погибелью. Например, при посещении любого зоопарка мира у вольеров отдельных животных мы видим предупредительные таблички, что ни в коем случае нельзя переступать за определенные ограждения. В этом проявляется забота о самом человеке, ведь если кто-то переступит через запретную черту, он поставит под угрозу собственную жизнь. А Божественные заповеди, данные нам Господом, не только не ограничивают свободу человека, но призваны обеспечить ему оптимальное состояние, предупреждая его о духовных опасностях.

Свобода изначально является неотъемлемой частью человека. Когда Бог сотворил человека, Он сотворил его по Своему образу и подобию, и среди тех свойств, которыми Он наделил человека, есть как раз состояние свободы. Причем эта свобода предполагает и возможность выбора. Вы говорите о грехе: какая свобода, если есть определенные вешки: перейдешь – будет опасность. Но и здесь свобода человека не ограничивается Богом. Он не создал человека запрограммированной игрушкой, которая была бы, волей или неволей, определена исключительно к добру.

У человека есть свобода: он может как поступить по заповедям Божиим, которые якобы ограничивают свободу (но это скорее самоограничение), так и преступить Его заповеди. Но Господь, давая эти заповеди, предупреждает: да, ты можешь так сделать, но это для тебя чревато последствиями. Каждый из нас может нарушить законы природы и незащищенной рукой схватиться за раскаленный предмет. Да, он свободен это сделать, но будут очень трагичные последствия – он получит сильнейший ожог. Заповеди – это ориентиры, предупреждающие человека, где дорога безопасная, а где она сопряжена с определенными рисками, даже с духовной катастрофой.

Апостол Павел по этому поводу пишет: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Человек, живущий в стихии греха, утрачивает в конце концов Богом дарованную свободу, потому что грех имеет такое свойство – постоянно пленять человека, овладевать им. И он, привыкая к греховному образу жизни, на самом деле становится пленником греха, и от свободы у него остается лишь только иллюзия.

Возьмите, например, страдающего алкогольной зависимостью. Для всех очевидно, что человек спивается, деградирует. Ему говорят: «Брось пить, ты находишься в зависимости от этой страсти, тебе нужно лечиться у нарколога». Но он горделиво заявляет: «Нет, если я захочу, я брошу, я обладаю свободой. Сейчас я просто не хочу бросать, но стоит мне захотеть – и я свободно от этого отстану». В конце концов, когда все-таки понимает, что это для него полный крах, пытается остановиться. Но оказывается, что это не так-то просто. Человек стал пленником греха, его рабом.

В Священном Писании сказано: Кто кем побежден, тот тому и раб… Делающий грех есть раб греха. Поэтому человек, утратив эту свободу, становится рабом греха. И вырваться из такого состояния – это целый подвиг. Иногда человек не может сделать это самостоятельно, опираясь лишь на свою силу воли. Ему необходима помощь Церкви, благодатное воздействие церковных таинств, а также поддержка духовника, братьев и сестер по вере. Иногда нужна и помощь специалистов, врачей, чтобы избавиться от той или иной греховной зависимости.

Подлинной свободой может обладать только тот, кто освободил себя от рабства страстей, кто идет путем исполнения Божественных заповедей.

Владыка, но очень хочется спросить тогда, если вернуться к теме первородного греха: получается, что первые люди, Адам и Ева, стали как раз жертвами свободы? Многие верующие до сих пор задают вопрос: а для чего Господь вообще посадил дерево познания добра и зла? Это для того, чтобы дать человеку свободу?

– Но ведь свобода дает шанс не только деградировать, но и расти. Как человек может духовно расти, если у него не будет свободы? Рост возможен только тогда, когда есть возможность выбора. Если нет такой возможности, то нет и духовного роста. И Господь, сотворив человека по Своему образу и дав ему потенциальную возможность развития, возможность стать подобием Божиим, призывает его стать во всем похожим на Него, своего Творца. И духовный рост возможен только при наличии выбора.

Если бы у человека не было выбора (с чего мы начали), то он был бы просто запрограммирован на добро. Тем он и отличается от всех остальных Божественных творений, что обладает свободой и этим уподобляется Творцу. Бог дает ему эту свободу изначально. Многие говорят, что человек стал жертвой этой свободы. Но это не жертва, это – потенциальная возможность. Он стал жертвой неразумного, неправильного пользования своей свободой.

Он мог стать «жертвой» этой свободы и в другом смысле – еще в большей степени уподобиться своему Творцу, идя по тому пути, который указал ему Господь. Древо познания добра и зла, по сути, было инструментом для того, чтобы человек имел возможность выбора (какая свобода, если нет возможности выбора?). Реализовать свою свободу, направить ее к добру или ко злу – во власти человека. И грехопадение – это не что-то такое, на что он был обречен. Ведь в той же степени, в какой он оказался подвержен падению через неверное пользование своей свободой, он был призван и к совершенству через направление своей свободы и жизни по Божественным заповедям.

Более того, когда человек утратил эту свою свободу через грехопадение, во многом поработив себя греху, Господь не забыл его, но пришел в этот мир для того, чтобы извлечь его из погибели и не только вернуть в то состояние свободы, которым обладал Адам до своего грехопадения, но и возвести в более высокое состояние – состояние богоуподобления. Богоподобие – вот то, к чему призывает каждого из нас Господь, и это путь через соблюдение заповедей Божиих. Это путь выбора, когда человек отсекает пути, ведущие в болото, чреватые опасностью и погибелью, и идет тем путем, которым достигается совершенство.

Но он идет по этому пути не потому, что у него нет другого выбора (тогда человек превратился бы в животное, которое руководствуется инстинктами, природными законами, изначально вложенными в него Господом), а потому, что он сам ориентируется, в том числе используя свою свободу, направляя ее ко благу либо ко злу. И в этом есть особое величие человека и отличие его от всех других творений Божиих.

Владыка, еще хотел бы спросить, и наши телезрители тоже этим интересуются: изначально Моисей (и Вы сейчас эту тему затронули) дал нам десять заповедей. Но со временем, по церковной традиции, этих пунктов стало значительно больше. Например, нигде не сказано, что человек должен соблюдать четыре поста. Откуда появились эти традиции, тоже ограничивающие, как многие считают, свободу?

– Это не столько традиции, сколько церковная жизнь. К заповедям мы ни в коем случае не должны относиться как к юридическим нормам. Один из самых известных законов, юридических кодексов древнего мира – это законы вавилонского царя Хаммурапи. Там 282 пункта. Но это не значит, что 282 пункта описали все возможные случаи человеческой жизни. Наша жизнь многогранна, и регламентировать каждый поступок человека внешними правилами невозможно, даже если их будут тысячи.

Десять заповедей – это основные духовно-нравственные ориентиры, они были даны человечеству Богом. Но ведь потом Господь наш Иисус Христос наряду с теми десятью заповедями, которые были даны нам Богом на горе Синай через пророка Моисея, дал нам и другие заповеди, так называемые заповеди блаженств. Казалось бы, они внешне сильно отличаются от десяти заповедей: если заповеди Моисея в основном изложены в запретительном ключе (не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй и так далее; лишь некоторые – в положительном: чти отца твоего и матерь твою), то заповеди, которые дает нам Христос, даны скорее в поощрительном ключе, когда человек восхваляется как благоразумный, как предназначенный к блаженству, если он выполнит ту или иную заповедь.

Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю; блаженны алчущие и жаждущие правды (т.е. те, кто стремится к правде), потому что они насытятся (т.е. будут удовлетворены)... Это не значит, что десять заповедей Божиих дополнились другими заповедями и их стало не десять, а девятнадцать, двадцать… Церковь не так смотрит на заповеди. Заповеди – это те флажки, что позволяют нам ориентироваться в этом мире.

Что же касается церковных установлений – все это вытекает из тех же самых заповедей и из желания Церкви помочь нам жить в соответствии с тем миром, который устроен Богом, чтобы человек вписался в этот мир и не был в нем чем-то инородным. Тот же самый пост – это не что-то такое, что кто-то установил непонятно зачем, обязал делать именно так. Пост и молитва помогают, во-первых, бороться с грехами, а во-вторых – держать в порядке свою духовную жизнь, духовное состояние. Эти средства дает нам Господь. А если мы не соблюдаем пост, то мы не столько попираем какие-то Божественные заповеди, сколько сами себя лишаем духовно-нравственных средств, позволяющих нам вести благочестивую жизнь по заповедям Божиим.

Поэтому да, много есть установлений церковных, направленных на то, чтобы помочь нам жить по Божественным заповедям.

Настало время перейти ко второй части нашей программы. Предлагаю поговорить не о конкретном святом. В ближайшую субботу Церковь дает людям возможность вспомнить своих усопших, это так называемая Димитриевская родительская суббота.

– У Бога нет мертвых, у Бога все живы. Об этом говорит нам Священное Писание. Когда завершается земной отрезок жизни человека, он не исчезает с тем, что мы называем смертью, а в Церкви это называется успением. Человек уходит в вечность, меняет форму своего существования. Посмертное существование полностью зависит от того, как он прожил свою земную жизнь, которую Господь дал ему как некое поприще предуготовления к вечности.

Как в этой жизни Господь нас призвал проявлять взаимную любовь друг к другу, заботиться друг о друге, так и в тот момент, когда человек переходит в вечность, завершая свой земной путь, он не должен лишаться нашей любви и заботы о нем. Поэтому Церковь и мы, верующие, возносим к Богу молитвы, проявляя заботу не только о тех, кто продолжает жить с нами здесь, на земле, но и о тех, кто ушел в вечность.

Молиться об этих людях, упокоении их душ верующий призван регулярно, но Церковь установила и некоторые особенные дни, когда она не просто призывает нас помолиться об усопших, но и когда в храмах совершается особое богослужение, наполненное церковными песнопениями и молитвословиями, обращенными к Богу, не только и не столько о живущих на земле, но и об ушедших в вечность. Это так называемые заупокойные службы, заупокойные родительские, как их в народе называют, дни. Чаще всего эти дни приходятся на субботу, за исключением Радоницы (пасхального поминовения усопших), поэтому их называют родительскими субботами.

В течение года они бывают несколько раз. Церковь установила три родительские субботы в дни Великого поста (2-я, 3-я и 4-я субботы), за неделю до Великого поста – Мясопустная родительская суббота, в преддверии праздника Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на апостолов – Троицкая Вселенская родительская суббота. Есть Радоница, заупокойная служба во вторник после Светлой седмицы. И среди родительских суббот – так называемая Димитриевская родительская.

Димитриевская родительская суббота – это достояние исключительно нашей Русской Православной Церкви. Она была установлена преподобным Сергием Радонежским в XIV веке, в 1380 году, по завершении Куликовской битвы. Той самой битвы, на которую преподобный Сергий благословил князя Димитрия Ивановича Донского и которая надломила монголо-татарское иго, положив начало освобождению Руси от монголо-татарского господства.

На Куликовом поле отдали свои жизни за свободу нашего Отечества многие воины. И преподобный Сергий совершил первую особенную заупокойную службу, вознося молитвы о воинах, погибших на Куликовом поле. Затем в этот день, установленный преподобным Сергием как день заупокойной молитвы о погибших героях Куликовской битвы, стали поминать воинов, отдавших жизнь за наше Отечество и в последующих военных сражениях и противостояниях. Этот день стал днем заупокойного поминовения всех воинов.

Но поскольку каждый христианин является духовным воином, который сражается с врагами нашего спасения – с дьяволом, с грехом, то во многих богослужебных текстах, в том числе и при совершении над человеком таинства Крещения, христианин называется воином Христа, Бога нашего. Поэтому в этот день, день памяти о героях Куликовской битвы, стали поминать не только воинов других сражений, но и возносить молитвы об упокоении души каждого верующего православного христианина.

Почему эта родительская суббота называется Димитриевской и когда она бывает? По современному календарю это – 8 ноября, память святого великомученика Димитрия Солунского, того святого, имя которого и носил в Крещении наш русский князь Димитрий Иванович Донской. Преподобный Сергий совершил первое поминовение героев Куликовской битвы в субботу, предшествующую этому празднику, поэтому в церковном уставе этот день назван: Димитриевская родительская суббота.

Что необходимо в этот день каждому человеку? Конечно, как накануне, в пятницу вечером, так и в сам день субботы необходимо посетить богослужение, подать заупокойную записку, чтобы не только мы сами могли помолиться, участвуя в этом богослужении, но и священники совершили молитву о наших близких усопших людях. Они возносят молитву о них во время панихиды, заупокойных прошений на ектенье и, что особенно важно и дорого, – в алтаре, во время совершения так называемой проскомидии, когда из просфор церковных (особых церковных хлебов) священник, с произнесением имен всех тех, кого мы пишем в записках, вынимает частичку особым острым ножичком (копием) и произносит: «Помяни, Господи (такого-то)!» Каждая частичка, вынутая из просфоры, как бы символизирует того, о ком мы вознесли молитву на службе.

После завершения Божественной литургии, когда в Чаше после Причастия верующих остается Животворящая Кровь Спасителя нашего, в эту Чашу с Кровью Христовой ссыпаются все частички, символизирующие всех нас – и живых, и усопших, и священник произносит очень важные, как мне кажется, и глубокие по смыслу слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною молитвами святых Твоих». И происходит великая тайна омытия, очищения людей, поминавшихся на Божественной литургии, силой крестной Жертвы Христа Спасителя, Его Святой животворящей Кровью, которую Он пролил на Кресте за спасение всего человечества.

И, конечно же, нет ничего в этом мире более высокого и действенного, что бы помогло человеку, чем поминовение на Божественной литургии. Конечно, и в другие дни года верующие подают заздравные и заупокойные записки для поминовения, но особенно это важно делать в дни родительских суббот. Не оставаться дома, но идти в храм Божий.

Владыка, остался вопрос, очень личный, на мой взгляд: «Стоит ли признаться жене в своей измене? Я понимаю, что совершил чудовищную ошибку, но если я это сделаю, то, во-первых, причиню боль ей, а во-вторых, наверняка разрушится наш брак».

– Человек должен здесь разумно поступать. Быть честным – это не значит на каждом углу каждого оповещать о том, что было с нами. Я думаю, что здесь куда более важно очистить свою совесть в таинстве Покаяния. Прийти на Исповедь, покаяться в этом грехе, положить в своем сердце твердое намерение больше никогда к этому не возвращаться, осознавая, что этот путь ведет не только к разрушению семьи, но и к разрушению души человека, его духовной жизни.

А что касается того, стоит ли признаться жене, – это индивидуально. Если это даст человеку больший шанс к этому греху не возвращаться, если позволит укрепить семью – это одно дело. Но если признание может кого-то соблазнить, оттолкнуть или что-то разрушить, то не всегда это делать полезно. Я думаю, что в данном конкретном случае нужно на Исповеди посоветоваться с батюшкой: что будет полезнее. Священник, имея некий пастырский практический подход, может посоветовать, что спасительнее и для самого человека, и для его семьи в целом.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Заповеданное Христом милосердие – это вера в действии

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!Во-первых, я очень счастлив видеть вас в таком множестве, собранных вместе. Вспоминаю, как мы начинали социальную работу Церкви, развивали систему благотворительности. Многим тогда касалось, что Церковь что-то декларирует, а вот реализовать не сможет. Нас пугали различными примерами, как давно, и как правильно, и как научно обоснованно, и на основании каких огромных финансовых вложений где-то далеко-далеко за рубежом действуют христианские организации, которые оказывают людям помощь; но, мол, в России это не очень принято, да и в советское время от всего отучились. Поэтому начало этого служения, которое вы сейчас так ярко представляете своими трудами и образом жизни, воспринималось как нечто, может быть, заманчивое, но очень далекое от реальности.

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Сергеев: Спасение – это возвращение к Богу

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс