
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, 15 сентября исполнилось 10 лет с тех пор, как Вас назначили настоятелем Крестовоздвиженского храма в Нижних Сергах. Давайте начнем с этого. Епархиальное распоряжение, благословение митрополита – и Вы едете в Нижние Серги. Кстати, город Нижние Серги находится примерно в 100 километрах от Екатеринбурга.
– Это прекрасные, красивые места. Владыка не просто сказал: мол, езжай туда, вот тебе указ. Он вызвал к себе, предложил и дал время подумать. Я согласился. На тот момент я служил в Введенском храме (Введенское Архиерейское подворье) в поселке Верхние Серги. Это восстановленный большой, красивый храм. И оттуда я был переведен в Крестовоздвиженский храм в Нижних Сергах. На тот момент это было полуразрушенное здание, оставшееся после хлебозавода, который здесь размещался. И вот уже 10 лет мы всем миром занимаемся восстановлением храма, созданием общины, прихода, обустройством приходской жизни.
У этого храма очень интересная история. Он просуществовал совсем недолго с момента своего первого освящения. Расскажите об этом.
– Его построили до революции, он был вторым храмом в Нижних Сергах. В то время Нижние Серги – это был завод. Город Нижние Серги появился только в середине XX века, после войны, а до этого был просто Нижнесергинский завод. Так вот, людям стало не хватать одного храма. Троицкий храм находился на том месте, где сейчас Сад металлургов. Жители построили в начале XX века второй храм – Крестовоздвиженский, освященный в 1907 году. Затем последовали известные события: революция, гражданская война, разрушения. В 1935 году храм закрыли и перестроили в хлебозавод.
Что видели люди, которые приезжали в Нижние Серги 10 лет назад и раньше, на том месте, где сейчас располагается такой красивый храм? В каком техническом состоянии находилось тогда это здание? Что было вокруг?
– Думаю, не каждый мог разглядеть в том здании храм. Потому что это было наполовину производственное помещение, там были разные пристройки с восточной, западной и северной сторон, они к тому моменту уже были демонтированы. Вокруг было много разных помещений, вагончиков – кто-то принимал прямо на территории храма металл. Было много мусора. То есть это была заброшенная территория с разрушенным помещением. Была поставлена задача – привести храм в первоначальный вид. Но каким он был? У нас есть только одна фотография, на которой видно, как храм выглядел, когда был построен. По этой фотографии впоследствии и разрабатывался проект. И потихонечку началось восстановление.
Восстановление храма началось 10 лет назад. Или попытки предпринимались и раньше?
– Полноценное восстановление храма началось 15 лет назад, 27 сентября 2010 года. В праздник Воздвижения Креста Господня священник Димитрий Березкин совершил там Божественную литургию, люди помолились, причастились. В декабре 2010 года здание храма было выкуплено у хлебозавода и передано Екатеринбургской епархии. В 2011 году был учрежден приход, и началось восстановление Крестовоздвиженского храма. Можно сказать, восстановление храма продолжается уже 15 лет.
С какими мыслями Вы приступили к этому трудоемкому (и еще не законченному) процессу?
– Сегодня я уже не помню, какие были мысли. Владыка митрополит меня благословил, когда приехал на праздник Воздвижения Креста Господня после моего назначения. Меня назначили 15 сентября, а Владыка Кирилл приехал 27 сентября, совершил архиерейскую службу и сказал всем: мол, отец Максим будет восстанавливать храм, быстро все восстановит. И вот уже 10 лет мы стараемся выполнить это благословение Владыки Кирилла.
Но храм начали восстанавливать еще до меня, в 2010 году было начато его восстановление. Я появился в Нижних Сергах только через пять лет. До меня было очень многое сделано. Большое спасибо отцу Иоанну Белавину (Царство ему Небесное), он был первым настоятелем храма и бесстрашно взялся за дело восстановления. Своей жизнерадостностью он привлекал многих людей к этому делу. У верующих в Нижних Сергах была мечта – восстановить храм. Это у нас не единственный храм. Еще есть Иоанно-Предтеченский храм. Когда в известное время все храмы были закрыты (Свято-Троицкий, Крестовоздвиженский), обустроили часовню на кладбище, и эта часовня стала храмом в честь Рождества Иоанна Предтечи. В то время это был единственный храм на весь Нижнесергинский район. Был еще храм в поселке Арти, храм в Красноуфимске...
Близлежащие поселки, конечно, нуждались в храмах: Верхние Серги, Михайловск, Дружинино, Бисерть и так далее. Весь Нижнесергинский район. Сейчас там в каждом поселке есть храмы, 10 храмов вокруг. А на тот момент был только один – Иоанно-Предтеченский.
В приходах в небольших поселках и городах, когда люди объединяются, все начинается с молитвы о восстановлении храма и о том, чтобы пришла какая-то помощь. Без Божией помощи ничего не получится. Потому что вокруг нет высотных многоэтажных домов. Это всего лишь небольшие поселки. В вашем случае молитва о восстановлении храма была на приходе?
– С этим связана чудесная история. С 2016 по 2018 год мы проводили исследования, чтобы понять, как храм восстанавливать и можно ли его вообще восстанавливать. Если мы посмотрим на храм, то увидим большой, массивный купол, колокольню. Были небезосновательные сомнения, предположения, что стены не выдержат сводов и что нельзя восстанавливать храм именно в том виде, в каком он был. В тот момент мы нашли специалистов, исследователей. Анатолий Григорьевич Трущев, профессор, заслуженный строитель России, будучи уже на пенсии, исследовал большинство храмов в Екатеринбургской епархии, в Свердловской области. Мы его пригласили, он провел исследования, сделал расчеты, дал свои рекомендации и сказал, что восстанавливать храм можно.
Но средств на его восстановление у нас не было, их нужно было еще найти. Градообразующее предприятие в Нижних Сергах было на тот момент несколько отстраненным. Храм не является памятником архитектуры, поэтому мы не могли рассчитывать на государственное финансирование. То есть мы могли опираться только на пожертвования. Большинство храмов у нас восстанавливается на пожертвования прихожан, добрых людей, меценатов, благотворителей.
Когда меня уже назначили настоятелем храма, у нас был один из первых благотворителей, который оплатил проект, – Алексей Геннадьевич Никитин. Потом он уехал в Москву, и у нас все остановилось. Денег не было, благотворителей не было, а храм восстанавливать надо. И люди спрашивали: «Батюшка, а почему храм-то не восстанавливается? Когда будет восстановлен?»
Мы начали изучать опыт восстановления храмов. Примерно в это же время стал восстанавливаться Успенский собор на ВИЗе, где настоятелем является Евгений Попиченко. У них появилась молитва о восстановлении храма. Мы стали действовать по образцу, получили благословение от Владыки, составили молитву и всем приходом стали молиться Богу, чтобы Он нам помог, послал благотворителей, поддержал нас в этом деле. После того, как мы начали молиться, все и произошло.
Первое чудо было связано с тем, что в 2018 году один из наших прихожан поехал на Корфу к святителю Спиридону Тримифунтскому. И мы его попросили: «Александр, помолись, пожалуйста, святителю Спиридону, чтобы он нам помог». В этот же момент мощи святителя Спиридона пребывали в Екатеринбурге, в Храме-на-Крови. Владыка Кирилл служил Литургию, пригласил священников, и я, находясь в Храме-на-Крови, встретился с отцом Владимиром Поммером, митрофорным протоиереем, который тогда служил в храме Всех Святых на Михайловском кладбище. Он спросил: «Кто здесь из Нижних Серег?» Я отозвался. Он сказал: «Подойдешь ко мне после службы, для тебя будет приятный момент». Я удивился. Когда я подошел к нему после службы, он передал мне конверт и сказал: «Один мой знакомый имеет отношение к Нижним Сергам, передает тебе вот эту помощь и записочку, за кого молиться. Потратите средства на свое усмотрение».
Я приехал в храм, открыл конверт, а там было 10 тысяч долларов. В тот момент вернулся Александр с Корфу с иконой святителя Спиридона. Так получилось, что эти моменты у нас связаны. Отец Владимир, помню, еще тогда сказал, что такое бывает очень редко, может быть, раз в жизни. Вот с этого чуда, связанного со святителем Спиридоном, начался дальнейший сбор средств на восстановление храма. Община нашего прихода объявила жителям, что у нас есть такая-то сумма, и мы стали собирать средства, чтобы начать возведение центрального купола. Это были первые средства, первая помощь, которая пришла к нам в храм вот таким образом.
Восстановление храма – процесс небыстрый. И прошедшие годы – лишнее тому подтверждение. Редко бывает так, что за несколько лет здание храма удается восстановить. За все это время люди как-то пытаются объединиться, помочь?
– Люди – это главное. Восстановление храма – это не восстановление стен, это история не о деньгах, не о строительстве. Это же не бизнес. Это история встречи людей с Богом. Нужно было этому произойти, чтобы мы узнали и почувствовали в своей жизни помощь святителя Спиридона, познакомились с ним. Если бы не процесс восстановления храма, я бы со многими людьми не познакомился, ко многим не обратился. Но Бог так сводит людей, что они становятся близки друг другу, участвуя в этом деле. То есть в процессе восстановления стен храма формируется община прихода, приходская жизнь. И это очень ценно.
Прошло уже 10 лет, и сейчас я понимаю, что быстро храм восстанавливать и не надо. Храм должен восстанавливаться органичным путем. Ребенок ведь растет не сразу, проходит через какие-то возрастные этапы в своей жизни: сначала он младенец, потом отрок, потом идет юность, молодость и так далее. Так же и на приходе идет определенный процесс какого-то научения, взросления.
У нас на приходе есть стена с фотографиями людей. Когда человек из нашей общины отходит ко Господу, мы вешаем его фотографию в рамочке на стене, во главе с отцом Иоанном, отцом Валерием и другими нашими прихожанами. И за каждой панихидой мы поминаем этих людей, они с нами остаются.
И новые люди вливаются в общину. Задача состоит в том, чтобы приход стал семьей, чтобы люди, которые приходят в храм, почувствовали близость к храму – месту молитвы, радость от посещения храма, ответственность за храм и хотели, чтобы он был восстановлен. Основное – преодолеть сомнения, трудности. Люди участвуют в процессе восстановления. Храм восстанавливают не священники и не строители. Этот процесс происходит общими усилиями.
Поменялось ли отношение людей, которые изначально воспринимали этот процесс с настороженностью?
– Каждый человек имеет право на свое мнение. Конечно, люди по-разному относились к восстановлению храма. Как я уже говорил, в Нижних Сергах на тот момент был Иоанно-Предтеченский храм, и люди воспринимали храм как место, куда можно прийти и помолиться за усопших. Пришел, свечку поставил, помолился и ушел. Вот в этом, собственно, заключалось Православие. И, когда начали восстанавливать большой храм на 500 человек…
Люди стали задавать вопрос: «Кто в него ходить-то будет?»
– Бывает, и сейчас задают вопрос: мол, для кого такой большой храм восстанавливается, и восстановите ли вы его вообще. Но со временем, когда храм поднялся, появились кресты на куполах, все вопросы развеялись. Сейчас люди только благодарят. Город украсился храмом, колокольным звоном, стало радостнее и веселее жить.
Храм восстановлен на 70%. Восстановлена архитектурная целостность, есть отопление, построены котельная, здание мастерских, воскресная школа, трапезная. В этом году мы даже открыли музей при помощи президентских грантов...
Информация о музее проходила в новостном сюжете телеканала «Союз», но, думаю, не будет лишним чуть подробнее об этом рассказать.
– Музей – это площадка для общения. То есть наш храм в Нижних Сергах в настоящее время – это уже нечто большее. Это не просто место, куда приходят помолиться. Сегодня человек заходит в храм, чтобы узнать историю Православия в Нижних Сергах. Есть возможность посетить музей, задать свои вопросы, посмотреть, послушать экскурсию. Храм становится точкой притяжения.
Сейчас наша задача – благоустроить территорию вокруг храма, убрать забор, насколько это возможно, чтобы храм стал открытым для людей. В Академическом районе нет забора вокруг храма, в городе Михайловске тоже нет забора. Насколько это осуществимо в нашем случае – мы этот вопрос еще прорабатываем, чтобы все-таки обеспечить антитеррористическую защищенность. Одно из решений – живая зеленая изгородь. И вокруг храма будет семейный парк.
Сегодня мы работаем над тем, чтобы оштукатурить храм внутри и снаружи, сделать железную крышу, декоративные элементы. Самое главное – благоустроить территорию, чтобы людям было комфортно находиться рядом с храмом.
Мы разработали программу посещения нашего храма, которая включает в себя посещение музея, обзорную экскурсию, участие в мастер-классах. В нашем храме появился такой удивительный человек, который смог воссоздать народный промысел плетения корзин. Он сам выращивает лозу, сам ее обрабатывает и учит людей плести корзины своими руками. Можно записаться на мастер-класс, умельца зовут Александр.
Поэтому приглашаю всех в Нижние Серги, в Крестовоздвиженский храм на обзорную экскурсию, в музей. При посещении музея мы рассказываем историю восстановления храма, историю Православия, о том, какие храмы были раньше, как Демидовы построили храм, как складывалась жизнь людей до революции, как люди выживали в советское время (об этом есть отдельный стенд; у нас сохранились рукописные молитвословы, помянники). И мы затрагиваем в том числе новейшее время, рассказываем историю возрождения Крестовоздвиженского храма.
Это очень хорошо! Это целая программа. То есть человек может дозвониться до вашего помощника или экскурсовода, который отвечает на все вопросы, без особых сложностей договориться, приехать на экскурсию и провести время душеполезно, интересно и познавательно.
– Разрабатывая эту экскурсию, мы ставили перед собой несколько целей. Во-первых, чтобы человек мог вырваться из городской среды, суеты, побыть в более уединенном месте. Рядом находится парк «Оленьи ручьи», кто-то ездит туда погулять, а потом заезжает к нам в храм на экскурсию. Вообще, у нас создана целая программа, а человек сам выбирает, в каких мастер-классах он хотел бы поучаствовать. У нас есть мастер-класс не только по плетению корзин, но еще по урало-сибирской росписи. Преподаватель воскресной школы Александр Тихонов – художник, который каждый день рисует картины. Эти картины он дарит храму, а мы дарим их всем посетителям, чтобы у каждого человека была возможность что-то увезти с собой. Поэтому приглашаю всех желающих.
И любое посещение вашего прихода – это лепта и помощь для проведения строительных работ.
– Конечно.
Насколько я понимаю, вы (не лично Вы, а приход) достаточно активно ведете страничку «ВКонтакте», информации там достаточно.
– Да. Еще есть группа в Telegram. И сейчас мы также разрабатываем свой сайт, в ближайшее время он заработает...
Хочу поблагодарить всех, дорогие братья и сестры, кто помогает в восстановлении храма. Это очень спасительное и важное дело для всех нас.
Большое спасибо за добрые слова и благопожелания, низкий поклон за ваши труды и служение. Мир не без добрых людей, все получится. Как Господь, конечно, управит. Дай Бог, чтобы добросердечные люди не оставляли ваш храм без внимания...
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.