Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1322) → Священник Олег Патрикеев: Можно ли стать святым?

Священник Олег Патрикеев: Можно ли стать святым?

№41 (1322) / 27 октября ‘25

Беседы с батюшкой

Вспоминаются слова Господа нашего Иисуса Христа: Будьте святы, ибо Я свят. Если Сам Христос говорит нам об этом, значит это наша цель? Насколько этот призыв Господа для нас обязателен?

– Вы абсолютно правы. Это призыв и направление. Человек должен понимать значимость этих слов. Мы часто прикрываемся своими грехами, как когда-то Адам фиговыми листьями, и говорим: «Я убоялся Тебя, Господи, и спрятался. Я такой грешный». А что взять с грешника? Добрых дел с него не попросишь, в храм он не ходит, а иногда даже хвалится своими грехами. Такая позиция по отношению к святости нас пугает. «Разве такое возможно? Наверное, это сказано не мне». Но если это сказано не нам, тогда и все Евангелие не нам. Непрестанно молитесь – не нам, а монахам. Всегда радуйтесь – тоже не нам, у нас печаль и горе.

Можно так переставлять местами Евангельские слова, что всегда найдется оправдание. Блаженны плачущие – буду плакать, потом стану блаженным. Но о чем плакать? Мы плачем о потере кошелька, о поцарапанной машине. Можем найти тысячи поводов поплакать о себе любимом, забыв, что «блаженны плачущие» – это о тех, кто осознал свою греховность. Это первая ступень к святости.

«Святость» – от слова «свет». Господь говорит не только о том, чтобы мы были светом. «Как же я буду светиться? У меня нет таких способностей: ходить во тьме и светить». Он говорит еще: Вы – соль земли. Эти Евангельские образы раскрывают, в чем состоит духовная сущность человека. Много соли – все испортится. Мало соли – тоже все испортится.

Конечно, хорошо бы иметь такой учебник «Как стать святым». Он должен быть у каждого. Одно дело – прийти к больному в больницу, где ты увидишь боль и страдания, принести яблок, а другое – сказать ему: «Слушай, Бог тебя любит, не переживай так сильно».

Одно дело, если у человека простуда, другое – если рак.

– Здесь лучше промолчать, не опережать события. Бог любит человека, и даже болезнь есть проявление любви и освобождения.

Сейчас мы говорим о том, что такое святость, как к ней приблизиться и стать святым. Это примерно то же самое, что в спорте стать олимпийским чемпионом. В человеке должно быть желание. Святой – это духовный чемпион. Он достиг Царства Небесного, получил свою «медаль», к которой шел всю свою жизнь. Человек не сразу становится олимпийским чемпионом, но в душе он хочет стать лучше, выше, сильнее других. Да, в процессе есть и тщеславие, и гордыня, и финансовый успех. Но когда спортсмен приходит к тренеру, тот говорит ему: «Ты должен стать чемпионом». Так и Господь говорит нам: «Ты должен стать святым». Это цель нашей жизни.

И может не получаться. Разве все становятся чемпионами? Мы видим переживания, слезы из-за потери золотой медали… Это все душевные настроения. Но удивительно, что в духовном соревновании нет проигравших. Если ты возжелал стать святым, то тебе будет помогать и «тренер» – твой духовный наставник, и все обстоятельства жизни, которые ты будешь воспринимать как направление к Свету. И, конечно, осознание тобой своих грехов, покаяние, желание изменить жизнь, обещание Богу чистой совести – это целый набор средств.

Но для чего мы это делаем? Чтобы просто хорошо спалось? Меня что-то беспокоит – пойду помолюсь и причащусь. Такой магизм: съем таблетку, и голова пройдет. Человек должен стремиться «через тернии к звездам».

Из тьмы к свету, через борьбу к победе. И какой здесь возникает вопрос? Мы можем вспомнить Авву Дорофея. Когда он отходил, братья спросили его: «Авва, что ты видишь?» – «Вижу, ангелы идут ко мне». – «О чем ты их просишь?» – «Прошу дать мне время на покаяние». Авва Дорофей просил дать ему время на покаяние. Как покаяние, страдание и сострадание помогают нам? Можем ли мы утверждать, что внешние обстоятельства нашей жизни помогают нам стать святыми?

– Здесь кроется тайна. Тайна в том, что человеку дана полная свобода. Даже свобода во грехе, и что страшнее – свобода выбора смерти. Она, конечно, наказуема, мы знаем последствия этого выбора.

Прежде чем человек возжелает приблизиться к святости, он должен понять, что грешен. Без понимания этого не нужно и стремиться. Осознание своих грехов – это не просто формула: прийти к священнику и рассказать. Пересказ грехов – еще не покаяние. Ты признал, что совершил, но это еще не покаяние. Покаяние – это осознание, что твой грех приносит боль сначала тебе, потом близкому, чужому, другому. А когда ты познакомишься с Евангелием и поймешь, Кому ты делаешь больно, что твой грех – еще один гвоздь в руку Христу, вот тогда ты содрогнешься, тогда осознаешь глубину падения человечества. И это – начало пути по поиску спасения.

Спасение утопающих – не только дело рук самих утопающих, это призывание Спасителя. Помните, как тонул Петр? Он кричал: «Господи, тону! Спаси меня!» Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился. На пляжах всегда есть вышка и спасатель с биноклем. Мы должны не просто барахтаться в воде, чтобы выплыть, а постоянно осознавать себя пребывающими в тонущем состоянии. Это очень трудно, практически невозможно само по себе. Психолог вам этого не откроет. Это может открыть только Дух Святой. И Он открывает очень нежно, чтобы человек не разочаровался в себе. Ведь страшно увидеть себя настоящего, увидеть, что вся греховность человечества находится внутри. Вот тогда ты будешь кричать: «Господи, спаси меня! Сын Давидов! Дай мне прозреть!» Ведь слепцы просили о прозрении не просто чтобы увидеть свет, маму и близких, они и так их чувствовали.

Но прозреть для того, чтобы увидеть свои грехи, в них раскаяться и стать освобожденным, прозревшим человеком. Вот начало.

Потом человек начинает понимать, что мир двузначен: свет – тьма, холод – тепло, голод – сытость, плюс – минус. И этим пользуется дьявол. У преподобного Силуана Афонского есть прекрасные слова: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Потому что у дьявола два предложения к человечеству: «Ты – святой. Посмотри, у тебя все получается, у тебя все прекрасно, ты святой». Это такое малое тщеславие. Может, он не будет говорить, что ты святой, но будет давать чувственные, осязательные ощущения этого. И человек будет думать, как вы сказали: что через месяц его уже пора канонизировать и так далее.

Либо дьявол скажет, что ты великий грешник. Ведь он знает все наши грехи, потому что с его подачи эти грехи были сделаны. Все грехи, совершенные человеком, начиная от Адама и заканчивая нами, – это помыслы дьявола, который учит нас греху. Мы учимся у него именно этому свойству – быть грешными на земле.

А стать святыми нас может научить только один Учитель, имя Ему – Христос. Так вот, человек должен сделать выбор. Как не отчаиваться и держать ум свой во аде – это великая задача и умение, и оно дается не всем.

Силуан Афонский говорил о том, что заставило его изменить жизнь: он услышал гул адского пламени. Это же удивительно! Не треск, а гул. Можно себе представить, что это такое. Но одно дело – такие подвижники, как Силуан Афонский. А как в нашей жизни эти примеры могут стать руководством? Потому что даже в самом близком приближении мы Христа не воспринимаем как Человека, мы все равно говорим о Нем как о Боге. Святые – вроде бы люди, но они отстоят от нас безмерно далеко. Как сделать святых, преподобных близкими?

– Я иногда на Исповеди подсказываю людям, которые не знают, в чем им каяться. Спрашиваю человека, как его зовут. Предположим, он говорит, что Сергей. Я говорю: «У нас в храме есть частица мощей преподобного Сергия Радонежского, его икона. Сравните себя с преподобным Сергием Радонежским. Вы должны быть, в принципе, похожи на него, у Вас такое же имя. В имени заложены и сущность, и направление; это как залог, задаток. Сравните себя и его, свою жизнь с его жизнью». Человек говорит: «Ну, батюшка, Вы загнули. Между нами просто пропасть». Так вот, ощущение этой пропасти и есть покаяние: я осознаю, что я не такой.

Когда человек говорит: «Я такой же, как все, грешник», – это не покаяние. А когда вы понимаете, что есть люди, которые стали святыми, и хотите быть на них похожими, – это уже начало. Тут включается человеческое желание подражать. Как мы хотели в детстве подражать хоккеистам, футболистам, носили футболки с их именами, любили Юрия Гагарина. Было желание быть похожим на кого-то, кто лучше тебя. Это нормальное желание – стать лучше.

Да, все хотели стать космонавтами.

– То же самое в святости, в Церкви: я хочу стать лучше, чем был вчера. Вчера я осуждал этого человека, а, придя в храм и раскаявшись, понял, что больше не хочу его осуждать, потому что делаю ему больно. Я делаю больно себе, делаю больно пространству, делаю больно Христу. Я приношу боль, грех в этот мир, даже мысленно осуждая кого-то. Мы, увы, погрязли в грехе осуждения.

Когда человек это осознает, он начинает этого остерегаться, начинает учиться у святых. Для чего мы читаем жития святых? Это учебники. Как бы поступил в этом случае святой Серафим Саровский? Допустим, пришли к нам незваные гости. Что мы делаем? Мы сразу звоним в полицию, мол, приходили с ножиком, с холодным оружием. То есть у нас постоянная тревога, мы боимся не то что преступника, а любого стука в дверь: дескать, кто это пришел невовремя?

А святость означает, что ты доверяешь Богу даже в этой ситуации, когда тебя пришли грабить, убивать, плюнуть в тебя. Ты понимаешь, что сейчас происходит экзамен, испытание. И у нас есть тому примеры.

Однажды у меня был такой случай – у меня хотели украсть машину. В три часа ночи приехала полиция, мне говорят: «У Вас машину хотели угнать из гаража, пойдемте, мы поймали преступника». Прихожу, стоит молодой человек, весь трясется. И я понимаю, что сейчас происходит проверка меня. Я спрашиваю: «Можно я с ним поговорю?» Мы с ним отошли, пообщались, я рассказал ему о Евангелии, о Боге, Который его любит. Здесь уместно сказать, что он попал в ту точку, где была возможность поверить в Бога. Я его, конечно, простил, не написал на него заявление. Но на меня ополчились в полиции: мол, как это Вы его прощаете? мы всю ночь его караулили…

Но самое удивительное, что этот человек пришел ко мне через неделю. Я тогда еще не был священником. Я просто в той ситуации экспериментировал. И он мне говорит: «Олег, а что Вы мне тогда сказали о Евангелии, о Боге? Я до сих пор не могу понять, что со мной произошло». То есть для него стало откровением присутствие Бога в ту секунду его жизни, и это стало для него точкой для веры.

Вы именно тогда приняли решение стать священником?

– Я никогда не принимал такого решения, даже не мечтал об этом. Когда мы с супругой уверовали, стали ходить в церковь, мы на священников смотрели так, будто это какие-то другие люди, как ангелы. Было чувство почтения к священникам. Потом, когда я сам стал священником, думал: «Как же так? Взяли и такого грешника священником поставили, рукоположили».

Через священство, конечно, можно стать святым. Может быть, это проще, потому что часто стоишь у престола. А у престола ты в первую очередь каешься. Ведь святой – это тот, кто осознал свою болезнь, кается в ней и хочет исцелиться. А исцеление одно: для меня это Причастие. Исцеление происходит во время причащения. Мы читаем молитвы, в которых говорится о покаянии, а когда держим в руках Тело Христово, плачем (должны плакать), потому что держим в руках Самого Христа. И я, первый грешник на земле, буду принимать это Тело!

Еще как священник я говорю слова: «Святая святым». Ведь кому это сказано? Тем, кто находится в храме, кто только что исповедовались и говорили, что они самые грешные. Но Господь говорит: вы – святые, Я вижу в вас святость, она есть, нужно просто раскрыть ее, очистить грязь, как скорлупу, и стать лучше. И так каждый день, шаг за шагом, потихоньку мы двигаемся. А по-другому нам не видать Царства Небесного как своих ушей…

Не с тщеславием нужно думать о святости. Ведь святость – это крест, сораспятие со Христом. Святость – это когда у тебя руки распяты, и ты не можешь ответить человеку. Твои руки прибиты. Вот что значит быть сораспятым.

Как нам, обычным людям, понять, что такое святость? Мы понимаем, что есть святые: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Антоний Дымский и так далее. Это конкретные люди. Что же такое святость?

– Однажды к одному великому подвижнику, Антонию Великому, который достиг святости уже при жизни и мог передвигать горы, исцелять людей, пришел такой помысел: «А что дальше?» Вроде он достиг духовного предела. И ему был помысел: «Иди в город». Ангел Господень приводит его в город, в семью, где он видит женщину, которая стирает, что-то готовит. И ангел говорит ему: «Вот она достигла святости, а ты только в начале пути».

И тогда он понял, что святость – это не чудеса, которые можно творить. Кстати, многие подвижники просили Бога не давать им дара прозорливости, предвидения. Потому что дух пророчества очень сильный. А мы знаем, что нет пророков в отечестве своем, их обычно бьют. Это очень ответственно.

Я всегда говорю людям перед Причастием: «Вы должны понимать, какая ответственность лежит на вас сейчас. Вы принимаете в себя Живого Христа. Вы становитесь святыми, в это мгновение вас освящает Христос, вы с Ним одной крови. Вы сейчас пойдете со Христом в мир, на работу, домой. Как вы будете с Ним жить? Вы же должны думать, как Он, говорить, как Он. Как говорит апостол Павел, вы должны иметь те же чувствования, как у Христа».

Мы должны к этому привыкать, это естественные чувства человека. В Адаме мы потеряли это чувство – быть человеком. Но Христос восстанавливает человеческую природу в Самом Себе, делает нас человеками с большой буквы, а в духовном плане – даже богами по благодати, сынами Божиими. А какими сыны Божии должны быть в метро, на работе, на футболе, в спортзале?

В метро, в транспорте столько всего происходит! Это какая-то беда. И только постоянная молитва уберегает от всего того, что происходит...

– Вы сказали о молитве. Сейчас можно перечислить способы, как сохранить свой ум (а ум – это великий обманщик) от осуждения, от размышлений, мечтаний. Мы говорим о сохранении ума после Причастия. Людям, которые не причащаются, вообще тяжело сохранять ум, они живут в матрице греха естественным образом. Как в водоемах плавают и рыбы, и пиявки, и крокодилы.

То есть выживание любой ценой. А в духовном плане ты можешь выйти из этой воды, стать другим, иным. Иной человек – это инок, он может быть не только в монастыре. Вот Вы спросили, как жить в миру. Мужчина, если он семейный, православный верующий, должен жить в миру как священник: освящать свою семью, быть, как священник в храме. Потому что дом, семья – это малая Церковь, и в этой Церкви тоже есть свой устав, очень похожий на Церковный. Мужчина – священник, жена – помощница ему. Кто в Церкви помощник? Диакон. Он все приготавливает для богослужения. Дом – прообраз того, что в храме. Дети – это не писклявые, кричащие существа, которые говорят: «Хочу, хочу, хочу». Дети – как хор ангелов, они молятся перед едой молитвой «Отче наш», перед сном читают Евангелие.

Если начать читать Евангелие, слышать его, молиться, чтобы обрести навык молитвы, тогда Господь дает нам возможность исповедания части грехов. Потому что, если бы мы увидели все свои грехи, тотчас сошли бы с ума. Но на этом пути должна быть какая-то дисциплина. Чтобы появился навык молитвы, нужно молиться. Чтобы читать Евангелие, грубо говоря, нужно уметь читать. Но читать не газеты, не чтиво под пиво, а именно Евангелие. Или я ошибаюсь, и достаточно просто приходить в храм и слушать чтение Евангелия на церковнославянском языке?

– Дисциплина должна быть обязательно. Как у спортсменов, которые желают стать олимпийскими чемпионами. Там не забалуешь – и правильное питание, и правильный сон, и правильная зарядка. Нужно поступать так же, быть похожими на спортсмена духовного, который желает достигнуть олимпийской медали, стать чемпионом (не по тщеславию, конечно), оказаться в Царствии Небесном. Неужели мы не хотим быть в раю? Мы должны этого желать.

Для этого нужно понимать, что такое рай. Потому что это не некое место…

Благословите наших телезрителей.

– Возьмите в руки меч, который есть Слово Божие, шлем спасения, обуйте ноги в сандалии благовествования и идите в мир с Богом проповедовать Евангелие спасения.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс