Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Жизнь часто называют школой. Ведь она представляет собой череду уроков: от простых к сложным – для роста осознанности, развития ответственности за свои поступки и способность любить. А учеба невозможна без повторения пройденного, без его анализа, но только в свете Божественной благодати. Тогда обретается мудрость, исправляются ошибки, и тогда мы приближается к нашему собственному преображению.
Небольшое село Осиновка недалеко от города Тольятти известно тем, что именно здесь стоит старейший в Самарской области каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Он построен в 1714 году. В 1930-х – закрыт и поруган. Настоятель сельского прихода Рождества Иоанна Предтечи иерей Павел Фофанов вырос в этом селе, рядом с этим мощным храмом. Был, пожалуй, единственным пацаном, который в свои 13 лет начал воцерковляться.
Иерей Павел Фофанов: – Литургия совершалась в деревянном здании, оно было разрушено, сейчас у нас там котельная. У всех местных жителей была мечта восстановить разрушенный храм, который расположен при въезде в село. И у меня была такая мечта.
Он и в Самарскую духовную семинарию поступал с той же мечтой и после иерейской хиротонии попросился в родную Осиновку.
Матушка Ольга Фофанова: – Владыка предлагал село, где уже есть храм и какой-то домик для священника, а батюшка говорит: «Если возможно, я бы поехал в свое село, хотел бы там храм восстановить». Он хотел послужить своему родному селу.
Сама матушка Ольга выросла хоть и в небольшом, но все-таки городе – Лениногорске, Республике Татарстан. Детство у поколения 90-х проходило непросто – годы переломные и сломавшие многие судьбы.
м. Ольга: – Я практически не видела примера семьи, которая долго держится в браке.
Однажды ее старшая сестра увидела объявление о наборе в воскресную школу при единственном в городе Свято-Троицком храме. Пошла туда вместе с младшей Ольгой. Думали, какой-то очередной кружок по интересам.
м. Ольга: – На саму службу я ходила, может быть, минут на десять. Помню ощущения: ты приходишь в храм, стоишь минут десять, и тебе кажется, что ты горы свернул, у тебя все болит, тебе тяжело, а потом идешь домой и все равно испытываешь необыкновенное ощущение радости.
Был период, когда Ольга начала стыдиться, что ходит в храм. В итоге подростковый возраст дал о себе знать, и она бросила воскресную школу.
м. Ольга: – Каждое воскресенье, просыпаясь, я слышала, как звонят колокола, и моя душа трепетала, мне очень туда хотелось, была тоска сильнейшая.
Она вернулась в воскресную школу спустя какое-то время. На этот раз позвала подружка. И уже знакомый священник встретил ее строго.
м. Ольга: – «Ты уже у нас была, бросила, теперь тебе испытательный срок: будешь какое-то время ходить в храм, не пропуская службы, тогда, может быть, мы возьмем тебя в воскресную школу». Видимо, мне хотелось что-то доказать, я начала ходить на каждую службу. В итоге подружка, с которой мы пошли, бросила ходить, а я осталась.
В воскресной школе юная Ольга подружилась с верующими сверстниками и перестала стесняться храма. Более того, именно в храме она увидела то, чего не знала в жизни.
м. Ольга: – Я там увидела пример отношения мужа и жены. Видела, как пары друг на друга смотрят, и хотела, чтобы у меня было так же. Мой духовник был сначала учителем воскресной школы, Игорь Петрович. Потом он принял монашество и стал отцом Михаилом – мы называли его «папа Михаил». Для меня это было так, как будто Господь послал мне второго отца, со слезами вспоминаю.
Отец Михаил окружил любовью и заботой, научил во всех жизненных ситуациях держаться за Христа. В то время это оказалось для девочки откровением. В храме Ольга мечтала петь на клиросе. «Что может быть чудеснее, чем петь Богу?» Так она думала.
м. Ольга: – В воскресной школе у нас был хор, в котором я потихоньку начинала подпевать, но девчонки, которые много лет туда ходили, очень хорошо пели. Они окончили 11-й класс на год раньше меня и уехали – кто в пединститут, кто в медицинский. Я так удивилась! Думаю: «Они что, не мечтают именно об этом?»
Сама же она мечте не изменила. Правда, в год, когда Ольга окончила школу, набора на регентское отделение Самарской духовной семинарии не было. Зато ее после единственного прослушивания взяли в Лениногорский музыкальный художественно-педагогический колледж. После года обучения там духовник благословил девушку ехать в Самару – семинария снова объявила набор на регентское отделение. Она растерялась, заволновалась, еще и потому, что папа не поддерживал ее воцерковление.
м. Ольга: – Я со временем поняла его очень хорошо. Я тогда проживала период неофитства. Он понимал, что меня уносит куда-то. Я мою полы, мама мимо проходит, я вздыхаю. Она говорит: «Что случилось?» Я говорю: «Завтра исповедоваться, а я даже не знаю, что говорить». Как они, глядя на такое мое поведение, могли тоже пойти в храм?
Осознание пришло в один миг, после одного случая, который для юной девушки чуть не закончился драматично.
м. Ольга: – Господь мне тогда показал, что не надо брать на себя лишнее. Делай свое, что тебе положено.
Когда очень важный жизненный урок был пройден, папа отпустил дочь на учебу в Самару и сам ее туда отвез. А через год в ту же семинарию поступил Павел Фофанов из Осиновки. Он из семьи потомственных моряков. Отец – капитан морского судна, дядя, его брат, тоже, и Павел грезил морями.
иер. Павел Фофанов: – В Санкт-Петербург уже собирался, паковал чемоданы. Я в церковь ходил лет пять. И батюшка говорит: «Попробуй летом хотя бы месяц пожить в семинарии. Хочешь – поступай, не хочешь – не поступай, просто поживи. Что ты летом будешь делать в своей деревне?»
Он поехал и вскоре понял, что это его мир. Новые друзья-единомышленники, храмы, общение с духовенством. Настал день, когда Павел Фофанов стал семинаристом.
м. Ольга: – Мой духовник приехал, когда я поступила, и говорит: «Ты поступила, теперь учись». Потом был период, я ему жаловалась, что все девчонки дружат с парнями. Он сказал: «Два года учись, а там видно будет». Сказал фразу, я потом поняла, что это из Псалтири: «Даст Господь по сердцу твоему».
Прошло ровно два года, прежде чем бытовая ситуация столкнула и ближе познакомила Ольгу и Павла. Она замечала этого семинариста и раньше, но себя рядом с ним не видела – он ведь младше на целых полтора года.
м. Ольга: – Прошло какое-то время, я вспомнила ту фразу, которую сказал духовник, и поняла: все мои предрассудки о том, что он младше меня, не так важны. Мне тогда казалось это недопустимым – муж обязательно должен быть старше. А он мне как раз по сердцу.
иер. Павел Фофанов: – Мне рыжие нравились всегда, серьезно. Так сложилось – Бог свел, наверное. Увидел богатство души человеческой, понял, что я не прогадал.
м. Ольга: – Когда я начала ходить в церковь, папа иногда запрещал мне ходить туда. Я смотрела на алтарников, священников и думала: «Мой муж должен быть кто-то из них, чтобы он тоже хотел ходить в храм».
На момент иерейской хиротонии отцу Павлу было всего 19 лет, матушке Ольге немногим больше. В Осиновку приехала семья в розовых очках: муж будет служить, она петь – лучше не бывает, но реальная жизнь поначалу показала себя в других цветах. Попытка восстановления старинной церкви успехом не увенчалась, Владыка Сергий благословил строить в селе новый храм. В семье с небольшими перерывами появлялись на свет дети, жили в родительском доме отца Павла вместе с его мамой восемь лет.
м. Ольга: – Это хороший жизненный опыт для меня. Основная проблема была, когда копится невысказанность. Ты хочешь поговорить или побыть наедине, а если это не выходит – все выливается в раздражение. Маме пришлось много выдержать.
Этот семейный опыт матушка Ольга много раз анализировала, отмаливала, делала выводы, чтобы понимать, чему учить своих детей, на что их ориентировать.
м. Ольга: – Человек как будто бы разбирает все, что было в детстве, что было с его родителями, ищет ответы. Я это все осознаю сейчас очень сильно, поняла, какая лежит ответственность на супругах. Когда хочется иногда, хлопнув дверью, уйти, например, (всегда бывает какое-то недопонимание в семье), важно подумать: как потом твоим детям все это восстанавливать. Это значит, что у них не будет дальше опоры в жизни.
Созидание их семьи, говорит матушка Ольга, шло и идет параллельно с созиданием храма.
иер. Павел Фофанов: – Получилось так, что храм построен всем миром. Село у нас маленькое – всего триста человек населения, но с Божией помощью мы осилили. С разными чудесами мы смогли создать место, где могут совершаться богослужения.
Потом отец Павел с Божией помощью и при поддержке неравнодушных людей построил большой храм в соседнем селе. Здесь, в Осиновке, двухэтажное здание с гостиницей для паломников, трапезной, воскресной школой. Начали подготовку к реставрации старинного храма. Видимо, пришло время исполниться его мечте.
иер. Павел Фофанов: – Мне нравится строить, нравится, когда что-то получается из ничего. Для меня это чудо, а мирянам кажется: они купола золотят, храмы на каждом углу строят... А для меня каждый храм – это чудо веры.
У отца Павла и матушки Ольги восемь детей. Старшей, Евдокии, – 18 лет, младшему, Ивану, – два с половиной. Евдокия и Арсения погодки. Вместе окончили школу, поступили в Самарскую семинарию на регентское отделение. Тихон, Александра, Ева, Дмитрий – школьники. Афанасий скоро станет школьником.
м. Ольга: – Мы поняли: чтобы выживать священнику в сельской местности, нужно иметь какой-то дополнительный заработок, иначе никак. Потом, слава Богу, пошли пособия разные на детей до трех лет, дополнительные деньги давали многодетным.
Отец Павел без дела не сидит практически ни минуты. Летом – рыбалка, заготовка трав.
иер. Павел Фофанов: – Зимой я в столярке работаю, пока снег дует, – делаю в основном садовую мебель на заказ: простые столы, стулья, скамейки.
м. Ольга: – Всю работу, какая была в храме, изначально делал он: и просфоры сам пек, и полы мыл. Даже говорил: «Я иногда мечтаю послужить так, как в городе, когда в храм приходишь, а лампадки уже все разожгли». До сих пор сам это делает.
иер. Павел Фофанов: – Сколько я счастья испытал в жизни! Многие мои сверстники, кого я знаю, наверное, за десять жизней не смогут столько радости испытать, сколько я. На Святой Горе Афон я шесть раз был, в Греции, Израиле, ездим, путешествуем – мне нравится путешествовать. На Камчатке были. Я из деревни, а Господь мне столько открывает возможностей...
Кстати, путешествие всей семьей на Камчатку – это приз за участие в первом Всероссийском конкурсе «Это у нас семейное». Фофановы вошли в тридцатку самых активных семей России. Радость матушки Ольги – это ее хор. Сначала пела вдвоем с сестрой мужа, потом с подрастающими детьми. Сейчас – полноценный многоголосный хор.
м. Ольга: – В основном эти люди – активно работающие. Кто бухгалтер, кто сыродельней занимается, кто-то директор. Они приезжают на выходные, у них здесь дома: у кого в Осиновке, у кого в Яныково. Они поют у меня на клиросе.
Их семье исполнилось 20 лет. 20 лет череды уроков для роста осознанности, мудрости, ответственности за свои поступки и способность любить. 20 лет пути к личному преображению в свете Божественной благодати.
иер. Павел Фофанов: – На Венчании несешь на голове венец. Одну руку твою держит священник, другой рукой держишь свечу, идешь вокруг аналоя и думаешь: «Как бы венец не упал с головы». А ничего не можешь сделать, поддержать не можешь никак. Так и всю жизнь думаешь, как бы не уронить венец.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.