Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1316) → Протоиерей Олег Чебанов: С чего начинается Родина...

Протоиерей Олег Чебанов: С чего начинается Родина...

№35 (1316) / 9 сентября ‘25

Беседы с батюшкой

Батюшка, Вы у нас впервые. Спасибо, что нашли время к нам приехать. Мы неслучайно Вас пригласили в канун Дня знаний. Давайте поговорим о нашем образовании, о школе, об учителях. Помните ли Вы свою первую учительницу? Какие эмоции Вы испытывали, придя в первый класс? Это же особый день.

– Удивительно, но я помню свое первое сентября, хотя это было давным-давно, самое начало 80-х годов прошлого века. Кажется, что это было очень давно, а на самом деле это было все-таки относительно недавно. Все очень свежо в моей памяти, и всегда всплывает очень явно накануне первого сентября, потому что я педагог, и больше 30-ти лет моей жизни связано с системой образования.

Помню свою первую учительницу, Александру Николаевну Кривоноженкову, это школа №7 города Курска им. Александра Сергеевича Пушкина, с гуманитарным уклоном, ее в свое время и мой отец заканчивал. Я ходил на подготовку к школе и помню, как мы какие-то палочки, кружочки и крючочки рисовали. Нас привели на третий этаж четырехэтажной школы, и почему-то очень ярко запомнилось, просто вошло в мою память, как к нам пришла медсестра, Зоя Ивановна, и наша учительница, Александра Николаевна, сказала нам: «Посмотрите на Зою Ивановну. Если у вас что-то заболит, вы на нее только посмотрите, она вам улыбнется, и у вас все пройдет». Настолько это трогательное воспоминание. Мне тогда было всего семь лет.

Но первого сентября мне всегда хотелось идти в школу. Я представлял: завтра откроются двери, школьники переступят порог школы. Где-то пахнет свежей краской после ремонта (я не имею в виду современные школы, где пластиковые столы, а там, где еще красят полы, штукатурят, ремонтируют), и этот непередаваемый запах всегда меня сопровождает первого сентября. Это всегда огромная радость. Первого сентября мне всегда хотелось идти и в школу, и в университет, и потом, когда уже преподавал в православной гимназии, и когда работал в духовной семинарии, и был этап, когда я преподавал в Курском университете… Честно скажу: второго сентября уже немножко другое настроение, но первое сентября – это праздник, это радость, это торжество!

Получается, что как первое сентября тогда в Вашей жизни началось, так и продолжается.

– Да, так и продолжается, хотя я сам в школе не преподаю. С системой образования города Курска мы очень тесно взаимодействуем. И моя супруга – директор Курской православной гимназии. Вот так совпало, что первое сентября для меня всегда праздник и торжество.

Хочется спросить: Вы приехали к нам из такого региона, как Курская область, а все знают, какие события там происходят. Какая сейчас обстановка с образованием в этом регионе, особенно в приграничных областях? Православная гимназия есть одна. Может быть, еще есть? Как это все существует на данный момент?

– Что касается светской системы образования, светских школ – да, действительно, тяжеловато. Мы помним, что год назад, в 2024 году, 6 августа, прямо накануне учебного года, вооруженные силы Украины нарушили границу Российской Федерации в Курской области. Суджанский район был оккупирован. Из приграничных районов выехало большое количество людей, отток населения оттуда был колоссальный – порядка 150 000 семей из этих районов переехало в пункты временного размещения. Они до сих пор находятся там, и новый учебный год будут проходить в смешанном формате.

Прошлый год у них был в режиме дистанционного обучения – проживающим в ПВР выдали ноутбуки, и учителя проводили занятия в дистанционном формате. Конечно, это тяжеловато, потому что не происходит межличностного общения между детьми и педагогами. Мы помним те времена, когда распространялась короновирусная инфекция, был локдаун и все сидели по домам. Дистанционный формат никакой радости для обучения, для воспитания, для образования, для развития не дает.

А что касается православной гимназии в Курском регионе… Она там одна и вступает уже в 32-й год своего бытия (была образована в теперь уже далеком 1994 году). В ней обучается порядка 200 школьников, ребятишек из православных семей, с 1-го по 11-й класс.

Вы говорите: обучение, развитие, воспитание. Обучение – понятно, развитие – понятно. Воспитание? В православной школе, может быть, проще – есть духовник, учится меньше людей, больше контроля. Но возможно ли сейчас такое явление, как воспитание в школе? Мне кажется, что воспитание – в семье.

– Вы знаете, воспитывает просто все. Воспитывает среда. Академик Шаталов говорил о том, что в педагогике всегда действует принцип «соленого огурца»: когда огурец попадает в банку, на него действуют и вода, и специи, и уксус, и соль, и сахар, и даже соседние огурцы, которые могут быть разных сортов. Все это воздействует. Конечно, первая воспитывающая, питательная, воспитательная среда – это, безусловно, семья. Жизненные основы, мировоззрение, стиль жизни формируются, когда ребенок «лежит поперек лавки». Пока он еще маленький, он, как губка, впитывает все. И здесь очень важен личный пример родителей. Ведь неслучайно англичане говорят, что не нужно воспитывать детей, – они все равно будут такими, какие вы. Личный пример.

Еще в средние века было сказано в стихотворной форме: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». А я все-таки взял на себя смелость подкорректировать эти строки и добавил: «И развивается на фоне того, что есть в его смартфоне». Потому что это тоже очень важный элемент, который влияет и на воспитание, и на развитие.

Что касается системы образования – дошкольное образование и воспитание (детский сад), общеобразовательная система (школа, колледжи, лицеи) и высшее образование – там воспитывает все: личность педагога, воспитательная среда. Существует план воспитательной работы образовательного учреждения, который состоит из 10 модулей, где прописана эстетическая среда, взаимодействие с родителями, работа с социальными партнерами, очень четко прописана деятельность классного руководителя и т.п. Кстати сказать, воспитательной системе сейчас в нашей стране придается очень серьезное значение, особенно патриотическому воспитанию – военно-патриотическому, гражданско-патриотическому. И все это складывается по маленьким крупицам.

Например, в нашем Курском регионе, если бы не было тесных, добрых взаимоотношений между епархией и системой образования, наверное, было бы посложнее. У нас буквально все общеобразовательные школы посещают священнослужители. У нас очень добрые отношения с системой образования. А священник призван к тому, чтобы, по слову классика, «сеять разумное, доброе, вечное». И не обязательно, чтобы в каждой фразе звучало слово «Бог», «Господь», «Церковь», «спаси Господи», «ангел-хранитель» – нет.

Ведь, говоря о патриотизме, мы говорим о том, «с чего начинается Родина». С того, чтобы ты утром проснулся и застелил свою постель, потому что это – среда твоего обитания, и это – знак уважения к твоим родителям, которые тебя кормят, обувают, одевают, обеспечивают. Вот он – патриотизм, когда ты понимаешь, что ту среду обитания, в которой ты находишься, ты должен украшать. И мы говорим: для чего Господь поставил первых людей в раю? Для того, чтобы они его украшали и созидали. И, наверное, самый главный подход – это быть созидателем. О созидательном труде сейчас, к сожалению, говорится очень мало. А ведь в советские годы (я еще помню, застал) были трудовые лагеря, были общие трудовые проекты: строительство БАМа, целина…

И на картошку ездили…

– Да, на картошку ездили каждую осень в сентябре! Как это сплачивало, объединяло – потрясающе! Кстати, и на государственном уровне об этом речь идет, очень громко об этом говорится. Ведь неслучайно Президент подписал указ 809 «Об основах государственной политики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации». И среди 17 позиций перечисления этих ценностей как раз указывается созидательный труд.

Мы, священники, тоже говорим о том, что каждый из нас – творец. А творчество – это то, что соединяет Творца с большой буквы с творцом с буквы маленькой, с каждым из нас. А что касается православной гимназии – это уникальный тип учебного заведения для православного человека. Почему? Потому что учебный день начинается с молитвы. Трапеза начинается и заканчивается молитвой. Рядом находится духовный попечитель, духовник – батюшка, с которым ты можешь поговорить, пообщаться. Вся система образования пронизана идеей величия Бога, Творца. Буквально каждый предмет об этом говорит и подводит школьника к тому, что те таланты, которые ему дал Господь, мы должны развивать, чтобы вернуть их Богу через тех, кто нас окружает, через ближних.

Вы говорите, что православная гимназия – для православных? А не православных? Можно ли отдать ребенка из светской семьи в православную гимназию?

– Сложно будет. По опыту (уже более тридцати лет моей жизни связано с деятельностью православной гимназии) скажу: это достаточно сложно. Если, допустим, семья стремится к воцерковлению, если они встали на первую ступеньку приближения к Богу – это хорошо, если они готовы идти вслед за своим чадом. А ведь бывает и другой подход: там спокойно, там тихо, там научат молиться, креститься, там сделают из ребенка ангела.

Но не нужно забывать, что дети-то приходят из совершенно разных семей. И в православной семье тоже есть какие-то моменты – знаете, как говорят, «ничто человеческое им не чуждо». Иногда думают: в православной гимназии дети, когда утром рано переступают порог учебного заведения, они в гардеробе снимают свои ангельские крылышки, нимб… А если нимб где-то потускнел, учителя постараются его начистить до блеска. Нет, ничего подобного.

Семья, Церковь и школа – вот три столпа, на которых базируется система православного воспитания в православной гимназии. И если в гимназии говорят о том, что сейчас идет пост, и мы должны поститься – у нас сейчас другой склад мыслей, у нас перемена питания. А приходит ребеночек домой, и папа говорит: «Слушай, какой пост? Давай сейчас колбаски, мяска поедим» – и у ребенка возникает когнитивный диссонанс: как же так? Учителя говорят одно, а семья – другое? Папа – это авторитетный источник, к которому нужно прислушиваться, а если нет этого понимания, если нет взаимопонимания (это очень важно подчеркнуть), то и ребенку будет сложно учиться, и родителям будет весьма тяжело.

Получается, в какой-то степени, работа идет не только с детьми, но и с родителями.

– А как же! Причем формы самые разные: это и родительские лектории, воспитательные моменты, ссылки рекомендации, советы, которые классные руководители дают в родительских чатах.

В знаменитых родительских чатах...

– Ну, мы понимаем с вами, о чем идет речь. Чаще всего бывают параллельные чаты, без классного руководителя, где какая-то своя кухня… Что греха таить, знаем прекрасно. Иногда думаешь: вы вообще православные люди или нет, если такое пишете? Такое тоже есть.

Интересно. У меня еще нет детей-школьников, только в первый класс идет, но мне страшно. Я жил в другое время, посложнее – конец 90-х – начало нулевых, и мы там варились в таком жутком рассоле, ядреном, испорченном плесенью… Например, начать курить во втором классе было нормально.

– Мне кажется, что, чем больше количество учеников в школе, тем сложнее. Я не знаю, как в Москве по количественному составу, но в Курске есть школы, где учатся по полторы тысячи человек.

В Москве именно так и есть в каждой школе.

– Чем меньше в школе учеников, тем лучше, тем камернее обстановка, когда индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в классе не 30 человек, а 16–18, когда не только классный руководитель, но и все педагоги абсолютно (не только те предметники, кто в данном классе работают, но и вообще все учителя школы) знают родителей, знают традиции.

Знаете в чем специфика православной гимназии? В Курской православной гимназии более 60% обучающихся – это дети из многодетных семей. Когда старшие брат и сестра уже закончили, средние учатся, а младшие где-то на подходе, они тоже будут учиться. Поэтому знаешь семейные традиции, знаешь специфику семьи. Это, конечно, дорогого стоит. И мне кажется, что за такими школами – будущее.

Ведь почему сейчас высок процент людей, которые стремятся перевести своих детей на семейную форму обучения? Не будем ругать или хвалить эту форму обучения, хотя я считаю, что лишать ребенка социализации ни в коем случае нельзя.

Часто возникает вопрос: не будет ли православная школа таким закрытым учреждением, выходя из которого дети, скажем так, теряются в этом мире?

– Нет, как раз здесь социализация есть. Я даже смотрю по своим детям (у нас с матушкой четверо детей, трое – выпускницы, две с золотыми медалями закончили)...

У них выбора не было: папа и мама стояли у истоков православной гимназии, куда еще идти? Сын сейчас пойдет в 11-й класс, и у них есть социализация. Проблем с этим совершенно никаких нет. Они поступили не на регентское или иконописное отделение духовной семинарии. Одна закончила Юго-Западный университет по кафедре вокала, вторая училась на факультете теологии и религиоведения Курского госуниверситета. Младшая дочь сейчас перешла на четвертый курс Орловского института культуры.

Кроме того, летом они бывали не в православных лагерях отдыха, а в обыкновенных. Они участвовали в молодежных проектах, которые у нас были в Курской области (сейчас, к сожалению, это все прекратилось, но я уверен, что на время). У нас был потрясающий проект – международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество», и мои дочери в нем тоже принимали участие. То есть они общаются, участвуют в предметных олимпиадах, они встроены в ту образовательную среду, что существует в Курской области. И дискомфорта никакого они не испытывают. Но мне было отрадно услышать, как одна из моих дочерей сказала: «Как хорошо, что я училась в православной гимназии!»

Время прошло, конечно. Знаете, когда школьник учится, у него есть некий протест, может быть, какое-то неприятие, конфликт отцов и детей на уровне учителей и обучающихся. Но проходит время и понимаешь, что та мировоззренческая основа, которую помогали формировать, очень важна. Ведь православная гимназия призвана помогать родителям этих детей воспитывать их в христианской вере. Вот и все. То есть мы только помогаем родителям. Любой педагог православной школы – это садовник, он отсекает какой-то ненужный сучок и прививает какие-то очень важные, нужные, хорошие ростки.

Но самое главное, что во многих православных гимназиях (а мы взаимодействуем с ними, общаемся, ездим друг другу в гости) очень большое внимание уделяется еще и творческой составляющей. Например, когда дети поют. Ведь хоровое пение сплачивает, формирует темп, ритм, даже упорядочивает мышление.

А еще есть кружки изобразительного искусства. На базе нашей православной гимназии действует еще и филиал светской детской музыкальной школы. Ребятки прямо здесь же получают возможность развивать свои музыкальные таланты.

Есть некоторые формы обучения, как, например, такая: три дня дети посещают школу, остальные два-три дня дома учатся, то есть смешанный тип обучения. Есть и православные учреждения, где так учатся. И определенный спрос есть на православной гимназии, но их не хватает. Как Вы думаете, почему мы не способны открывать большее количество православных гимназий?

– Спрос есть, но, мне кажется, отчасти это еще и вопросы финансирования, потому что это достаточно затратная история.

И обучение платное в основном?

– Где-то платное, где-то бесплатное. У нас бесплатное обучение.

А как вы этого добились?

– Система образования – это возврат затраты на оплату труда педагогов с субвенцией на приобретение учебников. Город помогает нам с оплатой коммунальных услуг, а что касается церковных предметов, то эта сугубо церковная составляющая лежит на плечах Курской епархии.

То есть платят педагогу Закона Божия, церковного пения.

– Закон Божий, нравственное богословие, церковное пение – вот такие предметы. Понятное дело, что есть еще какие-то дополнительные кружки, которые тоже формируют, воспитывают, развивают.

Получается такая проблема, что целую систему надо организовать, целую работу провести, чтобы появилась православная гимназия.

– Здесь должны сойтись самые разные компоненты: и организаторский (то, что касается работы директора), и творческий (увлеченность со стороны педагогов). Любой учитель – это ведь человек очень заинтересованный, творческий, активный. Сегодня в школе могут работать только те, кто жертвует себя без остатка системе образования, кто понимает, что получает колоссальное моральное, духовное удовлетворение от работы с детьми.

Накануне каждого учебного года всегда в регионах проводятся августовские педагогические конференции. Наверное, лет десять назад нам митрополит Курский и Рыльский Герман на одной из конференций сказал замечательную фразу. А для Владыки вопросы образования, воспитания, взаимодействия с системой образования нашего региона имеют первостепенное значение. Он знает, какова работа директора, которому нужно выстраивать взаимоотношения с какими-то контролирующими организациями, с МЧС.

Иногда приходят из контролирующих организаций и говорят: поставьте загородки на крышу, потому что на случай пожара там что-то нужно поставить, иначе мы вас оштрафуем. Все поставили, деньги потратили. Через два года приходят те же самые контролирующие организации и предписывают, что нужно убрать все эти решетки, поставить двери между коридорами, а сам коридор отсечь от лестничного пролета. Поставили двери, деньги потратили. Потом приходят и говорят: уберите двери, потому что на случай пожара эвакуировать будет очень тяжело.

Понятно, что директорам приходится эти вопросы решать. И Владыка сказал потрясающую фразу о нашей педагогической общественности: учителя – это подвижники, а директора – это мученики. И это было встречено шквалом аплодисментов. И те, кто давно работает в системе образования Курского региона, очень часто эту фразу вспоминают.

Например, в Курске очень добрые отношения Церкви с системой образования, мы взаимодействуем очень тесно, и оказываем в том числе духовную, молитвенную помощь, когда нужно молиться за директора, завуча, учителей. В какой-то момент просто даже выслушать. Иногда священник в школе становится еще духовным попечителем для педагогического коллектива, когда нужно кого-то выслушать, утешить, кому-то доброе слово сказать. И мы это делаем. Причем делаем это во всей линейке образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Я так понимаю, что Вы и в светские школы приходите?

– Я бываю очень часто в светских школах и детских садах. Я вам больше скажу: в детские сады я зашел очень плотно. Каждую неделю прихожу к деткам с экрана телевизоров. Неслучайно я привез сейчас программу «Купелька», которую мы разработали для детей от 6 до 8 лет. Разрабатывали эту программу практики – заведующие детских садов, методисты, воспитатели.

А предыстория такова. Наверное, лет 15 назад я стал делать детскую телевизионную программу «Купелька». Ее хронометраж 8 минут, мы делали ее с нашим областным курским телеканалом (все делали профессионалы: звук, редактуру, сценарий и так далее). Режиссер приезжала на съемки. И вот ты работаешь на камеру, записываешь, понимаешь, что ориентируешься на детскую аудиторию, что нужно говорить доступно и просто о величайших истинах. И в какой-то момент режиссер могла меня остановить, сказать: «Стоп, непонятно сказал». Я говорю: «Как непонятно? Ну куда еще понятнее можно говорить?» Она говорит: «Если мне, взрослой тетке, непонятно, то ребенку тем более это не будет понятно».

Мы записали более пятидесяти таких программ, которые с интересом школьники, дошкольники и младшие школьники воспринимали. И тогда же, 15 лет назад, эта программа стала выходить на канале «Союз». Я очень благодарен каналу «Союз». Вы сказали в начале программы, что я впервые на «Союзе», но нет, не впервые.

В этой программе точно у Вас дебют.

– Да, а программа «Купелька» выходила на «Союзе». Сейчас очень серьезно обсуждается вопрос, который инициировал Президент, о суверенизации российского образования. То есть наша система образования должна быть независимой, не интегрированной в какую-то западную модель обучения, а иметь свой путь. Ведь что должно лежать в ее основе? Наши традиционные российские духовно-нравственные ценности.

И тогда комитет образования города Курска вернулся к программе «Купелька» и сказал: современный ребенок сейчас не только ушками и глазками может воспринимать воспитателя детского сада, но нужно задействовать и технические средства. Поэтому, говорит, эти ваши видеосюжеты, которые вы делали, можно очень хорошо интегрировать. Для этого мы разработали программу из 32-х занятий для светских, подчеркиваю, детских садов, где я являюсь соведущим занятий. Воспитатель говорит что-то по теме занятия, а потом представляет меня: «Отец Олег, наш добрый наставник, друг, помощник, обращается к нам с видеописьмом. Внимание на экран!» И дальше там порядка трех или четырех минут мое общение с детьми, которые меня воспринимают.

Бывают очень тонкие, трогательные моменты. Как-то меня пригласили на итоговое занятие в мае в один детский сад. Пока идет занятие, мы стоим в коридоре за дверью, ждем, чтобы в какой-то момент воспитатель сказала: внимание, сейчас к нам обратится отец Олег. Захожу, но она указывает не на телевизор, как обычно, откуда отец Олег вещает, а на меня. И, знаете, сцена была, как в «Простоквашино»: вашу маму и там, и здесь передают. Сначала была секундная заминка: как такое может быть, он же в телевизоре? Ребятишки, которые уже не первый год изучали программу, сказали: а что, он живой? А потом, когда сказали, что можно еще подойти и меня обнять, ребятишки бросились обнимать. Очень по-доброму все было, очень хорошие отношения.

При этом еще формируется образ священника у ребенка.

– И когда родители говорят о священнике, они думают, что он в особой одежде говорит, наверное, архаизмами, церковнославянизмами. Нет, ничего подобного. Священник говорит о вечных истинах простым, доступным языком. Ведь мы же еще и помогаем воспитывать добрые детско-родительские отношения. Мы же говорим деткам о том, что нужно любить родителей.

Программа – это теория, понятное дело, а здесь еще и методическая разработка 32-х занятий, где мы анализируем понятие «слышать» и «слушать». У нас есть интересная тема о том, как важно хранить единство, общаясь друг с другом и вообще для всего нашего народа. Мы дружбой сильны. Допустим, три надписи на русском, на белорусском и на китайском: Бог есть любовь. На русском прочитали, услышали – хорошо, понятно, ложится на слух. По-белорусски тоже по созвучию можно понять, о чем речь. А тут китайская надпись. И что? Фраза-то та же самая, а прочитав или услышав ее, ты уже ничего не поймешь. Оказывается, можно говорить об одном и том же на разных языках. И вот здесь появляется видеопослание священника, когда я говорю о Вавилонской башне, о том, как люди решили потешить свое самолюбие.

Расскажите теперь, пожалуйста, как Вы им рассказываете.

– С экрана телевизора говорю о том, как люди решили построить очень высокую башню, потому что Бог на Небесах, а они решили добраться до Него и стать равными Богу. То есть вот оно – желание стать равными Богу, гордыню потешить. Они строили, общались на одном языке, а Господь взял и перемешал все языки. Ведь потрясающая метафора – перемешал языки! Они говорили на одном родном языке, а перестали понимать друг друга. И дальше на занятии анализируется два слова – «слышать» и «слушать».

Оказывается, можно говорить на разных языках об одном и том же. И посмотрите, как красиво показан момент сошествия Святого Духа на апостолов. Люди разных наречий, национальностей стали слышать о Божественной истине одно и то же, но каждый на своем родном языке. То есть для того, чтобы нам осуществить какой-то важный проект (пусть это будет команда класса, школы или на уровне государства), главное – слышать и слушать друг друга. И тут мы говорим о том, что для того, чтобы нам действительно быть едиными, нужно отсечь тщеславие, гордыню.

Как Вы объясняете детям слова «тщеславие» и «гордыня»?

– Сейчас сразу не скажу по поводу тщеславия, а скажу по поводу греха. Ведь до семи лет детки еще не исповедуются. И как им рассказать о том, что такое грех? Да, мы можем с Вами друг другу рассказывать о том, что грех – это греческое слово, которое переводится как «промах», «беззаконие».

А тут мы берем два слова, очень похожие по созвучию. Когда ты совершил какое-то очень хорошее дело, как это можно обозначить словами? Что ты совершил хороший поступок. А если ты где-то ошибся, слукавил, не так, как нужно поступил, то это уже будет действие с отрицательным знаком, оно будет называться «проступок». И мы анализируем слова «поступок» и «проступок». А если ты оступился, значит ты должен найти в себе силы, чтобы измениться и прежде всего попросить прощения у того, перед кем ты в данном случае согрешил. И понятие «Бог» присутствует на протяжении всего этого курса. Кстати, отклики очень хорошие у родителей.

Мы рассматриваем картины отечественных художников. Айвазовского, Шишкина. Там есть и наш региональный компонент «Духовные сокровища Курского края», и музыка отечественных композиторов. То есть это еще эстетическое воспитание, развитие коммуникации.

Мы берем картину Анатолия Трескина, которая была написана еще в 30-е годы прошлого века. Там девочка прижимает к груди котенка. И вот детки анализируют эту картину, рассматривают, какой-то рассказ составляют. В глазах у этой девочки какая-то тревога видна. И мы говорим: обратите внимание сейчас на ее коленки. А коленки содраны у девчушки. То есть она спасала этого котенка. И она прижимает его к себе, тем самым как бы говорит: я тебя никому не отдам. Дети сами расскажут, что, может быть, от собак она его спасла, от плохих мальчишек, от дурной компании. И тема этого занятия – «За доброе дело берись смело». А там еще анализируются два слова: «милое» и «сердце», которые соединяются в одно, и получается «милосердие». То есть вот оно – занятие, на котором мы говорим о милосердии.

Вы так увлеченно об этом рассказываете, видно, что Вы все это пережили не один раз и очень искренне. Но бывает же такое, когда устаешь и наступает выгорание. Или такого не бывает? Или здесь особый дар, который Бог всегда хранит в Вас? У педагогов часто бывает выгорание. А как Вам удается так увлеченно и живо об этом говорить?

– Да не только у педагогов. Как-то я пришел на молодежное мероприятие, и стоит парнишечка лет двадцати. Спрашиваю: «Что ты грустный такой?» – «Да что-то стал подвыгорать». Я говорю: «В 20 лет ты стал подвыгорать, мне 50, а я горю, горю, никак не выгорю».

Есть такой момент: в нашем поколении или даже младше меня очень быстро сменяются события и много информации. Там можно чуть-чуть подвыгореть, на самом деле, но, скорее, устать.

– Нет. Знаете, почему возникает эмоциональное выгорание? Когда возникает несоответствие между запланированными целями и реальностью.

Совершенно верно.

– Скажем, педагогическое выгорание. Если я хочу, чтобы мою фотографию повесили на доску почета или на грудь надели какой-то орден, или мне дали какой-то сертификат, который я положу в портфолио и буду подавать на высшую категорию, а тут какую-то учительницу из соседнего кабинета наградили, а меня не наградили, не оценили, не заметили. Как так?

Это уже духовная сторона вопроса.

– Совершенно верно. Знаете, где искать силы для эмоционального горения? В молитве. Важно понимать, что все, что ты делаешь, ты делаешь для Бога, для ближнего. Кто наш ближний? Ведь ближний – это не только взрослый человек. Мы разработали эту систему для учителей, но по сути – для таких вот крохотных детишек, которые подходят и вот так обнимают тебя, а еще могут вопрос задать: Бог, а у тебя ноги есть?

Хороший вопрос, кстати. А что ответить?

– Приходится немножечко приподнять подрясник...

Так это они вас богом называют?

– Да, это мне они задавали такой вопрос.

Шутка есть такая. В больнице в очереди сидит батюшка, бородатый такой, весь в черном, и ребенок напротив говорит: «Мама, а у деда Мороза что, кто-то умер?» И такое бывает.

– Когда нет выгорания, а есть горение, тогда ты продолжаешь оставаться молодым как можно дольше.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Особая милость Царицы Небесной над нашей страной, Церковью, народом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы празднуем особый день, связанный с завершением земной жизни Девы Марии, Матери Господа и Спасителя нашего. Если посмотреть на наш церковный ландшафт, обратить внимание на то, с какими праздниками связывается посвящение кафедральных соборов, больших монастырей, лавр, то легко заметить, что самые главные храмы, соборы, монастыри посвящаются Успению Пресвятой Богородицы.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Максим Плетнев: Молитва о страждущих

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс