Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1231) → Регент праздничного хора Свято-Троицкого собора г. Моршанска А. Заячникова: Когда поет душа...

Регент праздничного хора Свято-Троицкого собора г. Моршанска А. Заячникова: Когда поет душа...

№46 (1231) / 1 декабря ‘23

Творчество

Анастасия, насколько мне известно, Вы окончили Тамбовский государственный университет по специальности «экономика и управление». Как с такой серьезной специальностью вы вдруг возглавили православный хор?

– Немного расскажу о себе. Я родилась в городе Свердловске, ныне Екатеринбург. Хотя мои родители и родом из Моршанска, но папа закончил институт имени Баумана, факультет авиационно-газотурбинной комбинированной установки, а мама – физико-математический факультет Калининградского университета. Папа по распределению попал в Свердловск, где я и родилась. Но потом по семейным обстоятельствам мои родители вернулись на свою малую родину. Папа сменил сферу деятельности. Я очень люблю своих родителей, благодарна им за все. Они для меня пример во многих отношениях в жизни, в отношении к людям. Наша семья всегда была верующей, но невоцерковленной. Дедушка с бабушкой были искренне верующие люди, дедушка и дал мне направление в вере.

В средних классах все как обычно: среднестатистический школьник, девочка-отличница, которая учится в музыкальной школе. Свою жизнь я не хотела связывать с музыкой, а собиралась поступать на юридический факультет одного из вузов России, но в моей жизни произошла судьбоносная встреча. Мы уже стали более воцерковленной семьей, и я встретила на своем жизненном пути очень интересного человека. Это был старец архимандрит отец Мирон (Пепеляев), тогда он уже был в преклонном возрасте. В свою молодость подвизался в Псково-Печерском монастыре, но по благословению старцев был направлен на Гору Афон. По состоянию здоровья он там пробыл недолго, и старцы его благословили вернуться в Россию. Он подвизался в Псковской епархии. В нашем городе жили его духовные чада, и он приехал к ним в гости на требы, если можно так выразиться. И в один из дней я с ним встретилась и испросила его благословения на свой дальнейший путь. Он мне сказал, что я должна стать регентом церковного хора.

Потрясающе, как он увидел, раз изменил Ваш путь.

– Да. Я поняла, что буду исполнять благословение. По окончании музыкальной школы, по окончании средней школы поступила на регентское отделение Московской духовной академии. Меня иногда спрашивают, не жалею ли я? Не жалею. Потому что, на мой взгляд, самое главное в своей жизни выполнить то предназначение, что тебя приготовил Господь. И к этому можно идти либо всю жизнь (но можно опоздать), либо выбрать короткий путь, именно то, к чему тебя уготовил Бог. И когда это открывается, это замечательно.

Вам повезло, что в Вашей жизни состоялась эта встреча. Если бы ее не было, вы бы могли долго искать путь.

– Думаю, что да. Но ведь все промыслительно. Позже я узнала, что два моих прадеда по линии мамы пели в разных храмах Моршанского района. Наверное, это было молитвами этих людей. И дедушка обладал потрясающим басом. Его брат тоже пел на клиросе, но я не задумывалась об этом. То есть я училась в музыке, музыка мне нравилось, но я рассматривала это как хобби, ни в коем случае не связывая свою дальнейшую жизнь с профессией, или со служением Богу. Но вот так случилось.

Анастасия, познакомьте наших телезрителей с небольшим городком, откуда Вы приехали, – Моршанском.

– Я очень дорожу своей родной землей, если можно так выразиться. Наш город Моршанск Тамбовской области имеет древние корни – в сентябре этого года мы отмечали 400-летие земли Моршанской. Моршанск – провинциальный городок, но со своей особенной историей. Он расположен на реке Цне, что служила транспортной развязкой. Село Морша в 1774 году Указом Екатерины II было переименовано в город Моршанск, что послужило его дальнейшему развитию – село стало крупным административным центром Тамбовской губернии. И в нашем городе была такая особенность: в конце XVIII – начале XIX века в нашем городе каждый четвертый житель был купцом, то есть это купеческий город. Как раз купцы были пульсом Моршанска, именно они отстраивали храмы, возводили великолепные дома интересной архитектуры. Это были искренне верующие люди. В нашем небольшом городе было 13 церквей, – каждая улица заканчивалась храмом. И два больших собора. Старый Софийский собор, к сожалению, не сохранился, а большой Троицкий собор известен на всю Россию. До революции он занимал третье место по величине и вместимости людей. Это огромный собор, великолепный храм. Купцы благоустраивали этот город. В нашем городе побывало две царственных особы – будущий Александр II со своим наставником Державиным и Николай II уже перед самой революцией. Также наш город посещал Святейший Патриарх Алексий II, служил Литургию в соборе. Мы любим свой город.

Давайте поговорим о Вашей основной профессии. Это хор. Когда он возник, из кого состоит, как Вы собирали людей?

– Хор я создала в 1999 году после окончания регентского отделения. И я искренне благодарна Богу за то, что он мне помог собрать именно тех людей, которые поют у меня сейчас. Горжусь своим составом и искренне благодарна каждой девочке (я их так называю, у меня женский состав), я бы больше даже сказала – это женский ансамбль. Мы принимали участие в фестивале «Свет Христов» в номинации «ансамбль». Как известно, хор должен состоять из двенадцати человек, у меня сейчас на данный момент девять человек.

Когда я приехала после окончания учебы, Владыка Евгений, которому я бесконечно благодарна и которого я уважаю, он очень музыкальный и грамотный человек, просил остаться в Тамбове, но у нас в соборе тогда не было профессионального хора, и я хотела постараться, чтобы в нашем соборе были достойные хоровые коллективы, ведь до революции он славился церковно-певческим искусством, там было несколько хоров. Помог мне собрать мой хор, когда я приехала (Владыка все-таки меня отпустил в Моршанск), мой замечательный хормейстер Евгения Станиславовна Мешкова. Она и привила мне любовь к хору, когда я училась в музыкальной школе. Евгения Станиславовна – потрясающий хормейстер, Заслуженный учитель Российской Федерации в области музыки, неоднократно занимала самые высокие места на различных конкурсах с детским хором музыкальной школы города Моршанска. Постепенно она мне указала тех, кто бы мог петь. Кто-то остался, кто-то пришел, кто-то подтянулся, кого-то сама искала – это был трудный путь, потому что был не очень большой выбор. Так создавался наш коллектив. В коллективе кто-то имеет высшее музыкальное образование, у кого-то есть музыкальная школа, но всех объединяют искренняя вера и природная музыкальность. То есть каждая певчая моего хора (и это я могу сказать с полной уверенностью) очень талантлива, то есть тот дар, тот талант, который она имеет, она реализовала в хоре. У нас достаточно сложные произведения, я очень требовательный регент, у нас дисциплина. Люди, которые остались, поняли, что это их призвание, – они поют и слушают голос своей души, славя Бога. В моем хоре есть две сестренки – Аня и Марина Зеленковы, дочери священника, они с рождения в церкви. К сожалению, отец Петр ушел от нас ко Господу, но девочки поют. У Ани великолепное I сопрано. Отличает ее (мы встречались с Виталием Соболевским) именно церковность голоса. Сопрано – редкость, прикрытый звук, особенная манера. Еще есть две сестренки – Лена и Тая Чепрасовы.

Господь приводит. Тех, кто занимается только музыкой, очень мало. Например, Тая – директор общеобразовательной школы, Лена оставила свою мирскую работу, как и Таня Мурылева, они регенты будничных храмовых коллективов. Уникальный человек – Надежда Кишкина. Мы пели ее произведения на концерте в Большом зале Московской консерватории. Она многодетная мама, но очень творческая личность, сама пишет музыку. Ее старший сын Дмитрий закончил консерваторию по классу фортепиано с отличием, делал нам интересные аранжировки. Одно из произведений, которое мы пели в консерватории, – «Россия моя». Оно очень интересное и как раз было открыто старцу Мирону. Он приехал с Горы Афон, лег отдыхать и вдруг услышал это произведение. Это было одноголосное произведение, потом Дмитрий нам помог его гармонизовать. Я считаю, что за этим произведением будущее. Думаю, что его услышат некоторые коллективы и будут исполнять, потому что оно трогает своей глубиной.

Анастасия, расскажите, пожалуйста, об уникальности и особенности именно женского состава?

– Наверное не случайно, что ко мне пришли именно женщины. Со временем я поняла одну замечательную вещь – именно через женщину приходят в мир красота и любовь. Та красота, о которой говорил Федор Михайлович Достоевский в своей известной фразе «красота спасет мир». Мы все понимаем, что Федор Михайлович, наверное, имел в виде внутреннюю красоту, внутреннюю гармонию. И как раз у женщины есть способность созидать, дарить любовь, генерировать ее в себе и отдавать окружающему миру. Я считаю, что то, к чему прикасается женщина, не только тактильно, но и своим внутренним миром гармонизует либо разрушает (смотря в каком состоянии находится женщина), и женский состав, на мой взгляд, очень гибок. То есть он может изобразить своими голосовыми данными то, что порой неподвластно мужскому голосу. Это гибкость, это проникновенность, это какая-то хрустальность. В этом, я считаю, уникальность именно женского состава.

Многие могут отметить, что в этом появляется какая-то чувствительность, не свойственная духовной музыке? Как баланс соблюсти?

– Если послушать, например, монастырские хоровые коллективы, пусть и не женские, – этого уже нет. Все зависит, наверное, от того состояния, в котором приходит певец, от понимания церковности.

Сейчас затронем важную тему – церковность, пение в храме. Хочу сказать, что я счастливый человек, потому что застала великих людей в своей alma mater в регентском отделении, – тех, у кого мы учились, тех, кто стал легендой. Это, прежде всего, отец Матфей (Мормыль) – живая легенда. Его безукоризненный читок, его стиль, его почерк стали направлением в церковном пении. Конечно, мы учились у него. И никакой чувствительности это не предполагало. То есть баланс, конечно же, нужен.

Еще раз говорю, что учителя были замечательные. Это Светлана Ивановна Романенко, духовное чадо отца Наума, много лет была завкафедрой хорового дирижирования регентского отделения. Мой личный педагог по дирижированию Людмила Георгиевна Стальская, она пела синодалами в свою молодость. То есть преемственность церковности и духовности пения в храме была и есть. И эти люди могли нам передать все важные аспекты.

Анастасия, мы с Вами встретились в московской студии канала «Союз» благодаря тому, что в эти дни в Москве проходил III Международный съезд регентов и певчих. Расскажите, пожалуйста, об этом съезде. Для чего Вы встретились? О чем беседовали?

– Пользуясь случаем, я хочу выразить огромную благодарность организаторам как съезда, так и фестиваля «Свет Христов». Это замечательные проекты, в которых происходит объединение центра, то есть Москвы, и провинциальных хоровых коллективов. Значимость таких проектов трудно переоценить.

Мы на протяжении многих лет добросовестно несли свое церковное послушание, старались: бесконечные спевки, богослужения, концерты, но проявить себя не было возможности, и благодаря этим проектам мы стали знакомиться с интересными коллективами, не только с московскими, но и с периферии. Объединившись, стали осуществлять некоторые проекты, и многие проекты в планах.

Есть такая метафора: пузырьки находятся на дне океана, но одному пузырьку очень трудно всплыть, а, когда они объединяются, они всплывают. То есть всплывает творчество, талант этих коллективов, их участников. Мы понимаем, что за каждым коллективом стоит руководитель, инициатор, паровоз, двигающий жизнь всего коллектива. Вот поэтому это масштабные проекты, они, конечно же, нужны. Они направлены на развитие и популяризацию церковного пения в России.

Мы участвовали в фестивале «Свет Христов», заняли там второе место в номинации «ансамбль», стали лауреатами II степени. Первая степень была присуждена замечательному ансамблю «Благая весть», это семья Витесян. И с матушкой Катериной в продолжение этого проекта мы сделали замечательный концерт в городе Мичуринске. Приезжал коллектив, мы спели с ними богослужение в нашем замечательном соборе, а потом мы приехали в город Мичуринск и там, на сцене Мичуринского драмтеатра, у нас был концерт. Конечно, это было незабываемое событие в жизни города, в жизни епархии. Матушка Катерина со своей семьей уехала в очень хорошем расположении чувств. Мы с ними поддерживаем связь, еще планируем проекты.

Анастасия, скажите, в чем секрет Вашей профессии? В чем главный рецепт хорошего звучания?

– Спасибо за вопрос, Александр. За годы работы я поняла, что неотъемлемая часть проникновенного звучания, чтобы это доходило до людей, резонировало с молитвенной настроенностью молящихся в храме, это состояние, в котором приходят певцы и регент. Очень важно оставить за порогом храма обиду, зависть, осуждение и прийти в добром расположении. Надо генерировать в себе любовь, всепрощение и доброе расположение к людям и понимать, какое мы ответственное служение выполняем. То есть это не работа, а именно служение, на которое избирает Господь каждого из нас. Надо следить за собой, особенно регенту, ведь именно регент передает свое эмоциональное состояние.

Анастасия, у нас остается не так много времени, я хотел бы еще в этой программе поговорить об еще одной грани Вашей деятельности. Вы создали фильм «О священномученике Владимире». Расскажите, пожалуйста, об этом фильме, об этом святом.

– Да, мне очень приятно будет это осветить. Это моя дебютная работа. На нашей земле родился удивительный человек – священномученик Владимир. Его судьба –удивительна. Эон, единственный из архиереев Русской Православной Церкви, последовательно занимал все три митрополичьих кафедры – Московскую, столичную Санкт-Петербургскую и древнюю Киевскую. То есть до него и после него таких прецедентов не было. Родился он в моршанской глубинке, в скромной семье, священника, семья была очень ограничена в средствах. Отец священномученика рано умер.

Это, наверное, был зов души создать фильм к памятной дате, к 30-летию обретения мощей священномученика Владимира. Он ходил по нашей земле, был в великолепном нашем Свято-Троицком соборе. И отдать дань нашему великому земляку было моей обязанностью, так как я – председатель епархиального отдела православной культуры Мичуринской епархии.

Съемки прошли очень легко. Мне помогла одна из работ сестер Свято-Варсонофиевского женского монастыря (Республика Мордовия). Недалеко от этого монастыря священномученик Владимир воздвиг храм на родине своей матери, если я не ошибаюсь. Священномученик Владимир и родился на нашей земле, и был назначен сюда после своего рукоположения. Вначале он был в «белом» священстве. Матушка и ребенок его скончались. Матушка в молодом возрасте, ребенок в отрочестве. И после этого он принял монашество. После своего рукоположения он был назначен в город Мичуринск, тогда город Козлов, и какое-то время провел там. В фильме я постаралась передать не просто сухие факты его жизни, а именно теплоту сердца – мое отношение к священномученику Владимиру и трудностям его жизненного пути. Путь его действительно был очень нелегким, но он достиг огромных высот, пользовался авторитетом и у государя Николая II, и у высшего духовенства. Но при этом оставался очень скромным человеком. Это был первый архиерей, принявший мученическую смерть за стенами Киево-Печерской лавры в 1917 году.

Анастасия, я благодарю Вас за эту встречу. Спасибо вам за Ваши труды, за Ваш коллектив, за Вашу жизненную позицию. Храни Вас Господь.

– Александр, спасибо вам за этот проект, за вашу программу «Канон». Я, наблюдая за вашим творчеством, понимаю одно: в вашей программе нет случайных людей. Здесь собраны очень гармоничные личности, которые помогают развитию, популяризации церковного пения и вообще искусства и Культуры (с большой буквы) в России. Помощи Божией вам и вашей команде.

Спасибо Вам большое. Будем делать одно дело вместе.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Regent-prazdnichnogo-hora-Svyato-Troickogo-sobora-g-Morshanska-Anastasiya-Zayachnikova-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Regent-prazdnichnogo-hora-Svyato-Troickogo-sobora-g-Morshanska-Anastasiya-Zayachnikova-Chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс