Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1143) → Протоиерей Максим Курленко: Это моя судьба, по которой я иду, и на этом пути я встретил Бога

Протоиерей Максим Курленко: Это моя судьба, по которой я иду, и на этом пути я встретил Бога

№6 (1143) / 7 февраля ‘22

Творчество

В Писании сказано: «Хвалите Его на псалтири и гуслех, хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе». Служение Господу возможно разными способами, например, проповедь в стиле рэп. Священник Чувашской митрополии отец Максим Курленко пишет рэп. Батюшка знает, какие слова и образы понятны молодежи, и рэп-композиции – это попытка говорить с молодыми людьми на их языке о вещах серьезных и личных.

– Музыка мне всегда была интересна. Но в юности – в старших классах, после армии, когда учился в институте (тогда еще был Уральский политехнический), – я просто ее неплохо знал, разбирался как меломан, знал разные последние чарты, выпуски, диски. Но, когда учился в институте, я стал работать на радио ди-джеем (была такая радиостанция «Джем» 102,5 FM – не знаю, существует ли она сейчас). Потом работал на другой станции – Tele.FM. Там познакомился с друзьями, мы увлекались рэп-музыкой, которая еще только начиналась (это была середина 1990-х, ближе к 2000-м гг.). До 2002 или 2003 года я работал на радио, и мы с ребятами вместе начали сначала делать программу рэп музыки, а потом решили попробовать записать что-то свое. И так у нас на радио появились первые композиции.

По улицам Екатеринбурга гуляет 2003 год, группа Ek Playaz (что в вольном переводе значит «Екатеринбургские игроки») записывает свой самый известный трек. Они – на пике славы. Вместе с другими рэп-группами выступают на фестивале «Наши люди» в Лужниках, записывают свой первый альбом и гастролируют в Москве.

– Жизнь была насыщенная, интересная, особенно в плане музыки, творчества, общения, поэтому есть что вспомнить, безусловно. Но параллельно со всем этим я пытался понять и осмыслить: тот ли это путь, где мне поставить точки опоры, действительно ли это то, чему я могу посвятить свою жизнь?

И я не находил однозначного ответа, скорее, «нет», чем «да». И впоследствии я понял, что это просто мое увлечение, свою жизнь я этому посвятить не могу – искал что-то другое, к чему меня пододвигал Господь, как я сейчас это понимаю. И уже в процессе этой творческой деятельности мне стало интересно все, что связано с Православием, верой. Меня никто не тянул туда, я не был учеником воскресной школы, был уже в зрелом возрасте, после армии. В армии крестился.

В армии батюшка служил в роте охраны. «Там были караулы через сутки, – вспоминает он. – Мы охраняли химическое оружие и склады с боеприпасами. И вот я стоял ночами на вышке, совершенно один, и размышлял о чем-то важном. Звездное небо, поезда стучат вдалеке, огни города где-то там. И вдруг я ощущаю, что звезды слишком близко, что Бог намного ближе, чем я думал раньше. А потом мои внутренние поиски закончились тем, что в душе произошла встреча с Богом. После армии пришло решение поступить заочно в Свято-Тихоновский богословский институт».

– Учась в Свято-Тихоновском институте, я был участником группы Ek Playaz – соответственно, мы выступали с концертами, записывали альбомы, диски.

Я не рубил сплеча, и, так понимаю, Господь давал и дает мне полную свободу, чтобы самому взвесить, попробовать, осмыслить, понять ответственность, понять, действительно ли мне это надо. Я думаю, это должно быть в судьбе каждого человека, стоящего перед жизненным выбором.

Вера – это не набор сухих догматов, которые загоняют, так сказать, в прокрустово ложе. Нет, судьба каждого – индивидуальна. Вот это моя судьба, по которой я иду, и на этом пути я встретил Бога – эта встреча была искренней, настоящей: она меня перевернула. И мне действительно захотелось узнать все, что связано с верой, Церковью: это был мой выбор.

Громкие вечеринки, концерты и поклонницы – вот что окружало молодых музыкантов. Все песни ребята писали вместе. И если кто-то в коллективе откровенно высмеивал окружающую действительность, то Максим Курленко даже в ернический речитатив старался вставить строки о поиске смысла жизни, цели существования, но не всегда лирические зарисовки ложились в концепцию произведения. В группе начались противоречия.

– И так, шаг за шагом, постепенно дошло до того, что я сказал: «Все, ребята. Я ухожу из группы, я поеду в Алатырь». Я приехал сюда, в Чувашию, сначала в гости, посмотреть: у меня были тогда мысли о монашестве – я решал, какой путь мне выбрать, был на распутье. Но в Алатырском монастыре я встретил свою будущую супругу, которая тоже приехала как трудница, и как-то все очень быстро завертелось – получилось так, что я женился. Я был ставленником отца Иеронима, принял священный сан и остался здесь.

Сейчас протоиерей Максим Курленко служит в небольшом селе Чувашской епархии и воспитывает семерых детей. Почему отец Максим выбрал именно священнический путь? Ведь можно быть просто православным, глубоко верующим человеком, но при этом не священником. Почему был сделан такой выбор?

– Сначала, когда я только начал интересоваться верой, у меня не было таких далеко идущих планов – быть священником. Но на моем пути Господь так складывал этот пазл, что мне хотелось ответить на тот призыв, который я почувствовал в своем сердце.

И определенные мистические вещи тоже совершались: например, вроде бы простая для многих вещь – слушать Священное Писание в церкви… Помню, это было в Санаксарском монастыре. Я стоял в храме, слушал, и читались слова из Евангелия от Иоанна, когда Господь восстанавливает в апостольском достоинстве Петра. Он говорит: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр отвечает: «Люблю тебя, Господи». Господь второй раз спрашивает. Восскорбе же Петр, яко рече ему второй, третий раз. И говорит: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Ему Господь говорит: «Паси овцы Моя». И я вдруг почувствовал, что эти слова сказаны мне… Вроде бы все слышат, а я чувствую, что это мне говорится.

Был момент, когда в Дивеевском монастыре одна монахиня подарила мне Евангелие, такую матерчатую сумочку дала и сказала: «Это от батюшки Серафима» (я был парень молодой, в куртке Reebook, в спортивных штанах – ничего не предвещало развития), а когда я открываю сумочку, вижу там напрестольное маленькое требное Евангелие с окладом, которое есть у священников. Потом мне начинают приходить мысли, что это Евангелие – для священников. И как по кирпичикам такие вещи складывались...

«Господь призывает: оставь все и следуй за Мной – вот как-то так со мной и произошло. Я переехал в Чувашию и стал священником. В первое время было очень тяжело – жизнь поменялась полностью. Настоящая вера преображает, – говорит отец Максим, – поэтому мое нынешнее творчество – это уже не тот “я”, это история совсем о другом. То, что делаю, нельзя назвать поэзией – это, скорее, проповеди (первый альбом так и назывался “Проповедь в стиле рэп”); отчасти это какое-то юродство – как говорил апостол Павел: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих», – улыбается отец Максим.

– Я всегда восхищался людьми, которые умеют писать стихи. Я раньше вообще ничего не писал и не знал, как это делается, и, видимо, настолько был этим восхищен и ошарашен, что постепенно что-то начало складываться. Стихами я это назвать не могу – скорее, это просто зарифмованные наблюдения: настоящая поэзия другого полета, – будем честными. И так как я начал увлекаться рэп-музыкой, постепенно стал сочинять свои композиции. Потом с ребятами, как я уже говорил, организовал свою группу, записывали, писали тексты. Например, были композиции, где все три куплета были написаны мной или другим участником: мы делили это – или каждый писал свое.

Уже в зрелом возрасте я начал что-то писать, сочинять. Это не всегда были серьезные тексты, но к этому я стремился: это мне больше нравилось. Хотя первоначально можно встретить в нашем творчестве бесшабашные, может быть, юмористические, не агресссивные, но по смысловой нагрузке далекие от глубины композиции. Но все равно я хотел что-то более глубокое.

Я ненавижу в людях ложь,
Она у всех бывает разной:
Весьма искусной или праздной
И неожиданной, как нож.
Я ненавижу в людях ложь,
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь,
И очень я душой страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага,
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь
И не приемлю объяснений,
Ведь человек, как дождь весенний.
А как он чист – апрельский дождь».

По прошествии многих лет, когда я уже был священником, решил попробовать открыть проект «Настоятель» (я его так назвал), где я бы зарифмовывал те же мысли, те же проповеди, которые говорю и взрослым, и детям, и молодежи: я с молодежью часто общался и общаюсь, соответственно, понимал, что молодежи интересна такая музыка. Если первоначально я им занимался почаще, то сейчас записываю что-то крайне-крайне редко. Вот, можно представить, на стене висит какая-то одежда – сюртук «Настоятель» – я его редко трогаю.

Но это не означает, что я не занимаюсь творчеством. У меня творчество переливается в несколько иные формы: уже на протяжении многих лет делаю радиопрограмму «С нами Бог» на ГТРК «Чувашия», общаюсь с молодежью, организовываю какие-то встречи, беседы и так далее. В последнее время стал записывать аудиокниги – это тоже вид творчества.

Время стучит колесами,
проносится мимо меня.
Я слезами меряю прошлое,
с надеждой жду нового дня.
Мои мысли путает ветер,
боль не дает мне скучать.
Я жду, когда пропоет петух,
чтобы учиться молчать.
Серые дни я раскрашу
красками – кто-то их смоет вновь.
Нас учат ждать своего
часа, забыв про дух и про кровь.
А мы напрягам память,
пытаясь вспомнить себя,
Слезами меряем прошлое,
с надеждой ждем нового дня.
Новый день-близнец
выплеснул те же пазлы по новой.
Кто-то бежит, чтобы
вновь суетиться, кто-то стоит как вкопанный.
Его толкают люди
спешащие, а он смотрит вдаль,
Ему светит звезда
с Востока, предлагая любовь и печаль.
Пыль стерев со старой
иконы, он посмотрит в ее глаза,
Его тоже пленила звезда
с Востока: из образа – в образá.
Время стучит колесами,
проносится мимо меня,
Но я теперь знаю звезду
с Востока – надежду нового дня.

Нам было интересно узнать у батюшки, можно ли по каким-то параметрам сблизить рэп и молитву? Может, их объединяет своеобразная ритмика, а, может, что-то еще глубже?

– Если серьезно разбираться в вопросе (это на самом деле очень глубокий вопрос), то нужно, в первую очередь, разделить, что мы имеем в виду под словом молитва – раз, и что мы имеем в виду под словом рэп – два: эти понятия имеют множество разных граней.

Молитва может быть сокровенная, может быть очень личная, интимно-глубокая. Но она, как прославляющая Бога, может быть оформлена в качестве какого-то творческого продукта: например, в американской культуре стиль существует Gospel Music, у него есть ответвление, связанное с рэп-музыкой, Holy Hip-Hop. Это все имеет свои органичные корни в американской культуре: для них это совершенно нормально – молитва, положенная на бит. У нас, в нашей мистической восточной традиции, молитва – сакральная.

Что касается этого проекта, я себя всегда представлял человеком, стоящим на паперти. То есть я могу через какие-то тексты или через свое творчество предложить людям поразмышлять о серьезном, предложить зайти в храм, но что касается алтаря, Святая святых – это все-таки отдельная традиция, в которой мы живем.

Отец Максим сознает, что отчасти ходит по краю, но миссионер и должен быть немного на краю, чтобы быть мостиком между теми, кто верит, и теми, кто еще сомневается, или вообще ни разу об этом не задумывался. «Я не пытаюсь забросить крючок и на этом крючке всех притянуть к вере. Я, как сеятель, забрасываю семена: какие-то упадут на каменистую почву, какие-то – на благодатную. Все же задают себе вопросы: “Кто я такой и зачем все это?”».

– Если обобщить и коротко, – меня всегда волнует тема ошибок, которые совершают молодые люди. Думаю, что это стало лейтмотивом, главной мотивацией моего творчества: я бы хотел поделиться с молодыми людьми какими-то мыслями, которые, может быть, позволили бы им впоследствии что-то пересмотреть в своей жизни и не совершить ошибок, таких, что травмировали бы их и окружающих людей, ломали бы их жизни. Ведь я вырос в городе Екатеринбурге в 1990-е годы, в обычной школе, где все видел – и поломанные судьбы в том числе. И когда встречаюсь сейчас с молодыми людьми, общаюсь с ними, я думаю, что внутри все мои разговоры могут сводиться именно к этой мысли...

Мы хотим предостеречь от многих жизненных ошибок. Я хотел бы показать путь мира, любви, спокойствия – тот путь, по которому бы шел молодой человек, держась за протянутую Богом руку, обходя очень многие препятствия, учась в этой жизни радоваться и любить, верить и надеяться, созидать. Вот это меня волновало и продолжает волновать.

У отца Максима много почитателей в социальных сетях. Впрочем, с церковной кафедры он проповедует классическим церковнославянским слогом, не смущая прихожан проповедями в стиле рэп. Многие верующие, особенно пожилые, о творчестве настоятеля и не догадываются. А если представить, что бы мог сказать о творчестве батюшки из Чувашии святой праведный Иоанн Кронштадтский или преподобный Серафим Саровский?

– Ну, что бы сказал, наверное, Серафим Саровский? (улыбается): «Христос Воскресе, радость моя!» Если бы я спросил: «Батюшка, я хочу попробовать начать такой проект», – я думаю, он бы сказал так: «Ты попробуй, а там посмотришь, какая будет реакция: что будет в твоей совести твориться, какие будут плоды того, что ты делаешь. И дальше уже можно будет или подкорректировать, или отказаться». Я думаю, это рассудительное решение, – ведь люди святые, прозорливые, духовно опытные не рубят сплеча, чтобы так сразу сказать: «Нет, этим нельзя заниматься» или «Хорошо, занимайся». Дар рассуждения все-таки всегда подразумевает, что у человека остается личный выбор, чтобы это его направление подкорректировать.

Поэтому я не думаю, что кто-то из святых отцов что-то резко бы сказал, осудив. Здесь ведь важен и внутренний мотив, который знает Господь, важна моя совесть. Возможно, где-то я ошибаюсь в жизни и в этом, и во многом другом, – но если я стараюсь жить с Богом, Господь мне покажет мои ошибки, чтобы я мог их скорректировать. Так же и любой верующий человек идет по жизни: важно внимательно всматриваться в свою совесть, иметь решимость, стараться искать духовную мудрость, взывать к Богу, чтобы Он открыл что-то на жизненном пути. Даже не искать везде благословений у старцев – это тоже важно, мне кажется, учиться самим принимать решения в жизни.

Однажды атеист спрашивает верующего человека: «А что если после смерти обнаружится, что рая, которого вы проповедуете, нет?» На этот вопрос верующий отвечает: «А что если в конце земного пути вы обнаружите, что ад, который вы отрицаете, существует?» Атеист говорит: «Я надеюсь, что такого никогда не случится». Верующий: «Вы надейтесь, но в этом вся разница между вашими убеждениями и моими. Вы живете шаткими надеждами, а я живу крепкой верой, что если есть создание, то значит, есть и Создатель».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс