Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1151) → Протоирей Василий Гелеван: «Всегда в православной культуре будет цениться хоровое пение»

Протоирей Василий Гелеван: «Всегда в православной культуре будет цениться хоровое пение»

№14 (1151) / 4 апреля ‘22

Творчество

Телезрители привыкли Вас видеть в другом формате: Вы либо отвечаете на душеполезные вопросы в программе «Беседы с батюшкой», либо высказываетесь в программе «Актуальный комментарий» на животрепещущие темы дня. Сегодня я хочу открыть Вас для наших телезрителей с другой стороны – мы будем говорить о Вас лично и о музыке в Вашей жизни: знаю, что это очень важно для Вас.

– Да, с какого-то времени я осознал, что музыка – часть меня. Это передалось по наследству. Сегодня расскажу про своего дедушку, про своего отца, про своих братьев.

Ваша семья была музыкальная?

– Семья остается музыкальной. Все идет от моего дедушки по маме – глубже мне не удалось разыскать. Они с родным братом еще в середине прошлого века имели свой творческий коллектив. В Закарпатье народная инструментальная музыка: скрипки, бубен, цимбалы. Такое красивое сопровождение всегда было на свадьбах. Даже говорили, что если его коллектив будет на свадьбе, то это будет достойное...

Брак будет сильный?

– Нет, имеется в виду само веселье и праздник будут хорошими – не знаю, какими сложатся отношения. Речь о том, что на празднике будет интересно – это будет вечер, наполненный эмоциями. Соответственно, если их не будет на свадьбе, то и не стоит идти… Была такая закономерность.

Тогда русины распределялись и на территории современного Закарпатья, и Румынии, и части Венгрии, Чехии, Словакии.

Вы рассказывали, что чуть ли не за хлебом ходили в Венгрию.

– Да, мне брат двоюродный об этом рассказывал: в Румынию – в Закарпатье на границе есть Раховский район. Там упрощенный визовый режим, легко общаются – пошли навстречу русинам: их же буквально отрезали росчерком пера – тот же населенный пункт, но на разных берегах реки.

Семью могли разделить?

– Да. Ну, это судьба – как говорится, она же метла такая. Там это все зарождалось.

Вы говорите, папа тоже музыкальный?

– Да, это по маминой линии. А еще и по папиной линии. Отец протоиерей и он, конечно, музыкальный. Он всегда любил за столом посидеть, пообщаться, потом что-нибудь спеть: какую-нибудь украинскую старинную хоровую застольную песню.

Колядки – неотъемлемая часть музыкальной культуры с самого детства, это тоже Закарпатье, Западная Украина (потом мы перенесли это сюда в Брянск, где мы теперь живем). С детства помню, всегда пели колядки. Ну и само собой – службы. С младых ногтей я пел в храме на клиросе. Там была Оля Манухина, регент и уставщик в одном лице. Она жестко щипала в бок, если я фальшивил. До сих пор помню: стоишь, поешь, от души молишься, 103 псалом и вдруг – хвать. «Что такое? А, понял: фальшивлю».

У нас есть уникальные кадры, где Вы в юности стоите на клиросе. Не так давно вы в своих соцсетях процитировали Федора Ивановича Шаляпина – в книге «Маска и душа» он признается: «Первое мое приобщение к песне произошло в русской церкви, в церковном хоре». В каком возрасте Вы познакомились с церковной музыкой?

– Мне было 8 лет. Папа стал священником, и вся семья переехала в Россию. Это тогда была Орловско-Брянская епархия. Его рукоположил архиепископ Глеб (Смирнов) – сначала диаконом, а впоследствии, очень скоро, священником – вместе с рукоположением он получил и назначение в свой первый приход. Это была Брянская область, но еще пока единая архиепископия.

Там я прикоснулся не только к церковному пению, но и к фольклору. Именно там, в селе Голубея, я впервые услышал русские народные песни. Это была песня «Посылала Ваню мати» – бабушка Варя пела эту песню. Она уже давно в лучшем мире, а песня с нами.

Это народная песня из календарных в России (на Руси это один из сегментов фольклора) – она не богословская, не нравственная, не призывает к чему-то. Это просто жатвенная песня.

Помощь в труде.

– Да, она очень тесно связана с временем года. В данном случае речь идет об уборке хлеба. (Звучит песня «Посылала Ваню мати»)

Вы сказали, что родились в воцерковленной семье. Однако у Вас был переломный этап в жизни, когда вы осознанно не хотели продолжать дело отца. С чем это было связано? Это был подростковый протест?

– Отчасти да. Но преимущественно это был испуг перед нагрузкой, которая была очевидна.

Перед обществом?

– Нет, перед семьей, может быть, перед обществом. Было видно, что папы не бывает дома: священническая жизнь очень напряженная. Видно было, с какой самоотдачей отец восстанавливал храмы, собирал общину, выстраивал отношения с миром, с руководством – это была колоссальная нагрузка. Был один храм на три района (Дубровский, Раднезенский и Жуковский): храм Троицы в селе Голубея. Мы видели это, и мне не хотелось брать на себя такой подвиг – я знал, что можно проще, легче. Было такое...

Но потом все равно Промысл Божий привел через одного человека, которого я очень уважаю: через Нину Викторовну Кулагину.

Это Ваш педагог в училище. Как Вы попали в училище?

– Через гитару.

Просто играли и любили музыку?

– Это началось немножко раньше. Надо отмотать еще на 3 года. После 8-го класса я захотел пойти учиться музыке. Понятия не имел с чем это будет связано: с гитарой или с вокалом – главное, чтобы это была музыка. И отец предложил средний вариант – пойти учиться на регента.

Уже было где учиться?

– Смоленское межъепархиальное духовное училище уже существовало: потом учебное заведение вырастет до статуса духовной семинарии, но в 1991 г. это было училище, и я попытался поступить туда – сдал экзамены, прошел письменное, устное собеседование.

Оказалось, что богословские предметы я сдал нормально, меня могли взять на пастырское отделение, но на регентское нет – по музыкальным предметам я себя плохо показал (вокал или сольфеджио, или что-то еще, да я тогда и по теории музыки ничего не знал).

Как Вы тогда попали в училище?

– Был такой юношеский задел: так обидно, я же музыкальный… И я все лето очень сильно учил теорию музыки. И выучил достаточно, чтобы поступить в училище культуры на дирижерско-хоровое отделение.

Итак, я отказался учиться на пастырском – это было из принципа: раз на регенсткое не берете, то тогда ничего не надо. Все или ничего… И поступил на дирижерско-хоровое. Нина Викторовна Кулагина, замечательный педагог и очень хороший человек, стала для меня примером. Собственно, поэтому я пришел туда.

Однажды она сказала: «Вась, будут еще фольклористы и хористы, но очень мало священников. Люди ждут от тебя слова» – и с этого начинается мой путь.

В том же году, не бросая училища культуры, я поступил в семинарию. Какое-то время учился и там, и там, а потом сосредоточился только на духовном образовании. Получил диплом – присвоили мне квалификацию: руководитель самодеятельного хорового коллектива, дирижер-хоровик.

Это образование Вам помогает?

– Оно мне очень помогло с первых же дней. Как только пришел в семинарию, сразу включился в музыку: в церкви всегда ценился вокал – всегда в православной культуре будет цениться хоровое пение.

Хор был готовый, я просто включился в него с 1-го курса, и мы поехали в Германию на большие концерты. Мы там пели и светские песни, и сопровождали богослужения. Отец ректор там пел.

Это интересная тема – перелом. Когда я шел в духовную семинарию, в моей жизни уже настал такой период неофита. Все проходят через это: чем бы человек не занимался, он сначала должен все отвергнуть ради Христа. Я помню этот осенний день – 1 сентября. Мне нужно садиться на дизель-поезд и ехать из Дубровки в Смоленск. За несколько минут до отправления поезда я беру в руки гитару и играю какую-то рифму, а потом складываю эту гитару и вспоминаю слова из утренних молитв: «Сподоби меня, Господи, ныне возлюбить Тебя, как я раньше любил те грехи, которыми грешил перед Тобой, и поработать Тебе без лености, как прежде я работал на сатану, обольстителя и обманщика. Да потружусь Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу во все дни жизни моей, ныне, и всегда, и во веки веков». Вот такое категоричное отношение ко всему музыкальному, светскому, к гитаре. Категорично – нет, и все: это греховно. И теперь у меня новая жизнь.

И в этом состоянии дизель-поезд привез меня в Смоленск. Это было 1 или 2 сентября, когда я сидел и читал свои первые конспекты, и слышу: там за стеной мучают ее – она воет, она расстроенная. И мучают не только ее, но и мои уши тоже. Я сижу и с собой начинаю говорить: «Пойди помоги им – покрути колки раз-два и уходи: пусть они на настроенной гитаре играют... Нет, ты же сказал, что не будешь играть». Такое борение внутри. «Ты же сказал, что все, это грех? Да, но никто не будет грешить: ты идешь, чтобы людям настроить гитару».

Точно так же, как когда-то, не знаю сколько лет тому назад, это еще было в Алтуфьево, я иду через проселок в воинскую часть на КПП, чтобы дежурный солдатик настроил мою гитару, а потом я вернусь домой и буду уже играть – до следующего раза, когда она расстроится. Я пришел, он настроил – и я говорю: «А теперь спой».

Я знаю, что и сейчас так будет. Но что-то мне не дает слушать вот эту… Я подошел, постучался. «Кто там?» – «Я хочу помочь вам гитару настроить» – «А ты умеешь настраивать? Давай». Я быстро настроил, повернулся уходить, а они говорят: «Подожди, а теперь спой». Ну куда ж тут денешься? Старшеклассники просят. Я спел одну, вторую песню и ушел.

А утром меня вызывают в кабинет ректора. Вы представляете себе состояние? Первокурсник – и на ковер туда, наверх. И вот я стою с дрожащими коленями, а ректор говорит: «Я слышал, ты играешь и поешь. Да?» – «Да» – «Ну, сыграй и для меня тоже что-нибудь». Я не помню, что я тогда спел. А ректор говорит: «Вот, это то, что надо». А через несколько дней нашлись деньги, и семинария приобрела хорошую гитару – дорогую, качественную, ручной работы, и с ней мы ездили по гастролям. Это были 1990-е голодные годы.

Вы подыгрывали или пели?

– Мы сколотили целый народный хор. У нас был руководитель – замечательный смоленский музыкант Татьяна Федосова. У нее был свой фольклорный коллектив – «Таусень», кажется, называется. Ее пригласили, чтобы она нас теоретически подковала. Она была нашим художественным руководителем. С ней мы обсуждали репертуар и предлагали его ректору. Потом она делала хоровые партитуры, мы их перекладывали, изучали и тогда уже пели. И это имело успех.

Я читал, что Ваша мечта была петь в Троице-Сергиевой лавре в коллективе отца Матфея. И эта мечта осуществилась.

– Я помню, как сижу с митрополитом, ныне Святейшим Патриархом Кириллом, а руководитель епархии архиерей говорит: «Василий, оставайся здесь, в Смоленской семинарии, будешь регентом и учителем церковного пения». А я говорю: «Нет, я хочу в Москву, в лавру» – «Зачем?» – «Я хочу петь у отца Матфея (Мормыля)».

Владыка так удивился тогда, но благословил: раз я хочу, то надо. И потом началось… Отец Матфей сразу дал мне управлять хором, по будням. И этот состав, когда нет отца Матфея, а в качестве регента Василий Гелеван, он называл «базилиане» – и мне это так нравилось: он очень тонкий человек, гениальный, неповторимый, и он вошел в мою жизнь. Я именно из-за него пришел в лавру, именно из-за него поступил в духовную академию… Потом вернулся...

Я когда-то пытался поступить в семинарию в Москву, но не поступил – и мы приехали снова в Смоленск. В Смоленске со второго раза поступил и в лавру тоже со второго раза.

У Вас достаточно много интересных событий в жизни. Давайте закончим этот выпуск духовным подарком.

– Поскольку сейчас время духовного напряжения, я очень хочу спеть что-то из репертуара иеромонаха Романа...

Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.

За родником – белый Храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила.

Если глаза затуманились влагой,
Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать, спокойно поплакать:
Кто разберет, где вода, где слеза?

Видишь, вон там журавли пролетели?
У горизонта растаял их крик.
...Если ты болен, прикован к постели,
Пусть тебе снится целебный родник.

За родником – белый Храм, Кладбище старое.
Этот забытый край Русь нам оставила...

(Окончание в следующем номере)

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать по ссылке.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс