Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1151) → Архимандрит Александр (Глоба): Тому, кто идет прямым путем, Бог помогает

Архимандрит Александр (Глоба): Тому, кто идет прямым путем, Бог помогает

№14 (1151) / 4 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «В 1-ю неделю постился очень хорошо, но плохо себя чувствовал: есть проблемы с желудком. Какие можно сделать послабления?»

– Если человек так себя испытывает, может, это и полезно для души, но не всегда полезно для тела – особенно для людей, страдающих определенными болезнями. Человек должен и в эти дни употреблять нужное количество белков. Пожилые, престарелые люди очень часто страдают из-за малого количества белка в крови: из-за этого возникают отеки, увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что провоцирует инфаркты, инсульты.

Люди в возрасте, страдающие определенными патологиями, болезнями, должны взвешенно подходить к соблюдению гастрономического поста: с рекомендациями врача и благословением духовника. Священник не может заставить человека употреблять или не употреблять те или иные продукты, если у того есть прямые показания.

Если у человека малокровие, он должен употреблять животную пищу, какой бы ни была рекомендация духовника. А священнику нужно помнить, что настойчивые рекомендации может давать только тот, кто готов нести ответственность за свои слова и благословения. Духовникам нужно помнить, что советы и благословения должны быть взвешенными.

В Писании сказано, что к пожилому человеку нужно обращаться как к отцу или матери, а к ровеснице и ровеснику как к сестре или брату. Поэтому благословения, рекомендации должны носить дружеский характер и настрой: не отпугивать, не ломать в нем то, к чему он привык. Все-таки не это главное: главное – молитвенный настрой, молитвенное движение души, сердца. Нужно больше читать, нужно измениться – отказаться от своих плохих привычек, которые либо унижают, либо оскверняют, либо ведут к тому, что человек не может на данный момент называться настоящим христианином.

Надо работать над душой, духом, молиться, прятаться от различных увеселений, осуждений, обсуждений. Особенно в пост рождаются такие потребности, язык становится без костей. Чтобы пост был с пользой, нужно обуздать свои страсти и свой язык.

Надо ли согласовывать диету со священником, если есть предписание врача?

– Необходимо духовника поставить в известность и взять благословение. Апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу; ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Не будем спорить или доказывать что-то.

Другое дело, что есть определенные каноны, которые применимы к священникам: им необходимо соблюдать Четыредесятницу, литургический пост, монашествующим соблюдать все предписания Типикона – быть примером для всех.

Люди, желающие показать свою любовь и преданность Богу, могут следовать этим правилам и просить у Бога помощи, как бы трудно ни было.

Вопрос телезрительницы Ксении: «Я педагог с небольшим стажем работы в профессии. Работаю с младшими классами. У меня в классе есть ученик, который постоянно использует ненормативную лексику, неуважительно относится к педагогам и ученикам, может плюнуть мне в лицо, обругать нецензурно, не слушается, постоянно убегает из класса. Администрация школы бессильна, до родителей достучаться невозможно. Может ли педагог помочь ребенку не ругаться матом? И как самой относиться к нему? Очень обидно, что ребенок так неуважительно относится к педагогу, ведь я тоже живой человек».

– Это поведенческая реакция. Может, будет неуместно, но скажу: будет ли кинолог жаловаться на собаку, которая кусается, не слушается, убегает, не поддается ему? Что нужно делать?

Есть определенная тактика, техника и помощь старшего коллеги. Не надо замыкаться на самом себе, на своих знаниях, ограничиваться своим кругозором, а спросить у коллег, что делать, прибегнуть к литературе, посоветоваться с психологами-конфликтологами, которые на этих проблемах диссертации защищают: они помогут разобрать эту проблему. И надо посоветоваться с дипломированными в этой области специалистами, со старшими педагогами… Надо работать над этим.

Дети бывают послушные и непослушные. Человек же знал, куда идет? Он думал, что будут только цветы приносить на День учителя и все время говорить хорошие слова? Нет. И такие бывают, с кем необходимо поработать – приложить свой педагогический талант, простимулировать свои научные искания. Надо работать с ребенком. И самому преподавателю надо совершенствоваться – видимо, он не умеет пользоваться набором инструментов, который имеет, и не умеет выполнять какие-то задачи.

Нужно задать вопрос самому себе: «Что мне сделать, чтобы выполнить свой долг по исправлению этого ученика?»

– Да. Но детскую комнату милиции никто не отменял, как и детского психолога. Можно даже провести психолого-психиатрическую экспертизу. Если человек не видит рамок, это может быть какая-то патология.

Нужно серьезно ставить вопрос. Школа – не то место, где можно терпеть такие вещи: это государственная служба. Если милиционеры будут терпеть, когда им будут плевать в лицо? Или армия будет терпеть, когда по ней будут стрелять? Это же ненормально. Значит, и преподаватель должен бить тревогу, должен заявлять об этом. Эту проблему надо решать.

Вопрос телезрительницы Нины: «Кто такой клирик? Какая разница между мыслью и помышлением?»

– «Клирик» от слова «клир», что значит «очищенный, готовый для посвящения, подготовленный определенным образом». Если говорить протокольным языком, это штатная единица в монастыре, в храме, имеющая духовный сан. Диакон, священник, епископ – это клирики какого-то храма или монастыря. Клирик – это человек, который имеет сан и приписан к определенному месту, где-то числится, служит на действительной службе, не в запасе.

Помыслы больше связаны с нашей духовной составляющей. Мысли все время рождаются, чтобы можно было что-то сказать, выразить какую-то идею, о чем-то рассказать, пообщаться с близкими: мы это мысленно прорабатываем.

Помыслы связаны с нашим поведением или критическим духовным отношением к какому-то греху, проблеме. Человек находится в духовном искании, какие-то духовные процессы происходят в его сердце, когда он помышляет благоугодить Богу или пойти против Него, сделать полезную вещь для своего спасения либо отойти от цели, ведущей нас в Царствие Небесное.

Вопрос телезрителя: «Я знаю о предстоящем обмане, воровстве. Должен я сообщить об этом своему руководителю или умолчать? И как быть, если спросят: “Знал об обмане? Почему не сообщил?”».

– Очень часто мы можем заблуждаться. Не стоит это сообщать, чтобы не быть пустословом. И еще: смотря какие отношения с руководителем, смотря где это происходит. Предстоящее действие не значит еще совершенное действие. Тот, кто намеревается что-то сделать, может этого не совершить. Как осудить человека или предпринять превентивные меры, если он еще ничего не сделал? Может, лукавый специально сталкивает людей лбами.

Представьте, человек едет в автобусе, нога у него в проходе, идет другой человек, и тот ему дает в лоб. Почему? «А ты мог мне на ногу наступить, вот тебе, чтобы не наступил»… Это примеры из учебников психологии. Нужно держать себя в руках, общаться с духовником. Часто это духовная проблема, а не юридическая. Человеку вообще могло это показаться.

Интересная тема про душевнобольных. Как им исповедоваться, участвовать в таинствах?

– Часто к таким людям относятся как к младенцам, смотрят, что они говорят. Многие из них рассказывают о несуществующем. Например, есть такое проявление болезни, как конфабуляции. Люди фантазируют, рассказывают о том, чего не было, это резонерство, преувеличение. Они к этому относятся как к реальным событиям. Некоторые скрывают то, что происходило.

Опытный священник или врач, имеющий опыт общения с такими людьми, сразу может понять, что не сходится одно с другим, и к ним относятся щадяще. Если человек в прострации, но крещен, к нему относятся как к младенцу: могут и причастить, и принять молитвенную Исповедь. Читается молитва, как-то находят с ним контакт.

А что делать в тяжелых случаях, когда человек агрессивный?

– Ждут, пока агрессия пройдет. Сейчас есть препараты, снимающие любую агрессию: медикаментозная поддержка.

Когда психиатр сделает свое дело, может священник человека причастить?

– Да, когда нормализуется его психиатрический фон.

Иногда шизофрению путают с беснованием.

– Духи злобы поднебесные, когда выходят из человека, не повреждают его психическое здоровье. А если есть психиатрические проблемы, значит, мозг поврежден: там происходят определенные биохимические процессы. Это сегодня можно определить.

При бесновании присутствуют сверхъестественные, сверхчеловеческие элементы: вот как гадаринский бесноватый – он цепи руками рвал, такой был сильный. Бес так использовал человека. Если что-то происходит сверхъестественное, то это беснование.

А если показывают на YouTube, как бабка через себя переворачивается, кричит, – это кликуша (есть такое понятие: истероидная психопатия). Такие люди хотят обратить на себя внимание. Была неудавшаяся любовь или что-то не получилось так, как хотел в жизни: такие личности бывают там, где есть люди, где на них могут обратить внимание – они работают на публику, на привлечение внимания.

Настоящие бесноватые ведут себя странно независимо от того, есть рядом люди или нет. Они могут рычать, издавать какие-то звуки, проявлять агрессию. Скрытое наблюдение за ними показывает: если они не знают, что за ними наблюдают, все равно ведут себя необычно...

Часто пишут: «Надо ли сходить на отчитку?» – на глаз это же не решается. Стоит ли вообще ходить? Для этого нужно особое благословение, которое дает сам Патриарх?

– Благословение может дать епископ. Патриарх – епископ города Москвы: в любом городе есть епископ, глава местной общины, – к нему обращаются, собирается духовный собор, духовники епархии. Святейший тоже советуется с духовниками. Духовные люди поступают по-духовному. И потом делается заключение.

Ходить или нет на отчитки? Это страшная духовная болезнь, повреждение. И все-таки надо сначала поставить диагноз… Вот человек будет ходить, допустим, в туберкулезный санаторий или диспансер и проверять себя каждый месяц, есть у него туберкулез или нет? Так ведь не делают. С туберкулезными людьми общаться не хотят. Так и здесь, такое же отношение.

Все-таки есть вполне доступные таинства.

– Да, таинство Елеосвящения.

Вопрос телезрительницы из Татарстана: «У меня был инсульт 2 месяца назад. Сейчас начался Великий пост. Я постничаю с малых лет, даже в среду и пятницу. Мне сейчас 90 лет. Врачи говорят, что мне нужен белок, творог надо обязательно есть. Я очень переживаю. Как мне правильно поступить?»

– То, что врачи говорят, и нужно делать. Если нужен белок (творог, яйца, куриный или говяжий бульон), обязательно принимайте. И дай Бог, чтобы прожили еще много лет и вышли из того состояния, в котором находитесь. Употребляйте нужные препараты, пищу – и молитесь, уповая на милость Божию со спокойным сердцем.

Еще вопрос: «У меня эпилепсия. Во время приступа теряю сознание, нет чувствительности к свету, звуку и даже к сильной боли, например, от ожога. Возникают мысли, что ты умер. Потом как будто телевизор включился – и возвращаешься к жизни. Вопрос: душа покидает тело в такие моменты или нет?»

– Нет, не покидает: это патология головного мозга, это субъективные ощущения. Когда душа покидает тело и человек умирает – это объективные показатели: есть определенные признаки, свидетельствующие, что нет процессов окисления глюкозы в головном мозге. Это все можно проверить инструментально определенными методиками. А здесь субъективные ощущения.

Очаг возбуждения находится в мозге, и там при определенной работе нейронов происходят процессы – человек ощущает отключение, невесомость, что душа покидает тело. К этому надо относиться очень аккуратно.

Конечно, есть люди, которые любят говорить, что душа уходит: у нас люди говорят, что душа уходит и тогда, когда человек спит. Но это физиологический процесс. Многие ссылаются на святых отцов, но святые отцы высказывали мнение, предположение – это частная богословская мысль.

Мы не считаем сон равным смерти – это все-таки нормальный физиологический акт и происходят разные фазы сна. Сон тоже разным бывает. К этому нужно относиться с точки зрения современной науки и не впадать в состояние духовной прелести.

Вернемся к вопросу о душевнобольных. Многие из них могут окончить жизнь, наложив на себя руки.

– Очень часто такое бывает.

Да, к сожалению. Вопрос: как их отпевать?

– Этот вопрос рассмотрен еще в дореволюционной России в «Церковных ведомостях». И там было дано определение, что людей, которые умирают по причине суицида, связанного с психиатрической патологией, можно отпевать с разрешения архиерея: эти случаи должны быть доведены до Священноначалия, и оно дает такое благословение.

Еще пришел вопрос: «Кто определяет, сколько человеку жить на земле: мы – своей жизнью либо Господь уже все предопределил?»

– Господь обо всем знает, но сотворил нас свободными. И как бы человек ни устраивал свои планы, все-таки возможность прожить больше на этом свете зависит от Бога. Но если ведешь опасный образ жизни, прыгаешь с парашютом и открываешь его в самый последний момент, прыгаешь со скал, общаешься с дикими животными, то, конечно же, риск быть подвергнутым испытаниям у тебя больше, и частота смерти у таких людей выше. А те, кто будут вести здоровый образ жизни, избегать зла, молиться, уповать на милость Божию, не нарушать правила, установленные Богом, проживут дольше.

Жизнь – особое благословение Божие. В Ветхом Завете даже перечисляются правила, о которых я говорил, чтобы человек жил дольше, – и в Псалтири есть фраза: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Если юноша не творит греховные дела юности, то он укрепляется и живет, и потомство его становится плодовитым. Много об этом сказано в Священном Писании Ветхого Завета, в Псалтири – поэтому читаем и учимся жить.

Нам написали такой вопрос в комментариях: «Можно ли ходить в церковь, если там не поминается Патриарх? А церковь у нас в селе одна».

– Если не поминается наш Святейший Патриарх Кирилл, значит, не надо ходить в такую церковь: церковь должна быть канонической.

Мы – чада Русской Православной Церкви, у нас сейчас Патриарх Кирилл – наш отец и Предстоятель. Хотим мы этого или нет, нравится нам это или не нравится, есть определенные правила, которые написаны кровью, закреплены веками, и ни в коем случае никто не имеет права делать иначе. Если это Русская Православная Церковь, то там обязательно будет поминание нашего Предстоятеля. Никакое оправдание здесь не учитывается.

Есть определенные правила, веками сложившиеся и выстраданные.

– Для примера: есть раскольники, которые поминают Патриарха и не боятся, – у них это прописано в правилах. А наши люди, обязанные это делать по своему родству с Патриаршей Церковью, этого не делают. Я считаю, это преступление, глупость и дурость, гордыня.

Необходимо идти прямым путем и ничего не бояться: тому, кто идет прямым путем, Бог помогает. Потом кто-то скажет Христа не поминать...

Или свой Христос появится.

– Да. Или скажут кресты снимать с куполов: ведь они могут оскорблять чьи-то чувства. А все начинается с малого… Поминание Патриарха – основная христианская обязанность.

Наша беседа подходит к концу – давайте подытожим наш эфир.

– Я хотел бы в пост пожелать людям крепости духовных сил – и пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами. Пусть пост наградит вас радостными чувствами для встречи Воскресшего Христа.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс