Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1151) → Иеромонах Стефан (Игумнов): О конце света

Иеромонах Стефан (Игумнов): О конце света

№14 (1151) / 4 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Поговорим об актуальном – о конце света. В храмах мы слышали строки из Книги Бытие: как Господь повелел Ною построить ковчег в преддверии Великого потопа, который погубил все живое на земле, кроме семьи Ноя и некоторых животных. По сути, для большинства на земле случился конец света… Чего нам не делать, чтобы с нами не произошло то же самое? Чтобы Господь не смел все живое на земле таким страшным образом?

– Соглашусь с вами – это актуальный вопрос для нас сегодня. Господь год от года как будто пытается показать нам через события, происходящие в мире, что близок конец мира. Каждый должен задуматься, что ждет нас после этой земной жизни – и о том, сколько этому миру отпущено времени и насколько будущая судьба его зависит от нас с вами: от действий каждого из нас.

То же делает святая Церковь через страницы Священного Писания (в данном случае Ветхого Завета), которые читаются за богослужениями в дни Великого поста. В Ветхом Завете Господь особенно строго отслеживал поведение человечества, народов, тогда живших на земле, и действительно попускал жестокие (на наш взгляд) наказания, когда народы уклонялись от того пути, который был задан Богом, – такие, как потоп, когда большая часть человечества была уничтожена.

«Наказание» – по-славянски значит «научение». Отроков, которые учились в то время, наказывали: давали им наказы. Процесс научения был процессом наказания. Первоначальный смысл слова сводится к этому.

Господь, наказывая, научал человечество правильному пути, ведь человечество и этот мир – любимое создание Божие, самая большая драгоценность в руках Господа. И, конечно, Он хотел ее сохранить, чтобы она не была испоганена, опорочена и разрушена сама в себе...

Ветхий Завет нам иногда кажется жестоким, но все это очень просто и ясно осмысляется в русле замысла, что был у Бога о мире.

И сегодня продолжается Промысл Божий о мире – и Господь точно так же хочет, чтобы мы ходили правыми стезями в нашей жизни. Мы не должны это забывать: Господь хочет, чтобы мир процветал и существовал очень долго. Но, к сожалению, человек сам делает все, чтобы этот мир уничтожить.

Мы знаем, как произойдет конец света. Это описано в Священном Писании: будут Второе Пришествие Господа на землю и Суд над теми, кто жил до этого и кто будет жить. Но человек почему-то все время старается приблизить конец света своими руками и сделать все не так, как Господь замыслил: ему хочется уничтожить самого себя, всех окружающих и весь этот мир.

Все то, что происходит год за годом, то, что мы видим, свидетельствует о таком нашем поведении. Каждый из нас очень часто вносит прямой вклад в это разрушительное дело...

Христиане в особенности должны быть солью земли и являть пример поведения в русле замысла Божия об этом мире.

Если говорить о конце света, которого мы боимся, надо понимать: это тот вариант конца света, который каждый из нас и приближает своими действиями. А если мы говорим о конце света, вожделенном для христиан, – это такой конец света, когда Господь придет на землю и будет нас судить.

Ной показал нам очень правильный пример – он послушал призыв Бога, проявил послушание. Он не стал задумываться и задавать себе вопросы: «А как это может быть, что все вдруг вокруг погибнут?», «откуда возьмется столько воды, что она затопит всю землю?», – такие праздные вопросы (а их мы очень часто задаем себе) он не стал задавать, а сделал что ему велел Господь – и спас ту часть человечества, что нужна была для продолжения существования этого мира. Очень большой урок для всех нас: послушание, следование воле Божией – и поменьше неправильных рассуждений, отвлекающих нас от ее реализации.

Мы начали разговор с потопа, когда Господь погубил население земли. Может быть, люди перестали молиться, и поэтому Он их погубил? Мы воспринимаем молитву как связь с Богом – может быть, они окончательно и бесповоротно потеряли эту связь и у Него не было другого выбора?

– Самый главный смысл молитвы – она сохраняет, поддерживает связь человека с Богом. Человек обращается к Богу, и Господь его слышит. Она была безусловно потеряна той частью человечества, которая погибла от потопа: они если и совершали молитву, она была ложная – или они обращались не к Богу, а к каким-нибудь истуканам или еще к кому-то, то есть это был вариант язычества. Если люди доходят до беззакония в нравственном смысле, то почти наверняка это приводит к такому состоянию, когда они становятся язычниками.

Трудно быть православными, творя при этом абсолютное нравственное беззаконие.

Если какая-то часть людей и сохраняла в своем сознании обращение именно к Единому Богу, то понимание этого было настолько искажено, настолько омрачено грехом, что это их не спасло.

Человек спасается не молитвой: об этом тоже нужно помнить. Не молитвой, а чем-то другим, о чем мы как раз и должны думать во время Великого поста, и стараться стяжать именно то, что приближает нас к спасению.

Вопрос телезрительницы: «Написано, что Ной родил своих детей, когда ему было 500 лет. Но в Ветхом Завете мы читаем: когда столетнему Аврааму Бог пообещал, что он родит Исаака, считалось, что он уже был дряхлым и неспособным к деторождению. Получается, что в то время в 500 лет люди были еще вполне молодые?»

– Во-первых, между Ноем и Авраамом прошло какое-то время. Во-вторых, отдельным Своим избранникам Господь даровал очень большое долголетие. Для чего? Это было нужно для вполне конкретной цели. Из Предания мы знаем мнение некоторых отцов, что Адам жил очень долго. Почему? Чтобы земля наполнилась людьми. Ною после потопа нужно было восстановить население земли, поэтому Господь ему дал и долголетие, и плодовитость.

Мы знаем и другие примеры. У того же Авраама была вполне конкретная задача, данная Господом в Обетовании: что от него произойдет богоизбранный народ, на котором исполнится Обетование Божие о пришествии Мессии.

В таких случаях многие ветхозаветные патриархи имели очень продолжительные годы своей жизни: это непреложный факт – мы не можем это воспринимать как-то образно. Они действительно жили столько лет.

Но не все в ветхозаветном человечестве отличались таким долголетием. Если Господь избирает человека для какой-то роли, Он может давать ему соответствующие возможности, дары, инструменты, чтобы он эту волю исполнил (в данном случае – долголетие).

Действительно, Авраам в 100 лет родил своего второго сына, от которого и появился весь израильский народ.

– В случае с Авраамом еще было важно, чтобы была явлена сила Божия, некое чудо: Господь хочет показать, что это было не просто рождение и что именно от сына, который родился у Авраама в таком возрасте, произойдет богоизбранный народ, через него совершится обетование Божие.

То же мы можем сказать и о родителях Пресвятой Богородицы, и привести другие примеры из нашей Священной истории. Господь иногда так делает, чтобы люди хоть через это обратили внимание на то, что происходит нечто важное.

Вернемся к Ною: он строит ковчег, а над ним все смеются. Воды нигде нет, а он говорит, что будет потоп, который все затопит, и только его огромный корабль всех спасет. Был ли у Ноя шанс всех убедить, что он прав, заставить покаяться?

– Я бы сказал иначе: был ли у людей, что окружали Ноя, шанс понять его правоту? Безусловно, был – ибо Господь всем всегда оставляет пути ко спасению. А для человечества того периода спасение заключалось в их способности к покаянию (как и для ниневитян, с которыми произошел именно такой случай: Господь хотел истребить Ниневию – это было Его озвученное намерение, а не какая-то бравада или еще что-то в этом роде. Если Господь сказал, значит, Он намеревался это сделать. Но ниневитяне покаялись, а человечество при Ное не покаялось).

И мы, сейчас живя и проходя поприще Великого поста, думаем о чем угодно. Господь к нам лично обращает тот же самый призыв: покайтесь, используйте время Великого поста для покаяния – через него вы спасетесь. Покаяние явит то, чего ждет Господь, Который хочет всех нас помиловать: мы спасаемся по милости Божией, но не без нашего участия. Покаяние, сокрушение сердечное, должно рождаться в ходе духовных трудов, которые мы несем Великим постом. Это то, что необходимо Господу для того, чтобы спасти нас.

Этого не нашлось у современников Ноя. Они не смогли услышать голос Божий в своем сердце.

Господь каждому из нас желает спасения – Он создал мир и всех нас в нем, чтобы поделиться Своей любовью (мы знаем, что любовь без разделения с кем-то – как будто несовершенная). Почему люди не принимают эту любовь от Него? Поколение, которое жило с Ноем, не приняло Его любовь, – только Ной и его семья. Почему?

– Можно все это списать на людскую глупость. Всегда человек делает выбор в сторону «более надежного» сиюминутного удовольствия перед огромным и вечным счастьем. Конечно, это можно назвать глупостью, слабоволием – нужно совершить некое усилие хотя бы чтобы подождать, что тебе будет дано нечто более ценное, чем ты имеешь сейчас: не увлекайся сиюминутными, тленными вещами.

А можно вспомнить, что против человека с самого его первого дня ведется борьба некими духовными силами, которые все время пытаются нас увести с правого пути. Человек слушает их голос вместо того, чтобы слушать голос Божий.

Но разве не так же мы поступаем каждый раз, бывая в храме на службе? Когда батюшка говорит очень правильные слова на проповеди, призывает к тому, что полезно для нашей души, мы слушаем… Входим из храма и начинаем делать нечто совершенно иное.

Разве не то же самое происходит с нами, когда Святейший Патриарх регулярно обращает к нам слова, которые должны руководствовать нас в нашей жизни во всех ситуациях, самых сложных и простых? Мы слушаем (бывает, даже удивляемся мудрости), а потом выходим из храма (или выключаем телевизор, по которому слушали эту проповедь) и возвращаемся к совершенно посторонним вещам, тут же начиная следовать научению дьявольскому, а не Божию.

Человечество, жившее при Ное, дошло в таком своем поведении до того, что уже, видимо, не было обратного пути – это очень страшное состояние, и Господь через страницы Священного Писания учит нас, что можно дойти до такого состояния, упорствуя в грехе, после чего обратной дороги не будет.

Что использовать как критерий, чтобы отделять голос Божий от голоса дьявола? Можно ли что-то сделать или сказать, чтобы сразу становилось понятно: вот этот голос слушать можно, а этот нельзя?

– Мы сейчас немножко осуждали ветхозаветное человечество, тех, кто погиб во времена Ноя, тех, кто в другие моменты неправильно себя вел. Но, наверное, ветхозаветных людей можно в чем-то и пожалеть: у них не было того, что есть у нас. У нас есть то, что будет ответом на ваш вопрос. Для нас абсолютный путеводитель и ковчег спасения (Ноев ковчег существует сейчас для каждого из нас) – наша Церковь: Ноев ковчег был прообразом. Ной туда всех приглашал, но за ним пошло мало людей.

Нас всех в Церковь пригласил уже Христос – Тот, Кто есть путь и истина и жизнь. Для чего Им создана Церковь? Чтобы мы не жили, как ветхозаветные люди, когда они могли запутаться, чего-то не понять и в результате унаследовали такое наказание, такой конец своей жизни (хотя мы не можем сказать, что они были совсем не виноваты, – иначе Господь не попустил бы их гибель).

У нас есть нечто гораздо большее, чем было у них, – Церковь. Что значит воцерковленный человек? Это человек, живущий церковной жизнью. И для него не может стоять вопрос, где голос Церкви, голос Божий, а где голос того, кто хочет увести от Бога.

Мы должны знать, для чего Церковь существует, для чего мы к ней принадлежим и как она устроена. Если мы этого еще не узнали, нам срочно и очень усиленно нужно стремиться к тому, чтобы это сделать – нам нужно воцерковляться: через воцерковление мы получаем все те инструменты, необходимые для спасения, в том числе возможность слышать голос Божий (и правильно определять, где голос Божий, а где голос лукавого) и следовать правильным путем. Если мы принадлежим к Церкви, если мы настоящие христиане, церковные люди, мы получаем эти инструменты.

Почему Церковь с такой болью относится к греху раскола и с такой строгостью церковные каноны нам говорят, что раскол не искупается даже мученической кровью? Без Церкви (например, человек был в Церкви и покинул ее) человек гарантированно не услышит голос Божий. И наоборот, если он все больше и больше воцерковляется, Церковь для него – спасительный корабль, Ноев ковчег. Как и голос Святейшего Патриарха, голос епископов, через которых Господь строит Свою Церковь, и голос каждого батюшки на каждом приходе (и мы не должны бегать с прихода на приход, ища батюшку, который скажет то, что нам понравится).

Церковное поведение должно быть таким, чтобы человек был верен какому-то одному приходу (если такая возможность есть), чтобы у него был духовник, чтобы он тоже согласовывал свое церковное поведение с волей архиерея: чтобы все это было в русле того, что говорит Святейший Патриарх. Все так и устроено в Церкви, просто нам нужно самостоятельно в эту систему включиться, мы должны к ней себя отнести, то есть воцерковиться, быть воцерковленными людьми. Это очень облегчит нашу жизнь.

Следующий вопрос (может быть, немножко провокационный, искусительный, но, думаю, люди его себе задавали, задают и будут задавать). Может ли новозаветный ковчег сбиться со своего пути?

– Нам не нужно задавать себе этот вопрос – ответ на него Господь давно дал. И обетование Его очень четкое: Церковь будет существовать до конца времен и никакие врата ада ее не одолеют. И тот, кто будет пребывать в Церкви, имеет надежду на спасение. Это сказал Сам Господь.

Существуют подтверждения, что, если во времена, когда общество подвергается шатаниям, Церковь сохраняется вне этих шатаний, она потом притягивает людей и остается стержнем, соединяющим две стабильные эпохи. Церкви, которые поддались этим шатаниям, выпадают из общественного внимания и больше не воспринимаются всерьез?

– Те примеры, которые я привел, как раз об этом говорят. Церковная история показывает, что, если даже в том или ином церковном сообществе произошли какие-то богословские отклонения, мы все-таки еще имеем надежду привести их обратно. Но очень страшен грех раскола, когда человек или какая-то церковная группа, сознательно зная, что она делает, откалывается от Церкви – спасительного корабля, спасительного тела, которому она принадлежала. Это страшно.

Как правило, раскол заводит людей очень далеко, и крайне редко бывает, что такая рана раскола исцеляется. Но такое бывает в истории.

Бывают разные варианты богословских различий, заблуждений; бывает страшное, бесовское закоснение в заблуждениях, бывает, сохраняется надежда, что это будет исцелено и люди когда-то вернутся к православному пониманию богословских истин.

Жизнь показала, что нравственное закоснение во грехе, принципиальное признание греха не грехом, называние черного белым – это необратимый процесс, он приводит к полному отпадению человека от Бога.

В заключение программы прошу Вас подвести итог нашей беседе и дать напутствие телезрителям.

– Я очень рад, что наша беседа проходит во дни Великого поста и у нас была возможность об этом не забыть. Каждый день и час в течение этого времени мы должны приводить себе на память, что это непростое время в церковном году, в нашей жизни. Господь отпустил каждому из нас не так много лет жизни, возможностей праздновать Пасху, переживать Великий пост: может быть, 70 или 80 раз (и то большая часть проходит в период несознательной жизни). Насколько драгоценны эти дни, часы и минуты… Давайте использовать их так, чтобы наша душа не просто получала пользу и то, что приближает ее к Богу, но чтобы мы обретали земное счастье через это.

Человек, живя правильной жизнью, жизнью с Богом, радуется каждой минуте. Тот, кто еще не постиг всей радости жизни в Церкви, может иногда со страхом ожидать Великого поста, – а человек церковный с радостью ожидает постные дни, ведь сколько сокровищ дает нам Господь через эти дни, церковные службы, сам пост и труды, которые нас очень порой отягощают... Как сложно делать поклоны в начале поста, и как радостно делать их потом, как мы обогащаемся через все, что имеем от Церкви во дни Великого поста. Хочу пожелать каждому из нас использовать эти дни и минуты.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс