Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (999) → В. П. Урлапова: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

В. П. Урлапова: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

№6 (999) / 11 февраля ‘19

Образование

Продолжение. Начало в №36 (981) – №38 (983), №40 (985), №41 (986) 2018, №2 (995)– №5 (998) 2019

– «Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для учения, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее вы будете бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику», – говорил Константин Дмитриевич Ушинский. А вот еще: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Мысли великого русского педагога и просветителя XIXв. вместе с другими его наставлениями стали основой образовательной системы, которая сформировалась и расцветает на наших глазах. Этот клуб семейного образования организован в приходе Рождества Христова в Екатеринбурге. Он объединяет православных родителей, организующих для своих детей занятия по системе «Русская классическая школа». Инициатор создания клуба – Валентина Урлапова, имея за плечами негативный опыт обучения дочери по программе «Школа 2100», для сына выбрала семейную форму образования.

В. Урлапова, специалист по психологии образования Русской классической школы: – Я попыталась найти хорошую школу для своей дочки, хорошего педагога, по отзывам найти программу, которая сейчас наиболее популярна, считается наиболее продвинутой. И все, казалось бы, было хорошо, моя дочка училась в этой хорошей школе, но по окончании начальной школы мы обнаружили, что такого результата эта программа не дает; я увидела, что у нее нет понимания, нет интереса к учебе

Познакомившись с системой РКШ, Валентина поняла, что это именно то, что она искала: православное мировоззрение плюс методика, дающая крепкие знания. Нашлись и единомышленники. А отец Владимир и староста прихода Елена Анатольевна благословили и поддержали это доброе начинание.

Валентина Павловна, скажите, мысль Ушинского, что учение должно соответствовать возрасту и способностям ребенка, его природе, – это и есть тезис природосообразности РКШ?

– Да, совершенно верно. Еще философ Иммануил Кант говорил, что мир может стать познаваемым только когда он сообразуется с особенностями нашего разума. И учебный материал, методика его преподавания должны учитывать возрастные особенности ребенка – его мышление, восприятие, внимание. Мышление ребенка младшего школьного возраста преимущественно наглядно-образное. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже говорил, что полноценно логическое мышление может функционировать у ребенка только с 11–12 лет. До этого оно должно обязательно иметь опору в образе.

Я вам сейчас хочу продемонстрировать, как наглядно-образное мышление ребенка, эта его особенность, используется в методике Русской классической школы на материале сложения с переходом через десяток. Надо прибавить к 8-ми 5. Мы могли бы ребенку объяснять это логически, пойти в лоб. Могли бы сказать: «Вот у тебя есть 8, сколько не хватает до 10-ти?». Он бы сказал: «2». «Давай мы с тобой разложим 5 на 2 части: 2 и 3». Не факт, что любой ребенок это усвоит.

Поэтому в РКШ, учитывая преобладающий характер наглядно-образного мышления, используют такие пособия, как бруски-десятки. И мы говорим ребенку: «Возьми 8 красных палочек и поставь их на первый брусочек». Ребенок ставит. Потом мы говорим: «Тебе надо к 8-ми прибавить 5, возьми 5 синих палочек». Ребенок берет их. «И давай мы с тобой прибавим 5 синих палочек к красным палочкам, но сначала закончим первый десяток». И ребенок ставит. «Сколько синих палочек вошло на первый брусочек?» – «2». «А остальные мы с тобой поставим на следующий брусочек». И ребенок ставит остальные палочки. «Сколько у тебя получилось?». – «13».

Посмотрите, что происходит. Сначала ребенок производит предметные действия своими пальчиками, и в этой ситуации работает самый древний вид мышления, самый ранний, который развивается у ребенка, – это наглядно-действенное мышление: он берет палочки, ставит их, потом видит образ, как 8 соотносится с десятком, сколько не хватает, сколько палочек мы добавляем на 1-й десяток, сколько остается, как выглядит число 13, как выглядит 1-е слагаемое, как визуально выглядит 2-е слагаемое. И тут работает уже мощно развитое у него к этому периоду наглядно-образное мышление. И только потом, подводя итоги, разбирая то, что мы произвели, мы говорим логически. То есть мы к восьми сначала прибавили 2 – получилось 10, потом нам осталось прибавить 3 – получилось 13.

К. Д. Ушинский ратовал за наглядное обучение, – можно наглядными считать и веселые картинки, которые вокруг ребенка должны мелькать и всячески мотивировать его интерес к учебе? На самом деле, мне кажется, это только отвлекает – все-таки Ушинский не это имел в виду...

– Конечно, не это. У нас почему-то принято думать, что, если что-то нарисовано, значит, это наглядность. Но это не всегда так. Возьмем, например, так называемые наглядные схемы В.Г. Горецкого, которые используются при обучении ребенка чтению. Я думаю, вы тоже их знаете, это прямоугольнички и треугольнички, которые обозначают определенные звуки: гласный звук обозначается красным цветом, согласный, если он твердый, обозначается синим, а если мягкий – зеленым.

Честно признаюсь: я как тогда не понимала, когда мои дети учились еще в школе, где тут помощь родителю, ученику и педагогу, так и сейчас не пойму.

– Вы очень тонко подметили. Это понятно только очень небольшому проценту детей, которые опережают других в своем развитии, у которых уже работает логическое мышление. Это не наглядность. Смотрите, что здесь происходит. Как правило, ему еще написание слова дается, он должен прочитать слово, подумать, логическим путем сообразить, какой это звук: то ли это гласный, то ли согласный, твердый или мягкий. Потом он должен сообразить, какой цвет этому соответствует, и выбрать этот цвет. Этот цвет – это не наглядное представление, это абстрактный язык, который еще более абстрактен, чем буквы. Соответственно, такая наглядность только мешает.

И когда ребенок не справляется с заданием (потому что просто не может), он начинает отвлекаться на то, что ему просто более приятно (мы, взрослые, так же делаем). Обратимся к Ушинскому: «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит. Следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения». Сложно держать внимание?

– Современные психологи совершенно официально заявляют, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание – оно не контролируется волей самого ребенка, а зависит от внешних стимулов, а 30 лет назад основным показателем школьной готовности считалась именно произвольность: к поступлению в школу у ребенка должна была быть развита произвольная регуляция всех процессов – памяти, внимания, мышления. Он должен сам, своей волей этими процессами управлять.

Современный ребенок воспитывается в условиях гиперстимуляции различными гаджетами, видео и так далее, в это вкладывает свою лепту еще и культ развлечений – ребенка постоянно стараются развлекать, то есть внимание рассеивается. Ребенок растет в этой атмосфере, и, когда у него уже должно быть развито произвольное внимание, оно у него непроизвольно.

В РКШ все построено так, чтобы сфокусировать внимание и направить его движение по определенному руслу, решающему учебную задачу: у нас нет ярких картинок, рассеивающих внимание ребенка, и очень глубоко изучается каждое явление, любое слово. Мы не просто прочитали в азбуке слово и пошли дальше, мы обязательно разобрали, что это такое, что оно обозначает и почему звучит именно так.

Например, в первой после азбуки книге для чтения К.Д.Ушинского есть тема «Пять чувств». И мы берем каждое слово. Читаем: «Вкус» – и говорим: «Знаете, ребята, почему так называется? Чтобы почувствовать вкус, надо вкусить» – родственны этому слову слова «кусать», «кушать», «кушание». И ребенок задумывается о более глубоком смысле, его мысль увлекается в глубину – так мы приучаем ребенка думать глубоко. Главный принцип программы «Русская классическая школа» – полная осознанность. И ребенок, изучая материал по этой методике, не будет отвлекаться: все устроено так, чтобы удерживать его внимание в необходимом русле.

Мне кажется, дети, которых так учат, избавлены от повышенной школьной тревожности, которой мы все сейчас страдаем (я имею в виду учеников, их родителей, бабушек и дедушек, так или иначе соприкасающихся с учебным процессом, а что уж бедные педагоги)... Мне кажется, здесь можно быть спокойным, уверенным, добрым и милым при этом.

– Совершенно верно. Откуда берется тревожность? Во-первых, сейчас в школьных заданиях много неопределенности. Иногда даже родители не знают, как решить это задание и что имели в виду авторы учебника. Соответственно, у ребенка нет твердых основ, на которые он может опереться, – отсюда тревожность.

Еще одна причина тревожности: как говорили философы-экзистенциалисты, тревожность – другая грань ответственности. Если на ребенка возложена слишком большая ответственность, ждите слишком большой тревоги. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт считает, что ребенок должен формировать универсальные учебные действия – он должен научиться сам ставить себе цели, оценивать правильность своего решения, оценивать, насколько хорошо он поработал на уроке. А он не может принять таких решений, и у него возникает тревога. Это не соответствует его возрасту, младший школьник должен принять решение даже сколько клеточек ему отступить, – ему должен сказать учитель: «Давайте мы с вами отступим 4 клеточки и напишем». В этой ситуации ребенок избавлен от тревоги.

Еще одна причина школьной тревоги – это бесконечная гонка: ребенок должен очень быстро переключаться с одного на другое. Только что он решал пример на сложение, сейчас на вычитание, сейчас геометрическую задачу, сейчас логическую, и все это в одном уроке, на одном развороте рабочей тетради.

Я думаю, найдутся люди, которые с Вами поспорят и скажут: «Это и есть подготовка к жизни – она сейчас сложная, очень динамичная. Это многозадачность – может быть, ребенок, решая разнообразные задачи в ходе краткого отрезка учебного процесса, как раз и готовится к жизни».

– Чтобы принять решение, человек, в том числе и ребенок, должен иметь достаточные внутренние основания для этого. Если у него внутренних оснований нет, критериев, правильно это или нет, он начинает угадывать. Да, он принимает какое-то решение, но он принимает его неосознанно. Вот эта привычка принимать неосознанные решения потом делает человека, когда он вырастает, очень удобным объектом различных социальных манипуляций: сейчас очень развивается индустрия манипулирования массовым сознанием, рекламы, приемов воздействия на подсознание, и такой человек будет, не задумываясь, плыть по течению внешних манипуляций.

Мы же в РКШ делаем акцент на том, чтобы сформировать внутренние основания, серьезный внутренний стержень, который поможет ребенку, когда он вырастет, делать обоснованные собственные выводы, критически относиться к информации, уметь самому принять решение, стоит поддаваться, увлекаться, идти в этом направлении или не стоит.

Спасибо за добрый разговор. Очень хочется верить, что многим он поможет по-другому взглянуть и на своих детей, и на их положение в школе, и заинтересоваться образовательной системой «Русская классическая школа». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс