Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Чтобы ничто в нашей жизни не вставало между нами и Богом

Протоиерей Димитрий Смирнов: Чтобы ничто в нашей жизни не вставало между нами и Богом

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос: «В чем грех многозаботливости? У меня много забот по дому, ухаживаю за престарелой мамой, и все это мне в радость; и в церковь хожу, и молиться не ленюсь. А в чем грех того, что я так много на себя беру?».

– Речь идет не просто о заботах, а о том, чтобы ничто в нашей жизни не вставало между нами и Богом. Трудящемуся полагается обед? Апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Поэтому если человеку удается посвятить Богу все свои многочисленные труды, то совершенно не играет роли, провел он эти часы в молчании перед Богом, или в чтении Святых Писаний, или в уходе за больным. Все это и есть духовная жизнь.

Не само дело есть грех, а именно то, что оно встает между человеком и Богом?

– Да. Может быть дело самое безобидное, но, когда человек в это погружен, он забывает о Боге.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о семейных отношениях. Уже 7 лет мы в венчанном браке, и жена все время преследует меня – это можно назвать бредом ревности. Как избавиться от такого отношения к себе?».

– Это свойство ее души. Надо сводить ее к человеку, который является для нее авторитетом, показать ей, что ревность есть грех – это пагубная страсть, внушенная дьяволом, чтобы разрушить семейную жизнь. Ну и с вашей стороны (раз для нее это сложный вопрос) должно быть безукоризненное поведение: быть очень внимательным и избегать ситуаций, когда могут возникнуть какие-то с ее стороны подозрения. Так будет легче.

А как вообще врачуется ревность? Как страсть – молитвой к Богу, покаянием?

– Молитвой к Богу врачуется все, и погода врачуется, – все, что угодно, поэтому это главное средство для христианина. А тут еще могут быть и какие-то логические выводы, построения...

Вопрос из Мюнхена: «Мы, христиане, молимся, причащаемся, каемся в наших грехах, запрещаем себе что-либо в жизни – и в то же время говорят, что Бог простить может даже последнего грешника. Зачем нам жить по заповедям, если Бог может простить даже последнего грешника, который покаялся в последний момент своей жизни? Почему мы должны всю жизнь жить правильно, а другие могут выбирать себе другой путь, но покаяться? Или есть какие-то привилегии у тех, кто живет правильно всю жизнь, а не только в самом конце?».

– Я за 50 лет пребывания в Церкви (если брать и детство, то 60 лет) встречал только несколько случаев, когда человек перед смертью покаялся. Случай уникальный… Я думаю: надо же, как он хорошо это понимает… Это только надежда: а, потом покаюсь! Если интересно нашему вопрошающему, то святые отцы говорили, что это есть хула на Духа Святого – когда человек живет как попало в надежде, что он перед смертью покается. Они такое устроение толковали как если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Вопрос телезрителя: «Как не иметь в себе обиды, если переживаешь предательство? Когда женщина остается, допустим, одна с детьми, как ей не обижаться на эту ситуацию, на мужа, который ее бросил, вообще на этого человека? Подскажите, пожалуйста, – чтобы не иметь в себе обиды, чтобы легче жить по-христиански. Спасибо большое».

– Любая сердечная рана затягивается. Совсем не обижаться – у нас нет тумблера, который выключает наши эмоции. Это все очень трудно пережить. Поэтому тут и не надо к этому стремиться. Надо пережить, как переживают смерть (в данном случае – это смерть брака). Да, это тяжелое испытание.

Но неустроенность жизни после такого развала семьи очень тяготит человека.

– Тяготит человека все. Например, вот у нас сейчас погода стала переменчива – она очень тяготит, и мне одни жалуются, что у них повышенное давление, а другие – что пониженное; и тем, и тем плохо. Так что можно жаловаться – можно со смирением терпеть. Что тут сделаешь?

Человек сам выбирает себе супруга. Иногда человек обращается за советом. Вот вчера на «Радонеже» молодая женщина звонила по поводу человека, который проявил к ней интерес, но он совершенно безбожник: «Как за него замуж выходить?». Я когда-то говорил, это как за медведя в цирке: какое-то время он способен в цирке играть, но через 3 года обязательно превратится в дикого зверя. Человек, у которого нет в сердце вообще религиозных чувств, совершенно ненадежный. Абсолютно. У него должна быть система запретов и, наоборот, чувство долга: по отношению к жене, к детям, к народу – убивая свою семью, человек убивает и русский народ.

Но об этом не задумывается: каждый хочет себе счастья.

– Нет, мужчине дана голова, чтобы думать. Если он при этом не задумывается, ну – значит, такой. Нужно дольше выбирать.

В этом выборе часто люди говорят: «Не из кого выбрать!».

– Совершенно. И я полностью подписываюсь – действительно, не из кого.

А страх одиночества заставляет человека соглашаться...

– Ну, тогда надо ждать, что будет такая история. А если человек не ходит в церковь, к Евангелию интереса никакого не проявляет, то какая тут может быть надежда? Только речь идет, сколько лет проживем, – а все равно кончится одним.

Вопрос телезрительницы из Самары: «Сейчас по улицам ходит большое количество девушек и парней с татуировками – практически все тела у них в татуировках. Стоит ли с ними дружбу заводить, общаться либо обходить стороной?».

– Это как бы сложное такое психическое заболевание. Оно связано с модой и с недальновидностью. В юном возрасте это еще терпимо… Я однажды видел одну девушку (на вид, 24 года) – она вся татуированная, но так, как в шахматах: одна нога татуированная, а другая – нет, одна рука татуированная, другая – нет. И передняя часть тела таким же образом – пополам. Пока она так ходит, всякие позы принимает, на нее обращают внимание, – а ей того и надо, она испытывает определенное удовольствие. Но когда ей будет 50, она не будет уже такая стройненькая, и что делать? Тщательно свое мяско прятать от всяких зрителей, вот и все. Поэтому это просто недальновидность. А общаться? Понимаете, человек, который болеет этой болезнью, как-то весь уходит во внешнее, поэтому обычно человек этот малоинтересный: духовная пустота заполняется такой символикой.

Вопрос телезрительницы: «У меня трое внуков, я ношу их на Причастие и, когда получается, читаю „Последование ко Святому Причащению”. Там слова, адресованные конкретно мне, а я читаю за ребенка, – мне менять текст молитвы или читать как есть? Там “грешный”, а ребенок-то безгрешный. И как эти молитвы читать правильно? Вообще, перед Причастием ребенка, младенца, как нужно читать „Последование ко Святому Причащению”?».

– В данном случае можно и не читать. Хотя совсем неплохо, когда детки слышат слова молитвы. Я помню, у меня была в детстве двоюродная бабушка, Марья Семеновна, и она каждый вечер, когда уже свет погасит, садилась на кроватку, на краешек, и наизусть читала молитвы на сон грядущим. А я притихал и думал, что она не слышит меня, и в атмосфере ее молитвы я отходил ко сну. Думаю, что это на меня какое-то воздействие оказало: когда я в первый раз в 15 лет самостоятельно, без помощи взрослых, пришел в церковь, то как-то сразу очутился в атмосфере знакомой и родной. Я думаю, это как-то послужило... Так что нет ничего плохого в том, чтобы читать при детях: это неплохо, если они уже с 4-х – 5-ти лет будут знать молитвы наизусть, а потом будут входить и в смысл этих молитв. А может быть, даже будут спрашивать – будет повод поговорить о молитве. Ничего плохого в этом нет, хотя и прямого смысла нет. Это как некий параллельный транспорт – ум ребенка будет входить в диалог с Богом.

Вопрос: «Отец Димитрий, нужно ли мне, как маме, подсказывать своим сыновьям 15-ти и 12-ти лет, в чем им необходимо исповедоваться и покаяться (иногда замечаю, как они оправдывают некоторые свои безобразные поступки)? Возможно ли мое вмешательство при подготовке к таинству Исповеди?».

– Конечно, возможно, – только делать это надо деликатно.

И не писать за них Исповедь...

– Нет, это излишне. Просто в такой форме: «А ты не забыл, что тебе надо покаяться в том-то и том-то? Что ты истерику закатил, что произносил всякие слова неприличные, когда был в гневе? Или, допустим, во вторник убежал в школу, а постель не прибрал, а у нас Марфуши нет, которая за барчуками должна постель убирать. Это грешно по отношению к вещи – и всем остальным неприятно: ты ведешь себя как барин, и это нехорошо. Ты обязательно в этом покайся, а потом уже впредь больше так не делай». Можно так вполне сказать.

Вопрос телезрительницы из Брянска: «У меня сын 15-ти лет совсем не хочет учиться, 9-й класс…».

– Что я могу сказать? Он правильно делает. Но вы должны ему помочь устроиться на работу: у нас в стране действует закон, что с 14-ти лет человек может уже работать, как паспорт получил, просто эта работа на час короче, чем у взрослых. Поэтому обязательно устройте его на работу – пусть работает. А если в нем проснется желание учиться, тоже можно ему в этом помочь, посоветовать. А так – невольник не богомольник! Пусть лучше в семейный бюджет приносит какие-то средства, учится свою долю платить за свет, за газ и прочие коммунальные расходы и свою лепту вносить на корм. Это очень полезно, когда мальчик начинает рано работать. Я, конечно, поздно устроился на работу – в 17 лет, но с тех пор не прерывал, и нахожу, что это был прекраснейший выход.

Вряд ли захочет, раз он учиться не хочет.

– Нет, наоборот! Ему просто это в голову не приходит – надо ему объяснить. Что значит «захочет»? Нет, дорогой, не хочешь учиться, давай с тобой поговорим как женщина с мужчиной: «Чего ты хочешь? Тогда иди на работу: если я тебя кормлю, а ты не работаешь, не учишься – ты дармоед, а зачем мне дармоед? Иди на улицу. Из листвы – видишь, какая листва – сделай себе домик и там живи».

«Но ты ж моя мама?»

– «Да. А я разве обязана тебя кормить? Государство тебе уже разрешает работать – иди работай!». Вон, я смотрю (не знаю, как в Брянске), ребята развозят по всему городу пиццу – отличная работа. А почтальоном? А с ребенком сидеть?

Обычно говорят «ну, гроши».

– Нет, ну что – «гроши»? Если ты хочешь работу высокооплачиваемую – должен быть доктор наук, как минимум. А как – не учась? Извини, брат, для тебя остается только физическая сила и еще шлагбаум поднимать – серьезнейшая работа: кнопочку нажал – шлагбаум поднялся, опять нажал – опустился. И так всю смену.

Вопрос: «Можно ли при домашней молитве читать Псалтирь о некрещеных умерших моих сродниках? По-разному говорят…».

– Конечно, можно, и, кто бы что ни сказал, у нас есть такая не очень широко известная заповедь: не слушай дураков. Это очень полезно.

Если человек в своей жизни избрал не Божий путь, отказался от Крещения, от членства в Церкви Христовой, то каков смысл молитвы о нем? Что она ему может дать?

– Вразумление.

А он уже умер – его уже не вразумишь.

– Если умер: «Прости, Господи, его прегрешения – ради тех добрых дел, которые у него были».

Здесь мы оставляем все на суд Божий?

– Конечно.

Отец Димитрий, крик материнской души: «Сыну 12 лет, стал воровать деньги у родителей, сам не признается. Папа работает на 3-х работах, даже ночью, чтобы выживать: в семье пятеро детей. Стараемся каждое воскресенье быть в храме, причащаемся, дома с самого детства читаем Евангелие, все объясняем, читаем лучшие книги, играем вместе. Сын видит, как тяжело достаются деньги, был отличником, а тут и учиться перестал, стал воровать. На что тратит – не говорит. Я очень стараюсь быть хорошей мамой, пытаюсь согреть и полюбить их. И папа все старается сделать для семьи. Дайте совет как мудрый пастырь: как в этой ситуации нам поступать?».

– Это известное детское психологическое заболевание. А то, что вы рассказывали, какие вы замечательные люди – папа и мама, это все (по крайней мере, наполовину) брехня, извините за резкое выражение. Дети обычно с 9-ти лет (чаще – мальчики, реже – девочки) начинают воровать. Отчего это происходит? Детские психологи давно это выяснили: им не хватает ласки при общении с мамой и папой – они в состоянии голода, и поэтому денежки, очень незначительные, которые удается им похитить, тратят на покупки конфет, жвачек, печений и раздают это детям в классе или во дворе, чтобы от них получить добрый взгляд, «спасибо» и так далее – то, чего не хватает им в семье.

Поэтому что посоветовать? Нужно усилить ласку и любовь – почаще обнимать, почаще целовать, почаще объясняться ему в любви: «Ты мой самый любимый!». И – полностью изолировать детей от денег. Можно и сейф завести или все до копейки хранить в банке, чтобы мама и папа имели карточку, а дома – никаких денег. Хотя он тогда может начать и вещи продавать или их дарить.

Или приворовывать у кого-то.

– Да. Поэтому надо внимание обратить на это. У вас сыночек – недоласканный. Вы можете сказать: «А другие как?». Одному нужно столько, а другому нужно больше.

Вопрос телезрителя: «Объясните, пожалуйста, почему у нас в Православии достаточно сложная подготовка к Евхаристии? У католиков она гораздо проще».

– Просто у нас традиция подготовки идет из монастырей. Но эта традиция совершенно новая – правила, которые мы используем, возникли в той форме только к XVIII веку. До этого никаких правил не было: народ был неграмотный, готовились так – читали Иисусову молитву за вечерню, за утреню, за повечерие, а кодекса с молитвами ко святому Причащению не было. Это рекомендуемые Священноначалием молитвы, и это совсем не значит: хоть застрелись, но прочти. Разные люди с разной степенью понимания, у всех по-разному глазки работают, разные жизненные условия – одно дело мать, у которой 9 детей, это одна домашняя молитва. А девчонке – «кровь с молоком», которой делать нечего, либо идти в татуировочный салон, либо молитвы читать, – да пусть лучше почитает: меньше будет себя раскрашивать. Тут человек определяет сам.

А порой бывает, что священник не допускает до Причастия без прочтения всех положенных молитв.

– Что я могу сказать? Священник не прав, очень глубоко. Даже еще могу сказать для этого священника, если он нас слышит, что он за это ответит – за то, что возлагал бремена неудобоносимые. Вот и все.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс