Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Священник Владимир Флавьянов: Болезни и исцеление

Священник Владимир Флавьянов: Болезни и исцеление

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

У нас сегодня тема, которая, думаю, всех заинтересует: отец Владимир, тема болезней и исцеления многогранна – мне казалось, что в обычном человеческом мышлении болезнь всегда воспринимается как кара, наказание; во всяком случае, это что-то ужасное, одна из самых тяжелых вещей, которая происходит в нашей жизни. Если посмотреть телеканалы, тема болезней – востребованная и, соответственно, к кому обратиться, чтобы исцелиться. В понимании людей верующих эта тема, наверное, выглядит несколько иначе?

– Я сказал бы, что вообще наоборот. Практически все монахи признавались, переживали: «Я не болел, меня Господь не посетил в этот год» – у людей, которые очень глубоко погружаются в Православие, мышление должно меняться. Мы воспринимаем и само слово «наказание» уже по-другому: например, «материнский, отцовский наказ» – не наказание с негативом, это как раз положительная тенденция, как заповедь Божия: здесь не ограничение, а благословение.

То есть наказание – это не кара...

– ... благословение, вразумление. Господь Бог прекрасно понимает, что расстояние от ушей до мозга вроде бы физиологически маленькое, но на самом деле – большое, поэтому приходят вот такие различные удары судьбы, которые вразумляют нас. То, что Бог говорит, Он уже сказал – все сказал; Ему как бы лишний раз повторять-то и не надо, но мы долго вразумляемся. Поэтому гораздо проще какую-нибудь, как вы говорите, кару послать – в виде болезни, проблем каких-то, даже смерти. Но, еще раз подчеркиваю, в Православии противоположное понимание: мы не воспринимаем это как негатив. Более того, мы должны еще и вспомнить, что это обреченность наша: мы обречены и на болезни, и на смерть. Поэтому совершенно все нормально, просто мы должны готовиться. А с подготовкой у нас сложно.

Наверное, нет человека, который не страдал бы зубной болью; когда у нас просыпается зубная боль, в этот момент мы забываем обо всем, и самое главное для нас – как избавиться от нее. Мы бежим в стоматологию (самое интересное, что в стоматологии, наверное, самые высокие цены на лечение, раз это самая резкая боль), но каждый раз, избавляясь от нее, мы не говорим: «Господи, спасибо Тебе, что Ты избавил меня от этой боли». Мы избавились – и живем дальше.

– Не все, но в основном. Получается, что мы забываем вообще о главном – что все, что есть в моей жизни, должно быть проникнуто, с одной стороны, покаянием (я заслужил, и заслужил гораздо больше), а с другой стороны, должна быть благодарность. Если не будет благодарности, то покаяние приводит к унынию, разочарованию, ропоту, депрессии, и в конце может быть даже и суицид: человек не выдерживает, ломается. Поэтому должна быть благодарность, не будет ее – человек погибает.

Вы сказали про уныние, ропот… «Ну вот, плохая погода», – и это значит я возроптал на Господа. А что мы ропщем на Господа каждый день, не совершая просто даже благодарности Богу, мы не замечаем... Уныние приходит в нас от того, что мы заболели или кто-то болеет среди наших близких. Как же здесь примириться? Мы считаем себя верующими людьми, но и уныние, и ропот в нас возникают не те, в которых действительно нужно каяться...

– Я еще углубил бы. Мы очень много боли приносим друг другу. Например, в семье муж и жена. Совершенно очевидно, что когда, например, заболевает ребенок, матери реагируют на это более болезненно, а мужчины – менее. Мужчина воспринимает это так: «Жена все равно дома сидит, она вызовет врача или сама поможет». И, получается, жена смотрит на мужа и думает: «Как-то ты о ребенке не печешься», а он печется все равно о семье, обо всех сразу, но это не чувствуется, не видится – и, получается, боль усугубляется: жена перестает доверять мужу: «А что с него взять! Он такой болванчик, живет по своей программе», перестает с ним делиться, общаться.

То же у нас происходит и с Богом – мы точно так же и с Богом не общаемся: требовать требуем, а общения нет. Мы просто признаем факт существования Бога – вот и вся наша вера. Но при этом нет с Ним со-бытия, со-жизни – мы не живем вместе с Богом, мы не со-работники Ему; поэтому все наши проблемы остаются с нами – они никуда не деваются, и сколько бы их ни было, они так и будут множиться, ибо нет решения. А оно должно быть в осмыслении. Я потерял смысл, а смысл только в Боге: я потерял смысл болезни, смерти, жизни – ведь каждый день я должен отвечать на эти вопросы: «В чем смысл жизни? Я же живу – почему и ради чего я живу? Почему я болею?». И мы все время спрашиваем: «За что?», когда надо: «Для чего?».

Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Мне 64 года. У меня было 4 инсульта: 10 лет назад 2 подряд с интервалом в год, в 2016 году был 3-й инсульт, в январе 2018 года – 4-й. Благодарю Бога: я восстанавливаюсь – хожу, вижу, слышу, общаюсь, и я благодарна за это Господу Богу. Когда у меня был последний инсульт, мне делали МРТ, и доктор сказал: «Ищите причину ваших инсультов на духовном уровне». Хочу спросить, бывает ли так в жизни? Да, я верующая, я исповедуюсь, причащаюсь. Как могу, занимаюсь. У меня есть духовник, который помогает мне в духовной жизни».

– Разумеется, все наши болезни обязательно имеют и духовный момент. Например, вспомним Иова Многострадального – дьявол, подходя к Богу, говорил: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?». И Бог разрешает ему: «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей»...

Только душу не трогай...

– «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». Так вот, у нас с вами ситуация сложнее: мы изначально ничего не имели, и души, к сожалению, грехи касаются – поэтому нам сложнее. И нам, может быть, и сложнее разобраться.

Но на примере Иова очень хорошо видна именно духовная составляющая: Бог на нем проверял, как человеческая природа может сопротивляться греху. Иов сопротивлялся как мог. Самое страшное испытание было как раз с друзьями: «Покайся. Видишь, как ты страдаешь? Значит, ты виноват». А он ни в чем не был виноват – и он уже требовал: «Господи, рассуди! Если я в чем виноват, скажи». А Господь, придя к нему, говорит: «А ты можешь дьявола победить, вот этого древнего левиафана? Можешь?». – «Не могу»… На нем Господь Бог решил попробовать, может ли человек сам спастись, сам дойти до рая своими подвигами, своими молитвами? Оказывается, нет.

Нам без Бога никак. Но в том-то и дело, что мы настолько привыкли сами здесь жить, в этом аквариуме, что мы и Бога обвиняем в том, что там рыбки померли. Собственно говоря, ничего не делаем, вот так и живем: сами по себе, как дети, которые стукнули дверью, ушли из дома... А надо все-таки с Богом – в этом и заключается спасение. Мы должны почувствовать, что нуждаемся в спасении, и только тогда оно и приходит.

Вопрос телезрительницы: «У меня дочка родила недоношенных 7-месячных детей, двойню. Пока она их вынашивала, муж нашел другую девушку, молодую, и сейчас она тоже беременная от него. Он вчера ушел от нее, дети еще лежат в больнице – они недоношенные, они вес набирают. Что Вы мне, батюшка, посоветуете: как мне ее поддержать? Я сама хожу в храм, молюсь. Дочка крещеная, но в храм не ходит. И прошу Вас помолиться за нее».

– Хорошо, что вы это озвучили. На самом деле это очень большая беда, и не только нашей страны, это планетарная беда – отсутствие ответственности, которую мы должны брать друг за друга. Вспомним Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

К сожалению, здесь есть и другая тема – неподготовленности к семейной жизни, причем не только мужчин, но и женщин. Мы не успеваем выстроить отношения друг с другом так, чтобы любую беду вместе выдержать… Мы вместе на одном корабле, но почему-то в семье мы этого не чувствуем, и получается, что у нас всегда есть возможность слинять с этого корабля – с этой подводной лодки я могу куда-то убежать, оказывается, и очень многие так и поступают: и не только мужчины, но и женщины тоже бросают своих детей мужьям. То, что вы озвучили, сегодня очень часто происходит.

Неподготовленность – мы начинали с этого беседу, говоря о неподготовленности к болезням, о том, как правильно нести болезни. Неподготовленность к смерти, к жизни: мы не живем, мы выживаем, – а выживая, получается, мы рвем каждый на себя, каждый под себя, вместо того чтобы жить и приносить радость.

Здесь, увы, очевиден момент предательства. И не надо проклинать этого человека – он уже понесет на себе свое Божие наказание, – надо утешить бедную женщину. Дай Бог, чтобы детишки поправились и принесли ей заслуженную радость, чтобы не было, как часто бывает, когда дети вырастают и мать начинает: «Вот, ты плохой, как папа твой». Надо уметь прощать, обязательно должно быть великодушие: все ситуации происходят, чтобы душа росла, увеличивалась. Маме надо обязательно идти самой на Исповедь, выискивать внутри себя, в чем она-то была виновата: дыма без огня не бывает.

Мы все виноваты друг перед другом – все, всегда и во всем. Здесь нет ничего страшного, это нормально. Ненормально только то, что мы не готовы к этим экзаменам, которые с нами происходят.

Со мной происходит экзамен, и я его не сдаю, я его проваливаю – я начинаю проклинать людей, которые меня предали. Но ведь у Христа тоже были предатели: не случайно вся эта ситуация с Христом произошла – Он показал, что в нашей судьбе тоже есть предатели. А если в нашей судьбе есть предатели, так, может быть, и я кого-то предал? А мы этого не знаем. А апостолы знали, что они предали Христа? Нет. И мы не знаем, что, оказывается, тоже кого-то предали, и вполне заслуженно несем то, что сейчас несем. И это не меня предали, а просто на самом деле я наконец-то увидел правду: она жестокая, она страшная, но это правда жизни.

Поэтому здесь требуется великодушие, здесь надо уметь прощать. И здесь есть разница, например, между мужчиной и женщиной: мужчина забывает (мы не прощаем – мы просто забываем), а женщина все помнит. Поэтому надо уметь отпускать – как в «Отче наш» мы молимся: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем... Вот мы не оставляем – мы помним, мы злопамятны. Речь именно об обидах. Это очень больно, страшно: любой человек знает, что такое предательство, любой человек знает боль предательства. Но если мы не научимся ее отпускать, мы не сравнимся со Христом, а Он нам дал Свой образ, Он пережил это – Он с этими апостолами обнимался на Тайной Вечере.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «У святых отцов, в частности у Серафима Саровского, я встречал, что болезни подразделяются на 4 вида…».

– Да, есть разные виды заболеваний. И разные моменты, почему так происходит – мы, может быть, даже все и не знаем. И, может быть, и копаться в этом особенно не надо – достаточно просто смирения: смириться с самим фактом. Может быть, это и тяжело, были какие-то планы в этой жизни, а Господь человеку напоминает: «Скоро Я тебя в рай заберу», а мы как-то не хотим в рай – получается, мы хотим быть здесь, на грешной земле.

Поэтому это звоночки от Бога, напоминания. Отсюда и слово «исцеление». Мне очень нравятся однокоренные слова, как, например, «целина»: «поднять целину» – распахать землю (мы помним произведение Шолохова, ему Нобелевскую премию за это дали). Ведь если мы поднимаем весь огород, непаханую целину, то в этой земле сколько еще семян сорняков, как много ядов от сорняков! И у нас не скоро еще будет урожай – мы столетиями культивируем землю, чтобы земля нам дала урожай, чтобы у нас появился чернозем. Столетиями! А здесь мы хотим, чтобы только мы родились – и сразу все поперло. Но другое что-то прет – сорняки в изобилии…

Вопрос: почему онкология и онкологические заболевания считаются особыми среди болезней?

– С онкологией сегодня, конечно, эпидемия. И многие из священников уже сходятся в мысли, что это проблема непрощения обид.

Мы не прощаем. Мы забываем обиды, рукой махаем (что называется, «да я тебя уже и проклял, и в спину плюнул, и пожелал всего-всего»), но не прощаем. И вот эти обиды ломают меня. Человек, обижая меня, может даже этого не видеть – вот он проехался по мне, как танк, раздавил меня своим поведением, своими словами сделал мне больно, но этого даже не заметил, а мне больно, и я живу с этой непрощенной болью – может, я ее и забыл уже, но она осталась. И боль, как бомба, отравляет меня и отравляет все вокруг. Раковые заболевания – это очень большая боль людей. И надо проявлять любовь, заботу о раковых больных, и нам с вами это очень важный урок, как все-таки учиться выискивать это прощение и учиться быть великодушными. Все-таки, несмотря на тяжелое заболевание, ты должен жить.

Болезни всегда ассоциируются у нас с печалью, с горестями. Действительно, не может быть болезнь в радость (если только не вспоминать времена, когда мы были совсем мальчишками, и чтобы не пойти в школу, грели градусник, имитировали кашель; мама говорила: «Не пойдешь в школу» – и вся болезнь у нас проходила). Сейчас у нас иногда происходит так, когда мы радуемся нашей болезни, ибо она часто заменяет нам некую духовную жизнь.

– Правильно. Раз у нас нет подвигов, раз мы толком не постимся и не молимся, в церковь каждое воскресенье не ходим, причащаемся как хотим, а не как положено... Есть определенные уставы церковной жизни, и раньше анафеме предавали человека, если он месяц не причащался: «Да будет анафема» – высшая степень проклятия. Так как у нас нет напряжения духовной жизни, Бог создает другое напряжение: понеси хотя бы вот на этом уровне.

Поэтому, еще раз подчеркиваю, болезнь – не столько наказание, сколько благословение Божие для нашего вразумления, чтобы мы понимали, что жизнь очень короткая. Она может быть внезапно короткой и в эту секунду у каждого из нас может закончиться. Нам надо успеть сделать главное. А главное – это не то, что я хочу, а то, что Бог хочет; а я у Него не на работе, – оказывается, я даже не наемник, я даже не раб Божий… Хотя мы пишем в записках «раб Божий (раба Божья)», но мы, оказывается, не рабы Божии: мы сами по себе здесь живем – хлопнули дверью, ушли и живем в этом аквариуме, а потом еще на Бога обижаемся, почему рыбки умерли или почему дети умирают… А Бог берет к Себе. Получается, я все себе забрал, а Бог мне напоминает: нет твоего ничего, твоего совсем ничего. Все, что ни есть, – это те таланты, которые тебе Бог дал. Бог дал, чтобы ты их вложил и еще преумножил, чтобы потом опять Богу все вернуть. А мы всё себе присвоили – вообще всё. Вот этими болезнями – потерями рук, ног, глаз, зрения, памяти – Бог напоминает: не твое это, не цепляйся за это. А мы цепляемся, привязываемся.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что размышления о смерти чрезвычайно полезны для верующего человека – тут, что называется, без комментариев. В вечернем правиле есть молитва: «Господи, неужели мне одр сей гроб будет…», а дальше совершенно удивительная вещь – «или еще окаянную мою душу просветиши днем»... Я так понимаю: в нашем понимании Бога у нас нет ничего, что мы можем понять сами, без помощи Божией; она может быть очень разная, и в том числе может быть и в наших болезнях, и в исцелениях. Жаль, что никто из наших телезрителей не позвонил со свидетельством исцеления от болезни. Думаю, что таких примеров очень много, просто мы мало благодарим Господа за это… Подводя итоги нашей передачи, один вопрос: сколько же, грубо говоря, терпения мы должны испытывать в наших скорбях? Есть ли предел? Например, когда человек претерпевает очень сильные страдания, мы же просим у Господа, чтобы Он засчитал эти страдания как некое искупление перед Господом за все грехи…

– Просто помним: «Терпением вашим спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасен будет». Поэтому главное – помнить: какая бы боль ни была, мы не должны резать жизнь. Никто не виноват. Мы должны продолжать жить и приносить радость другим людям, Богу, Церкви, Отечеству.

И даже в болезни нашей радость должна быть – от того, что и это любовь Божия.

– Да.

Благословите наших телезрителей.

– Бог молитвами святого равноапостольного князя Владимира да благословит всех – и особенно всех, кто заболел, имеет какие-то страдания, переживания, болезни: у князя Владимира тоже были свои боли, он вынужден был неоднократно и с сыном Ярославом воевать – поэтому мы прекрасно понимаем пример святых: у них этой боли было, может быть, больше, чем у нас. Поэтому дай Бог вам терпения, благоразумия и благодарности.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс