Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Епископ Петергофский Серафим: Служение Слову

Епископ Петергофский Серафим: Служение Слову

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема – служение Слову. Владыка, я знаю, что Вы в духовной академии преподаете предмет пастырского богословия. В чем Вы видите смысл этого предмета, его задачи, насколько он важен для будущих священнослужителей?

– Пастырство – это социально-религиозный феномен, несущий в себе духовный ценностный потенциал, который раскрывается в Церкви и является основополагающим и важным аспектом в ее жизни. Пастырство представляет собой процесс созидания человеческих душ, заключающийся в заботе и попечении о духовном состоянии каждого члена Церкви, в донесении Божественной истины с любовью и опекой. Пастырство – установленное Богом самоотверженное служение любви, посредством которого пастырь всесторонне заботится о потребностях и благополучии людей, содействует их духовному совершенствованию и ведет ко спасению. Пастырство формирует и передает принципы, раскрывающие взаимоотношения Бога и человека, и одновременно выполняет очень важную функцию интеграции христианских идеалов и ценностей в жизнь человека и общества. Пастырство создает правильную атмосферу и благоприятные условия для духовного развития человека.

Опыт святых отцов, в том числе новомучеников и исповедников, их многогранная пастырская деятельность свидетельствуют, что пастырство следует рассматривать именно как феномен, то есть чрезвычайное духовно-религиозное явление, посредством которого происходит созидание души человека, раскрывается суть всего, к чему Господь призывает нас в Евангелии. Собственно, разъяснению этих понятий и посвящен предмет, который именуется «Пастырским богословием».

Владыка, Вы еще один предмет преподаете в академии – историю русской риторики. Какое отношение риторика имеет к проповеди и какую роль играет проповедь в пастырском богословии, в пастырской деятельности?

– Безусловно, риторика – умение правильно и красиво говорить – имеет большое значение для проповеди, а проповедь имеет первостепенное значение для Церкви и для веры. Собственно, веры нет без проповеди: чтобы верить, необходимо вначале услышать слово, услышать проповедь.

Как мы с вами знаем, проповедь – одна из самых первых обязанностей пастыря. Один из основоположников пастырского богословия – святитель Григорий Двоеслов (который в 591 году написал свое знаменитое «Пастырское правило» – творение, до сих пор не утерявшее актуальности для пастырей) выводит 3 основные, можно сказать, кардинальные обязанности пастыря, среди которых проповедь (или учительство) занимает первое место. Он называет их именно в таком порядке: учительство, совершение таинств и душепопечение (либо, собственно, пастырство).

«Горе мне, если не благовествую», – говорит святой апостол Павел. Проповедь – неотъемлемая часть богослужения, неотъемлемая часть самого таинства святой Евхаристии. Поэтому священник или будущий священник всегда должен соответствующим образом готовиться к проповеди и отдавать себе отчет, что проповедь Божественного слова является его первостепенной задачей.

Слово «риторика» мысленно нас возвращает в античные времена, представляются греческие ораторы. Это сейчас актуально?

– Я думаю, это несколько субъективно: риторика, хотя и возникла в античное время, развивалась и в эпоху Средневековья, и в последующие периоды; среди отцов Церкви можно назвать очень много выдающихся ораторов – хотя бы хорошо известного святителя Иоанна Златоуста. Приемы и методы, используемые этой наукой, в полной степени соответствуют целям и задачам гомилетики – предмету о церковном искусстве проповеди, их знание и знание всего исторического экскурса очень полезно и необходимо для проповедника.

Владыка, пастырь выходит на амвон, начинает проповедь – и его слова по-разному доходят до разных людей. Как Вы считаете, от чего степень восприятия больше зависит – от Божественной благодати, данной пастырю, или от его искусства говорить?

– Я думаю, что должна быть симфония и первого, и второго. Спаситель сказал, что когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, – но это не снимает обязанности со священника должным образом готовиться к проповеди слова Божия. Чтобы твое слово было услышано и правильно понято, ты должен сам хорошо понимать, что ты проповедуешь, к чему призываешь. Более того, ты должен верить в то, что ты говоришь, и поступать так, как ты говоришь, – не должно быть никакого разночтения между твоим словом и твоим делом.

Почему проповедь святых апостолов была успешна? Почему проповедь святых подвижников веры и благочестия всегда была благополучна? Она никогда не вступала в противоречие с их образом жизни, поведением, поступками. В этом смысле для проповедника очень важно, чтобы слова не расходились с делами: когда слушающие видят, что твое слово идет от души, когда ты говоришь действительно о том, что ты сам пережил, прочувствовал на собственном опыте, это воспринимается совершенно иначе, чем проповедь или поучение, заученные наизусть либо прочитанные по бумаге.

Ограничивается ли церковная риторика амвоном, или же мы можем использовать ее и на просторах интернета и в частной беседе?

– Безусловно. Как сказал апостол, непрестанно молитесь, – и мы можем сказать, что любой христианин должен непрестанно проповедовать. Сегодня, слава Богу, мы живем в свободное время, когда проповедь слова Божия не ограничивается церковным амвоном, стенами храма. Сегодня каждый священник (и вообще каждый активный верующий человек) призван проповедовать слово Божие в мире, нести Христа и в простых беседах со своими друзьями и коллегами на работе или в университете во время учебы, и на просторах интернета, в тех или иных дискуссиях.

Однако всегда необходимо учитывать готовность аудитории тебя слушать: если ты видишь, что тебя не совсем хотят слушать, или же твои слова вызывают непонимание или неприятие, то стоит воздержаться и подождать благоприятного момента, когда люди, к которым ты желаешь обратиться, будут способны правильно, непредвзято и объективно воспринять то, о чем ты говоришь.

На Исповеди часто люди говорят, что не могут найти общий язык со своими ближними, которые вне Церкви. Вы можете посоветовать что-нибудь? Как планировать свою беседу с ближними, которые вне Церкви? Это тоже своего рода проповедь?

– Такие беседы должны иметь ненавязчивый характер, ни в коем случае не должны изобиловать императивами, повелительными наклонениями, приказным тоном. Необходимо помнить золотое правило, которое всем нам дал Господь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Если мы хотим нести слово Божие, которое есть семя и источник добра, если мы хотим посеять любовь в сердцах наших ближних, то каждое наше слово и каждое наше действие должны сопровождаться любовью, милосердием, заботой. Необходимо всегда сохранять спокойное состояние духа, ни в коем случае не поддаваться на провокации, с которыми мы часто встречаемся в жизни, в том числе даже иногда и в семьях, и с коллегами, с друзьями, с приятелями – я уж не говорю о людях малознакомых. Поэтому еще раз подчеркну, что проповедь слова Божия никогда не должна быть навязчивой, но в то же время должна быть твердой, ясной и доноситься на понятном языке.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Меня очень интересует вопрос (я считаю его очень актуальным, он касается молодежи): современная молодежь настроена очень негативно к Церкви, к вере, считая ее пережитком прошлого. Часто встречаются вопросы: „А почему Бог это допустил? Почему происходит всякое зло?”. Пожалуйста, ответьте, как говорить с ними и о чем?».

– Очень важный вопрос и актуальный – особенно для меня, поскольку, как вы знаете, до недавнего времени я возглавлял Синодальный отдел по делам молодежи. Не могу до конца согласиться с тем, что в молодежной среде уж прямо поголовно антицерковные тенденции и не очень доброе отношение к Церкви и к религии. Я, например, в своей жизни встречался и до сих пор встречаюсь с противоположными примерами, когда молодые люди очень радостно и активно ангажируются в жизнь Церкви, воспринимают слово проповеди, открывают для себя Христа – и Он становится частью их жизни.

Собственно, цель церковной миссии среди молодых людей и заключается в том, чтобы помочь молодому человеку открыть для себя приятный и радостный мир духовной жизни с Господом Богом – никакой другой цели Церковь не преследует. И чтобы сегодня молодежь услышала пастырей Церкви, услышала голос Церкви, поняла посыл церковный, всем нам необходимо нести проповедь на понятном языке, в доступных категориях и, что очень важно, правильно выстраивать диалог: как я уже сказал, не должно быть в нашей проповеди императивов, равно как и поведения, когда пастырь (или архипастырь) смотрит на молодого человека сверху вниз.

Как я всегда говорю, отцом священнослужитель становится по факту своего рукоположения – это бесспорно. А вот дальше перед ним стоит задача стать другом молодого человека, то есть заслужить доверие, стать человеком, к которому бы молодежь хотела прийти, доверить свои проблемы, рассказать о своих трудностях и получить советы. Вот это очень большая задача для священника и будущего священника.

А молодежь, как правило, в большей степени интересуют вопросы экзистенциального характера: в чем смысл человеческой жизни, как достичь счастья, как стать благополучным. Молодежь, в силу своего возраста, энергии и огромного потенциала, хочет изменить мир, сделать его лучше, добиться справедливости, свободы, – что не противоречит посылу Церкви, ведь задача Церкви как раз и состоит в том, чтобы сделать этот мир лучше. И священнику необходимо приложить все усилия, чтобы ответить на важные экзистенциальные вопросы, подобрать правильные слова.

Но когда мы задаем вопросы Богу, почему происходит то или иное, почему случаются скорби в нашей жизни, почему мы сталкиваемся с такими трудностями, то мы как бы предъявляем Богу свои некие права: «Ты должен нам сделать то-то и то-то. Почему Ты не ограждаешь нас от всяческих бед, напастей и нестроений?» – при этом забывая о своих обязанностях перед Господом Богом; мы забываем спросить самих себя: «Что лично ты сделал для Бога? Насколько глубока твоя вера? Вообще, веришь ли ты в Него? Твоя вера зависит от каких-то условий, жизненных событий? Ты веришь только когда это выгодно, когда в твоей жизни все хорошо, либо ты начинаешь задумываться об этом, когда тебе плохо?».

Действительно, нам предстоит еще очень и очень много работы, чтобы достичь в молодежной деятельности цели, о которой я сказал, но уже сейчас есть моменты, свидетельствующие о положительных сдвигах в этом направлении. Я не хочу идеализировать ситуацию, но я убежден, что современный молодой человек, в отличие от тех, кто жил 20, 30 и даже 10 лет назад, адекватнее смотрит на священнослужителя (например, когда я иду по улице в рясе, или нахожусь в метро, или захожу в супермаркет, или нахожусь в аэропорту, никто не смотрит на меня как на инопланетное явление). Сегодня священника воспринимают точно так же, как учителя, врача, инженера либо человека другой профессии. Находясь в общественных местах, я постоянно сталкиваюсь с ситуациями, когда люди охотно вступают со мной в диалог, в том числе молодые: сегодня они не стесняются задавать священнику разные вопросы – современные вопросы, актуальные для них. Я полагаю, что нам необходимо постоянно подчеркивать свою готовность идти навстречу молодому человеку, не бояться его, открывать свое сердце и стараться послужить всем, что у нас есть. А ведь многого не нужно – необходимы только время, внимание и желание помочь, поделиться тем, что у нас есть.

Вернемся к теме, которую мы обозначили: служение Слову. Иисус Христос, наш Спаситель, именуется в Евангелии Словом Божиим. Часто на просторах интернета можно прочитать, что православные говорят о чем угодно, но не об Иисусе Христе. Как Вы считаете, справедлив ли такой упрек? И как Вы считаете, какое место Слова Божия – Иисуса Христа в проповеди?

– Я не знаю, насколько справедлив этот упрек. Необходимо знать конкретную группу тех, кто так поступает. Для меня Спаситель, думаю, как для любого искренне верующего человека, – это действительно суть жизни. Слово Божие – очень глубокое понятие. Мы знаем, что в Ветхом Завете под словом Божиим прежде всего понималась творческая сила Бога, и высшим выражением Божиего слова было сотворение мира – и сказал Бог: да будет свет. И стал свет. В Новом Завете под словосочетанием «Слово Божие» подразумевается уже совершенно новое значение – Словом Божиим именуется Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, Господь, Который явился на землю, воплотился. В Евангелии от Иоанна мы читаем: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Собственно, центр христианской проповеди – истина, что Бог настолько возлюбил человека, что воплотился, Сам стал Человеком, пострадал за нас на Кресте, умер и Воскрес, чтобы открыть врата вечной жизни; собственно, эта истина и есть Новый Завет между Богом и человеком. Слово Божие – это ответ Бога на все вопросы мятущегося человеческого сердца: Воплощение Слова – это твердый ответ Бога против греха, смерти и дьявола.

Поэтому, когда мы рассуждаем на тему истории Церкви, на тему истории нашего Отечества, когда говорим о тех или иных духовных добродетелях, мы, безусловно, краеугольным камнем в своем слове должны иметь проповедь о Господе Иисусе Христе, Который ради нас и нашего ради спасения умер и Воскрес. Это и есть служение Слову, которое должен осуществлять каждый пастырь и каждый христианин.

Реплики в интернете (в комментариях и даже в статьях), наверное, относятся к православным, которые много говорят об акафистах, традициях, вещах второстепенных, а о Личности Иисуса Христа благоговейно умалчивается. Как Вы считаете, достойно ли и правильно ли православным христианам, собираясь вместе, просто говорить об Иисусе?

– Это не просто правильно – это просто-напросто необходимо. Очень часто многие задают вопросы, как следует воспринимать Божие слово, как следует читать Священное Писание, для чего это нужно. Кто-то, наоборот, к сожалению, читает больше акафистов, канонов, каких-то молитвословий, но забывает ежедневно назидаться Священным Писанием. Когда меня спрашивают, я обычно отвечаю, что слово Божие необходимо читать пусть немного, но с большим вниманием, с ответственностью, со старанием вникнуть в то, о чем говорится в той или иной главе Евангелия.

Еще очень важно при чтении слова Божия размышление над ним, важно задавать себе вопрос, как в той или иной ситуации поступил бы Господь Иисус Христос: очень часто все наши вопросы связаны именно с повседневной жизнью – скорби, испытания, беды, ссоры, конфликты и так далее, многие люди обращаются к священникам, к авторитетным для них людям и спрашивают: «Как быть, что сделать? Как мне решить эту ситуацию?». Мне кажется, прежде чем кого-то спрашивать, как поступить в тех или иных жизненных обстоятельствах, необходимо постараться найти ответ в Евангелии – почитать Новый Завет и задать себе вопрос: «Как Господь поступил бы на моем месте? Что Он сделал бы в той или иной жизненной ситуации?». Такое размышление о Господе Иисусе Христе, о всех словах, которые Он сказал нам, о Его поступках, об образе Его поведения должно быть доминантой в жизни любого верующего человека.

Вопрос телезрительницы из г. Покрова: «У меня педагогическое образование, я психолог; я слушаю все лекции Алексея Ильича Осипова. У меня есть на сердце желание идти и нести слово Божие, но я женщина. Как Владыка ответит: благословит он меня или все-таки у женщины иное предназначение? Вот это меня смущает. Я думаю, это актуально для многих телезрителей».

– Вас не должно это смущать. Несение слова Божия – это прерогатива любого верующего человека и, как я уже сказал, даже обязанность. И мужчина, и женщина в равной степени имеют право проповедовать о Господе Иисусе Христе. Но только, как я уже говорил, необходимо правильно выбирать место и время проповеди, форму этой проповеди. Я думаю, что не совсем будет правильным действовать, как это делают некоторые сектанты, когда становятся в центре площади либо рынка и начинают что-то говорить, вызывая неадекватное отношение к себе со стороны людей.

Самая главная наша проповедь – это наша с вами жизнь. Мне кажется, следует свидетельствовать о Господе, о заповедях, о Божественной любви прежде всего тем, кто находится с нами в непосредственном соприкосновении. Ведь очень часто и некоторые члены наших семей не воцерковлены и не научены словом Божиим – необходимо к ним подобрать соответствующие подходы и постараться рассказать должным образом о Боге. Точно так же нужно быть готовыми помочь найти ответы на вопросы, связанные с духовной жизнью, нашим коллегам, нашим знакомым, нашим друзьям.

И более того: я считаю, что очень важна форма проповеди, когда человек не стесняется скрывать свои религиозные убеждения – например, если мы идем мимо храма, мы должны обязательно осенить себя крестным знамением, причем сделать это спокойно, а не украдкой. Если мы находимся в месте общественного питания, то нам необходимо начать свою трапезу молитвой, нисколько не стесняясь того, как посмотрят на нас окружающие люди. Христианин должен быть христианином всегда, во всех обстоятельствах, 24 часа в сутки. Пусть наша проповедь прежде всего проявляется в нашем поведении и в наших добрых делах.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс