Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (967) → Игумен Флавиан (Матвеев): Мы, как люди Нового Завета, знаем, что Бог есть любовь

Игумен Флавиан (Матвеев): Мы, как люди Нового Завета, знаем, что Бог есть любовь

№22 (967) / 12 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Мы отмечали день рождения нашей Церкви – Пятидесятницу, день Святой Троицы, поэтому, мне кажется, стоит поговорить о духовном смысле этого торжества.

– День Святой Троицы, Пятидесятница, – церковный праздник, который относится к двунадесятым, один из главных церковных праздников. Своей основой он имеет событие, случившееся в самом начале бытия Церкви. Описывается оно во 2-й главе Книги Деяний и называется Сошествие Святого Духа на апостолов. Книга Деяний повествует, что апостолы были единодушно вместе в день праздника 50-го дня, праздника ветхозаветной Церкви, и когда апостолы пребывали в молитве, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из учеников Христовых.

Этот шум был особенным, он привлек к себе большое количество народа. Это были люди, веровавшие в Единого Бога и сошедшиеся в Иерусалим на праздник, и среди них были представители разных племен, говорившие на разных языках; когда они сошлись вместе к апостолам, то поняли, что каждый из них слышит обращение к ним учеников Христа на своем родном языке – апостолы проповедовали собравшимся на языках, которых раньше не знали, и люди были убеждены, что эти галилейские рыбаки не могли знать их языка, но каждый из пришедших слышал именно свой язык, и они стали обсуждать друг с другом, как так может быть, как эти люди могут говорить на языках, которых они явно не знают по причине своего простого происхождения и необразованности.

Тут апостол Петр начал проповедовать так, что его стали понимать все. Он вкратце рассказал людям об Иисусе Христе, о пророчестве пророка Иоиля, о том, какую радость возвещает пророк Давид, когда пророчествует о Помазаннике. И в ответ на проповедь совесть людей пришла в движение: апостол Петр проповедовал им о том, что это Тот Иисус, Который был умерщвлен ими. Многие из этих людей были в том самом дворе, куда Иисус, бичеванный, оплеванный, в терновом венце, был выведен Пилатом, чтобы Его пожалели, и Пилат сказал: какое же зло сделал Он? я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу, – а сейчас здесь стояли многие из тех, кто тогда кричал: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на чадах наших!». Проповедь, что Он был распят ими всеми, но Воскрес из мертвых (и смерть побеждена!), привела совесть этих людей в движение, и они говорили: что нам делать? Апостол Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. И тогда к апостольской общине присоединилось более 3 000 человек. Вот об этом нам говорит Книга Деяний святых апостолов.

Это действительно день рождения Церкви: именно тогда группа робких галилейских рыбаков, сопровождавших своего Божественного Учителя, видевших Его Воскресшим, на глазах которых Он Вознесся на небо, 10 дней между Вознесением и Сошествием Святого Духа ожидали: «Что это будет? Нам обещан Святой Дух». Неопределенность должна была научить их смирению, кроткому ожиданию дара, который они получат. И когда они получили этот дар, он сделал их действительно проповедниками истины, теми, кто исполняет Христов З авет: быть посланным во имя Его (др.-греч. слово ἀπόστολος – «апостол» – означает «посланный»).

У них появилась не просто, как бы мы сейчас сказали, мотивация, у них появилась возможность – дар того, чтобы их понимали представители самых разных народов. Совершенно особый дар и желание проповедовать, дерзновение и понимание того, что именно этого от них ждет Господь, и есть, собственно говоря, главное событие праздника. Здесь участвует вся Святая Троица: Сын Божий – Воплотившийся Господь Иисус Христос – просит у Отца о ниспослании Святого Духа, и Святой Дух сходит на Его верных учеников, апостолов и делает их дерзновенными проповедниками. Поэтому день Пятидесятницы – 50-й день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа – называется еще днем Святой Троицы.

На следующий день, как это принято в церковном календаре, воздается честь главным действующим лицам того или иного праздника. Главным действующим Лицом в данном случае является третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой, и в понедельник Церковь празднует день Святого Духа. Такие два удивительных праздника празднуются один за другим.

Вопрос телезрительницы: «Я хочу задать вопрос, который мне задал мой 10-летний сын и на который я не смогла ответить. Он спросил меня так: зачем Господь создал людей, если знал, что они искусятся и отпадут от Него?».

– Вопрос глубокий, серьезный, на него просто так не ответить. Здесь надо порассуждать, что вопрос этот задан из человеческого представления о времени. Мы всегда находимся в одной точке времени: вчерашний день уже прошел, завтрашний еще не наступил, а мы живем в сегодняшнем дне. Пара секунд уже прошли, а следующая еще не наступила... Ой, уже наступила! Вот так мы и живем.

Если представить, как соотносится наше представление о времени и представление о Боге, о Котором мы тоже не можем знать всей полноты, то можно вообразить себе временной луч, где-то на нем есть точка сотворения мира, и дальше луч распространяется в неведомое для нас будущее. Мы знаем, что, по нашей вере, бытие этого мира закончится Вторым Пришествием Христа и Страшным Судом. Но пока эти события еще не наступили, луч движется, появляются все новые люди, кто-то умирает, кто-то рождается, луч распространяется все дальше и дальше, вперед и вперед – движется время, наше человеческое время. Но Господь – лист, на котором нарисован этот луч, и Господь присутствует в каждой точке луча и во всем луче в целом. Потому что Он – лист.

Так мы можем соотнести наше понятие о Боге с нашим понятием о времени. Понятно, что Бог – Творец всего, и Он Творец времени в нашем понимании. Поэтому если мы будем понимать время именно таким образом, то сразу же поймем, что именно так задать этот вопрос было бы странно и некорректно. С другой стороны, мы, как люди Нового Завета, знаем, что Бог есть любовь. Для нас есть прошлое, настоящее и будущее, а для Бога это одно вневременное настоящее. Конечно, Бог знал, что люди согрешат, но Он знал, что по любви Своей – ведь Бог есть любовь – Он людей искупит. И Он это сделал. И теперь каждый может убедиться в том, что Бог есть любовь, если станет христианином и на своем собственном примере участия в жизни Церкви попросит это у Бога.

Мы говорили о Сошествии Святого Духа и таинствах, в которых Он участвует. У людей, которые только приходят в храм или еще ни разу не приходили, встречаются вопросы, как понять и осознать троичность Бога. Встречаются такие мнения: «Ведь Бог Един, как же Он может быть Единой Троицей?». Мне кажется, стоило бы порассуждать на эту тему.

– Эта тема очень сложная. Наверное, можно сказать, что Бог открылся для нас в Новом Завете как Троица именно потому, что за время существования Ветхого Завета Он как бы нравственно подготовил нас к тому, чтобы эта истина оказалась хоть как-нибудь воспринята и понята. Конечно, эта истина не может быть понята нами во всей полноте. Здесь мы должны честно сказать самим себе, что церковное учение и не обещает нам того, что мы можем понять это во всей глубине: бытие Бога как Троицы – тайна. С другой стороны, аналогии могут хотя бы отчасти дать возможность людям, любящим образы поэзии, что-то понять.

Когда мы говорим о солнце, оно воспринимается нами как единый объект, но в то же самое время, если мы будем рассуждать с разных сторон о том, что видим на небосводе, то можем сказать, что в одно и то же время видим солнечный диск, свет, который источается этим диском, и чувствуем исходящее от него тепло. То есть мы можем разделить наши чувства от одного объекта. Это один пример. Другой пример – есть источник, вода, которая из него вытекает, и есть ручей. В этом тоже можно увидеть некую аналогию со Святой Троицей.

Тем, кому аналогии не помогают, лучше сразу сказать: «Поскольку аналогии мне помочь не могут (для меня это темный лес), то, может быть, Бог откроет мне это через что-нибудь другое или даст особое сердечное чувство». Не заглядывай за те горизонты, которые, может быть, тебе и не дано познать. Человек стремится все познать, узнать и потрогать – само по себе это неплохо, но есть Божественные тайны, когда он может сказать себе: «Может быть, кто-то понимал это лучше меня, но я чувствую, что мне это не дано». Думается, что этот человек вряд ли согрешит перед Богом таким смиренным признанием.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Было сказано в Писании через пророков о предательстве Господа, а мне очень жаль Иуду, ведь ему выпал такой жребий – совершить такой грех. Как Господь попустил, что в него с Причастием вошел сатана? Ведь если о нем все уже было сказано в Писании, это должно было исполниться. То же и с фарисеями: Господь сказал, что пришел исполнить Писание, почему же их тогда все ругают?».

– Тема Иуды психологически очень интересна. С одной стороны, Иуда предстает как исполнитель пророчеств, которым надлежало исполниться, но с другой – Промысл Божий заключается в том, что пророчества исполняются человеком (Иудой), который предает Христа Спасителя абсолютно свободно: в его душе бушуют сильнейшие страсти – маловерие, разочарованность в своем Божественном Учителе, стремление обогатиться даже небольшой суммой, хотя за нее можно купить лишь самого никчемного раба. Это была небольшая сумма по тем временам. В Евангелии написано, что он был вор, ибо брал деньги (носил при себе в специальном хранилище), которые добрые люди жертвовали на бытовую сторону жизни Христа Спасителя и апостолов. Иуда, будучи сребролюбцем и вором, решился предать Христа – в нем действовали греховные страсти. Они действовали в нем настолько могущественно, что он решился на такой поступок. Это было его свободное волеизъявление.

Но в то же самое время исполнились пророчества. Опять-таки, стоит вспомнить луч времени и то, что наше понимание времени не совпадает с тем пониманием времени, которое у Бога. Нам трудно понять, как же так: про этого человека было напророчествовано, эти пророчества актуальны и должны сбыться, и в то же самое время он действует свободно, вольно, никто его не принуждает. С нашей точки зрения, в этом есть противоречие, но, если мы вспомним, что Бог живет вне времени и устраивает жизнь всего человечества исходя из того, что Он живет вне времени, тогда мы понимаем, что никакого противоречия нет. Пророчества даны, они исполнились, и нашелся тот человек, на ком они исполнились, действовавший в соответствии с теми желаниями, которые были в его душе. А желания были такими, что сделали его из ученика Христова Иудой.

Вопрос постоянного телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «Бог дает всем свободу выбора. Понятно, между чем выбирал человек, но мне не понятно, между чем и чем выбирал Денница, ведь в то время зла еще не было. Между чем же он выбирал?».

– Мы не можем напрямую сравнивать наш выбор с тем, перед которым стоял Денница, – служить Богу или, как говорится, заглядеться на самого себя. Его грехопадение состояло в том, что он загляделся на самого себя, какой он особенный, – и в этот момент произошло его грехопадение. Невозможно сравнивать здесь напрямую, потому что у нас разная природа: у человека человеческая природа, а у ангела, которым был Денница, природа ангельская.

Наше представление о свободе выбора основано на нашем жизненном опыте – каждый день приходится что-то выбирать: какую одежду надеть, улыбнуться этому человеку или не улыбнуться, и так далее; мы с самого детства приобретаем опыт выбора, мы знаем, что такое выбор, а Денница не знал, поэтому, когда он загляделся на самого себя, произошло его грехопадение – именно в этот момент, как говорит нам учение Церкви, и утвердилась его одноразовая воля. Когда смешивают алебастр, никто не знает, в какой момент он схватится: это зависит от качества гипса, от количества воды, от многих факторов, но в один момент гипс схватывается, и он уже не жидкость и не тесто, а твердая субстанция. Точно так же у него не было совершенно никакого опыта, а воля его была такой, что должна была определиться только один раз. Именно в этот момент и произошло ее определение.

Вопрос телезрительницы из г. Нефтекамска: «Я бы хотела поблагодарить батюшку за чтение в субботу Последования ко святому Причащению. Это очень помогает, и я Вам очень благодарна. Спаси Господи! Я бы хотела задать вопрос о том, что такое чрезмерное упование на волю Божию».

– Чрезмерное упование на волю Божию бывает, когда человек не хочет принимать ответственных решений. Бывают люди, понимающие свое предназначение в жизни, ту роль, которую они играют в обществе, семье, среди друзей, на работе, и т.д. – они хорошо понимают, что такое ответственность, принимают ответственные решения и, соответственно, несут на себе груз ответственности: «Я принял решение, и, если оно даже ошибочное, я должен буду исправить свою ошибку, а если правильное, тогда буду достоин получить венец победителя, принявшего правильное решение».

А бывают люди, которые говорят, что «лучше это отложить, лучше переложить на кого-нибудь другого». Может быть, говорят, что сходят в церковь и спросят у батюшки, лишь бы самому не принимать решение и не нести на себе его тяжесть. Но рассуждения могут быть такими: «Ну, на все же воля Божия, как оно само собой пойдет, как осуществится, пусть так и будет». Конечно, христианин должен быть ответственным человеком – нести на себе этот груз, крест, осознавать, что это надо. И помнить такой интересный афоризм: ты – это то, что ты сделал, а не то, что произошло с тобой.

Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «У нас в городе есть единоверческий храм, можно ли его посещать православным?».

– Что такое единоверие и единоверческий храм? Это храм, где служба совершается по церковным книгам и обрядам, принятым до реформ Патриарха Никона. Там крестятся двумя перстами, крестный ход ходит вокруг церкви в противоположном направлении («посолонь»), есть много других отличий, – но службу совершают правильно, законно, канонично рукоположенные священники.

Конечно, ради любопытства, любознательности можно туда заглянуть, посмотреть, как совершается служба: это правильная служба, и священник, выносящий Чашу со Святыми Дарами, – это правильный священник, и в этой Чаше действительно Тело и Кровь Христовы. Но если мы не привыкли к духовной культуре старообрядчества, то богослужение в единоверческих храмах будет для нас не таким родным, как наше привычное богослужение. Так что зайти можно, но при этом надо помнить, что у каждого христианина должен быть свой храм и именно в нем нужно совершать все самые главные духовные таинства – исповедоваться, причащаться, венчаться, крестить детей. А в другой храм мы, конечно, можем зайти, чтобы послушать красноречивого проповедника (или находясь в паломничестве). В данном случае можно познакомиться со старообрядной духовной культурой, зайдя в единоверческий храм. Тем не менее надо помнить, какой храм твой.

Надо отметить, что старообрядцы не находятся в лоне Русской Православной Церкви.

– Именно единоверцы находятся в лоне Русской Православной Церкви, а старообрядцы находятся вне ее, у нас с ними нет Евхаристического общения: старообрядцы никак не считают нас Церковью Христовой, а единоверцы – это старообрядцы, которые относятся к нам как к своим братьям и сестрам по вере. Единоверцы – это старообрядцы по духовной культуре. И только.

Светлана спрашивает, можно ли зайти в католический храм, чтобы посмотреть и послушать орган?

– Многие туристы сталкиваются с такой проблематикой. Здесь надо вспомнить, что у нас есть церковное правило, которое запрещает православным христианам входить в любые еретические храмы с целью молитвы. А на то, чтобы просто посмотреть и послушать, запрещения нет. Надо всегда иметь в виду, что если я захожу в какой-то храм, буддистский, мечеть, синагогу, будучи в туристической поездке, то при этом надо четко себе сказать: «Я захожу с познавательной целью, но у меня нет цели там молиться».

Исключение бывает для тех римо-католических храмов, где расположены общезначимые христианские святыни, как, например, в римо-католической базилике в г. Бари находится гробница с мощами святителя Николая Чудотворца – конечно, перед его мощами можно молиться. Сами мощи находятся в подклете, полуподземном помещении, но если на первом этаже идет римо-католическая месса, то присоединяться к ней с целью молитвы не надо.

3-го июня – заговенье на Петров пост. Хотелось бы попросить Вашего краткого совета, как подготовиться и пройти постный путь.

– В этом году пост длительный, серьезный. Дай Бог, чтобы это время прошло для нас с духовной пользой, чтобы мы понимали, что в той древности, когда для христиан были установлены святые посты, было очень мало того, в чем можно было себя ограничить. Из жизненных радостей тогда были только еда и у супругов супружеские радости, в которых постом тоже принято себя ограничивать. А сейчас у нас радости на каждом шагу: любая музыка из любого источника, кино, не говоря уже о более классическом – живописи, скульптуре. То есть нас окружает огромное количество возможностей получить удовольствия, что были недоступны тем, для кого был составлен календарь постов.

Поэтому нужно очень глубоко в это вдуматься и не сводить пост именно к соблюдению постной диеты. У каждого найдется очень много поводов, чтобы ограничить себя и в одних, и в других, и в третьих возможностях, которые выступают на передний план, затмевая собой Евангелие, богослужение, возможность быть причастником Святых Христовых Таин. Дай Бог, чтобы мы видели в своей жизни то, что нам мешает быть добрыми христианами, и хорошенько, по совести ограничивали себя в этом.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс