Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (967) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№22 (967) / 12 июня ‘18

Таинства Церкви

Мы находимся в замечательном храме в честь Трех Святителей, который построен в Архангельском, – отец Владимир, я очень рада, что после некоторого перерыва у нас сегодня встреча, ее с большим нетерпением ждали все телезрители. Мы говорим о Божественной литургии, о Евхаристии, и сегодня продолжим разговор – и, может быть, даже завершим (как получится: мы с Вами завершаем уже несколько программ, если говорить откровенно).

– Я хочу напомнить о предыдущих возгласах. Вообще, я рекомендую всем православным братьям и сестрам, которые стоят на Божественной литургии, желая или не желая причаститься Святых Христовых Таин, запастись Служебниками и внимательно следить за богослужением. Ведь мы из богослужения никакой тайны, как я уже говорил, делать не можем – и не делаем, поэтому нужно следить за богослужением, за молитвами, которые читают священники. Ведь сейчас не принято громко читать молитвы. Мы дерзновенно приступаем к громкому чтению молитв, имея на то обоснование – постановление Церкви о велегласном совершении Божественной литургии и всех тех молитв, которые читаются во время богослужения. Я хочу напомнить, что тайные молитвы – не от слова «тайна», а от слова «таинство»: молитвы, совершаемые во время таинства, – а из этого сделали тайну, поэтому наш православный народ, где бы он ни был, стоит в храме и не понимает, что за чем следует, мысли прерываются, бывают несвязными.

Мы остановились на конечных возгласах Божественной литургии. Я позволю себе их повторить. Вся Полнота Церкви и народ Божий, находящийся в храме, сопереживают тем мыслям, которые в молитве они слышат (или читают) во время Божественной литургии, тем более во время Евхаристии.

Поется песнь Пресвятой Богородице, которая возвеличила Пресвятую Богородицу и снова подчеркнула, что Пресвятая Богородица есть Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, то есть выше Ее на земле нет и никогда не было человека, кроме Богочеловека. Священник во время этого пения читает замечательную молитву, где вспоминает сонм святых, молитвами которых и держится Церковь: мы верим, что не только ангелы участвуют в Божественной литургии, молитвенно предстоя и в страхе прикрывая свои лики (лица), но мы вспоминаем и всех святых, которые наверняка тоже духовно участвуют в таинстве Божественной литургии. Кого же мы вспоминаем?

Поется песнь Пресвятой Богородице, и священник читает молитву: «О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех...». Здесь, правда, не говорится о пророках. Церковь признает их святость, но ведь Божественная литургия была установлена со времени Господа Иисуса Христа – Он был первым совершителем Божественной литургии в Сионской горнице (в малой Сионской горнице, о которой, может быть, никто никогда не знал и не ведал бы, если бы не совершение в ней первой Божественной литургии Самим Господом Иисусом Христом).

Почему вспоминается Иоанн Креститель? Потому что, во-первых, он возвеличен Господом Иисусом Христом словами, произнесенными Им (Христом) в Евангелии, что не было пророков, рожденных женами, больших, чем Иоанн Креститель. И в то же время (это уже мои слова, а не Христа) он замыкает ряд пророков, становится на грани Ветхого и Нового Заветов, соединяя собою ветхозаветных пророков с Новым Заветом. Думается, поэтому вспоминается Иоанн Креститель как заключивший собою ряд пророков и как самый великий пророк. И, может быть, даже не только потому, что он особую жизнь проводил в пустыне до своего явления по глаголу Божиему («Покайтесь и креститесь, ибо приблизилось Царствие Божие», – говорил Иоанн Креститель). Этот ветхозаветный пророк, еще раз повторяю, соединил собой Ветхий Завет с Новым Заветом и стал предвозвестником Нового Завета, предвозвестником Господа Иисуса Христа, впереди Которого он шел, но ремень у Его сандалий не дерзал бы развязать. Он проповедовал Христа, и, если хотите, проповедовал таким образом Новый Завет, новозаветное время, пришедшее к нам благодаря Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

Любопытно, что Господь Иисус Христос, когда совершал первую Божественную литургию, говорил: «Это есть Кровь Моя, Новый Завет в ней (в этой Крови)». То есть Кровь явилась источником новозаветной Жертвы, соединившей нас со Христом, а значит с величием и светом всей Пресвятой Троицы.

Иоанн Креститель, если хотите, был тоже одним из первых христианских мучеников: несмотря на то, что он умер не за Христа, но умер за истину и не отступал от правды, обличая царя в его прелюбодейном браке.

И дальше Церковь сразу же молитвенно переходит к святым и всехвальным апостолам, которые утверждали Церковь своею проповедью, им дана была особая благодатная харизма на проповедь Нового Завета не только среди иудеев, но и среди язычников. Одним из первых апостолов языческого мира был апостол Павел, не видевший Христа, который сказал, что благодатию Божией есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, – призванного к апостольскому служению Самим Господом Иисусом Христом.

Мы вспоминаем в этой молитве и того, кто составил Божественную литургию. Чаще всего весь год мы вспоминаем святителя Иоанна Златоуста, хотя любопытно, что святитель Иоанн Златоуст сократил Божественную литургию Василия Великого ради народа (не потому, что народ обмирщился, но ему трудно было находиться на Божественной литургии, наполненной такими пространными, очень глубокими молитвами святителя Василия Великого), и Литургия получила имя святителя Иоанна Златоуста. Но ведь есть и Литургия святителя Василия Великого, и Литургия апостола Иакова, которую мы не служим...

А Литургия апостола Иакова считается каноничной? Ее же служат один раз в год – в день памяти апостола. И служат ее, я знаю, в учебных целях в духовных семинариях. Иногда в интернете высказывают какие-то недоумения, что, мол, служат что-то непонятное...

– Безусловно, эта Литургия канонична – она основа всех Литургий, начиная с Василия Великого, который тоже сократил Литургию апостола Иакова. Ведь литургисты-апостолы наитием Святого Духа во время Божественной литургии, можно сказать, творчески относились к молитвам и произносили эти молитвы так долго, пока Дух Святой не отступал от них на какое-то краткое время, чтобы перейти к другому возгласу, к другой молитве. Да, Литургия апостола Иакова очень длинная; я как-то служил Литургию апостола Иакова и понял, что это не для современного мира – настолько она продолжительна, хотя и глубока.

И в ней есть очень интересные моменты, когда Евангелие читается лицом к народу…

– Безусловно, я не дерзну этого делать, но думаю, что это не догмат – читать диакону или священнику Евангелие спиной к народу. Это не возведено в догму, это традиция такая. И если священник (или диакон) будет обращен лицом к народу, читая Евангелие, думаю, что Церковь и Священноначалие вряд ли усмотрят в этом особый грех.

Так это же есть в Литургии апостола Иакова, да?

– Да. Евангелие читается лицом к народу и во время Пасхальной литургии. Хорошо бы эту традицию установить.

Многим это очень нравится – я знаю, что в некоторых приходах такая практика встречается, особенно в сельских, где бабушки плохо что-то понимают, и чтобы они лучше понимали и слышали, священники читают Евангелие лицом к ним.

– Конечно, это еще более тесное общение священнослужителя с народом, через чтение, обращенное лицом к народу.

Итак, во время чтения этой молитвы воспоминается автор той Божественной литургии, которая служится, а также все святые нынешнего дня. Так молитва и гласит: «...и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже. И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». Здесь, конечно, не имеются в виду усопшие святые – Церковь Вселенская есть Церковь и живых, и тех, кто отошел из этого мира в другой. И если человек не стяжал Царствия Божия, Церковь за него молится и помогает ему справиться, я бы сказал, с теми трудностями, которые находятся вне Царствия Божия; души этих людей получают облегчение, и во время Божественной литургии, именно во время этого возгласа, Древняя Церковь произносила имена усопших или живущих прихожан храма, где совершалось (и совершается) богослужение. Мы желаем: «... и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего» – чтобы в Царствии Небесном они оказались во свете Пресвятой Троицы. «Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных (без епископа нет Церкви), право правящих слово Твоея истины...» (правильно, праведно «правящих слово Твоей истины» – не привнося ереси). Кстати говоря, один из Вселенских Соборов (не помню, V или VI) вынес сугубое постановление, что епископ (священник ли, диакон ли), который произносит проповедь на Евангельское или апостольское чтение, не имеет права ничего говорить от себя: он должен всегда опираться на святоотеческие толкования и святоотеческое видение и понимание Священного Писания Нового Завета.

«...Всякое пресвитерство (то есть священство), во Христе диаконство и всякий священнический чин». В Церкви ведь священнический чин не заканчивается диаконским – есть иподиаконы, есть алтарники: люди, которые, как левиты, служат алтарю и Богу и тоже в каком-то смысле являются священнослужителями, священническим чином.

Но рукоположения нет?

– Но рукоположения нет. В иподиаконы есть рукоположение. Но, кроме всего прочего, ведь все люди апостолом Петром названы царским священством вне зависимости от пола. Если человек призван ко Христу и праведен по жизни, он уже становится в ряды царственного священства Царя славы, Господа господствующих.

«Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Апостольстей Церкви» – смотрите, обо всей Вселенной Церковь молится! Что значит о Вселенной? Ведь мир и Вселенная движутся по особым законам, и народы существуют по Промыслу Божиему и живут тоже по законам, установленным Богом. И вот Церковь молится, чтобы этот миропорядок не нарушался во всей Вселенной среди народов Земли.

Молимся о Святой Соборной Апостольской Церкви и далее: «...о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих (это уже о святых), о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Смотрите, сколько встречается людей, недовольных властью (слава Богу, их не очень много)! А была в свое время власть языческая, была и власть иудейская, не принимавшая Христа так же, как и языческая власть не принимала Христа. Апостолы строго-настрого завещают: молитесь о царях, о властях и воинстве, – а у нас находятся такие безрассудные люди, которые начинают хулить власть и говорить, что за эту власть (которая поставлена в том или ином государстве, в зависимости от государства, где живут эти люди) они не будут молиться никогда. Почему же? Таким образом тот, кто произносит такие слова, нарушает постановление, если хотите, Священного Писания Нового Завета и, конечно же, Ветхого Завета, то есть постановление Священной Библии и привносит свое понимание в этот мир, привносит раскол, нестроение, смятение в души людей, если он яркий, талантливый человек. И чем он талантливее, тем больше других людей такой человек может увести от истины.

«Даждь им, Господи, мирное правление (то есть в мире совершаемое, в мире душевном, без войн с разными другими странами и государствами), да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» – молитвенный подвиг, подвиг христианской жизни (назовем его так, в плане не подвижничества, а продвижения человека шаг за шагом к Богу), безусловно, удобнее совершать в тишине, когда все устроено, налажено, когда нет смятения, войны, борьбы за свое существование. Поэтому Церковь молится об этом и просит Бога, чтобы этот мир сохранялся в нашем мире и в нашем государстве.

Как всегда, я испытываю огромное удовольствие от бесед с Вами. Кстати, знаете, сейчас Вы говорили о молитве за власть. Действительно, власть была разная, любая. Я почему-то вспомнила армянского царя Трдата, который был жесточайшим гонителем христиан у себя в Армении и неожиданно превратился в благочестивого человека, который христианство сделал государственной религией. Удивительно! Отмаливали его, по всей видимости. Мученики и мученицы, и женщины, и Григорий Просветитель, который тоже пострадал при его правлении, наверное, тем не менее молились за него...

– Да.

Спасибо большое, батюшка, за вразумление. О чем мы будем говорить в следующей программе?

– Мы будем идти по тексту окончания Божественной Евхаристии и Божественной литургии.

Сердечно благодарю Вас, отец Владимир, за то, что Вы не оставляете нашу программу, наших телезрителей и даете нам возможность испытывать такое большое удовольствие от бесед с Вами.

– Храни Вас и всех Бог!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс