Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (959) → Протоиерей Владимир Хулап: Вопросы календаря и пасхалии

Протоиерей Владимир Хулап: Вопросы календаря и пасхалии

№14 (959) / 4 апреля ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Владимир, рад Вас приветствовать в нашей студии в эти пасхальные дни! Хотелось бы поздравить Вас со Светлым Христовым Воскресением.

Сегодня мы поговорим о дате Пасхи. Почему дата Пасхи всегда приходится на разное время, как ее высчитывать?

– Наверное, большинство из нас не задумывается, откуда берется эта дата и почему она каждый год меняется. В основе православной пасхалии лежит формула: Пасха должна совершаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. То есть в основе этой формулы лежат три календарных реалии: весеннее равноденствие (солнечный год, неподвижная дата 21 или 22 марта), первое полнолуние (это величина лунного календаря. В связи с тем, что каждый год лунные месяцы, лунные фазы выпадают на разные даты солнечного календаря, то эта дата постоянно меняется), а после первого полнолуния мы должны взять еще и первое воскресенье. Из этих трех составляющих и складывается дата празднования Пасхи.

Эта формула имеет в своем основании библейские корни, поскольку она ориентируется на евангельские события. Мы видим, что в Евангелии, по крайней мере, в трех первых Евангелиях, так называемых синоптических (от Матфея, Марка и Луки), Господь наш Иисус Христос совершает пасхальную Вечерю, на которой устанавливает таинство Евхаристии (то есть вечером 14 нисана). Умирает Он на кресте 15 нисана, а воскресает в ближайший после этого воскресный день, то есть в воскресенье после полнолуния.

Хронология четвертого Евангелия святого апостола евангелиста Иоанна Богослова немного другая – именно потому, что богословские акценты расставлены по-разному. Христос умирает на кресте 14 нисана, как раз в тот самый момент, когда в ветхозаветном храме приносили в жертву агнцев. То есть в храме приносят в жертву бессловесных животных, а Христос умирает на кресте в то же самое время как Истинный Агнец. Но как бы то ни было, Пасха – в ближайшее воскресенье после ветхозаветного 14 нисана, о котором подробно говорится в Книге Исход. А 14 нисана – это и есть пасхальное полнолуние, то есть наша формула является логическим продолжением древнего праздника Пасхи, который празднуется на протяжении столетий, тысячелетий начиная с событий Исхода.

Сегодня христианский мир знает три календаря – юлианский, григорианский и новоюлианский. Соответственно, эти календари влияют на дату празднования Пасхи тех Церквей, которые живут по одному из этих календарей. Например, Русская Православная – по юлианскому календарю. Расскажите, пожалуйста, что это за календари и каким образом пасхалия высчитывается по каждому из них?

– Вообще, календарь – это система счисления больших промежутков времени, которая основана на периодичности движения небесных светил. То есть календарь – это не просто часы и минуты, а месяцы и годы. Поэтому, говоря очень упрощенно, год – период обращения Земли вокруг Солнца между двумя фиксированными точками (например, две даты весеннего равноденствия или фиксированные даты, такие, как 1 января). Промежуток между ними и дает продолжительность так называемого тропического года.

Но проблема всех календарей, в том числе связанной с ними пасхалии, заключается в том, что величина тропического года является не целой – 365 дней 5 часов 48 минут, то есть 365 дней и почти шесть часов. Конечно, если мы хотим иметь точный календарь, тогда каждый год 31 декабря, в ночь на 1 января, мы должны были бы стрелки часов передвигать на эти шесть часов, чтобы создать более точную календарную систему. Но это очень неудобно. Представьте себе, тогда каждый год понятие утра, дня, вечера просто потеряло бы смысл. Люди мыслят целыми числами. Календарь – это как корзина яиц. В корзине может быть десять яиц или 365, но не может быть 365 и четверть. Разбитое яйцо уже таковым не является.

Поэтому календарь – попытка создания такой системы, которая оперирует целым числом дней. Триста шестьдесят пять дней – это и была самая ранняя и популярная так называемая египетская календарная система, когда просто брали 365 дней, а на этот довесок внимания не обращали. Но тогда каждая дата раз в четыре года перемещалась на один день. Остаток в шесть часов умножить на четыре года, получаем 24 часа – еще один день. Просто, но неточно. Это, наверное, основная календарная проблема – если мы хотим достичь точности, календарь должен быть более сложным. А любой более простой календарь менее точен.

Чтобы исправить эту ошибку, еще в дохристианскую эпоху, в 45 году до Рождества Христова, римский император Юлий Цезарь после консультации с известным александрийским астроном и математиком Созигеном вводит так называемый юлианский календарь. Этот календарь возник еще до появления христианской Церкви, до появления христианства. Здесь как раз каждые четыре года добавлялся так называемый високосный день, последний день февраля. «Високосный» – от латинского bis sextus, то есть дважды шестое число. У нас это 29 февраля, а в календаре той эпохи было два раза шестое число друг за другом. Точность этого календаря увеличилась практически в тридцать раз. В этом календаре ошибка в один день набегает где-то раз в 128 лет. Это было большим увеличением. Календарь этот стал гражданским.

Судя по всему, об этой ошибке календаря знали, но никто не придавал ей особенного значения, поэтому христианская Церковь, развивавшаяся в языческом обществе той эпохи, приняла гражданский календарь, каковым был юлианский, и на его основе создала свою так называемую александрийскую пасхалию, которой мы пользуемся до сих пор. То есть этот календарь простой, но в нем заложена определенная ошибка. Поэтому и пасхальные даты в связи с этим одним днем каждые 128 лет, в связи с небольшой неточностью фаз Луны постепенно сдвигаются все больше к летнему периоду, к периоду поздней весны. Хотя по юлианскому календарю все эти даты остаются теми же.

Эту ошибку заметили во втором тысячелетии – заметили и византийцы, и римляне. Но византийцы не предлагали никакой календарной реформы. А в Католической Церкви в XVI веке, в 1572 году, папа Григорий XIII организовал специальную комиссию. Она работала 10 лет. Была проведена реформа календаря и создан так называемый григорианский календарь. Здесь високосный год добавлялся не каждые четыре года, существовала более сложная система, период этого календаря был уже не четыре года, а четыреста лет. Его точность еще раз увеличилась почти в тридцать раз, он дает ошибку в один день раз в три тысячи лет. Эта реформа была исключительно католической, ни с православными, ни с протестантами не советовались. Более того, многие протестантские страны эту реформу не принимали. В Европе даже бытовала поговорка: лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой. В 1583 году в Константинополе был созван Собор восточных патриархов, на котором эта реформа подверглась очень жесткой критике, и православные от нее дистанцировались.

Время шло, и мы видим, что в начале ХХ века календарный вопрос встал и в Православной Церкви. На так называемом Всеправославном совещании в Константинополе в 1923 году была предложена реформа календаря и пасхалии, а также так называемый новый юлианский календарь. Он еще более точный, там ошибка в один день набегает приблизительно за сорок тысяч лет, то есть это уже огромные периоды времени, которые в нашем человеческом опыте мало ощутимы и в истории, и в хронологии. Также была предложена реформа пасхалии, но она не была реализована. Более того, календарная реформа привела к расколу в некоторых Церквах, появлению так называемых старостильных расколов, прежде всего, в самой Греческой Церкви. Поэтому сейчас западные христиане празднуют неподвижные праздники, свои праздники пасхального круга по григорианскому календарю – и католики, и протестанты.

У православных же ситуация намного сложнее. Есть Церкви, которые празднуют неподвижные праздники (например, Рождество, Богоявление, Благовещение) по юлианскому календарю (Русская, Сербская, Иерусалимская, Грузинская Церкви, буквально несколько лет назад на юлианский календарь вернулась Польская Православная Церковь). Все остальные Церкви используют так называемый новый юлианский календарь. Сейчас он совпадает с григорианским и будет совпадать до 2800 года. Но все Православные Церкви празднуют Пасху по александрийской пасхалии. Эта пасхалия основана на юлианском календаре, поэтому получается некая разорванность литургического сознания. Единственным исключением в семье Православных Церквей является Финляндская Православная Церковь, которая, находясь в лютеранском окружении и будучи, так скажем, государственной Церковью, с 20-х годов ХХ века вначале получала разрешение от Константинополя на каждый год на празднование Пасхи по григорианской пасхалии, а сейчас она, единственная из Православных Церквей, празднует Пасху по григорианской пасхалии.

Какая сегодня разница между юлианским календарем и григорианским?

– В настоящее время эта разница составляет 13 дней. Когда папа Григорий XIII проводил в XVI веке эту реформу, разница была в десять дней. Поэтому реформа даже в то время в католической Европе вызвала довольно много смущений, поскольку десять дней просто выбрасывались из календаря (за 4 октября шло 15-е). Конечно, возникли вопросы, как выплачивать зарплату, долги, платить проценты по займам и так далее, куда эти десять дней делись. Но затем разница продолжала увеличиваться, сейчас она составляет 13 дней. В связи с разным устройством високосных дней, системой високосных дней в юлианском и григорианском календарях разница увеличится еще на один день и составит 14 дней в 2100 году.

Тогда все наши православные праздники в рамках гражданского календаря сдвинутся на один день. Рождество Христово мы будем праздновать не 7 января, а 8-го, Богоявление не 19-го, а 20 января. По юлианскому календарю останутся те же самые даты. Рождество как было 25 декабря, так и останется. Сейчас мы празднуем Рождество 25 декабря по юлианскому календарю. Но при пересчете на гражданский стиль, на григорианский календарь, по которому живет государство и по которому все мы живем, подписывая какие-то светские документы, отводя детей в школу, устраиваясь на работу и так далее, мы используем эти гражданские григорианские даты, хотим мы этого или нет. Такое смещение произойдет, никуда от этого не деться, поскольку таково устройство этих двух календарных систем. Затем еще на один день разница увеличится в 2200 году (15 дней), потом будет 16 дней и так далее. То есть постепенно эта разница будет возрастать.

Сейчас гражданский календарь у нас григорианский, а были ли в России какие-то попытки реформы календаря, чтобы унифицировать календари? Сейчас у нас есть новый стиль, а есть, как говорят, старый стиль (или церковный календарь). Часто люди путаются и спрашивают: неужели нельзя, чтобы было понятнее. Были ли попытки унификации календарей?

– Действительно, такие вопросы вставали в России несколько раз на протяжении XIX века. Но все реформы, предложения по этим реформам не были реализованы государственной властью. На рубеже XIX и ХХ веков была созвана даже специальная комиссия по реформе календаря. В частности, в ней от Русской Православной Церкви принимал участие известный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Василий Васильевич Болотов. Он высказался резко против реформы календаря. Но все же эта комиссия предложила проект календаря, который условно было предложено назвать николаевским (или новорусским): каждые 128 лет в него должен был добавляться один високосный день, но точность этого календаря была просто огромной. Один день набегал в сто тысяч лет. Причем, если посмотреть на журналы заседания этой комиссии, там была идея, что постепенно к этому календарю присоединится вся Европа, весь мир как к самому точному, и все страны пойдут за Россией. Но было предложено исключительно по математическим предложениям провести эту реформу в 1928 году, потому что это было удобнее всего.

Мы не знаем, удалось ли бы провести эту реформу, поскольку после государственного переворота 1917 года и после прихода к власти большевиков новое советское правительство вводит с 1918 года в качестве гражданского календаря григорианский. Таковой становится государственным календарем. Вопрос о разных стилях обсуждался на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Очень интересно почитать эти дискуссии, доклады. Собственно, суммируя то, что говорилось на Соборе, Церковь сказала, что она принципиально не против какого-то перехода, но сейчас переходить не будет, потому что в стране еще царил хаос, было предложено создать специальную календарную комиссию. А затем Русской Православной Церкви было уже просто не до этого, поскольку встал вопрос о ее выживании.

Интересный факт: в 1923 году, когда прошел так называемый Всеправославный конгресс (или Всеправославное совещание) в Константинополе, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, ввел новый стиль и в Русской Православной Церкви. В определенной мере он, конечно, был дезинформирован о сущности этого собрания. Оно позиционировало себя как всеправославное, хотя на самом деле там были представители только очень немногих Православных Церквей. Там не присутствовала Русская Православная Церковь по объективным причинам тяжелого периода ее существования. Но, тем не менее, Святейший Патриарх Тихон ввел этот новый стиль. Он был введен на приходах Москвы, епархии его, по большому счету, не приняли, поэтому он просуществовал двадцать с небольшим дней, и после святитель издал указ временно отложить повсеместное употребление и введение в действие нового стиля. Так что и такой период у нас был.

Затем этот вопрос обсуждался на так называемом совещании Поместных Автокефальных Православных Церквей, которое прошло в Москве в 1948 году. На нем было принято компромиссное, но вместе с тем очень мудрое и правильное решение, которым мы руководствуемся до сих пор. Согласно ему, все Православные Церкви должны праздновать свой главный праздник – Пасху – вместе по александрийской пасхалии и юлианскому календарю. А что касается неподвижных праздников (Рождества, Богоявления и так далее), каждая Православная Церковь имеет право выбрать тот календарь – юлианский или новоюлианский, – который она по пастырским соображениям считает более полезным и подходящим для ее реалий. Таким образом, человек, проживающий на поместной территории той или иной Православной Церкви, придерживается календарного стиля и календарных реалий этой Церкви.

Хотя мы видим, что были и неоднократные исключения, особенно в диаспоре, когда некоторые православные приходы, находящиеся в меньшинстве, в католическом, протестантском окружении, в виде исключения могли получать разрешение на совершение круга праздников, например, по новоюлианскому календарю, или в рамках той или иной пастырской необходимости подобный вопрос мог решаться положительно в индивидуальном, частном порядке в случае наличия такой нужды.

Осталось совсем немного времени. Может быть, стоит подвести итоги программы. Обозначим по юлианскому и новоюлианскому календарям самую раннюю и самую позднюю даты Пасхи.

– И по юлианскому, и по григорианскому календарям эти даты практически одинаковые – 22 марта и 25 апреля. Этот промежуток является общим для александрийской пасхалии. Просто ввиду того, что григорианские даты отстоят от юлианских на тринадцать дней и после григорианской реформы система пасхальных полнолуний изменена, в настоящее время могут быть такие ситуации, когда две пасхалии совпадают, как в этом году, а в случае, если такого совпадения нет, разница может составлять от одной до пяти недель. То есть практически то же, что мы видели в Древней Церкви, в III и IV веках, ситуация еще раз меняется – от полного совпадения до пяти недель этот разброс возможен. В связи с тем, что Финляндская Православная Церковь единственная, празднующая Пасху по григорианской пасхалии, то и здесь возникает такая же ситуация. По крайней мере, у наших северных соседей от Петербурга (буквально двести километров до них) дата Пасхи может в те или иные годы отличаться очень сильно. Когда у нас вторая, третья седмица Великого поста, за двести километров от нас православные уже празднуют свой праздник Пасхи.

Но даже такое различие не разрушает наше евхаристическое общение. При знании и понимании того, как мы высчитываем дату праздника Пасхи, все это не должно вести к смущениям, соблазнам и к критике священноначалия или календарных систем других Православных Церквей. Но если мы говорим, что мы, православные, являемся носителями традиции, сохранять, консервировать эту традицию мало. Ее нужно знать, понимать. Если мы будем понимать, как эта традиция развивалась, сколько самых разных подходов и решений было на протяжении истории Православной Церкви, почему возникали те или иные попытки реформы или изменений, тогда мы эту традицию сможем не только понять, но и полюбить, и она действительно станет не мертвым грузом, но тем живым преданием, которое мы действительно ежедневно в нашем юлианском календаре, в александрийской пасхалии реализуем на наших приходах и в нашей личной духовной и молитвенной жизни.

Благодарю Вас за этот очень своевременный, важный и ценный разговор. Сегодня многие вещи, которые людям бывают непонятны, были разъяснены.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс