Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (959) → Игумен Феофан (Лукьянов): Пасха и человек

Игумен Феофан (Лукьянов): Пасха и человек

№14 (959) / 4 апреля ‘18

Беседы с батюшкой

У нас в гостях начальник службы протокола Отдела внешнецерковных связей Московского Патриархата игумен Феофан (Лукьянов).

Здравствуйте, батюшка! Христос Воскресе! Благословите наших телезрителей.

– Воистину Воскресе! Сейчас такие дни, когда благословляют пасхальным приветствием, поэтому я бы хотел поприветствовать всех этим радостным приветствием: Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! – отвечу за телезрителей.

Первый вопрос, наверное, банальный, но люди часто задают его в веб-пространстве: почему мы и вообще весь православный мир так празднует праздник Святой Пасхи? Что он значит для православного человека?

– Я бы не сказал, что это вопрос банальный, потому что Пасха для нас – самый главный праздник. И это самый главный вопрос, который мы должны себе задавать. И чем чаще задаем, тем лучше. Даже когда мы не празднуем Пасху, мы должны задаваться вопросом, почему мы отмечаем такой праздник. Не зря каждый воскресный день в Церкви – малая Пасха, когда мы вспоминаем об этом событии. И это очень важно, потому что это действительно кардинальное событие в истории и жизни каждого человека. Пасха для нас – это вся наша жизнь, наша цель и идеал, и, конечно, мы должны задавать такие вопросы не только на форумах, но и самим себе. Что для нас Пасха? Как мы должны ее праздновать? Что мы должны делать, чтобы этот праздник был праздником, а не просто застольем?

Пасха Христова для православных христиан, в отличие, допустим, от западных, главный праздник. Если у католиков это Рождество, то для православных – Пасха, хотя Рождество от этого менее важным не становится. Для всех христиан Пасха – главная цель человеческой жизни: чтобы воскреснуть, чтобы измениться. Воскресение – изменение, переход. Если переводить еврейское слово «песах» («пасха») на русский язык, – это «переход». То есть цель человеческой жизни – перейти от ветхого, испорченного, тленного, греховного состояния в новое состояние, состояние общения с Богом, то есть это возвращение от потерянности в этом мире обратно в рай. Поэтому Пасха для нас главный праздник. Если мы не будем задавать этот вопрос и держать его постоянно в нашем сознании, то и цель немного потеряется, и наша жизнь станет в некотором смысле бесцельной.

Как должно праздновать Пасху православному христианину, чтобы это не превратилось в простое застолье с яствами, которых мы так ждали на протяжении всего Великого поста?

– Праздновать Пасху надо уже за пятьдесят дней до этого праздника, даже за три недели до Великого поста, когда начинаются приуготовительные недели. Уже тогда надо думать о том, как мы будем праздновать Пасху. Подготовка к празднику Пасхи занимает очень большой период времени и требует от человека больших усилий. Об этом, конечно, можно много говорить. Если говорить обо всех событиях, отмечаемых на этих неделях, о притчах и евангельских историях, это, наверное, займет несколько вечеров. Об этом надо думать человеку, вступающему в период Великого поста. Он должен понимать: перед Пасхой он должен так построить свою жизнь, чтобы изменить в ней что-то.

Ведь пост не что-то тягостное, не ущемление свободы или каких-то прав. Великий пост – это уже начало празднования Пасхи Христовой. И если мы правильно подойдем к этому вопросу, то и само празднование будет происходить совсем по-другому. К посту надо серьезно отнестись, чтобы действительно почувствовать пасхальную радость. Если человек не испытывает радости в Пасху, то только по той причине, что он не умер вместе со Христом. Пост – это погребение своих страстей, вкусов, пристрастий, стереотипов – всего того, что не соответствует истинному человеческому образу, что действительно нужно похоронить в нашей жизни. Если мы этого не сделаем, то и не воскреснем вместе со Христом. Об этом прямо говорит апостол Павел: если мы умерли со Христом, то мы и совоскреснем с Ним.

Так что, если мы хотим праздновать Пасху радостно и духовно, то должны вместе со Христом что-то в себе победить. Если мы внимательно посмотрим на себя, воспользовавшись духовной литературой, советами священников, таинством Покаяния, то найдем огромный пласт работы над собой. Христос и тот, будучи Богом, вел большую борьбу. Если мы вспомним начало Его проповеди, то началась она с дьявольских искушений. Сорокадневное пощение Иисуса Христа на горе, когда Он не просто ограничивал Себя, а вообще ничего не ел, было большим подвигом. И, естественно, в это время происходит большое искушение от дьявола: Ему предлагалась пища, власть, безопасность, чтобы Он ощутил Себя Царем, Мессией. И все это Христос преодолел благодаря тому, что была поставлена цель. Без цели ничего невозможно.

Если мы не поставим цель отпраздновать Пасху, как полагается, то не будет ни нормального поста, ни нормальной Пасхи. Сейчас уже поздно говорить о посте, но мы можем говорить о будущем посте и Пасхе. Сейчас, когда мы празднуем Пасху, мы можем оценить, как мы ее празднуем. Мы что-то победили или нет? Есть в нас эта радость или нет? Чему мы радуемся? Тому, что закончилось говение, длительные службы, сухоядение, немного утомившая нас постная пища, или же мы радуемся тому, что Христос Воскрес и воскресли вместе с ним мы? Об этом надо сейчас подумать, чтобы в следующем году сразу после Рождества начать размышлять о том, что впереди Великий пост и Великая Пасха.

Как говорится, самое лучшее – не сам праздник, а его подготовка. Ожидание наступления чего-то большого – это самые трепетные минуты.

– Да, это правильное замечание. Даже грех как таковой имеет сладость не столько в своем апогее, сколько в его ожидании. Если мы анализируем греховное состояние, то это состояние не одной минуты. Может быть, сладостное ожидание греха занимает даже больше времени, чем сам грех. И в этом трагедия – люди ждут этого греха, а получают пшик, происходит разочарование, наступает пустота. Об этом говорит святоотеческая традиция, и в молитвах мы часто встречаем слова о том, что «грех лукав». Лукавство его в том, что он дает людям надежду, какое-то предчувствие, а на самом деле получаем ничтожество.

Пасха – это совершенно иное. Мы долго-долго готовимся, испытываем какие-то неприятности, скорби плоти, но зато эта радость растягивается. И чем сильнее и тщательней мы готовимся, тем больше праздник для нас сохраняется. Он не заканчивается праздничным разговением, а продолжается всю первую Светлую Седмицу и далее – пасхальные недели длятся сорок дней до праздника Вознесения, почти столько же, сколько и пост.

Если говорить более широко, то Пасха вообще должна занимать всю нашу жизнь. И в этом суть слов Христа, сказавшего: Царствие Небесное внутри вас есть. То есть мы должны ощущать Пасху всегда, как Серафим Саровский, который всегда приветствовал каждого приходящего к нему словами «Христос Воскресе!», потому что он всегда ощущал в своем сердце Пасху. И наша цель в том, чтобы мы всегда ощущали пасхальную радость, в этом есть наше Царство Небесное.

Как правильно провести неделю после Пасхи? Говорят, что пост отменен, вся неделя сплошная, и в эти дни тот, кто с благоговением провел весь Великий пост, не вкушал мяса, регулярно исповедовался и причащался, может причащаться каждый день без особой подготовки, то есть без Исповеди, заменив правило ко Причастию Пасхальным каноном?

– Все требует подготовки. Даже когда мы хотим выпить чаю, обязательно должны подготовиться, нельзя просто сесть – и чай возникнет сам собой, нужно заварить его и так далее. Так и Причастие. Когда бы оно ни осуществлялось: до или после Пасхи (даже если человек при смерти, ему осталось три секунды до смерти и священник приходит и причащает его), все равно есть некая духовная подготовка человека – Исповедь, молитва. То есть священник должен расположить болящего, умирающего человека, чтобы тот достойно причастился.

Так и после Пасхи человек должен относиться к Причастию с большим смирением, благоговением и чувством покаяния. Потому что даже если мы празднуем Пасху и отменен пост, это не значит, что человек не грешит. Может быть, в эти дни он даже больше грешит: нет поста – и человек может переесть, перепить, как говорится, расслабиться. Может быть, человек много шутил, смеялся, немножко, так скажем, распустился в эти дни. Церковь не заставляет его поститься – это было бы оскорблением самого праздника Пасхи. Но держать себя в руках нужно всегда. Тем более, что сам по себе пост – это состояние, когда человек должен в себе что-то изменить и удержать. Он должен научиться воздержанию. Нельзя воздерживаться до поры до времени, потому что это бессмысленно – воздержаться, а потом взять и пуститься, как говорится, во все тяжкие. Это будет оскорблением и самого себя, и Бога, и поста, и Пасхи, и всего самого святого.

Так что, когда наступает Пасха, чтобы не потерять пасхальную радость, нужно продолжать держать себя в рамках. Если есть возможность разговеться, то опять же надо делать это с чувством воздержания, чтобы не было чревоугодия. Ради чего мы боролись? Ради того, чтобы победить в себе какие-то страсти, те же самые чревоугодие, распущенность, жадность и тому подобное (у каждого своя страсть), и мы должны удержать в себе эту планку. Взять, например, человека, готовящегося к Олимпийским играм. Представьте себе, что он лет пять готовился прыгать на какую-то определенную высоту, прыгнул, выиграл золотую медаль, а потом расслабился... Ведь ему же хочется прыгать еще выше, надо еще побить свой собственный рекорд. Какая цена этой победы? Никакой. Поэтому любой спортсмен знает, что, пока он еще в силах, он должен побеждать еще, иначе это будет просто смех.

А наши «игры» – это вся наша жизнь.

– Наши «игры» – вся наша жизнь, и мы никогда не должны увядать. Наша душа не увядает в отличие от нашего тела. Если спортсмен может потерять возможность совершенствоваться, потому что плоть человека действительно увядает, то душа человека не увядает, наоборот, нет предела ее совершенству. И в этом наша цель – мы должны от Пасхи к Пасхе достигать каких-то высот и пытаться эту высоту не терять. Тогда мы сохраним радость того, что снова не рухнули, а удерживаем планку: такие же бодрые, благоразумные, жизнерадостные и просветленные, как и до Пасхи.

Когда человек постится, он ощущает просветленность своей души, потому что мясная пища или большое количество пищи угнетают человеческий дух, засоряют человеческое зрение, заставляют человека быть приземленным. Когда он постится, то переживает какой-то порыв, вдохновение, ощущает себя парящим. Это состояние надо постараться удержать, тогда мы можем достойно причащаться каждый день.

Наверное, надо еще в каждый период своей жизни, может быть, каждый день задавать себе вопрос: а что ты сделал? Вот прошел месяц, и что? Бывает, отметишь какой-то плюсик: что-то сделал, чего-то добился, и в жизненном плане, а иногда и в духовном. Но бывает, что действительно ничего нет: ты не помнишь, что ты как-то отдыхал, может быть, много работал, все что угодно, но ничего нет – пусто... Так бывает у каждого человека, и многие со мной согласятся. Как это, наверное, важно каждый раз задавать себе этот вопрос?

– Вы, наверное, имеете в виду каждый день, а не каждый месяц. И каждый пасхальный день надо тоже задавать эти вопросы: что мы потеряли? что приобрели? чего достигли? Иначе не будет никакого прогресса и вообще радости от жизни. Не только от праздника, а от жизни не будет радости, потому что человек – существо творческое и духовное. Как бы мы это ни забывали, ни угнетали в себе, все равно дух в человеке есть, и каждый его ощущает. И если мы его подавляем, то человек становится унылым, ощущает подавленность.

Порой еще переносит это на других.

– Да, он начинает обвинять в этом окружающих, окружающую действительность, а на самом деле все внутри. И вопрос о подготовке к Пасхе, о том, в чем смысл человеческой жизни, – это тот же вопрос, который мы должны задавать перед Пасхой. В том, чтобы посадить дерево и родить ребенка? Да, мы это делаем, и это нужно. Но все это физическая природа. Однако человек же не просто материя, нельзя ограничить его только материальными целями. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы посадить много деревьев и нарожать много детей, а в том, что человек должен, прежде всего, возродить самого себя и посадить в себе какое-то дерево добродетели. Это важнее и гораздо плодотворнее и радостнее. Потому что обычное дерево в конце концов может погибнуть, и это принесет нам большую неприятность. Ребенок может родиться, быть здоровым, воспитанным, образованным, но в конце концов может либо умереть, либо совратиться в какую-то неприятную компанию. Все что угодно может случиться с ребенком, и часто бывает, что дети расстраивают своих родителей, даже если они благополучны.

А то духовное, что сажает человек в самом себе, насаждая в себе Царство Божие, никогда не расстроит, никогда не пропадет. В этом и заключается величие духовного подвига, и велико отличие его от подвижничества материального.

Я хотел бы напомнить слова апостола Павла о том, что мы должны праздновать нашу Пасху в бесквасии чистоты и истины. Надо помнить, что истинная радость Пасхи заключается в чистоте и истине. Надо осознать, что для нас чистота и истина. Это отдельный разговор. Но если мы попали в Иерусалим, надо постараться чистоту сохранить или приобрести, как и сохранить или приобрести истину. Даже если мы попали на чин схождения огня, то мы можем запросто потерять и чистоту, и истину. К сожалению, многие это делают, потому что о Великой Субботе Православная Церковь поет: «Да молчит всякая плоть». И человек должен помнить эти слова. Потому что Христос лежит во гробе – и нигде не должно быть бесчинства: ни в православном храме, ни в душе человека, ни в семье, ни на улице. Должно быть благочестие и благочиние.

Я призываю всех сохранить чистоту и истину в своем сердце. Если даже мы их потеряли или не приобрели, у нас всегда есть возможность их обрести, вспоминая благоразумного разбойника, который в последние секунды перед смертью приобрел чистоту своим покаянием и приобрел истину как Христа. Желаю, чтобы в эти святые дни мы наслаждались радостью пребывания в чистоте и истине.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс