Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №08 (953) → Сохранять то подлинное, то настоящее, что было изначально

Сохранять то подлинное, то настоящее, что было изначально

№08 (953) / 13 февраля ‘18

Хранители памяти

Деревня Огарково Истринского района Московской области. В этом месте, куда не ходит общественный транспорт и где на берегу реки можно встретить лося или бобра, расположился Центр традиционного искусства и ремесла России «Сень». Здесь община православных ремесленников возрождает традиционные русские ремесла, а также красивое и трудоемкое церковное искусство лицевого шитья.

Александр Владимирович Билецкий, руководитель Центра традиционного искусства и ремесла России «Сень»: – Деревня Огарково имеет тысячелетнюю историю, находится в Подмосковье, достаточно удаленно от трасс, и у нас нет общественного транспорта. Зато здесь находится православная община ремесленников, занимающихся традиционными ремеслами нашей страны, в том числе и таким ремеслом, как церковное искусство лицевого шитья. А сейчас у нас проходит выставка, посвященная столетию восстановления патриаршества, выставка работ церковного искусства лицевого шитья, связанных с этой датой. На эту выставку сейчас приезжают вышивальщицы из разных городов России и даже из других стран. Вот здесь, где мы с вами находимся, работает, например, Анна, она прилетела из Челябинска.

Приезжают люди, которые прониклись этим искусством и которым оно дорого. Чем дорого? И чем является наш Центр? Наше время особенное, оно замечательное, но мы все видим, с чем сталкиваемся в жизни: с тем, что очень много симуляций, очень много изображений, копий чего-то подлинного, что давно от нас ушло. Так вот, задача нашего Центра – сохранять то подлинное, то настоящее, что было изначально. Сам Центр – не государственное учреждение, он не имеет никакого бюджета, сотрудники в центре не получают зарплаты, у нас нет грантов, нет спонсоров – никого, кроме Самого Бога. Мы – под защитой, под опекой Бога и благодаря молитвам наших духовников. А зарабатываем на жизнь, на Центр и даже на дрова своим трудом, своими работами, которые выставляются во многих странах мира, не только в России.

Приглашаем всех посетить эту выставку и соприкоснуться с настоящим искусством, которое у нас есть, несмотря на представление, что якобы чего-то у нас нет. Часто можно услышать мнение, что в России все ездят на машинах, сделанных в других странах, носят одежду, сделанную в других странах, даже еду едят чужестранную. Так вот, если кто-то хочет попробовать нашу тыкву, нашу репу, посмотреть нашу одежду, наше искусство, – пожалуйста, все у нас есть. Правда, сейчас в лесах.

Деревня, повторю, очень древняя, имеет тысячелетнюю историю. Первое письменное свидетельство – около 700 лет тому назад: при описании Звенигородского княжества была упомянута деревня Огарково. А сейчас, так уж получилось, я являюсь последним и единственным жителем этой деревни. Двадцать лет тому назад началось строительство, и каждый год что-то строится. Например, полы были покрашены в этом году, потому что все делается очень медленно, в соответствии с теми силами, которые у нас есть. Здесь нет банков, нет искушений кредитов, нет ипотек. Поэтому делаем мы все долго, но зато без каких-то привязок, тяжелых обременений.

Здесь мы занимаемся разными традиционными видами ремесел. Это мужские – плотницкое дело (у нас артель плотников работает в традициях русского плотницкого дела топором, есть построенные ими храмы в России), печное дело, резная расписная русская резьба. Женские ремесла – начиная от изготовления традиционной одежды, традиционных костюмов и заканчивая лицевым шитьем. Лес кормит – мы пьем свой иван-чай, и в лесу очень много полезных растений, трав. Часть растений все знают – это ягоды, грибы. Но мало кто знает, что в лесу у нас есть много растений, которые являются натуральными красителями, и они используются в том же лицевом шитье. Шелковые нити окрашиваются натуральными красителями из трав, растений, коры из нашего леса. Можно окрашивать и грибами, и растениями, и корой, и листьями, и они дают разное сочетание красок. Эти краски не будут выцветать, а будут столетиями радовать наш взор.

Марина Владимировна Бирюкова, мастер лицевого шитья, член содружества мастеров Центра традиционного искусства и ремесла «Сень», член Союза художников России: – Посмотрите, здесь есть светлая нитка, она выкрашена чистотелом. Для того чтобы она была белая на нашей вышивке, мы должны ее немного притенить. Если вышьем чисто белой, то вместо вышитого фрагмента у нас получится как будто бы белый лист бумаги, он будет смотреться неестественно. А если мы ее немного теплым притеним, то она будет как бы светиться изнутри. И будет хороший, красивый белый цвет. Красные нитки покрашены мареной. Синие и зеленые нитки бывают покрашены с участием вайды, это кубовые красители – сложное крашение. Так делалось и в древности. Это очень интересно, и когда начинаешь заниматься крашением, настолько увлекаешься, что ниток становится все больше и больше.

Эта замечательная ниточка, которой мы вышиваем личное, покрашена шишками ольхи, соплодиями ольхи, если правильно назвать (точно так же, как в древности). Их можно собрать самим по весне. Как только снег начинает таять, можно пойти в лес, и около рек на снегу вы увидите под ольхой маленькие шишечки. Их собирают, отваривают, как чай, и окрашивают в них шелковые нитки. Если хотите узнать, как красится шелк, можете спросить у своей бабушки, как она красила шерсть. Технология очень похожая, только шелковые ниточки надо красить в пасмочке покороче, иначе нитка получится длинной, а длинной ниткой вышивать нельзя. Шелк очень нежный, и, если вы будете много раз проходить через ткань, он будет мохриться – и вышивка станет похожа на бархатную, а нам все-таки надо, чтобы она сияла и переливалась.

Вот этот темный золотистый цвет – та же самая ольха плюс сернокислый цинк – реактив, который добавляется при полоскании окрашенной нити. Этими так называемыми квасцами надо пользоваться очень осторожно. Если вы хотите их использовать, то надо соблюдать технику безопасности. Но любое растение красит настолько стойко, что необязательно даже применять квасцы, необязательно применять соль и уксус. Можно покрасить шелк как в чайной заварке, так и ольховыми соплодиями, и цвет будет держаться вечно, как на полотнах в музее.

Вот такие красноватые ниточки – это марена, растение южное, а у нас в России в этой полосе растет подмаренник. Корни его есть в любом поле. Их выкапывают, собирают, варят, и в них тоже красится шелк. Он получается сам по себе коричневато-бордового цвета, но если использовать различные квасцы, то меняет оттенки до фиолетового и ярко-красного. Зеленоватые цвета есть в таких растениях, как цикорий или та же ольха с протравами. Можно красить и лесными грибами. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Тимофеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс