Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №08 (953) → Мама Женя

Мама Женя

№08 (953) / 13 февраля ‘18

Зарисовка

Уйти, чтобы вернуться. В судьбе Евгении Прокофьевны Хохолковой были расставания, только спустя годы увенчанные знаковым возвращением. Будто некоторые места она покидала, чтобы, преодолев длинный путь, опять прильнуть к истокам. Но уже другим человеком...

14-летним подростком, повздорив с папой, своевольная, решительная, напористая девочка Женя ушла из дому. Без предупреждений и сборов. В чем была. Пошагала куда глаза глядят из родной Федораевки. А это – северная окраина Томской области. 64 года назад (да и теперь!) – проселочные дороги, бездонные озера, нехоженные луга и неизведанные леса. Сибирская глубинка. Никакого попутного транспорта. Но и Женя не робкого десятка.

Одна из 14-ти родившихся в семье детей. Мама – домохозяйка. Отец – человек грамотный, сельский кузнец, позже ставший председателем местного колхоза. С дочкой Женей стальными своими натурами они и столкнулись, как молот с наковальней. «Изделие» строгой родительской педагогики в итоге вышло на славу!

Сегодня Евгении Прокофьевне – 78 лет. Уже четверть века она хозяйка одного из крупнейших в Новосибирске квартирных агентств. Про таких говорят: «железная леди». Значит – все в руках. И по силам.

Но близкие, подчиненные, друзья, да что там – даже клиенты знают: под деятельной внешностью и за решительными манерами кроется огромное сердце, отзывчивая душа и щедрая натура.

Хохолкова – неустанный меценат, друг и учитель для попавших в беду знакомых и незнакомцев. Она – ревностная помощница многих храмов столицы Сибири и других губернских городов, сел.

С этим, драгоценным, уже в новом веке, она особенным образом вернулась в родную Федораевку. Дальнее томское село и в лучшие годы не отличалось масштабностью. Теперь здесь всего десяток дворов, отсутствие молодых лиц и все та же дивная природная красота вокруг. Не удивительно, что вышли из Федораевки люди с долгой памятью и благодарными натурами. Изредка слетаются они из разных мест России, мира, чтобы встретиться, поклониться своей деревне. Конечно, не забыли важную дату: Федораевке 200 лет. И установили на въезде в село поклонный крест. Евгения Прокофьевна Хохолкова стала одной из зачинательниц памятного исторического действа…

После той давней ссоры с выбранного в единочасье пути девочка Женя не свернула. Не в ее правилах. Проселочными дорогами добралась до речной переправы, твердо решив, что жить будет у старшей сестры в Томске. Умолила рыбаков перевезти ее на другой берег, потому что и копейки не имела, чтобы за это рассчитаться. Сходивших с ума от расстройства родителей, к счастью, успокоил кто-то из сердобольных знакомых: «Видели вашу Женьку. Живая. В Томск идет», – передали «сарафанным радио».

И закружилась ее удивительная судьба, выдавая замысловатые па, выкидывая звонкие коленца, но крайне редко позволяя безмятежно скользить по глади жизни. Какие только профессии не теснятся в багаже умений Евгении Прокофьевны! Делала галоши на резиновом заводе. А в 17 лет уже успешно руководила клубом на дальнем лесоперевале, где на тысячу мужиков – одна девушка. Но эта поставила их досуг на уровень высокой культуры. Позже была билетером, водителем трамвая и художником-фотографом…

Одним из главных этапов стал период, когда ее назначили освобожденным комсоргом. Это уже в Новосибирске, с которым неразлучна более 40 лет. Жизнь искрилась: то комсомольцы сажают деревья, то – убирают мусор, куда-то едут, что-то ремонтируют-строят… Созидание без назидания шло. Во всяком случае – в ее памяти.

Однажды Женя оглянулась: все подружки по парам, а она – одна… – Почему за мной никто не ухаживает? – без обиняков спросила знакомых ребят. Те прямо и ответили: – Да тебя же все боятся!

Красавица Евгения не растерялась: – Выйду замуж только за того, кто не курит, не пьет и не гуляет!

Парням тоже пальца в рот не клади: – Есть такой. Он даже не разговаривает!

Правда. Участковый Михаил Хохолков оказался человеком немногословным. Это ничуть не помешало им счастливо прожить вместе 25 лет. До самой его гибели уже в высокой милицейской должности, в лихие 90-е. В память о любимом супруге у Евгении Прокофьевны остались дочка с сыном. Незадолго до трагедии родился внук.

Сломлена эпоха. Разрушена страна. Основа выбита из-под ног. В такой момент судьба забрасывает в Геленджик. Короткий отдых на море. Здесь на вокзале она видит женщину с табличкою в руках: «Сдам жилье отдыхающим». Оставшуюся без работы вдову с двумя детьми и крохой-младенцем на руках, пронзает мысль – я тоже так смогу! Идея стало началом квартирного агентства «Уют».

Вернувшись в Новосибирск, Хохолковы сбились в одну комнату своей трехкомнатной квартиры. Остальные Евгения Прокофьевна стала сдавать гостям столицы Сибири. С табличкою в руках она дневала и ночевала на Главном вокзале Новосибирска. Но уже через год сумела расширить дело. Так – шаг за шагом. Сегодня «Уют» – одно из самых опытных, известных квартирных агентств Новосибирска. С отличной репутацией.

В мире больших денег, крупных ставок, лукавства и выгоды Хохолкова живет согласно православным канонам. «Я – с Богом!», – говорит она в ответ на любую скользкую сделку. И хранима им…

В далеком Женином детстве в их Федораевке случилась большая беда – утонул сельский священник. Читать ходившие в храм взрослые не умели. Им оставалось только с мольбою смотреть на церковные книги. Тогда бабушка привела в церковь Женю. И девочка стала читать не всегда доступные ее пониманию молитвы. Храм снова ожил.

Тяга к разговору с Богом проснулась в непростые 90-е. Она молилась. Небо в ответ посылало православных батюшек, у которых не было жилья. Но им нужно было восстанавливать разрушенные новосибирские храмы. И священники селились у Евгении Прокофьевны. Конечно, бесплатно. Она вливалась в благое дело восстановления поруганного. Часто отдавала все, что имелось в квартире. Не скупясь, делилась доходом от собственного дела. Своими руками разбирала завалы, расчищала, мыла. Спустя время очередной храм распахивал двери людям. Батюшки улыбались: «Спасибо тебе, мама Женя!». А ей сделанное возвращалось сторицей.

Хохолкову увлекали во все новые и новые церкви. Главным образом туда – где тяжело, где требовались помощь, энергия, сила добра.

Так Евгения Прокофьевна познакомилась с многодетной приемной семьей иерея Сергия Григорьева из поселка Привольный Черепановского района. Признается:

– Меня поразило человеколюбие отца Сергия. Его отношение к людям. То, что брошенных детей они с матушкой спасают от сиротства. Дают им шанс чего-то добиться в жизни… Это поразительно в мире, где люди не считают аборта убийством!

Батюшка уже был «за штатом» – проблемы со здоровьем. Но ему благословили домовую церковь. Евгения Прокофьевна Хохолкова помогла купить для обустройства маленького храма дом. Ее силами здесь сделали ремонт, наполнили всем необходимым для богослужений, книгами, иконами, вылили и подняли к небесам колокола. Работа над домовым храмом Иконы «Взыскание Погибших» длилась долгие годы. Благотворительница Хохолкова стала не просто своим – родным человеком в Привольном. Душа ее пела. И мало кому было известно, на чьи деньги живет и развивается крошечный приход.

– Зачем? – смотрит строго, – Одна рука дает – вторая не должна знать об этом! Людская слава, негодование… Зачем?

В симфонию танца ее жизни вливаются все новые «партии» человеческих судеб. Нищая у Воскресенского собора Новосибирска. Евгения Прокофьевна не проходит мимо:
– С твоим обличием работать, а не подаяния просить!

Попрошайку зовут Вера. Скоро – подлеченная, выслушанная, здраво пристыженная, – она уже трудится на усадьбе привольненского храма. Полет огород, ухаживает за животными. Вспоминает о детях, выросших в приюте. Наконец-то встречается с ними. А потом и вовсе – обретает в Новосибирске собственный уголок и воспитывает внука. И наверняка молится о «маме Жене», с которой начала путь с человеческого дна.

А еще есть мужик, после предательства супружницы поставивший на себе крест и в прямом смысле оказавшийся на помойке. Чудом вырванные у наркомании брат с сестрой. Парень, в отчаянии от накопленных долгов, хотевший продать себя на органы. У каждой из этих и множества других человеческих трагедий однажды нерушимой стеной защиты встала «мама Женя».

Год назад умер иерей Сергий. Теперь лишь изредка ведет в Привольном службы приезжий батюшка Евгений. Притихли колокола. Неярок свет окон. Но Евгения Прокофьевна верит – маленькой деревенской церкви жить. И вера ее – в делах. А сила – в любви. К людям. Которых ставит превыше себя. С этим убеждением «мама Женя» никогда не расстается.

Елена Воликова
г. Новосибирск

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс