Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №06 (951) → Священник Валерий Духанин: Уроки жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)

Священник Валерий Духанин: Уроки жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)

№06 (951) / 2 февраля ‘18

Уроки Православия

Окончание. Начало в №4 (949) – №5 (950) 2018

– «Отеческие книги являются единственным источником, к которому может обратиться томимая голодом и жаждой душа для приобретения существенно нужных познаний в подвиге духовном» – эти слова святителя Игнатия (Брянчанинова) в полной мере можно отнести и к его собственным творениям. Те из них, что были изданы при жизни святителя, были приняты читателями с большой любовью, благодарностью и получили высокую оценку. Минуло 150 лет со дня кончины святителя, и уже сегодняшние христиане, тоже томимые духовным голодом и жаждой, руководствуются его творениями и насыщаются, и укрепляются ими, а некоторые и спасаются.

Но прежде давайте задумаемся, почему так происходит? Ведь недостатка в святоотеческих творениях не было ни во времена святителя, ни тем более в наши дни. Ответ на этот вопрос мы найдем в одном из писем святителя Игнатия: «Не всем быть листьями, цветами, плодами на древе государственном, кому-то надо, подобно корням, доставлять этому древу жизнь и силу занятиями не известными, тихими, существенно полезными и необходимыми». Этим святитель и занимался всю свою жизнь: своими сочинениями он утверждал людей в христианской вере и нравственности и продолжает это делать поныне.

Да, дерево не может жить без корня. Если в растении повредится этот удивительный орган, оно и в почве не удержится – упадет, и питательных веществ получать не сможет – засохнет. Такими духовными корнями и стали для нас труды святителя Игнатия: глубоко проникшие в наследие святых отцов, они доставляют нам питательные соки слова Божия, укрепляют на почве веры.

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии: – Самое главное, что святитель Игнатий (Брянчанинов) пытается донести до нас в своих сочинениях, – он пытается нам открыть глаза на нашу реальную жизнь. Мы все время куда-то спешим, за чем-то гонимся, пытаемся что-то урвать, но в реальности ничего не можем удержать в своих руках: земная жизнь уходит, и все, что мы пытаемся здесь приобрести, как песок, уходит из рук. И в итоге человек остается ни с чем, забыв о своей бессмертной душе.

Святитель Игнатий очень часто говорил, что мы – только странники на земле. Когда путешественник стремится куда-то, предпринимает какой-то путь, то если он остановился на время в гостинице, он не привязывается своей душой ни к чему в ней: он понимает, что остановился тут на самое короткое время, а после этого нужно выходить и стремиться дальше, к цели своего пути. Вот и мы такие же путники – на время находимся в этом мире, как в гостинице. И ничего невозможно взять себе: это не станет нашим достоянием, а так и останется навсегда здесь, на земле. А что же главное? Главное – наша бессмертная душа, которая либо спасется, либо погибнет.

Святитель Игнатий многократно повторял, что самое страшное обольщение, самая страшная прелесть – наше состояние, при котором мы никак не хотим признать, что мы умрем и расстанемся со всем своим земным достоянием. Мы живем на земле так, будто мы здесь бессмертны и можем бесконечно наслаждаться, бесконечно черпать земные блага, пытаться взять от жизни все, и не видим, как быстро все исчезает, уходит.

Вспоминается рассказ об одном посмертном видении. Когда святитель Игнатий покинул земной мир, прошло около 40 дней, и он явился своей духовной дочери, переводчице и писательнице Софии Ивановне Снессоревой. Она его глубоко почитала при жизни, и он является ей в видении и говорит: «Все, что я написал в своих сочинениях, – правда. Думайте о смерти, ибо земная жизнь – это сон, это иллюзия. Думайте о бессмертии». И действительно, если мы постараемся трезво взглянуть на самих себя, то мы признаем, что все наши года, которые мы прожили, ушли, как будто мы и не жили – это пролетело, как один день, и у нас ничего нет. Какой же был смысл гоняться за иллюзорными материальными благами?

Святитель Игнатий поэтому и говорил постоянно, что подлинная ценность души заключается в приобщении Богу, в стяжании добродетелей. А каждая добродетель, будь то смирение, кротость, терпение, любовь к Богу и ближним и другие добродетели, – это добрые качества души: как взять, допустим, камень и отсекать от него какие-то шероховатости, придавать ему какой-то новый вид, какое-то новое качество – как скульптор из камня высекает прекрасную статую, изваяние, и придает ей новый вид, так и христианин призван возделывать свою душу, отсекая все лишнее, все греховные страсти, чтобы наша душа обрела новое качество.

И когда душа расстается с земным телом, переходит в вечность, она предстает там с теми качествами, которые смогла стяжать за время земной жизни. Либо это греховные качества, страсти – как злые, дурные привычки, которые все время тянули к чему-то греховному, порочному, низменному, и если душа привыкла к этому, то таковой она и явится в вечности, предстанет в духовном мире. Либо же это добрые качества, добродетели, которые стали внутренним содержанием души, – и такая душа оказывается подобной Богу, поэтому и в вечности будет вместе с ним. Вот почему святитель Игнатий всегда говорил о необходимости помнить свой конечный земной предел, жить так, как будто ты скоро расстанешься с земным миром и явишься на Божий Суд. И если мы будем помнить об этом, то мы станем ответственнее в своей жизни: мы подумаем, обманывать или не обманывать других людей, пытаться ли урвать что-то себе или поступить бескорыстно, жить ради своего эгоизма или постараться все-таки преодолеть свои греховные страсти.

Вспоминается пример одного нашего современника, священнослужителя и в каком-то смысле новомученика – это священник Игорь Розин, который был убит за свою веру в 2001 г. Он прошел весьма интересный путь, был спортсменом, альпинистом, спасал людей в горах, но Господь призвал его к более высокому служению – священническому, чтобы он спасал уже души людей. За несколько лет воцерковления он был призван к священному сану. И священником он был всего лишь 2 года, а это Кабардино-Балкария.

Став священником, он успел прочитать только сочинения святителя Игнатия, у него не было много времени на то, чтобы изучать других святых отцов. Но чтение святителя стало для него не просто интересным, увлекательным чтением, а буквально опорой, внутренним содержанием его жизни. И слова святителя Игнатия он воспринял сердцем, и жизнь измерял как приготовление к вечности. Одна из последних его проповедей как раз основывалась на словах святителя Игнатия об ожидании смерти – что мы должны перед смертью приносить покаяние, и не просто покаяние, но плоды покаяния: если ты покаялся, но не явил добрых плодов покаяния, то большой вопрос, будешь ли ты спасен. И слова святителя Игнатия о смерти в каком-то смысле стали для священника Игоря Розина приготовлением к встрече с вечностью.

И в 2001 г. в храм пришел убийца, – еще за неделю отец Игорь был предупрежден о готовящемся покушении, но решил остаться на своем месте, чтобы быть со Христом. Он остался в храме – он был со Христом. Он отпустил всех других, отпустил пономаря, хотя обычно пономарь должен был наводить в это время порядок. И приходит убийца, которого с открытой душой встречает отец Игорь. Отец Игорь был физически крепким человеком, но сопротивляться он не стал. Убийца нанес ему раны ножом, и прямо в храме отец Игорь принял смерть мученика за веру Христову. И случилось это в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) – 13 мая. И это значит, что чтение творений святителя Игнатия, восприятие его духовного наследия всем своим сердцем стало для отца Игоря таким глубоким внутренним родством со святителем. И вот почему святитель сподобил его перейти в вечность именно в своей день, показав тем самым, что отец Игорь восходит туда, где и сам святитель Игнатий ныне находится, – перед Престолом Божиим.

Это очень трудно понять по-человечески: как можно так безропотно пострадать, принять такие боли и вообще умереть, расстаться с жизнью? Жизнь ведь воспринимается как всесовершенное благо для любого человека. И отец Игорь, который знал, что его убьют (его предупредили и говорили об этом), естественно, тоже переживал. И он молился, и только благодатью Божией удалось пройти этот этап. Потому что только благодать Христова может укрепить тебя в ответственный момент, иначе ты просто... Как апостол Петр не устоял, понадеялся на себя, – так и каждый из нас не сможет выстоять в минуту ответственных, сильных испытаний. И святитель Игнатий (Брянчанинов) научил отца Игоря Розина всецело предавать себя в руки Божии. Только верность Христу и помогла пройти этот путь до конца и принять венец мученический.

Еще святитель Игнатий постоянно напоминал нам, что избежать скорбей невозможно в принципе. Мы говорим про мученический венец, но ведь это удел избранников, далеко не каждому это дается, и Господь знает, кому попустить такую кончину. Но каждому из нас в нашей жизни даются какие-то скорби, и святитель Игнатий говорит, что скорби, посылаемые нам при жизни, становятся средством нашего спасения. Мы живем в эпоху, когда не можем совершить каких-то великих духовных подвигов: мы слабы по своей душе, не можем денно и нощно молиться, совершать постное делание по образцу древних святых отцов. Мы не можем быть образцом аскетической жизни, но восполняют это посылаемые нам от Бога скорби, и от нас требуется всего лишь безропотно, смиренно принять их – болезни, неудачи, какие-то жизненные лишения. Святитель Игнатий дает некий принцип, как правильно их воспринять: воспринимай каждую скорбь как очищение за совершенные тобой грехи.

«Искушения и скорби нис-посылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога: то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Каждая болезнь, каждая неприятность, каждая утрата – это некая епитимья, которую ты несешь за совершенные раньше грехопадения. И постарайся во время этой скорби уподобиться благоразумному разбойнику, который произносил: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Мне очень нравится образ, который употреблял святитель Игнатий – он сравнивал все человечество с двумя разбойниками, распятыми рядом с Господом Иисусом Христом. На самом деле, мы все и есть разбойники: мы все нарушили заповеди Божии, мы все погрешаем – просто честно посмотрите внутрь своей души, внутрь своего сердца, что там происходит, и вы тоже признáете, что мы по своей душе разбойники. И, как и те два разбойника страдали, так и все мы в жизни непременно мучаемся: непременно болеем, и иногда наши мучения кажутся нам просто невыносимыми, будто действительно какая-то голгофа.

Но обратите внимание: как по-разному восприняли свои страдания те два разбойника! Тот, что находился по левую сторону Спасителя, не хотел страдать, и он говорил: «Если Ты Сын Божий, то спаси Себя и нас», то есть «не хочу я нести эти муки, освободи меня от этого креста». Он роптал, не хотел покаянно помолиться, обратившись ко Господу, и поэтому за свое неразумие он так и погиб, хотя мучился.

Не каждое страдание спасает человека, а спасает то страдание, с которым мы соединяем наше покаяние. Примером этого является благоразумный разбойник, который в своих страданиях стал приносить покаяние Господу. Он признал себя достойным этих мук и смиренно попросил: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ». Вот такой разбойник и унаследовал жизнь вечную.

Святитель Игнатий говорит, что нас спасают не наши земные заслуги, не наша внешняя добропорядочность: любой человек хочет выглядеть порядочным перед всеми остальными. А спасает нас искреннее сердечное покаяние. Еще часто святитель говорил, что спасают человека не мирские добрые дела, а спасают его евангельские добродетели. Как спасся мытарь? Разве он спасся своей земной добропорядочностью? Разве мог он похвалиться земными делами? Он спасся смиренной покаянной молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному». Как спасся благоразумный разбойник? Он спасся исповеданием Христа: страдая на кресте, он исповедовал Спасителя. Вот это исповедание Господа в страданиях и есть евангельская добродетель. Покаяние – это тоже евангельская добродетель. Вот этим мы и можем спасти свои души, очиститься и быть вместе со Христом.

Говорить о духовных наставлениях святителя Игнатия (Брянчанинова) можно очень долго, и, признаюсь честно, когда я беру в руки его творения и размышляю о его духовных наставлениях, то понимаю, что передать всю их глубину невозможно; по своей личной жизни я не дотягиваю до того духовного уровня, который свойственен святителю Игнатию и запечатлен в его творениях, и выразить всю глубину его учения нашими словами невозможно, поэтому самое главное – это, наверное, хотя бы иногда находить время и брать в руки творения святителя Игнатия (Брянчанинова), читать хотя бы понемножку и воспринимать их как его личное обращение к нам: его письмо из вечности, обращенное к нам, живущим еще здесь, на земле.

А время очень быстро идет, и мы скоро расстанемся с нашим земным бытием, и будем ли мы вместе со святителем Игнатием – большой вопрос. Поэтому главная задача нашей духовной жизни –прекратить бесконечную спешку, погоню за земными призраками, постараться хотя бы на какое-то время внутренне собраться и, следуя духовным наставлениям святителя, всецело покаянно обратиться ко Господу, чтобы очистить свои души и постараться ценить отведенное нам время, дабы каждое мгновение быть своей душой с Господом Иисусом Христом.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс