Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (923) → Епископ Среднеуральский Евгений: Царские дни 2017 года

Епископ Среднеуральский Евгений: Царские дни 2017 года

№26 (923) / 11 июля ‘17

Архипастырь

Близится день памяти Святых Царственных Страстотерпцев, 17 июля, – особенный для всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. И это совершенно особое время для Екатеринбурга – города, где совершилось злодеяние – убийство Царской Семьи. Здесь вовсю идет подготовка к фестивалю «Царские дни», который включает в себя ночную Божественную литургию в день памяти Святых Царственных Страстотерпцев, крестный ход к монастырю в их честь и многие другие культурно– и духовно-просветительские мероприятия. Предлагаю поговорить об этом: времени остается немного, а некоторые мероприятия уже сейчас начинаются. Владыка, что самое главное в Царские дни?

– Вообще, очень много аналогий между ночью с 16 на 17 июля каждого года, когда мы вспоминаем убиение Царской Семьи, и между ночью с Великой Субботы на Светлое Христово Воскресение, то есть с Пасхальной ночью. Оба события предваряют дни встречи самой величайшей святости и глубины просто с бездной зла, которая вмещается в людях. Святость и бесовщина сталкиваются.

Гефсиманская молитва Спасителя в Великую Пятницы, суд над Ним, распятие, погребение, мрак Великой Пятница, тишина и трагедия Великой Субботы – это переживает каждый христианин во всем мире. А мы в России имеем возможность еще раз все это пережить, но уже тогда, когда вспоминаем жизнь, а, точнее, житие Святой Царской Семьи. Последние их дни (гефсиманские, голгофские) прошли именно в Екатеринбурге, поэтому здесь это воспоминание особенно ярко переживается.

Но после распятия, погребения следует Воскресение, величайшее торжество, победа Бога над всем отступлением, победа святости над злом, жизни над смертью. И это же происходит, когда мы говорим о Царской Семье, поскольку то, что произошло в Ипатьевском подвале в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, тоже своего рода жертва и искупление грехов нашего народа. И мы понимаем, что не какого-то народа, а нашего народа, и я – не человек, который под лопухом родился и вырос, а мы все – русский народ, и эта жертва за нас была принесена. Если мы правильно воспринимаем это, верно относимся к тому, что произошло, мы имеем возможность соприкоснуться c той победной силой, которую в себе несла Царская Семья. Это встреча с победой над злом.

Император Николай в одном из своих писем писал, что зла в мире будет все больше и больше. И мы это видим, переживаем, об этом много говорят. Можно говорить про чипы, про засилье зла во всех средствах массовой информации, во всех эшелонах мировой власти, его становится больше и больше, – но сказаны были пророческие слова, что не зло победит и не злом надо бороться со злом, а победит добро, любовь, и Государь это доподлинно явил. И когда мы вспоминаем эти события, когда знакомимся с житием Императора Николая Александровича Романова, его святой Семьи, верных его слуг и многих иных новомучеников (но все-таки здесь острие), то мы к этой силе становимся причастны, мы в своей жизни имеем возможность побеждать смерть, зло той же любовью, которую в себе носил Государь.

Вы сказали: фестиваль, Царские дни. Я избегаю этого слова «фестиваль» – в моем понимании это все-таки какое-то шоу, – а здесь, скорее, не фестиваль, а просто Царские дни, как мы говорим про страстные дни, к которым должны подготовиться. Как мы готовимся к Пасхе? Есть много способов: соблюдаем пост, читаем Священное Писание, исповедуемся. У нас есть такая же возможность подготовиться к Царским дням и этого, и следующего года: почитать житие Святых Царственных Страстотерпцев, попытаться отделить хотя бы в своем сознании ту громаду лжи, которую нам вливали и по сей день вливают в мозги о Царе, о его жизни, о Царской Семье, о России, и попытаться эти крупицы доступной истины осознать, найти, расчистить. И этих крупиц хватит, чтобы нам освятиться самим и поделиться светом с окружающими нас людьми.

Вот такая подготовка. И, конечно же, покаяние. Только я не сторонник того, чтобы это делать внешне. Есть люди, которые свой зов сердца к тому, чтобы покаяться за тот грех, что сделал наш народ, воплощают в такой форме, что собираются в каком-то условленном месте и день за днем читают покаянные молитвы, приносят вот такое покаяние за убиение Царской Семьи. Такую форму они выбрали, мы с уважением к этому относимся, но не всякому эта форма доступна, а покаяние может иметь различные формы – например, отказ от привычной лжи, от привычных штампов. Если говорят, что Император был «кровавый» или «слабовольный», постараться найти для себя ответы, чем я могу убедить, что Император Николай был человеком сильной воли, высочайшего достоинства, колоссальной любви к Отечеству, мудрым, сильным политиком, не интриганом, глубоко верующим человеком.

Попытаться, читая литературу о Царской Семье, не просто понять, а стать носителями этих истин, потом этой истиной уже руководствоваться в своей жизни, подражать идеалам христианина, которые мы видим в жизни Государя. Чтобы семейный человек подражал доброте семейной жизни – это деятельное покаяние, чтобы человек одинокий подражал Императору в том, когда он был один, в одиночестве (он же многократно был в командировках, военных походах). О том достоинстве, с которым он проходил свой жизненный путь, можно прочитать в его дневниках. То есть перенести на свою жизнь те образцы христианского жития, которые мы видим в житии Императора Николая II.

Если такая подготовка будет предшествовать Царским дням 2017 года и 2018-го, то это будет реальным покаянием хотя бы одного человека в нашем народе. А если двое или трое или какое-то большее число таким образом будут свою жизнь устраивать, то, конечно, такое покаяние не сможет пройти незамеченным перед Лицом Божиим, оно будет принято, Господь может смилостивиться над нашими семьями, нашими жизненными путями и нашим народом. Это очень значимое событие в эти дни.

Достаточно часто, когда люди относятся к Царской Семье с уважением и почитанием, можно встретить упрек, обвинение в ереси царебожия. В частности, когда называют место их мученической кончины «Екатеринбургской голгофой» и когда идет некое сравнение между распятием Христа и убийством Царской Семьи. Где качественное и принципиальное отличие ереси царебожия и правильного почитания Царственных Страстотерпцев как святых?

– Это не ново. Такое человеческое стремление переступить черту правильных отношений между Богом и человеком и уйти в лжеучения вовсю цвело уже в апостольские времена. Мы читаем у апостола, что кто-то говорит: «Я Аполлосов, а я Павлов». Да, мы научены кто Павлом, кто Аполлосом, кто-то научен правильной жизни Государем Николаем, но все мы Христовы. Бог есть Бог, и спасение, которое Господь совершил, не может сделать никакой человек, как бы он ни был свят, велик. Он свят и велик перед Богом, а дело нашего спасения совершил Господь. Если смешивать и говорить, что Царь является в полной мере подобием Христа, потому что он принес жертву, которая искупила грехи рода человеческого, то тем самым мы элементарно обесцениваем, умаляем Жертву Христову.

Апостолы, которых распинали, сжигали, с которых снимали живьем кожу, не стремились к тому, чтобы утверждать, что своей жертвой они замещают Жертву Христову. Апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным той Жертвы, которую Господь за него принес. Сами апостолы говорят: «Вы не Павловы и не Аполлосовы – вы Христовы». Как печалился святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда видел людей, своих современников, которые возводили его в роль почти что божества (была такая секта иоаннитов, которые почитали Иоанна Кронштадтского, как бога). Он очень резко и жестко отвергал этих людей.

Есть горячие головы, которые сегодня, не задумываясь о смысле Жертвы Христовой и жертвы царской, все перемешивают, а потом еще начинают этому учить людей, не окрепших в христианском сознании и разу-ме. Конечно, это неправильно. Есть такая поговорка: если не очень умного человека заставить Богу молиться, то он может повредить себе лоб – будет так сильно стучать головой о землю, что травму себе нанесет. Все должно быть разумным. А если у кого-то из людей есть сомнения, сейчас достаточно много пишется о Царской Семье, о событиях столетней давности. Кто-то пишет действительно очень достойные исторические духовные произведения, а кто-то пишет оголтелую пропаганду. Люди читают, это все смешивается в сознании, получается каша, и возникает такое царебожие или какой-то фанатизм.

Вопрос телезрителя из Курской области: – Конечно, ужас, который был в Ипатьевском доме, расстрел Царя и его семьи, – это очень плохое дело. А если бы через несколько дней пришла армия Колчака (а ведь она шла туда, и у большевиков был вопрос, что делать с Царем – отправлять его обратно в тыл или просто избавиться от него, вдруг знаменем его поднимут?) А у Колчака, как мы знаем, не было желания иметь дело с Царем, белые его все равно расстреляли бы. Было бы тогда это страданием, если бы уже не большевики расстреляли, а белые? Всего два-три генерала и было, которые могли бы спасти его, но не в тот момент.
И еще один вопрос: Святейший Патриарх АлексийII однажды сказал, что беспощадно расстрижет того попа или наложит епитимью на того мирянина, который скажет такую чушь, что своим страданием Царь спас Россию. Выходит, что Христос спас мир, но кроме России, и только Царь ее спас? И, простите, я, как историк, не могу согласиться с тем, что Царь страдал за Православие, ведь его расстреляли чисто по политическим причинам. Не только я такой вопрос задаю, – буквально все. Я не молчу, что он, конечно, не любил крестьян, не любил сильно русский народ. Давайте это признаем, это факт. До 1905 года он несколько раз принимал указы бить крестьян беспощадно, только потом, после «Кровавого воскресенья», сказал прекращать, и так далее...».

– Давайте начнем с первого вопроса, что если бы... Как историк, вы знаете, что история такая штука, с которой нужно быть аккуратным, что она не терпит сослагательного наклонения «а что было бы, если бы...». Если бы Иуда взял и не предал Христа… А что было бы, если бы Иуда не повесился, а принес покаяние? Это человеческие вопросы и детские рассуждения. «А что было бы, если бы я сегодня был космонавтом?» – спрашивает маленький ребенок и начинает мечтать на эту тему, а взрослый смотрит на это мечтание и понимает, что ребенок не может сейчас стать космонавтом: это колоссальный труд, надо вырасти, прежде чем достигнуть этой цели (а когда ты станешь взрослым, может, и не захочешь быть космонавтом).

«Что было бы, если бы пришли белые и освободили Ипатьевский дом?» Под словом «белые» или «красные» скрывается большая часть народа. Это народ, сплоченный вокруг одной или другой идеи: идея белого движения в разных частях страны и у разных командиров была одной, а у красных командиров, которые находились на востоке или в Москве, были совершенно другие идеи. Интересный факт мне рассказал один историк: на востоке страны раздавались листовки через комиссаров, в них призывали народ вступать в красное движение и провозглашалось, что они дадут землю крестьянам, фабрики рабочим и вернут Царя-батюшку (эти листовки до сих пор сохранены, вот такой обман закладывали). Они знали, насколько народ любит Царя-батюшку, и, желая привлечь людей под свои знамена, врали, что дадут землю крестьянам, хотя она уже у крестьян была и законы Российской империи начала XX века давали колоссальные права и возможности, не просто теоретические – это была практическая реализация, которая вообще редко где в мире давалась, чтобы крестьянину получить землю, и не просто кусок земли в голом поле, а с подведенной дорогой, с построенным магазином, больницей и школой. Не поленитесь – почитайте, как программа, сформированная Николаем II, Святым Страстотерпцем, реализовывалась по стране.

Можно предполагать, что было бы, но наши любые догадки будут как вилами по воде или пальцем по киселю. Вы знаете, что когда совершался суд над Христом, очень много людей кричали: «Распни, распни, мы хотим этого, нам не нужен царь, у нас есть царь – кесарь! Отпустите вора, разбойника!» Это кричали богатые и бедные, знатные и простые, фарисеи, саддукеи – в этом порыве они все были едины, сочетали некий посыл врага рода человеческого, который был посеян в их серд-цах, где царил грех.

И если бы какая-то партия (например, фарисеи) сказала: «Нет, а мы за Христа»… А если бы еще кто-то присоединился… Но ведь, обратите внимание, Церковь никогда не занимается рассуждением на тему: а что было бы… Христос мог призвать двенадцать легионов ангелов, которые всех ненавистников Христовых просто разорвали бы в клочья. Но Он этого не делает, потому что желает, чтобы эта Жертва за род человеческий была принесена. Если говорим о Государе Николае Александровиче, у него и его семьи были возможности выехать из России, покинуть ее. Если бы он этого очень хотел, то он бы добился такого результата (у Елисаветы Феодоровны Романовой была возможность – и не одна – покинуть Россию, но она остается, говорит: «Россия для меня как больной ребенок, и я желаю целиком соединить свою судьбу с судьбой России»). Это была сознательная, добровольная личная жертва как христианина и личная жертва, ответственность как Государя, Императора Всероссийского.

Эту тему очень хорошо проработал Петр Валентинович Мультатули, правнук повара Ивана Харитонова, который был расстрелян в Ипатьевском подвале. Он посвятил этому свою жизнь, защитил историческую диссертацию, которая посвящена именно судьбе Императора Николая II. И он очень убедительно показывает и доказывает то, что связано с отречением: что как такового отречения не было – Государь не отрекался ни от престола, ни от народа. Народ, в течение десятилетий остывавший в любви к Христу, уходил от любви к своему Государю, любившему Христа. И пропасть становилась все больше и больше.

Если бы в Ипатьевском подвале Государя и его семью растерзали не люди, которые были объединены Яковом Свердловым, а люди, объединенные ненавистью под флагами какого-нибудь атамана, от этого жертва, которую принес Государь, ни на грамм не уменьшилась бы и его венец не потускнел бы ни на один люмен. Государь любил свой народ, и он себя принес в жертву. А его семья не насильно там находилась. Почитайте, какие письма, какие дневники, какие воспоминания об их отношениях: они были как одно целое, как малая Церковь, которая приносит себя в жертву за Христа и народ. Они любили друг друга, любили народ, и этой любовью они вошли в Царство Небесное.

А иные свидетельства, о которых вы говорите, – что Царь не любил народ, ненавидел крестьян, – даже как-то горько и обидно слышать. Любой историк чем отличается от обычного смертного? Если серьезный, настоящий историк будет опираться на пласт свидетельств, изданных или сохраненных в архивах в Советском Союзе в XX веке, то можно с вероятностью, которая равна единице, сказать, что такой историк будет ненавистником Государя, что он будет убежден в его слабоволии, в его ненависти к народу, в его страстях и пороках, и такой историк напишет сюжет для фильма «Матильда» или подобного пасквиля.

Но если не полениться и посмотреть немного шире, поискать и почитать, что писали о Государе его современники, что о нем писали его современники за рубежом, родственники, друзья, враги (а документы в европейских, американских архивах не претерпевали идеологической засолки и переварки, как какие-то щи), – в них отражена такая любовь человека, который управлял страной.

Вы уж простите, я такие нравоучения говорю...

Думаю, у вас есть позиция, свой жизненный опыт, но очень вам рекомендую все-таки хотя бы на время некие стереотипы и убеждения, которые сформировались, просто отложить в сторону, почитать труды Петра Валентиновича Мультатули – познакомиться с замечательным историком, человеком, который сегодня очень радеет о сохранении и распространении в нашем народе отечественной истории. Это и профессор, генерал Л.П.Решетников, некогда директор Российского института стратегических исследований, а сегодня основатель исторического общества «Двуглавый орел». Они собрали колоссальный пласт этой литературы, информации из европейских архивов. Почитайте, вы много нового для себя откроете, задумаетесь, а потом сможете сравнить то, что как бы отложили в сторону – ваш багаж знаний, накопленный за жизнь с некими стереотипами – и то новое, к чему вы еще не прикасались.

Я вас приглашаю посетить Екатеринбург, монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, музей, который был открыт в прошлом году – колоссальное собрание свидетельств о жизни Императора Николая и его правлении! Много интересного вы, как историк, почерпнете в беседе с директором, основателем этого музея, тоже историком, человеком, который свою жизнь посвятил изучению Царской Семьи.

Сейчас говорят, что у нас в обществе до сих пор красные и белые друг другу противостоят. Бывает, что не в обществе, а в человеке гражданская война до сих пор продолжается… Может быть, такое соприкосновение с интересными свидетельствами, фактами и людьми остановит гражданскую войну в вашей душе, и вы сумеете с уважением относиться и к вашим учителям, и к истории России и Советского Союза XX века, и к тому, что было до Великой Октябрьской социалистической революции, и к тем величайшим людям, которые жили тогда.

Я знаю людей, обвиняющих Христа в том, как бездарно Он провел время, ведь столько у Него было ресурсов, такие чудеса (Он мог хлеб из камней делать, людей питать), мог объединить народ такой идеей, мог создать такое государство… А Он что сделал? И Сам погиб, и апостолы Его были в уничижении. Вот так взирают, так смотрят на историю спасения рода человеческого, на ту историю, перед которой мы благоговеем. Собственно, это история нашего спасения. То же самое, такой же взгляд, к сожалению, бывает и на житие Императора Николая Александровича.

У нас осталось буквально несколько минут до окончания эфира. Наверное, стоит наших зрителей еще раз призвать приехать на Царские дни в Екатеринбург...

– Дорогие братья и сестры, те, кто имеет возможность и желание приехать, – конечно же, приезжайте. Напоминаю, что 16 июля Царские дни начнутся в 13 часов с крестного хода от храма Порт-Артурской Иконы Божией Матери. Храм построен на том месте, где стопы Государя Николая и его семьи встали на екатеринбургскую землю: в этом месте он сошел с поезда на станции Шарташ. И крестный ход пройдет тем маршрутом, которым автомобиль перевозил Царскую Семью в Ипатьевский дом, к Храму-на-Крови, построенному на месте этого дома.

Когда крестный ход придет к Храму-на-Крови, в 16 часов начнется малая вечерня с чтением акафиста Святым Царственным Страстотерпцам, а сразу после окончания начнется всенощное бдение, будем молиться Богу и этим святым угодникам на месте их убиения. В полночь на улице перед храмом начнется Божественная литургия, которая, окончившись примерно в два или в половине третьего ночи, перейдет в крестный ход по тому пути, которым грузовик с истекающими кровью телами Царственных Страстотерпцев двигался от Ипатьевского дома в урочище Ганина Яма, где царские мощи варварским образом сжигались. Приглашаем прийти, проследовать этим путем.

Но если нет такой возможности, если не получается приехать в Екатеринбург, нет ни грамма для расстройства, потому что в эти дни во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершаться ровно такая же молитва. В каких-то храмах уже сложилась традиция совершения ночной Литургии, где-то она пройдет в обычное время. Но если каждый из нас лично поучаствует, почитав житие Святых Царственных Страстотерпцев, их дневники, помолившись им заранее, это будет наше участие и в крестном ходе, и во всенощном бдении, и во всех торжествах.

И напоминаем, что в следующем году, в год столетия убийства, тех, у кого будет возможность приехать или прийти поучаствовать в воспоминаниях этих трагических событий, тоже приглашаем. Думаем, это в любом случае будет лично для нас полезно и будет неким свидетельством объединения нашего народа в деле умилостивления Бога и прославления Его святых угодников.

Даст Бог, телеканал «Союз» будет вести прямые трансляции всенощного бдения и ночной Божественной литургии около Храма-на-Крови. Возможно, ночью будут и прямые включения с крестного хода, монастыря на Ганиной Яме. Поэтому те, кто захотят быть свидетелями этих событий, смотрите вечером телеканал «Союз» – и будете сопричастны торжествам в воспоминание о гибели Святой Царской Семьи.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс