Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (923) → Протоиерей Олег Стеняев: Заповеди блаженств, как нравственный кодекс христианина

Протоиерей Олег Стеняев: Заповеди блаженств, как нравственный кодекс христианина

№26 (923) / 11 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №25 (922) 2017

Как соотносится человеческое милосердие и прощение Божие?

– Мы должны прощать, потому что сами нуждаемся в прощении. Мера того, как мы относимся к другим, – это мера того, как Бог может отнестись к нам. И мы сами просим Его об этом в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Если, ежедневно читая молитву «Отче наш», мы не оставляем должникам нашим, враждуем против них, злимся на них, то проклинаем себя. Мы умоляем Бога, чтобы Он отнесся к нам так, как мы относимся к этим людям: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».

С другой стороны, милостыня – широкое понятие. Милостыня – это и благотворительность, «цдака» по-еврейски (а слово «цдака» очень близко к слову из библейского иврита «цадик» – праведник). То есть настоящая праведность – заниматься благотворительностью, помогать людям. Праведник – это цельный человек, живущий в согласии с другими людьми, проявляющий заботу о них.

Благотворение должно быть самое разное. Феофилакт пишет: у тебя нет денег, ты не можешь помочь пищей – поддержи человека добрым словом, улыбкой, хорошим расположением. Сейчас люди мало общаются друг с другом. Иногда бабушки идут ко мне как бы за советом, а на самом деле потому, что они устали от одиночества. Когда они задают свой «вопрос», они просто хотят высказаться, и я могу 20 минут просто слушать их. Когда такая бабушка выскажет все, что у нее наболело на сердце, я ее благословляю и говорю: «Спаси тебя Господь! Тебе легче стало?» Она говорит: «Ой как полегчало!» А потом отходит и говорит другой бабушке: «Какие хорошие советы дает отец Олег».

Никто никого не слушает в этом мире, каждый занят самим собой. Мы не успели выйти из коммунистического Египта, не успели дойти до православного Ханаана, как нам в пустыне безверия подсунули культ золотого тельца, и мы хороводим вокруг новой национальной идеи – обогащения. «Каждый за себя и каждый против другого» – это философия гедонизма, и в такое время мы должны быть особо внимательными друг к другу. Очень важно проявлять внимание к тем, с кем мы общаемся ежедневно.

Мы должны быть, в первую очередь, внимательными, добрыми не во время каких-то официальных приемов, встреч с людьми, которых мы, может быть, и не знаем, а с нашими домашними, нашими детьми. Сказано в Библии: не раздражайте детей ваших. Детям заповедь: почитай отца и мать. Заповедь жене: жена да убоится мужа. Заповедь мужу – обращаться с женой как с немощнейшим сосудом. Очень важно быть внимательными, добрыми, именно милосердными по отношению к каждому человеку, с кем мы соприкасаемся в этой жизни. И к домашним прежде всего, ибо сказано у апостола Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. А когда я слышу по телевизору, что преступление было совершено на бытовой почве, это самое страшное преступление: это значит, кто-то убил мать, брат убил брата, а кто-то подрался с дедом – самые ужасные преступления, на это надо реагировать.

Но давайте перейдем к следующей заповеди блаженств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Чистые сердцем – это высокий идеал. Достижим ли он в жизни человека?

– Я часто вспоминаю текст из Писания, когда апостолы шли за Иисусом Христом и спросили, кто может спастись. Повернувшись к ним, Он сказал: «Человекам это невозможно». Но тут же добавил: «…но не Богу, ибо Богу все возможно». Очищение нашего внутреннего мира совершается во врачующих таинствах Церкви. Когда человек крестится, это неповторяемое таинство – он становится абсолютно чист после Крещения. Хорошо было бы, если бы мы потом не грешили, но на этот случай есть таинство Исповеди – Исповедь тоже очищает нас; таинство Причастия попаляет саму склонность ко греху, терния прегрешений; в таинстве Соборования с нас снимаются забытые грехи. То есть в Церкви есть необходимые средства, реально нас очищающие. Мы не должны пренебрегать ими. Даже окроплением святой водой, даже благословением священника (тем более епископа), целованием креста… В Древней Церкви считали, что участие в этих действиях снимает простительные грехи, а если смертный грех – обязательна Исповедь. Таким образом, в Церкви есть все средства, чтобы человек очищал свой внутренний мир, выражением которого и является слово «сердце».

И следующая заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Слово «миротворцы» здесь, естественно, употребляется не в политическом смысле.

– Да, сейчас есть даже миро-творческие войска.

Каков смысл слова «миротворцы» в Евангелии?

– В религиозном смысле слова миротворец – это человек, помогающий другому человеку примириться с Богом. Средство примирения с Богом – Сам Христос, как сказано: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. А возможность засвидетельствовать о Христе и привести ко Христу – это проповедь Евангелия. Так что миротворцами будут бабушка, которая воспитывает внука, рассказывает ему какие-то духовные истории и учит молитвам, школьник, который беседует о Боге с соседом по парте. Миротворцем может оказаться студент, который в общежитии единственный верующий, но старается и другим рассказывать о своей вере. Миротворцем должен быть каждый священнослужитель, приводящий людей, как пастырь, к Богу. И, конечно, миротворец – миссионер, проповедник Евангелия, помогающий людям примириться с Богом.

В Новом Завете сказано, что мир происходит от Бога Отца и Господа Иисуса Христа (Тит. 1, 4). Это подлинный мир. А мир в политическом смысле, когда заключают перемирие, – это обычно подготовка к новой войне: надо переправить технику с одного места на другое, провести перегруппировку сил. Это не мир в евангельском прочтении и понимании.

Следующая заповедь блаженств: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». И как продолжение: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

А если человека гонят за его грехи и недостатки? В каком случае гонение делает человека блаженным?

– Имеется в виду, когда человек страдает как христианин. Об этом сказано в Новом Завете: Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Поэтому, когда мы страдаем за свои грехи (а человек всегда страдает за свои грехи), болезнь, наказание и страдание, какие-то неприятности – это все следствие неправильного образа жизни.

Сейчас идет Петровский пост, мы вспоминаем первые масштабные гонения на христиан в дни императора Нерона. Римские историки описывают, что это был такой странный человек, который все время искал вдохновения и не находил его. Однажды он решил написать поэму о гибели Трои, но вспомнил, что никогда не видел горящего города, и, чтобы вдохновиться, приказал поджечь Рим. И центурионы подожгли город Рим с разных сторон. Погибло много людей, толпа бросилась к императору требовать наказать поджигателей. Надо было кого-то обвинить, и Поппея Сабина нашептала императору Нерону обвинить в поджоге Рима христиан. Тогда стали хватать мужчин, женщин, детей, стариков и бросать на арену римского цирка. И когда они выходили на арену цирка, они пели псалмы, чтобы все видели, что они страдают за Христа.

Были схвачены первоверховные апостолы Петр и Павел. Апостол Петр был распят на кресте. Когда его распинали за веру в Евангелие, он сказал: «Я не достоин быть распят, как мой Божественный Учитель, распните меня вниз головой», и римляне распяли этого пожилого человека на Ватиканском холме вниз головой. Апостол Павел был римский гражданин; ему отрубили голову. Это как раз и было то, о чем говорит Христос: радуйтесь и веселитесь, велика ваша награда на небесах, если кто сподобится пострадать за свою веру. Но это дается не каждому.

И блаженный Феофилакт задается интересным вопросом: вы знаете, почему первыми мучениками за Христа стали Вифлеемские младенцы, которых повелел избить царь Ирод? Чтобы сподобиться мученичества, надо иметь чистую душу, как у младенца, а если кто-то страдает за свои грехи, это боль за собственный грех. Впрочем, она тоже приносит пользу. Во-первых, сказано: страдающий плотию перестает грешить. А во-вторых, есть закон «за одно дважды не наказывают» – если человек пострадает за какие-то свои преступления, он как бы уже понес и наказание.

Скажите, как соотносятся заповеди блаженств с мирским пониманием блага и счастья?

– А они не соотносятся. В христианстве блаженны нищие, в миру – богатые. В христианстве блаженны плачущие, в миру – хохочущие. В христианстве блаженны кроткие, в миру – наглые. В христианстве блаженны алчущие и жаждущие, в миру – насытившиеся, переевшие. В христианстве – милостивые, в миру – скаредные, жадные. В христианстве блаженны чистые сердцем, в миру – те, которые испытали в жизни все, – гедонисты. В христианстве блаженны миротворцы, в миру – агрессоры. В христианстве блаженны изгнанные за правду, в миру – гонители.

Есть два града, как писал Августин Блаженный: один град Божий, другой – дьявола. Точно так же есть два народа: народ Божий и народ дьявола. Но пока у нас есть возможность, мы будем благовествовать Евангелие даже тем, кто живет по законам падшего мира, чтобы они вкусили сладость Евангельских заповедей блаженств и приняли то блаженство, которое неизменно: начавшись в земной жизни, оно будет продолжаться и в жизни вечной.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475