Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Диакон Павел Сержантов: Если есть воля Божия исцелить – пусть я буду исцелен

Диакон Павел Сержантов: Если есть воля Божия исцелить – пусть я буду исцелен

№22 (919) / 13 июня ‘17

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №21 (918) 2017

– «Учение о Церкви» – с этой темой, одной из ключевых в церковной догматике, нас знакомит кандидат философских наук диакон Павел Сержантов. И сегодня он продолжит говорить о тάинственной жизни Церкви – о тех таинствах, через которые христианам сообщается невидимая Божественная благодать, или спасительная сила Божия. Но без участия в жизни Церкви, без участия в ее таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии, спастись невозможно. И об этом необходимо помнить.

На прошлом уроке мы сказали, что православные авторы часто говорят о семи таинствах Церкви. Число 7 в Библии символизирует полноту, и полнота благодати подается в Церкви через таинства Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Покаяния, Священства, Брака и Елеосвящения. Из рассказа отца Павла мы узнали об этих таинствах – кроме Соборования (так еще называют таинство Елеосвящения). И со знакомства с ним отец Павел начнет сегодняшний урок, а затем перейдет к заключительной теме своего курса – «Эсхатология».

В этом разделе догматики раскрывается православное учение о конечных судьбах мира и человека, о событиях последнего времени, Втором Пришествии Господа, воскресении мертвых и кончине мира, о начале Царства славы и вечной жизни. Таким образом, мы узнаем о завершении великого процесса, начало которого изложено на первых страницах Книги Бытие.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Мы с вами еще одно таинство назовем – Соборование, которое в XVII–XIX веках достаточно редко совершалось и воспринималось как бессмертное таинство, когда человек уже люто заболел, уже готовится: то ли Господь уже призывает его, то ли все-таки ему еще пожить.

Сейчас таинство Соборования понимается гораздо шире и к нему люди приступают не обязательно перед смертью, в какой-то опасности для жизни, но и когда они просто больны: некоторые приступают к нему как к регулярному таинству, но суть его понятна и обозначена уже в Новом Завете у апостола Иакова – также если кто болен, пусть позовет пресвитеров церковных, и они помажут его маслом.

Масло с древних времен и до сих пор – это не только продукт, который мы кушаем, но и то, чем мы лечимся. Посмотрите – мази же на основе маслянистых веществ, и это совершенно естественное употребление масла. Оно складывается со сверхъестественным, благодатным, когда человек помазывается освященным маслом, маслом из таинства, и просит у Бога об исцелении или просит у Бога, чтобы его страдания болезненные были ему во благо – они же не всегда бывают во благо.

Есть болезнь, которая человека приводит к христианскому смирению, и несмотря на всю ее мучительность, на все очевидные минусы, приходится сталкиваться с тем, что человек говорит: «Слава Богу, что я заболел».

Однажды мне довелось прочитать, что человек сказал: «Слава Богу, что я раком заболела» – и впоследствии умер. Вот это да. Имеется в виду что? Что обнаружилось онкологическое заболевание и женщина поняла, что смерть не за горами. Она пересмотрела свою жизнь, свои взгляды на веру, она обратилась к Богу – и началась у нее жизнь с Богом. Она поняла до какой степени вот эта жизнь без Бога была пустым времяпровождением. И поэтому, несмотря на то, что пришли муки и такое тяжелое время, оно было скрашено присутствием Бога – поэтому она сказала: «Слава Богу, что я заболела». Это было сказано изнутри. И похожего рода признания иногда встречаются, когда люди попадают в тяжелые обстоятельства жизни и потом говорят, что в этом есть смысл.

Поэтому таинство Соборования имеет еще и то измерение, что мы не только просим исцеления, но мы просим, чтобы воля Его совершилась: есть воля исцелить – пусть я буду исцелен. Если нет воли быть исцеленным, то пусть мне болезнь будет во вразумление, во спасение души. И бывают случаи, когда человек на пути жизненном встречает очень серьезную болезнь и имеет мужество ее принять, как от руки Божией. Для него начинается период очень интенсивной духовной жизни, и батюшка, который потом уже его отпевает, говорит: «Слушайте, это мученик просто», т.е. человек, который умеет увидеть Промысел и в этом и болезнь его как бы подталкивает к жизни в потоке Промысла Божиего, – такой человек выходит на какую-то высоту святости. Такое встречается не раз. Мне приходилось подобного рода слова от священников слышать.

Мы просим, чтобы болезнь была для нас наполнена смыслом, чтобы она нашу душу пестовала, выращивала, чтобы мы в Боге росли, даже через вот эту ниспосланную нам болезнь.

У архимандрита Иоанна (Крестьянкина) встречаются слова о болезни, которая приходит к человеку и тяжело переживается, что это может быть епитимья от Бога. Вдумаетесь в это осмысление! Мы знаем, что такое епитимья от священника: если я совершаю какой-то очень тяжелый грех, а священник видит, что я покаялся в этом, но как бы меня это не пронимает – и может дать мне епитимью, т.е. какое-то лекарство для моей души, чтобы я лучше почувствовал это грех – лучше пришел к покаянию (может быть, это чтение покаянного канона или какие-то другие формы епитимьи).

Но есть епитимья, которую Сам Бог дает в виде болезни – и болезнь тогда оказывается лекарством для души – бывает так, что болезнь тела для души оказывается лекарством. Может быть, это прозвучит необычно, где-то скандально, для кого-то это слово может показаться жестоким, но вообще в это стоит вдуматься: такое бывает.

В Церкви помимо общей молитвы, чтения Писания, помимо духовной жизни отдельных людей и каких-то общинных событий, есть жизнь в таинствах, она очень важна; измерение жизни Церкви именно в таинствах очень и очень важно. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Дивен Бог во святых Своих

По молитвам преподобного Нила

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс