Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (898) → Диакон Павел Сержантов: Христос считает Себя Богом, потому что это правда

Диакон Павел Сержантов: Христос считает Себя Богом, потому что это правда

№1 (898) / 2 января ‘17

Догматическое богословие

Продолжение.Начало в №8 (857) – №48 (897)

– Мы продолжаем знакомство с ключевыми темами церковной догматики. На ближайших уроках кандидат философских наук диакон Павел Сержантов предложит нашему вниманию тему – не просто ключевую, а одну из основных в православном богословии: учение о Христе, или христология. Сегодня речь пойдет о еретических заблуждениях относительно учения о Лице Господа Иисуса Христа, которые имели место в прошлом, влиянии, какое оказывали они на верующих и существуют ли подобные заблуждения сегодня.

Отец Павел упомянул, что некоторые люди и в былые времена, и в наши дни дерзают называть себя богами и предлагают другим почитать их за таковых. Но окружающие таким самозванцам, как правило, не верят – и есть на то причины.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Надо смотреть. Один человек считает себя богом, потому что он гордый, а Христос считает Себя Богом, потому что это правда. И Он совсем не гордый, а даже, напротив, смиренен. Христос другой, там нет самообожествления и там нет безумия. Человек больной может считать себя Богом, может считать себя Наполеоном, но Христос – это уже заведомо здоровый Человек. Адекватность, вменяемость, здравомыслие – там все.

Посмотрите хотя бы на то, как Он ведет споры – они не могут Его победить: Ему готовят какие-то логические ловушки, а Он в них не попадает. Помните эти эпизоды? Это здравомыслие? Здравомыслие, конечно. Сражаясь с Ним на интеллектуальном поле, они не могут выиграть. Помните этот вопрос: «Платить подати или нет?». В стране сложная ситуация – она оккупирована римскими войсками, при этом люди понимают, что у них какая-то особая судьба, что это не нормально, что они ждут мессию. И вот вопрос такой: нам кесаря признавать или нет?

Расчет очень простой: если Он ответит, что подать надо платить, значит, «Ты не Христос – тем самым Ты признал, что Ты не Христос, Ты такой же раб римлян – чужаков и язычников». Тем самым влияние на народ стремительно падает. А если не надо платить – это предмет для доноса. Он призывает не платить римлянам подать – это государственное преступление: «Тебя есть в чем обвинить. Ты бунтовщик и с Тобой разберутся». Естественно, жестоко, поскольку фигура влиятельная.

Хитрая затея? Да, беспроигрышная: так ответил – плохо, иначе ответил – тоже плохо. Вариантов нет. Они приходят с этим вопросом, и что в итоге? С чем пришли, с тем и ушли, потому что Он говорит: «Принесите мне монету», они принесли монету. «Чье здесь изображение и чье здесь надписание?». Отвечают: «Кесарево». Он говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». И все. Все ловушки расставлены, а Он ни в одну не попал. Это здравый смысл, это сила ума: психически ненормальный человек не может этого сделать. Это не единственный эпизод, на самом деле, еще много других было случаев – т.е. Он не безумец и не гордец. И то, что Он Бог – это правда, а не результат того, что Он безумен и горделив.

Есть еще одно объяснение, которое мы можем с вами встречать, но в радикально-либеральном крыле людей, которые считают себя христианами. Это особенно на Западе встречается: объяснение такое, что Сам Иисус Христос Себя Богом не считал, а вот апостолы, Его ученики, Его обожествили – эта проблема у протестантов называется «исторический Иисус», «мифологический Иисус» – целый клубок тем: в XIX веке много об этом написано, и в XX веке тоже немало.

Бывают случаи, что есть учитель и у него ученики. Сам учитель особенно не претендовал на выдающееся место, но зато ученики раздули это до совершенно невероятных размеров, они его действительно обожествили – такое бывает. Поэтому всегда нужно отличать личность и учение основателя какого-то направления, кружка от того, что уже в следующих поколениях происходило – такое бывает: на уровне, если о философии говорить, Маркса от марксистов. Хотя сам Маркс человек тоже с большими претензиями, но все-таки учение его от учения учеников может отличаться. И здесь имеется в виду эта мысль: Учение Христа отличается от учения апостолов, первых христиан. Вот Учение Христа не содержало мысли, что Он Бог, а учение апостолов якобы содержит.

Насколько это исторически так? Вот здесь мы уже говорили, что у Христа мы можем видеть, что как-то проявляется Его богосознание. Это раз. Ну и, наконец, классикой обожествления какого-то человека в среде, которая себя христианской считала, надо признать не православное христианство, а ересь. Идею радикального либерального протестантизма, что ученики обожествили Иисуса, гораздо справедливее сопоставить не с историческим христианством, а с извращением христианства в гностической среде: для гностиков Кто такой Иисус Христос? Множество гностических версий, но я одну изложу. Это дух, божество, которое пришло сюда, на землю, совершило великое дело спасения и сейчас вновь в духовном мире. Это человек сейчас? Нет, это, как они говорили, эон – один из богов, некое духовное существо. Посредник между высшей Божественной силой и людьми.

Схема, когда какие-то ученики Христа, какие-то христиане обожествляют учителя, Христа, работает, – но в гностицизме, не в православном христианстве. Действительно, есть гностические секты где говорится, что Христос – это духовная сила, духовное существо, эон, божество, которое какое-то время проводит на земле, чтобы совершить великие дела в человеческом облике. Спрашивается, Он стал Человеком? Нет, нам только казалось, что Он Человек – мы как бы видели Его как Человека, но на самом деле Он не Человек. Эти круги назывались докетическими, от слова «казалось», – это ересь докетизма (от др.-греч. δοκέω [dokeō] – «кажусь»). «Христос казался нам человеком, а на самом деле Он Человеком не был, Он – высшее духовное существо».

Вот это учение докетическое – действительно обожествление Иисуса Христа. Чисто человеческое обожествление. Но апостолы это проповедовали? Нет. Это лжеапостолы проповедовали. Поэтому ни тема самообожествления Христа, ни тема, что ученики обожествили простого человека Иисуса Христа – исторически не оправданы. История православной христологии совсем другая.

Посмотрите, после Воскресения апостолы видят Христа. Говорят об этом своему сотоварищу апостолу Фоме. Какое у него к этому отношение? Критическое. Он говорит: «Пока я не увижу у Него язвы гвоздинныя и не вложу перст в язвы гвоздинныя, я не поверю, что это произошло» – «может быть, это галлюцинация, обманчивое явление, прелесть какая-то? Что это такое? Непонятно. Как так – Воскрес? Почему?» Ему надо убедиться, что перед ним тот Человек, с Которым он вместе был вот эти несколько лет, Которого он знает в Лицо. Человек, у Которого на теле остались следы, как Его убивали. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475