Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (915) → Ощутить идеал

Ощутить идеал

№18 (915) / 8 мая ‘17

Хранители памяти

Мы снова в Государственной Третьяковской галерее и продолжаем рассказ о русском искусстве домонгольского периода. На этот раз познакомимся с удивительной красоты древними новгородскими иконами.

Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи: – Икона Успения Божией Матери, происходящая из знаменитого Десятинного монастыря, находящегося близ Новгорода, тоже имеет грандиозный размер, величественное, торжественное звучание... Мы видим момент, когда, согласно Писанию, Богоматерь перед смертью попросила апостолов попрощаться с Ней. В центре иконы мы видим Матерь Божию, лежащую на смертном одре, и склонившихся к Ней святителей и апостолов. А наверху на золотом фоне – летящие на облаках апостолы, те самые, что стоят у Ее ложа. Напомню, что в пространстве иконы, в ее идеальном золотом фоне, являющем собой сияющий Божественный свет, соединяются события, не совпадающие во времени и пространстве, при этом различаются они только масштабом. Внимание композиции к линии, выразительности, отмеченные нами в новгородских иконах более раннего времени, несомненно, определяют и всю образную структуру данного произведения.

Очень выразительны жесты апостолов, прикрывающих в раздумье рот рукой или склоненных к ложу Божией Матери, разные чувства читаются в их образах – скорбь (но не отчаяние), размышление, сострадание. Более того, мы с вами видим не только два этих события, но и Спасителя, Который держит в руках, как спеленатого младенца, душу Божией Матери. И дальше, в верхнем сегменте, изображено, как ангелы несут Ее душу на Небеса.

Итак, Новгород предстает перед нами монументальным, величественным, с выразительной линеарной основой. Но наиболее полно все черты новгородского искусства, обогатившиеся или выросшие на основе культуры позднего комниновского времени, наверное, все-таки ощутимы в иконе святителя Николая. Думаю, это один из величайших памятников последнего этапа домонгольской культуры, наиболее византизирующий, то есть связанный с традицией учителей. Во-первых, мы видим вытянутые пропорции, легкую асимметрию и почти гротескную игру линий в выразительности бровей, глазных впадин, очертаний бороды, изящество красоты, соединенное с монументальностью. Обратите внимание, что фон (который, видимо, был другим) позволяет нам ощутить сосредоточенность и глубину этого образа. По краям находятся маленькие изображения – это полеосные святые, то есть святые, располагающиеся на полях и, возможно, связанные с именем заказчика. Наверху – изображение Этимасии, Престола уготованного.

Напомню, что очень многие святыни были перевезены из Новгорода в Успенский собор Московского Кремля. К их числу, несомненно, относятся деисусы. Но сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на двустороннюю билатеральную (двустороннюю) икону Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте. Это была выносная икона. Такие иконы часто встречаются в домонгольских храмах и храмах более позднего времени. Мы видим их на изображениях сохранившихся икон. Такого рода иконы участвовали в процессиях, крестных ходах, специальных шествиях и могли располагаться в храме перед алтарем или в особом пространстве, где были видимы с двух сторон.

Образ Спаса Нерукотворного не менее важен для русской художественной культуры, чем образ Богоматери, архангелов или святителя Николая: по традиции принято считать, что это самое первое изображение Христа. Из Предания мы знаем, что царь Авгарь с детства страдал тяжелой болезнью и никак не мог излечиться. Он послал своего художника к Иисусу Христу, чтобы написать с Него портрет, но тот никак не удавался. Тогда Спаситель приложил к Своему лику плат (убрус, или полотенце), и Его образ отпечатался, он и получил название Нерукотворный Спас.

Новгородская графичность, сосредоточенность, отточенность художественного языка находят идеальное воплощение в идеальной графической, строго продуманной и четкой образной системе. Обращу ваше внимание на то, что стилистика оборота этой иконы совершенно иная: она значительно более драматична, написана во взволнованной линии, то есть это тот же прием, только наполненный экспрессией, напряженностью, почти страстным чувством.

В центре находится Распятие, внизу Голгофа, под которой покоятся череп и кости Адама, – виден намек на их изображение: Предание говорит нам, что, когда Спаситель был распят, Его кровь смыла все грехи, начиная от первого греха Адама, который был похоронен именно на Голгофе.

Далее мы видим ангелов с покровенными руками, то есть их руки накрыты рукавами, – это очень древняя традиция; таких же ангелов с покровенными руками мы видим в изображении Толгской иконы Божией Матери. В их руках орудия страстей. А наверху – изображения солнца и луны, и вокруг них херувимов и серафимов.

Итак, «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка» на одной стороне и образ Спаса на другой. Таким напряженным, страстным, чуть более плоскостным предстает перед нами мир новгородской культуры, который избежал монголо-татарского нашествия, но не избежит того, что его связи с Византией будут прерваны. Как нам известно, в 1204 году Константинополь падет под ударами крестоносцев, и великая традиция, что длилась веками, будет на время прервана.

Мы еще продолжим рассказ о древнерусском искусстве из Государственной Третьяковской галереи. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Аксиния Шмонденко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475