Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 48

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 48

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Читаем Псалтирь

– Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем разбирать 48-й псалом. Как и прочие псалмы, он имеет надписание: «В конец, сыном Кореовым».

Этот псалом говорит о том, что мы должны презирать богатство, силу и славу мира сего и думать о том времени, когда каждый из нас встанет перед Богом и будет отвечать за все свои дела и поступки. Звучит именно «в конец», ведь каждый из нас предстанет перед судом Божиим, будет окончание нашей жизни и окончание жизни здесь, на земле. «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог». Псалмопевец Давид начинает свое пророчество, что будет конец и будет ответ человека перед Богом. Поэтому он, перед тем как сказать нечто мудрое и очень важное, обращается ко всем, кто живет на земле: «Услышите сия вся языцы, внушите вси живущии по вселенней». Он обращается не к конкретным людям, а ко всем, кто живет на земле. Не важно, где – в селах ли, в городах, в пещерах, вертепах, пустынях или в ущельях. Он обращается ко всем живущим на земле, исповедующим разные религии, чтобы они поняли, что для всех будет единый конец.

«Внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии» – псалмопевец Давид делит людей на две части. Земнородные, говорят святые отцы, это те, кто привязан к земной жизни, кто кроме своего земного служения и земной суеты ничего не видит. «Сыны человечестии» – те, кто имеет еще разумение обращать взор свой к небу, к Богу, пытается жить духовной жизнью «вкупе (вместе) богат и убог». Имеющий богатство обладает неким излишним имуществом, – и ничего не имеющий тоже должен внять: никто не избежит суда Божия.

«Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Псалмопевец предупреждает, что скажет что-то важное. Премудрость – это мудрость, которая дается человеку от Бога; то есть я вам буду говорить то, что мне скажет Дух Святой и «поучение сердца моего разум». Эта мудрость – не просто мудрые слова, это то, что я пережил своим сердцем, что прошло через мой разум, это будет и осознанное, и нечто духовное: когда человек говорит от ума и от знаний, то это некая книжная наука, а когда он говорит через сердце, то это наука, которая им уже обдумана, прошла через жизненный опыт и полное осознание того, что говорит.

«Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое». То есть нечто мудрое, сокровенное я должен сказать тебе, но ты приклони ухо свое. Что значит приклонить ухо? Когда человек человеку говорит на ухо, то, чтобы услышать каждое слово, слушающий напрягается, внимает каждому слову. Он сильно сосредоточен, жаждет ничего не упустить: в таком виде невозможно переспросить, и он воспринимает каждое слово и пропускает его через свой разум и свое сердце. Поэтому Господь неслучайно говорит: «Имеющий уши да слышит» – не «в одно ухо влетело, а в другое вылетело», но чтобы эти слова задержались в нашем разуме и опустились в наше сердце.

«Вскую боюся, в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя». Псалмопевец Давид говорит: «Знаете, о чем я хочу вам сказать? Я боюсь дня люта» – так называется день Страшного Суда, злой день, когда откроются помышления всех сердец, когда все тайное станет явным и когда перед человеком открывается все – «беззаконие пяты моея обыдет мя». Что значит «пяты»? Это грехи, те следы, которые человек оставил в своей жизни, – здесь они открываются. Святые отцы говорят, что это суть страсти человеческие; они, конечно, нас страшат, поэтому день Страшного Суда Псалмопевец и называет день лют.

«Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися» – это обличение хвалящихся своим богатством, уповающих на него и надеющихся на свою силу: ни богатство, ни сила в день Страшного Суда не помогут человеку… Сила его ничто не значит, и богатство применимо не к вечности, а только к нашей земной жизни.

«...брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся...». Даже самый праведный брат не сможет помочь такому человеку на Страшном Суде. Да и правда человеческая относительна. Брат ради брата готов многое совершить даже в нашей земной жизни – телесное родство очень многое значит для нас, а сможет ли другой человек избавить или помочь в день Страшного Суда? Конечно, не сможет, ведь он и сам находится в нужде.

Кто может нам помочь в этот день? Только Бог. А как Бог помогает нам? Господь дал какое-то искупление или выкуп за человека? Бог обладает великим богатством, великой силой, Он мог бы дать горы, моря, землю – все, что имеется в этой вселенной, но ничего из этого не принесло бы никакой пользы: все это не имеет для вечности никакого значения. Что имеет значение? То, чем Господь искупает: безгрешный Господь искупает человеческий грех только Своей Кровью.

«... и цену избавления души своея, и утрудися в век. И жив будет до конца, не узрит пагубы». Здесь псалмопевец Давид говорит, какую цену мы можем дать: только добродетельная жизнь может помочь человеку – только она избавляет человека от грехов и та милостыня, что человек может дать другому, – это его избавляет от смерти, все прочее не приносит ему никакой пользы, чем бы он ни занимался.

«Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях». Мы видим людей умирающих, погибающих и оставляющих чужим богатство свое. Они всегда заботились о земной жизни, строили себе дома, искали себе какую-то славу и внезапно умерли – кому все это остается? Куда они вселяются? Что является домом их? А домом их остаются гробы.

И что тогда? Какая тебе от этого польза? Ты всю жизнь стремился к своей славе – а через что эта слава пришла? «Селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях». Некоторые заботятся о славе, о своем величии, и мы сейчас это очень хорошо видим, желая, чтобы их имя осталось на этой земле; люди посвящают жизнь утверждению в своей гордыне и надменности, стремятся, чтобы их именами назвали города, улицы, театры, какие-то скверы, чтобы увековечилось их имя, – но это ничего не дает, человек все равно уходит и встает перед Страшным Судом Божиим. А что он ответит на Страшном Суде про свою жизнь?

Ни богатства, ни дома, о которых он заботится, он не возьмет с собой. Что тогда принесет пользу? Ты посвящаешь свою жизнь этому, а оно не принесет тебе пользы. Зачем тогда ты трудишься ради этого? Может, лучше тебе потрудиться во благо вечной жизни? Для этого ты должен изменить свое мышление, жизнь и приобщиться к делам добрым и к жизни, которая оправдает твою земную жизнь.

«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Псалмопевец Давид обличает просто разумного человека, который призван Господом к духовному совершенству, к святости, уподобиться Богу в жизни своей, а тот принимает образ другой жизни и в этой жизни не возвышается, а с каждым днем все падает и падает и уподобляется «скотом несмысленным», то есть живет по страстям и стихиям своей жизни. Скот имеет оправдание, живя по инстинктам, а человек становится хуже скота – все плохое у разного скота он собирает в одно, как говорят святые отцы, и начинает этому подражать. Но это ему никогда не принесет никакой пользы, человек должен искать Неба, а не земли. Скот обращен к земле – скотина ходит на четырех ногах и обращена головой к земле, а человек ходит на двух ногах и лицо его обращено к Небу. Сам вид человека, его образ направлен на то, чтобы он стремился к Небу, а не к земле.

«Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят». Они восхищаются сделанным своим, но восхищаться нужно только стремлением к вечности. «Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я, и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша». Псалмопевец Давид и святые отцы сравнивают их с овцами. Что пользы в вашем высоком стремлении, если вы приобщались к мудрости жизненной? Но вы умираете и вскоре понимаете, что никакой пользы нет – ваше богатство превращается в бедность, не приносит вам никакой пользы. А те, кто жил духовно, все равно обладают и вами, и этим миром, «и обладают ими правии заутра». Мы знаем, что утро приходит очень быстро: не успели прилечь, как оно наступает. И всеми теми, кто, казалось бы, покоряет этот мир, очень быстро обладают праведные. Мы видим в этой жизни, насколько привлекательны люди, не имеющие ничего, – ни богатства, ни силы, ни славы, а имеющие только опыт духовной жизни. Насколько больше к ним стремятся люди, больше их почитают, хотят заразиться примером их духовной жизни, ведь это приносит подлинное утешение. И богатые, сильные, обладающие этим миром тоже приходят к таким людям, которых псалмопевец называет «правии», чтобы научиться мудрости. Именно они обладают этим миром. И, конечно же, нужно помнить о том, что Бог отвергает тех, кто обладает этим миром и не ищет духовного богатства.

«Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя». Здесь пророчество о сошествии Господа во ад, и Господь всех избавляет из «руки адовы» Своим Воскресением.

«Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому eго: яко внегда умрети eму, не возмет вся, ниже снидет с ним слава eго». Опять псалмопевец Давид говорит, что не надо стремиться к богатству, к славе и силе – все равно человек умирает, все равно он ничего не может взять с собой в вечность. Зачем тогда трудиться, приобретать это богатство, посвящать ему свою жизнь, если оно не принесет пользы в вечности? И здесь мы вспоминаем слова из Священного Писания уже Нового Завета, где Господь призывает не стремиться приобрести то, что не принесет вам пользы, что имеет временное значение, но не вечное: не стремитесь к тому богатству, которое поедает моль, разъедает ржавчина, воры воруют, огонь пожигает. Все это не принесет человеку никакой пользы, здешняя слава ничто не значит, она мимолетная, временная, но все наше стремление должно быть направлено к вечности.

«Яко душа eго в животе eго благословится: исповестся Тебе, егда благосотвориши eму». Эти слова о тех, кто служит Богу и благодарит Его только тогда, когда Господь им благотворит, помогает. И если помощи нет, то эти люди начинают хулить Бога и отходят от Него… Бога надо прославлять всегда, а не только тогда, когда мы что-то от Него получаем. Ему нужно служить и не ждать того, что Господь нам пошлет эту милость или что Он обязан посылать нам ее в любое время.

«Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света». Тот, кто только тогда благодарит Бога, когда получил что-то от Него, но не благодарит Его постоянно, кто имеет с Ним отношения только когда у него в жизни все хорошо, а когда плохо, то отходит от Бога, спустится до низа, где находятся предки его, то есть до преисподней, и никогда больше не узрит света, Божественного света. Нужно всегда помнить, что если мы неблагодарны и озлоблены, если в жизни у нас все не так, как хочется, то не получается не потому, что Бог нам что-то не дает: мы сами проводим жизнь, которая не дает нам возможности быть достаточными в ней. Дело не в том, что жизнь плохая или ты голоден и что-то не имеешь, – нет, мы бываем неблагодарными, желая того, что не необходимо в жизни, мы хотим большего, чтобы у нас был такой достаток, который опять-таки привел бы нас к гордыне. А если ты – неблагодарный человек, ты окажешься недостоин вечности, той правды, где находятся праведные, а будешь находиться там, где и твои неблагодарные предки, и поэтому никогда больше не увидишь Божественного света.

«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Опять псалмопевец Давид обращается к аллегории – неблагодарный человек уподобляется «скотам несмысленным»: не стремится обрести в себе образ и подобие Божии, не стремится к святости, к вечности, не подражает Богу в правде, но продолжает жить, как несмысленная скотина, которая не имеет души и возможности войти в вечность и думает только о земном служении своим страстям.

Нужно отвратиться от этой жизни и всегда помнить о Страшном Суде: все-таки рано или поздно каждому из нас придется отвечать перед лицом Божиим. И наша жизнь должна устраиваться согласно той цели, к которой мы и должны стремиться, никто не уйдет от Страшного Суда – ни обладающий силой и богатством или какой-то мудростью этой жизни, разумом или наукой, ни посвященный этой земле. Всякий культурный, возвышенный человек пусть не мнит о себе: каждый будет отвечать перед Богом. И его устремление через его земное служение все равно должно быть к Богу, он в этом должен уподобляться и стремиться к Господу.

Эти слова особенно насущно звучат в наше время, когда человеческая жизнь направлена больше к земному служению. Когда проповедуются через средства массовой информации в первую очередь земное богатство, власть, сила, роскошь, а каждый думает о том, что в них и заключается человеческое счастье, земное служение человека. Но оно состоит не в этом, а в приобщении к Богу, к добродетелям, к борьбе со всяким грехом и всякой страстью.

Господь сказал: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а остальное все приложится вам». Поэтому через призму Священного Писания Нового Завета и должно выстраиваться наше служение, наша земная жизнь, без этого не будет никакой пользы человеку, ведь все временное. Временное богатство может отняться в этой жизни, и его невозможно взять с собой в вечность (прекрасно говорят сегодня, что ни одно богатство не несли впереди похоронной процессии, – ни сейф с деньгами, ни драгоценности). Все останется, и только добродетельная жизнь, внутреннее духовное устроение, которое человек приобрел, пойдет с ним и станет оправданием в вечности и на Страшном Суде. Неслучайно псалмопевец Давид в этом псалме говорит, что он боится этого дня, называет его лютым, ведь откроются все дела и вся жизнь человека. И тогда что мы скажем перед Богом? Неслучайно Псалмопевец говорит: «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог» – День Судный не пройдет мимо человека, каким бы тот ни был. Он призывает нас особенно обратить на это внимание, вырывает нас из современной жизни.

Мы как-то говорили, что любой псалом псалмопевца Давида – это пророчество о настоящей и будущей жизни, это пророчество для всей Церкви и для всех времен. Любой живущий на земле имеет те же задачи и те же цели, и ту же борьбу, которую он ведет со стихиями этого мира, самим собой и со всеми страстями, окружающими его. Если мы на это не обратим внимание, то бесцельно и пусто проживем эту жизнь. Еще раз давайте обратим внимание на слова псалмопевца Давида, который призывает нас: «Услышите сия вси народы земли». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс