Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Протоиерей Андрей Канев: Помнить о грехах необходимо

Протоиерей Андрей Канев: Помнить о грехах необходимо

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №12 (909) 2017

– «Господь, – пишет далее святитель Игнатий, – по великому Своему милосердию открывал отчасти вечные муки некоторым избранникам своим для их спасения и преуспеяния. Чрез поведание их и наши понятия об адских муках соделались яснее и подробнее». Что значит «поведание»? Это не только сообщение, рассказы, описание, т.е. некие знания, – это еще и опыт. Тот самый драгоценный опыт, который приобретали угодники Божии и пожелали передать его нам. И святитель Игнатий знакомит нас с этим опытом. Он приводит историю, которая позволяет не только выправить наши понятия об аде, но и дает возможность ощутить его дыхание, буквально обонять его. Ведь в этом описании ада святитель предлагает нам не одни визуальные образы, но и представление о том, как воспринимается ад другими органами чувств.

В этой истории речь шла о двух друзьях. Один из них, тронутый словом Божиим, поступил в монастырь и проводил там свою жизнь в слезах покаяния. Другой же остался в миру и жил так рассеянно, что пришел в ожесточение и стал дерзко насмехаться над Евангелием. В таком состоянии его и постигла кончина. Монах, узнав о смерти друга, начал молить Бога, чтобы Тот открыл ему загробную участь почившего. И через некоторое время в тонком сне иноку явился друг и рассказал о том, каково его положение в мире ином. «Горе мне, злосчастному, – со стоном говорил он, – это мучение невыносимо, но нет возможности избежать гнева Божиего. Если хочешь, я покажу тебе мое мучение, но лишь отчасти, потому что открытое во всей полноте оно будет для тебя невыносимым». И он показал другу жуткую картину. Его нога полностью была покрыта страшным червем, который съедал ее, а от раны исходил такой зловонный смрад, что потрясенный монах тотчас проснулся. Однако смрад этот никуда не исчез. Он наполнил келью, затем разлился по всему монастырю и со временем запах не пропадал и потому иноки были вынуждены оставить свою обитель и переселиться на другое место. А монах, увидевший адского узника и его ужасную муку, в течение всей своей последующей жизни так и не мог избавиться от прилепившегося к нему зловония. Не мог ни отмыть от него руки, ни заглушить его какими бы то ни было ароматами. «Сказка», – скажет кто-то, услышав эту историю…

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – К сожалению, наверное, не сказка. Это вряд ли похоже на сказку. Очень похоже на многочисленные примеры такого опыта прикосновения, ведь это по милости Божией смрад остался. Мы с вами недавно поговорили о нашей способности очень быстро забывать, а тут человек на себе всегда носит напоминание об аде – это особая милость Божия к нему и монахам, которые не стали там евроремонт устраивать, а помнили об этом.

– Помнить о грехах необходимо: когда человек постоянно помнит о своих грехах, учит святитель Иоанн Златоуст, этими воспоминаниями он мучает свою совесть и таким образом измеряет то расстояние, на которое отстоит от Царства Небесного. «Память о своих грехах есть такое благо, что апостол Павел часто выставлял на вид даже исповеданные грехи свои. Так как все прежние грехи он омыл Крещением, а потом жил так чисто, что не сознавал за собою ничего и не имел грехов, о которых бы надлежало вздыхать, то вспоминал о грехах, омытых уже Крещением, и говорил: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1, 15); и еще: Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель (ст. 12, 13), я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее (Гал. 1, 13); и еще: недостоин называться апостолом (1 Кор. 15, 9). Такие грехи, хотя и освобождают нас от виновности, однако могут пробудить душу и расположить ее возлюбить Бога. Так и Симон, на вопрос Господа, который из двух должников более возлюбит заимодавца, сказав: тот, которому более простил, услышал: правильно ты рассудил (Лк. 7, 42–43).

Когда мы помыслим о множестве прежних грехов своих, тогда познаем чрезмерность милости Божией, тогда преклоним голову, тогда смиримся, потому что чем более тяжки грехи, в которых мы виновны, тем более мы будем сокрушаться», – учит святитель Иоанн Златоустый.

Если у нас всегда жива эта память о грехах и душу беспокоит страх, то можно искоренить ее изнеженность, беспечность. Но если снять с души и эту узду, т.е. память о грехах, то кто удержит тогда ее? Кто не даст ей нестись безбоязненно по волнам страстей и упасть в бездну погибели?

В статье о терпении скорбей святитель Игнатий еще говорит, как полезно нам, грешникам, заниматься самоукорением, поскольку этот вид смирения приуготовляет нас к терпению скорбей и помогает благодушно переносить их. «Самоукорение есть обвинение себя в греховности, общей всем человекам и в своей частной. При этом полезно воспоминать и исчислять свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткновений, подробное воспоминание которых воспрещено отцами, как возобновляющее в человеке ощущение греха и услаждение им (Филофея Синайского, гл. 13, Добротолюбие, ч. 2). Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди, и самые явные грешники, стараются выказать себя праведниками и доказывать свою праведность при помощи всевозможных ухищрений. Самоукорение есть насилие падшему естеству, как служит ему насилием молитва и прочие иноческие подвиги, которыми Царствие Небесное нудится, и которыми нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12)», – учит святитель. В «Слове о смерти» святитель Игнатий говорит о том же и приводит примеры, как Господь может подогревать нашу память о вечности, смерти и адских муках, чтобы мы не забывали о покаянии. Он пишет, что те подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, впоследствии не только с ужасом вспоминали свои видения – они в непрестанных слезах покаяния и смирения искали отраду, извещение, спасение. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс