Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (904) → Протоиерей Андрей Канев: Тут говорятся очень простые вещи

Протоиерей Андрей Канев: Тут говорятся очень простые вещи

№7 (904) / 14 февраля ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №5 (902) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы привыкли с вами к мультфильмам, поэтому чуть-чуть сложнее фразы – и мы можем затормозиться.

Тут говорятся очень простые вещи, что Адам согрешил в раю и, из-за того, что он не покаялся, из-за того, что он позволил, по своей свободе, злу и смерти в себя влиться и исказить все свое существо, он оказался здесь на земле, в таком состоянии, в котором и мы.

Это место смерти. Именно сюда сходит Господь, здесь, на земле, на месте смерти страдает, умирает и делает это место смерти местом возможности ожить. То есть живя этой жизнью здесь мы можем приобрести вечную жизнь. Только там сказано красивее.

– «Где прияла начало истинная смерть – причина и содетель временной и вечной смерти для души и тела? Не в месте ли жизни ? По этой причине – увы! – человек немедленно был осужден и изгнан из рая Божия как стяжавший жизнь, сопряженную смерти, неприличную для Божественного рая. Так и наоборот, истинная жизнь, причина бессмертной истинной жизни для души и тела, должна иметь свое начало здесь, в месте смерти. Не старающийся здесь стяжать в душе этой жизни, да не обольщает себя тщетною надеждою, что получит ее там, да не уповает там на человеколюбие Божие. Там – время воздаяния и отмщения, а не милосердия и человеколюбия, время откровения ярости, гнева и правосудия Божия, время показания крепкой и высокой руки, движимой для мучения непокорных. Горе впадшему в руце Бога Живаго! (Евр. 10, 31)».

Протоиерей Андрей Канев: – Страшные слова, но это слова правды, истины. У нас, особенно в работе с людьми, либеральные идеи очень сильно разъедают умы и очень плохо влияют, что логично и правильно, на жизнь людей. Люди, не пытаясь разобраться в себе, в своих грехах, чем они прогневляют Бога, почему они не ищут Его, объясняют тем, что Бог есть любовь, Он всех спасет – такое богословие, очень удобное. Еще Клайв Льюис называл это «христианством, разведенным в водичке».

Это не только православная проблема – это вообще, мне кажется, такой «проект» лукавого: размазать этими категоричными понятиями, чтобы христианин, читая Евангелие, не понимал, что он читает, чтобы вот это вот «христианство, разведенное в водичке», действительно разъедало мозги людям, чтобы они не думали. А представляете, да Господь – любовь, но ты любовь неправильно понимаешь. Если человек реально поймет, он же начнет с собой что-то делать, он начнет бороться, вставать, он начнет падать и увидит, что ничего из себя не представляет. Представляете, что начнется? Как для лукавого это страшно действительно видеть, что человек без Христа – никто и ничто. А тут он шлет его: «да все равно спасут». Страшно слышать.

– Многое в нашем мире подвергается заменам. Сегодня чаще говорят о замещении, а иногда и подмене. В разных областях деятельности и по разным причинам люди пытаются одно заменять другим – результаты получаются когда забавными, когда серьезными, а иногда просто удобными. Возьмем, для примера, привычное и понятное дело – приготовление пищи. Казалось бы, все просто: берешь продукт и готовишь по рецепту то или иное блюдо. Подкрепился им – и будь здоров, продолжай трудиться. Любая хозяйка знает, что порой (по необходимости, а порой и эксперимента ради) при приготовлении какого-то блюда приходится заменять один ингредиент другим, или менять способ обработки продуктов, или еще что-то – и в результате вместо одного блюда получается совсем другое. А когда во время готовки мы нечаянно пересолим пищу, в ход идут самые разные хитрости, чтобы блюдо оставалось съедобным: на кухне, как и вообще в жизни, такой творческий подход и подобная взаимозаменяемость вполне приемлемы.

А в духовной жизни – неужели то же? Неужели категоричность и строгость Евангелия можно разбавлять какой-нибудь сиропной, страстной и потому совсем не христианской любовью?

Мы уже не раз говорили на наших уроках о попытках некоторых людей сделать христианство «несоленым», приправить его чем-нибудь сладеньким, и лукавому это очень выгодно. Но если мы разными приправами и добавками начнем делать нашу веру более сладкой и менее соленой, то есть риск вообще потерять правильное ощущение христианства. Отец Андрей говорит об этом так: «С помощью всяческих добавок убивается сам орган восприятия веры».

Протоиерей Андрей Канев: – У человека бывает болезнь, когда он не чувствует, не понимает вкуса. Он может съесть все подряд. Мы видели это в пансионате – такое бывает со стариками; страшное очень зрелище, когда человек не понимает вкуса.

Эта идея очень понятна с точки зрения страстей. Это очень удобная идея, что Бог есть любовь: не в плане того, что Он все сделает для спасения и ты иди, Он будет помогать, – а что ты живешь, какой ты есть и Он тебя любит таким. Слюнявая такая любовь какая-то, обнимашки – и ты умрешь, райскую обитель унаследуешь и с Иоанном Предтечей будешь жить по соседству и еще с какими-нибудь интересными людьми.

– По соседству с интересными людьми, с Иоанном Предтечей, о ком в Евангелии говорится, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, а Церковь называет его самым почитаемым христианским святым после Богородицы… Или кто-то всерьез может подумать, что свое место в вечности может запросто занять по соседству с преподобной Марией Египетской? Но кто они – и кто мы? Как жили они – и как живем сегодня мы…

Протоиерей Андрей Канев: – Это грустная тема, но о ней надо говорить – в этом контексте и не только в этом: цена вот этих идей очень большая. Это не просто человеческие застольные разговоры, что «Ах, если бы, ах если бы!», болтовня – хотя и за нее ответим. Все равно это не такие последствия имеет. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс