Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Геенна огненная

Геенна огненная

№3 (900) / 17 января ‘17

Святая Земля

Мы продолжаем изучать библейские слова и выражения, используемые в современной речи. Если некоторые из них употребляются в значении, не соответствующем первоначальному, то про геенну огненную этого не скажешь. Это символ страшного пламени, грозного наказания… Однако, насколько я понимаю, геенна к настоящему времени огненной быть перестала, и поэтому ее можно даже посетить.

– Да, люди приезжают, говорят: «Какие вы счастливые, вы живете у Гроба Господня, у такой благодати». Но мы живем не только у Гроба Господня.

Живя в Иерусалиме, мы живем и рядом с такими «замечательными» местами, как долина Енном – именно она стала прообразом той самой геенны огненной. Господь в очередной раз использует очень понятный Его слушателям образ – конкретное место у стен Иерусалима, которое как нельзя лучше иллюстрировало Его слова о состоянии душ грешников, которые не смогут пройти испытания своих дел огнем Божественной любви: что будет происходить с ними, какова будет их мука…

Иерусалим сегодня окружен двумя долинами: вдоль восточной стены города – Иосафатова долина, идущая между Елеонской горой и восточной стеной Иерусалима, а с запада – долина Енном, или долина сынов Енномовых, как ее еще называют. Для тех, кто бывал в Иерусалиме, скажу, что долина Енном находится вблизи Яффских и, соответственно, Сионских ворот.

С этой долиной связан огромный период в жизни израильского народа. Как мы знаем, народ уклонялся в идолопоклонство, и не один раз: когда он уже расселился по Земле Обетованной, царем Давидом был построен город Иерусалим и уже умер царь Соломон и правили его потомки, народ был буквально одержим идолопоклонством. Идолы богу Ваалу, богине Астарте стояли повсюду. Мало того, Богу Единому народ тоже приносил жертвы, как и языческим богам. Для кого-то, кто знает Ветхий Завет, это, может быть, покажется несколько необычным, но тем не менее современные ведущие библеисты мира склоняются к мнению и, разумеется, подтверждают его Священным Писанием, что к моменту вавилонского плена грех народа израильского был не только в том, что молились каменным идолам, а в том, что Богу Единому приносили жертвы, которые Он не повелевал приносить. Это мы читаем и в конце 4-й Книги Царств, и в Псалтири: «…служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью». Иеремия за 50–70 лет до вавилонского плена говорил об этом: «Они сжигали своих сынов и дочерей, чего Я не повелевал» – народ приносил в жертву, в частности, детей, и это, конечно, совершенно страшный обряд.

Этот страшный обряд на иврите назывался словом, происходящим от слова «царь» – на иврите (ивр. מולך‎; лат. Moloch – «царь»), и слово «молох», которым традиционно называется языческое божество, страшный монстр, на самом деле обозначает сам обряд жертвоприношения детей – впоследствии ошибочно так стали называть божество. Но божества по имени Молох нет ни у одного языческого народа того времени, и ученые склонны думать, что это название неправильно употребляют. «Молох» – это обряд всесожжения, в частности детей, для Царя, то есть, по сути, Бога Единого, – но это совершенно языческое поклонение, которое Господь никогда не одобрял. И вот для этой цели была избрана долина сынов Генномовых. Мы не знаем, кто такой был Генном и почему он предоставил свою землю, эта информация потеряна в веках. Мы лишь знаем, что там стоял тофет («тофет» – слово греческое (ивр. ‏תופת tōpheth‏‎; греч. Ταφεθ; лат. Topheth), означает что-то наподобие священного места, где приносили жертвы; это мог быть сам жертвенник или какая-то роща, насаженная для этой цели, либо просто небольшая возвышенность, иногда словом «тофет» называют и саму долину Енном, такое тоже встречается в Библии) – огромная печь, в которой растапливали жаркий огонь и бросали в него детей.

Конечно, Господь долго терпел и ждал, что израильтяне одумаются и прекратят это. И вот Господь посылает им вразумление: к власти приходит царь Иосия – удивительный царь, о котором в Библии даже говорится, что со времен Давида в Израиле не было такого праведного царя...

До вавилонского плена Иерусалимский храм не был единственным на земле храмом Богу Живому, как это принято считать. Он не был единственным, было много еще других храмов и жертвенников – Иерусалимский храм просто был главным по красоте, размерам, но не единственным. И к воцарению Иосии он вообще пришел в запустение.

И когда в храме делали ремонт, Хилкия, один из первосвященников, верных Богу, находит Книгу Второзаконие (по этому поводу у ученых тоже много сомнений. Есть мнение: то, что Книга была найдена, все-таки легенда, – она была написана в тот период. Так или иначе, мы пойдем классическим путем и скажем, что она была действительно найдена). Когда Иосия прочитал эту Книгу и прочитал обо всех наказаниях, которые Господь определяет за нарушение служения Богу Истинному, то пришел в отчаяние, разорвал одежды свои и плакал. Он сказал: «Мы погибнем, наше царство обречено, так мы прогневили Бога». И чтобы узнать, не простит ли его Господь и что сделать, чтобы Господь его простил, он посылает своих верных людей к пророчице Олдаме, в русском переводе Библии она Хульда – это ее правильное имя на иврите (она была родственницей пророка Иеремии, которого в тот момент не было в городе, поэтому он послал к ней). Хульда всегда сидела у ворот храма. Когда к ней пришли посланные, она сказала: «…так говорит Господь: вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского, за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет», а ты, царь, говорит Господь, за то, что плакал, раскаялся и желаешь, скажем так, изменить ситуацию, сойдешь в могилу раньше и не увидишь разрушения Иерусалима и вавилонского плена (именно его предсказала Хульда в тот момент).

И вот Иосия берется за дело: первое, что он делает, сносит печь и прекращает жертвоприношения в долине Енном и сносит по всей стране капища. Он собирает церковный суд – синедрион (именно Иосия учредил синедрион) и требует от всех железного исполнения Закона Божьего, поклонения Богу так, как предписано Второзаконием. Народ берется за ум, но уже поздно, – покаяние уже не может предотвратить того, что должно случиться.

Когда израильский народ вернулся из вавилонского плена, то, чтобы показать, что все окончательно понято и больше не будет жертв идолам, люди стали сносить в долину Енном мусор, непогребенные тела странников нееврейского происхождения, умерших в Иерусалиме: братские могилы не были особо приняты, а вот долина Енном как раз и была в то время своего рода братской могилой. Туда сбрасывали тела таких людей, сбрасывали мусор, и чтобы не было запаха и заразных болезней, в этой долине постоянно поддерживали горящий костер. Эта постоянно тлеющая вонючая долина на западе Иерусалима, с поднимающимся пламенем и дымом, была известна всем.

Даже те слушатели Христа, которые были галилеянами и трижды в год обязательно совершали паломничество в Иерусалимский храм, конечно, прекрасно знали и видели эту долину. Поэтому когда Господь объясняет, что такое ад, Он говорит: «геенна огненная». Другие названия, которые мы знаем: «тьма внешняя», «червь неусыпающий» и «скрежет зубов». Это образы, которые очень ярко, доступно описывают мучения души, которые она будет проходить, если, не дай Бог, попадет в такое состояние.

Очень важный рассказ о покаянии и о том, что выпадает на долю человека, который понимает, открывая для себя всю страшную правду греха: так больше жить нельзя. Царю было непросто убедить народ, что он совершает действия, абсолютно необходимые для дальнейшей жизни, а не рушит традиции: ведь это уже устоялось, если люди шли на такое изуверство, как убийство собственных детей – дети все-таки ценились в иудейском народе, считалось, что если Бог не дает детей, человек – страшный грешник. И раз они бросают детей в печь, значит, придают этим, как они считают, священным действиям огромное значение. И вот приходит царь, который говорит им: «Нет, дальше вы так делать не будете». И не просто говорит, а пресекает это решительным образом...

Друзья, спасибо, что оставались с нами! Будем наде-яться на продолжение наших «Встреч на Святой Земле».

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс