Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (894) → Глас вопиющего в пустыне

Глас вопиющего в пустыне

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Когда призыв, предостережение или просьба остаются без ответа, когда слова о самом важном бывают не услышаны, как мы охарактеризуем происшедшее, чтобы подчеркнуть трагичность этой глухоты? И как назвать человека – предостерегающего, призывающего?

– Давайте для начала перенесемся в пустыню Иудейскую, где эти слова были сказаны, и увидим там святого пророка Иоанна Предтечу. Пустыня у нас каменистая, безводная, сухая, и Иоанн Предтеча много лет прожил в ней: после того как он похоронил свою мать, преподобную Елисавету, он ушел в пустыню. Это очень таинственный момент – до сих пор ученые-библеисты гадают, как могли проходить эти годы Иоанна Предтечи. Есть серьезные предположения, что он мог находиться в общине иессеев – это были священники из ветхозаветного храма, которые не поддержали партию саддукеев: саддукеи превратили храм в частную лавочку, занимались коммерцией, очень дружили с римлянами во всех смыслах слова; вот они-то в основном и были инициаторами смертной казни Спасителя.

А священники, которые не принадлежали к этой партии, считали, что вообще благодать Божия покинула храм и жертва всесожжения больше не нужна. И они ушли в пустыню, поселились там, основали нечто вроде монастыря. Хотя у них были и женатые члены их общины, но жили они в большом целомудрии, с женами соединялись буквально раз в год-два для рождения детей, а так жили как девственники. И вот в этой общине мог воспитываться Иоанн Предтеча.

Мы о ней узнали сравнительно недавно. Все, наверное, слышали про свитки Мертвого моря, знаменитые кумранские свитки – это как раз документы, примерно 150–200 лет до Рождества Христова, рассказывающие нам об этой общине. Это и их Священное Писание, и переписанные ими Книги Ветхого Завета. И вот среди этих Книг (там Пятикнижие Моисеево) есть также пророк Исаия: единственный пророк, которого они переписали, – Исаия.

Действительно, Исаию трудно сравнить с кем-либо другим: у него особо много точных, буквально исполнившихся, пророчеств о Христе, хотя писалась его Книга приблизительно за 500 лет до Рождества Христова, когда народ находился в вавилонском плену. И как раз Иоанн Предтеча (опять же, мы не знаем, все ли время он жил в этом монастыре и воспитывался там как сын священника – это было бы очень логично, или потом какое-то время один жил в пещере как подвижник), выйдя на проповедь, именно эти слова из Исаии, касающиеся Христа, повторяет. Давайте их вспомним, процитируем: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это».

Когда видишь пейзаж Иудейской пустыни, эти слова становятся абсолютно реальными, они приобретают просто зрительные образы. Действительно, здесь понизившиеся холмы, Иорданская долина после холмов пустыни кажется просто ровным листом бумаги. Здесь действительно нет долин, и здесь проходит караванный путь с севера на юг – абсолютно ровный и прямой.

Конечно, у этих слов был очень глубокий духовный смысл: для того чтобы принять Христа, народу нужно было подготовиться. И вот эту подготовку осуществляет именно Иоанн Предтеча. Он настолько поразил народ своим видом, своей энергией, своим духом Божественным, с которым он говорил все это, что народ вообще полагал, что это Мессия. Фарисеи в недоумении спрашивали его: «Какое право ты имеешь так говорить с народом: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное», «Порождения ехиднины! Кто велел вам бежать от будущего гнева»?» Слова, скажем прямо, очень нелицеприятные, особенно для ученых фарисеев, считающих себя профессорами Божия Промысла и вообще Закона Божия.

Так вот, Иоанн говорит: «Нет, я не Мессия». – «Ты пророк?» – «Нет, я не пророк». – «Кто ты?» Он говорит: «Я голос; я глас вопиющего. То, о чем писал вам Исаия, что будет человек, который весь будет голосом». Действительно, Иоанн Предтеча – весь голос; он живет Христом, он живет ради Христа, он живет проповедью о Христе. Он действительно сам отсутствует, его нет – есть Христос, есть проповедь, есть Царство Небесное, о котором он говорит со всей своей силой.

Интересно, что духовный смысл этих слов опять ведет нас к теме смирения. Потому что понизившиеся холмы, о которых говорит Исаия, – это понизившиеся холмы человеческой гордости. Как только человек немножко от своей гордости отступает, он становится ближе к Христу. Как только человек себя считает абсолютно великим, самодостаточным и сильным, ему Христос как бы и не нужен. Наполнившиеся долы можно сравнить с наполнением души человека верой. Пути кривые – об этом очень много сказано в Библии, этот образ очень известный, его не только пророк Исаия использовал; когда есть построение жизни по заповедям Божиим, то пути из кривых делаются ровными, прямыми. А заповеди Божии народу были известны, и они знали, как ходить в заповедях пред Богом прямо.

И вот Макарий Великий напишет нам уже спустя много времени (спустя почти 400 лет), что сердце человеческое похоже на бескрайнюю страну, где есть холмы, где есть долины, где есть кривые извилистые пути, где есть ущелья, в которых живут драконы, скорпионы, змеи и прочие «приятные» существа. Каждый из нас, заглянув в свое сердце, их там найдет. Поэтому здесь перекликаются и Исаия, и Иоанн и впоследствии, конечно же, наши отцы-пустынники, которые все это на опыте прошли.

Что касается того, услышан ли был голос Иоанна Предтечи, – это вопрос очень интересный. Если все-таки судить по Евангелию, то голос был услышан: очень много людей крестилось от Иоанна. И действительно, ученики Иоанна стали потом учениками Спасителя, как мы знаем. И нельзя сказать, что проповедь Иоанна Предтечи была абсолютно бесполезной и неуслышанной.

Почему же в языке дали такую трактовку этому выражению – как призыв, которому нет ответа? Смутило слово «пустыня». Дело в том, что Георгий Чистяков вообще предполагает, что здесь неправильно поставлено двоеточие. И каждый раз, когда я с паломниками попадаю в нашу пустыню, я об этом вспоминаю, потому что мне тоже так кажется. «Глас вопиющего (двоеточие): в пустыне уготовайте путь Господу…» Опять же, об этом говорят святые отцы, чтобы нам найти Христа, нужно удалиться в пустыню своего сердца, и там, в тишине, искать Господа и молиться. Опять же, куда уходили подвижники? В пустыню. Где народ крестится до этого, до подвижников? В пустыне. То есть пустыня – это как отсутствие внешних раздражителей, как идеальное место тишины, где можно начать все сначала. Поэтому, мне думается, что может быть это так, что двоеточие поставлено не совсем верно. Поэтому, опять же, мы встречаем не совсем верное употребление данного выражения. Вот так мне кажется.

Ну и если мы вспомним, как Сам Спаситель ушел один на гору Искушения... Он, наверное, не нуждался в этом как Бог, но как Человек Он это сделал и тем самым показал нам пример.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Святая Земля

Камня на камне не оставить

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс