Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Вавилонское столпотворение

Вавилонское столпотворение

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Что мы скажем об огромной автомобильной пробке или массе людей, передвигающихся хаотично и беспорядочно? Как назовем шум и неразбериху, производимые большим числом народа? Думаю, ответ многих совпал с моим – вавилонское столпотворение. Когда же произошло Вавилонское столпотворение? Что за столп сотворили? И что сегодня на Святой Земле может о нем напомнить?

– Произошло оно очень давно, много тысяч лет назад. Естественно, никто не знает точно дату, но было это однозначно более четырех тысяч лет назад. А вот вспомнить это событие – и не только внимательнее прислушаться к мудрости, которую дает нам Библия, но и внимательнее присмотреться к нашей повседневной жизни я считаю совершенно не лишним и для себя, и для наших дорогих телезрителей. Поэтому давайте вспомним это событие и в очередной раз увидим: употребление его в нашей речи очень далеко отстоит от того, чем оно на самом деле было и какие последствия имело для человечества.

Произошло это уже после потопа. Человечество все равно увлекалось, скажем так, грехом – нам всем это свойственно. Мы не видим иногда ничего дурного, например, в прогрессе или в том, что пользуемся его благами… Так вот, люди собрались в долине Сеннаар (по-другому она называется Шумер – оттуда, как мы знаем, пошла знаменитая шумерская цивилизация; это территория Месопотамии – междуречье Тигра и Евфрата, а именно южная, то есть нижняя часть, где эти две реки текут совершенно параллельно).

Что это были за люди? Мы можем судить о них даже по самому контексту Библии: «Собрались они и сказали: «Давайте построим башню и город, прежде чем мы рассеялись»» – они заранее знают, что будут рассеяны. Естественно, это были люди, одержимые определенными страстями и пороками и заранее знающие, что наказание за них придет. Как сказал великий ученый, философ I века Филон Александрийский, «наказания Господни, как правило, очень легко распознаваемы, хотя считаются неведомыми». На самом деле, мы действительно всегда знаем, когда рука Божия на нас, и любой человек, делающий грех, обычно где-то очень глубоко чувствует, знает, что он поступает неправильно или против Бога или против своих ближних; так же и эти люди, – но они хотели, находясь уже в предельной точке пороков и страстей, увековечить свои страсти и грехи.

Как часто в школе наши дети видят девочек, которые напоказ курят или напоказ обнимаются с мальчиками, чуть ли не в 12 лет, или напоказ красят ногти в зеленый цвет… Это очень нам знакомо. И взрослые люди выставляют нам по телевизору все свои грехи, пороки, хвастаются ими – не потому, что они так уж уверены в своей правоте, а именно зная, что скоро будут наказаны за это. А пока не наказаны, распространяют свой грех: «Раз уж я все равно буду наказан, мне теперь терять нечего, наврежу всей планете своей мерзостью». Вот именно это движение души испытывали те самые строители.

И что они решают? «Построим башню и город». Строят они башню и город, как мы знаем, из кирпичей, беря их вместо камней. И все у них идет успешно. Но Господь, увидев их строение, говорит: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». И Он смешивает их языки, – соответственно, люди рассеиваются по всей земле и продолжают жить уже отдельно, а не сообща. А теперь давайте посмотрим, что этот рассказ означает.

Многое из того, что я скажу сейчас, основано на трудах Филона Александрийского, которого признает наша Церковь, и, хотя он и не христианский философ, его толкованием пользовались в том числе и святые отцы: это был духом просвещенный ум, такое бывает. Читать его – одно удовольствие: он очень много знает о законах внутренней жизни. И конечно же, труды Григория Нисского, который тоже писал о смешении языков.

Так вот, город и башня... Это очень интересно. Каждый из нас – это государство: можно сравнить нас с государством (или городом, что в древности было одно и то же). Вы знаете, что в городах были князья, которые называли себя царями. Так и у каждого из нас тоже есть царь: у одного этот царь – Бог, у другого – разум, рассуждение духовное. А у большинства царь – тело, которое беспрерывно нужно ублажать, питать, давать ему отдых, развлечения и вообще всячески его пестовать и восхвалять, как и положено обходиться с царем. Филон вообще сравнивает наше тело с царем Египетским, и выйти из плена, из рабства телу помогает разум, то есть духовное размышление, которое сравнимо с Моисеем. А пока душа и разум находятся в плену у тела, оно-то и заставляет строить ему дворец. Ведь что обычно строит себе царь руками своих подданных? Дворец.

Вот эта башня… Если вспомните, здесь есть параллель с Евангелием, когда человек насадил виноградник и построил в нем башню – это совесть, как раз сторож. А в вавилонской истории все наоборот: башня призвана быть не сторожем, а местом для царя, то есть царским домом, который достигнет неба – небо у них, конечно, не там, где ангелы и Спаситель или Бог ветхозаветный. Небо у них – это высшее счастье, высшее наслаждение чувств, именно телесных состояний. И что тогда помогает строить эту башню? Как она строится? Из кирпичей, а не из камней, обратите внимание. Помните, в предыдущей передаче мы с вами говорили про камни: камень – символ правды, символ завета с Богом, камень высекают и не обрабатывают. А кирпич – это творение рук человеческих. Что надо сделать, чтобы получить кирпич? Нужно смешать воду и землю, чтобы земля потеряла свои свойства, вода – свои, и получилось нечто среднее – глина, из которой делается кирпич, творение рук человеческих, произошедшее из смешения. А как опасно смешение и как оно действует, мы здесь и видим... (Окончание следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Святая Земля

Камня на камне не оставить

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс