Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Свеча – это образ нашей молитвы

Протоиерей Димитрий Смирнов: Свеча – это образ нашей молитвы

№3 (900) / 17 января ‘17

Беседы с батюшкой

Батюшка, добрый вечер!

– Не очень добрый, отец Александр. Вся страна скорбит. Наш Президент завтрашний день объявил днем траура. Всем нам, а особенно семье моего друга Валерия Михайловича Халилова выражаю самые глубочайшие соболезнования. Я его знал около 20-ти лет. И все, кто его знал, только самые теплые слова о нем могут сказать. Конечно, чрезвычайно скорбно терять и такую молодежь, как журналисты. И потеря такого ансамбля практически целиком – это пока еще невосполнимая потеря и для министерства, и для всей нашей культуры, и для всех тех, кто любит военную музыку. Она прекрасна, и Валерий Михайлович это много раз доказывал на Красной площади – без слез невозможно слушать...

Очень и очень печально. Поэтому мы молимся, вся Церковь молится об этих замечательных людях. В лицо я очень многих знал в силу своих служебных обязанностей и в силу того, что несколько раз участвовал (уж не говорю о том, что в течение десятка лет присутствовал) в параде на Красной площади. Конечно, и самолеты, и танки – это прекрасно, но это все-таки железо. А вот это «поющее оружие» (как кто-то выразился) – прекрасно! Дай Бог тем, от кого это зависит, воссоздать этот хор, хотя это, конечно, совсем непросто.

Господь часто призывает к себе лучших. И даже нередко у людей возникает недоумение: ведь столько людей негодных на земле, от которых зло, обиды, распри, войны, но Господь призывает людей порядочных, честных, благородных. Почему так?

– Абсолютно точно, что этот хор – один из самых прекрасных хоров. В нашей стране хоровое искусство всегда занимало очень важное место: вся наша музыка, которая включает в себя и Стравинского, и Мусоргского, и Глинку, и много имен первой величины на музыкальном небосклоне, – все это вышло из церковных хоров. Вот это очень важно понимать. И лучший бас всех времен и народов – Федор Иванович – тоже пел в церковном хоре. Поэтому хор (и в первую очередь церковный) есть основа нашей музыкальной культуры, это то, что взрастило нашу русскую музыку. Это все имеет основу, корневую систему в очень развитом народном церковном хоровом искусстве.

Поэтому, если исходить из этого посыла «забирает лучших», тогда вроде все правильно – это не наша эстрада, хотя в ней тоже что-то находят, это музыка уже другого ряда. Но хоры проникают в саму душу человека. И народ воспитан в любви к хоровой музыке – это очень важно. Конечно, Промысл Божий не всегда явно открывается человеку. Но в этом событии очень много таких указаний. Может быть, после завершения следствия что-то дополнительно и откроется.

Вопрос: «После прочтения книги об опасности внушения бесовских помыслов я практически перестал общаться с друзьями в социальной сети, опасаясь, что через беседы с ними вновь поддамся на греховный соблазн через помыслы. Такая чрезмерная осторожность имеет смысл? Или эта паника – от лукавого?».

– Если паника, то это от лукавого. Но прекращение общения с людьми, через которых идет соблазн, – очень разумная и правильная мера.

Когда люди слышат такой совет, они говорят: «Что же мне теперь? Со всеми, что ли, не общаться?». Такое ощущение, что у людей вообще со всех сторон соблазны.

– Люди так и склонны. Вот пост: «Что ж, опять вообще ничего не есть?». Ну, что на это сказать? Только: «и не пить». Больше ничего не скажешь, потому что человек уже встал в позицию – раз человек в позиции стоит, лучше его обойти и не вступать ни в какие пререкания, объяснения: он уже в позиции.

То есть он уже как бы выбрал свое место.

– Да, и Бог с ним, подождем – либо когда он подрастет, либо до Страшного Суда.

Но такая категоричность очень часто встречается.

– Конечно. Любая категоричность. Кроме того, когда беседуют два математика; там все очень просто: «Докажите!». – «Пожалуйста!» Иногда спустя 50 лет, а иногда и 200 что-то доказывается. Или как Николай Лобачевский, создав свою знаменитую геометрию, доказал, что Евклидова геометрия держится не на постулатах, а на аксиомах. Предполагалось, что можно доказать те положения, на которых Евклидова геометрия зиждилась, а он создал другую геометрию. Даже некоторые исследования, в частности – звездного неба, используются как некий инструментарий. То есть она вполне правомочна. И можно построить бесконечное количество, мириады геометрий, а кто будет разрабатывать, может ее назвать своим именем.

Просто после того, как Лобачевский это совершил, это уже как бы неактуально – он показал все алгоритмы, как это устрояется. Берется точка, берется прямая, и вот он сказал, что можно провести две параллельные прямые через точку к данной прямой. И на этом построил… Вот тут все строго. А во всем остальном участвует либо собственный вкус (кто что любит), либо его отсутствие, что тоже играет немаловажную роль, особенно в моде (когда все одинаково одеваются – это, конечно, смешно). Еще бывает, когда на человека влияют чьи-то мнения. Это обычно среди молодежи: увидел, услышал, или в том коллективе, в котором он «бултыхается», одни – за панков, другие – за гόтов, а третьи катаются на мотоциклах. И это для них очень важно. Но опять: что тут спорить? Мало, что ли, электрических осветительных приборов на улице? Да сколько хочешь, столько и катайся.

Вопрос телезрителя: – Хожу в церковь каждое воскресенье, но бывает такой момент, что нет денег на свечку. Можно ли без свечки молиться? И второй вопрос (может, он глупым покажется): Иисус сказал прощать своих врагов. Но вот, допустим, если меня побьют (конечно, не дай Бог этому случиться) и инвалидом сделают, как мне прощать? Объясните мне, пожалуйста.

– Это смотря какой группы инвалидность. А так я вам советую все-таки Евангелие читать каждый день всю жизнь, потому что вы, к сожалению, неправильно цитируете – это говорит о том, что вы с Евангелием хоть и знакомы, но очень поверхностно. Если бы вы прочитали Евангелие, то заметили бы, что там вообще про свечку ничего не сказано. Более того, когда Христос в храме молился, в те времена в храме вообще не ставили свечи. Там были светильники в виде сосудов с маслом, куда окунали фитиль. Это показывает нам, что свеча совсем не обязательный атрибут для молитвы. Свеча – это образ нашей молитвы, где воск символизирует наше размягченное покаянием сердце, а пламя, устремленное к небу, символизирует наши воздыхания, обращенные к Богу. А то, что мы за свечку заплатили, – это наша жертва Богу сродни той, которую в древности приносили люди в храме Богу. Но если у человека нет возможности – ничего: поработает, или если он инвалид, то получит пенсию по инвалидности и купит самую маленькую копеечную свечку, поставит и помолится. Господь примет и это.

Вопрос: «Мы часто обращаемся с просьбами к святым в молитве. А как помянуть святого? Принято ли такое поминовение?».

– Конечно, принято. Во время проскомидии. В России она совершается на пяти просфорах. Вторая просфора вынимается – и поминается Пресвятая Богородица, над третьей поминаются девять чинов святых угодников. Это должен знать каждый человек, окончивший хотя бы воскресную школу.

Начинаем от пророков и кончаем Иоанном Златоустым...

– Да, или Василием Великим. Зависит от того, чья Литургия совершается.

Вопрос: «Иногда просят помолиться за неизвестных мне людей: кто-то болеет, или умер, или рожает. Такая молитва за человека, к которому у меня нет никакого чувства сострадания, имеет смысл?».

– Бывает, что мы подаем милостыню человеку, не знаем ни имени его, ни звания, ни отчества, ни фамилию, ни год рождения, ни откуда прибыл. Он руку протягивает – мы ему даем милостыню, ничего о нем не зная: ни номера паспорта, ни ИНН. И подаем. А это такая же милостыня.

Нередко люди говорят: начинаю молиться – бесы нападают.

– А как же? Бесам очень не нравится молитва. Бесы до какого безобразия доходят: вот человек взял молитвослов и начал молиться. И бесы внушают ему: хватит, молодец, теперь почитай Евангелие. Бесам милее, чтобы ты Евангелие читал, лишь бы не молился. Молитва их прямо жжет!

А уж всякие помыслы о житейских делах...

– Ну, это вообще их обычная работа.

Одна женщина вот что рассказывает: «Как начинаю молиться, вдруг приходят ответы на вопросы, которые целый день пыталась решить и не могла. И хочется бежать и записать».

– Но это может быть и через ангелов. Или даже сам Дух Святой может вразумлять – это тоже вполне нормальное явление.

Вопрос: «А как избавиться от тщеславия при молитве за других людей?».

– От тщеславия избавляются молчанием. И если необходим разговор, то только отвечать на вопросы, а ответ должен быть короче, чем сам вопрос. А так – всегда молчать. Это первое упражнение, для начальной школы. А для средней школы – это полюбить поношения. И день, который прошел без того, чтобы тебя не оскорбили, не унизили, не обидели, не вытерли о тебя ноги, не плюнули в тебя, считать бесполезно прожитым.

Но так нечасто бывает, чтобы каждый день в тебя кто-то плевал.

– Если ты возьмешься за это упражнение, – будь уверен, тебя Бог не оставит в Своей милости, а поможет избавиться от тщеславия. Но для этого нужно сначала пройти искус молчанием. И ответы на вопросы – краткие, и только по существу, не праздные. Треп совершенно исключить.

Приходит женщина и говорит: есть одна знакомая – одинокая, очень старенькая больная женщина. Для нее разговор со мной просто необходим, но часа по три не отпускает от телефона. Уже изнемогаю, но жалко...

– Ну хорошо. А если женщина будет говорить: «Слушай, выпей со мной»? И достанет из-под матраса бутылочку. Будет плакать и уговаривать: «Ну выпей! Это же водочка хорошая, чистая, не паленая». И каждый раз так. И что нам теперь делать? Она такая прямо несчастная и очень одинокая, и ей очень грустно. А как выпьет – вроде ничего, начинает песни петь. И мне надо с ней петь? Это называется человекоугодие. Можно человеку скрасить одиночество. Сам Господь говорил: в темнице был, и посетили Меня. Но это не значит, что пришел в темницу, картишки достал: давай, сейчас пулечку распишем… Нет, браток, я не для того исполняю волю Божию, чтобы тут же грешить смертно. Тут все очень просто – надо отличать любовь от человекоугодия. А то так и будешь трепаться целыми днями.

Вопрос телезрительницы: – Я работаю в женской консультации и очень много работаю с абортами. Часто женщины хотят прийти к покаянию, у них возникают мысли покаяться. Но, кроме того, у нас назрела большая проблема с различными покаянными канонами и правилами. Недавно мне на глаза попалось замечательное правило матушки Антонии. Женщины его читают, и им как бы кажется, что они каются. Но, насколько я спрашивала в различных монастырях и в Троице-Сергиевой лавре, данное правило является незаконным. Но, попадая в другие храмы, я слышу о том, какое это замечательное правило, и много отзывов о нем в интернете читала. Можно ли рекомендовать это правило? И вообще, как к ним относиться, к правилу матушки Антонии и ему подобным?

– У меня в семинарии был друг Александр. Он и сейчас жив, давно священник, протоиерей. Он говорил так (я его выражение запомнил и всегда употребляю): «Знаете, моя дорогая, это какое-то новое суеверие, и я еще не успел с ним познакомиться». Никогда ничего не слышал об Антонии и об ее творчестве.

Телезрительница: – Дело в том, что подобное правило попало ко мне в руки однажды даже из Сретенского монастыря, то есть оно достаточно серьезное и очень распространяется.

– На здоровье, пусть распространяется. Я, грешный, никогда ничего не слышал об Антонии и о ее гимнографическом творчестве. Вы хотите у меня спросить, а я ничего не могу сказать.

Телезрительница: – Я просто не знаю, как относиться к этому, когда женщина говорит, что пользуется этим правилом. Как поступать?

– А Вы отправляйте к священникам, они там разберутся.

Телезрительница: – Спасибо большое. А будет ли у Церкви какая-то позиция об этих покаянных канонах? Их очень много и неизвестно, что из них верно.

– Я думаю, будет: собрать все эти каноны и сжечь. Я думаю, никакой другой позиции не будет. У нас та продукция является доброкачественной, на которой есть гриф Издательского совета Православной Церкви, который возглавляет митрополит Климент Калужский и Боровский.

Телезрительница: – Потому что большая проблема с ними...

– Да нет никакой проблемы. Если Вы работаете в женской консультации, имеете отношение к медицине и вдруг где-то рядом с вами объявится какое-то медицинское учреждение под названием «Дохлая корова», вы будете туда направлять своих готовящихся к родам?

Телезрительница: – Конечно, нет.

– Конечно, нет. И ни у кого не будете спрашивать: ни у Минздрава, ни Веронику Игоревну не будете беспокоить – как-то разберетесь. Вот и мы с этими канонами давно разобрались. У нас народ очень творческий, всяких Антоний – пруд пруди. Поэтому мы рассматриваем только доброкачественную продукцию, на которой есть специальный гриф. Раньше, сто лет назад, это называлось «духовная цензура». А так как наша интеллигенция на слово «цензура» реагирует как бешеная корова на красную тряпку, то теперь существует комиссия, которая ставит такое разрешение, можно ли это продавать в храме.

Телезрительница: – Спасибо Вам большое, Вы меня сориентировали.
– Вопрос: «Задала вопрос духовнику: когда на душе покой – это хорошо или плохо? Он сказал, надо понять – что это: дух мира или дебелость? А как мне разобраться в себе, что во мне?».

– Если в этом состоянии покоя кто-то нам позвонит и будет с нами долго говорить об одном и том же, надо посмотреть в свое сердце и посмотреть на реакцию: если будет раздражение, значит, покой был дебелость.

То есть если он быстро уходит, теряется...

– Дух мирен вообще не уходит.

То есть если человек приобрел истинный мирный дух, как дар Святого Духа...

– Вокруг него тысячи сразу спасаются. Тот, кто позвонил, уже может спастись и замолчать (и Дух Святой его вразумит), скажет: «Ой, прости, я твое время отнимаю, ты, наверное, Богу молишься». И гудки: ту-ту-ту-ту...

Но таких людей совсем немного.

– Меньше, чем пальцев на одной руке. Но это ничего не меняет. У стола ног меньше, чем пальцев на одной руке, и стоит твердо. Так что и земля стоит твердо, если таких четыре человека есть в мире.

Вопрос телезрителя из Саратова: «Вначале Вы говорили, что когда слушаете оркестр, пробивает слеза. Вот есть такое понятие: катарсис, очищение. Все режиссеры, постановщики к этому стремятся во время прослушиваний, спектаклей. А вот когда у человека во время молитвы в храме или когда он один келейно молится, тоже начинает пробиваться слеза, это состояние во время молитвы и катарсис – одно и то же? Или это такие слезы умиления?».

– То, что режиссеры называют катарсисом, и то, что в 99% случаев человек может испытывать на молитве, – это есть определенное душевное состояние. Если оно не превращается в некоторую истеричность, то ничего страшного в этом нет. Но это не благодатное действие. Благодатное действие молитвы, которое может сопровождаться и слезами, всегда приводит к результату, который есть покаяние. Если в результате молитвы нет покаянного чувства, то этому катарсису цена – половина копейки до хрущевской денежной реформы. Это как человек, допустим, выходит из кинотеатра: у него всякие чувства, он мысленно следил за героями. Вышел, достал сигареточку, покурил, потом сел в машину, обсудил этот фильм с шофером, приехал домой, включил новости – и все как корова языком слизала. Вот и весь катарсис.

Дело в том, что древние язычники, которые играли на театрах (и очень талантливо играли, и пьесы были вообще гениальные), приводили людей в такое состояние душевного переживания. Это очень ценилось, и они думали, что те эмоции, которыми артисты зажигают зрителей, их очищают. Это нелепейшее заблуждение, как многое из того, что язычники понимали в духовной жизни.

В советское время говорили: искусство облагораживает человека.

– Облагораживает. И математика облагораживает.

Но все-таки есть влияние на душу человека?

– На душу человека влияют даже фазы Луны. Все влияет, даже оса: сидишь на даче, пьешь чай из самовара с вареньем клубничным и не заметил осу в варенье. И она тебя кусает в язык. И сразу у тебя все меняется. На человека влияет все – даже полумертвая оса в клубничном варенье.

Важно, что потом происходит.

– Нет, для духовной жизни важно только то, что движет человека по направлению к Богу, а это только покаяние.

То есть никакое искусство приблизить человека к Богу не может.

– Никогда.

Даже церковное искусство, церковное пение…

– Это есть некоторый мост. Мост нужен, чтобы перейти реку. Но главное – это твое движение: к мосту, на мост, с моста. Это то, что помогает не вброд идти. Это дает определенный душевный настрой: куда ни глянь – кругом лики святых, что ни слушай – песнопения или чтения.

Батюшка, Вы говорили: как стать человеку православным – ходи в церковь регулярно, участвуй в службах, молись и станешь православным.

– Ну да.

То есть все-таки влияние богослужения…

– Нет, это движение самого человека. Ведь просто тупо отстоять два с половиной или три часа невозможно. Должен обязательно участвовать ум. И вот ум начинает различать сначала одну только молитву «Господи, помилуй!». А потом… Мне один некрещеный мальчик через свою маму сообщил: «Я “Отче наш” уже выучил». Вот это уже движение вперед. Должно быть движение вперед. Поэтому я имел в виду, что человек либо во второй раз уже не придет, либо выдержит и придет, а это значит: началась работа ума. И человек через слух, зрение и обоняние начнет движение к Богу. Это не механически происходит, а только через работу души. А если он с помощью аутогенных тренировок отключит зрение, слух, обоняние, осязание, то ничего с ним не произойдет, так и будет пень пнем.

Но немало людей, которые ходят десятки лет и при этом так же далеки от Бога, как и в самом начале своего пути.

– Да сколько угодно, если остановилась работа ума. Дело в том, что христианство – это умное делание. И если остановилась работа ума (а ум – это рабочая сила сердца), в этом смысле и сердце как бы останавливается. Почему «как бы»? А эмоции в нем остаются: зависть, желание властвовать, тщеславие, – все как было, так и есть. Без ума тут ничего не происходит: человек как он есть, так он и есть.

А какова работа ума во время богослужения?

– Ум входит в слова молитвы и всех священнодействий, которые тут происходят.

И человек должен внимательно…

– Человек никому ничего не должен. Он делает то, что хочет. Если он хочет, – вникает, если он хочет стоять столбом, стоит столбом и воспринимает исключительно эстетический импульс.

О том, что в храме было хорошо, свидетельствуют все.

– Я давеча был в Большом театре… Очень хорошо. Каюсь: два раза слеза прошибла, особенно от танца Захаровой. Просто слезы выступили из глаз. Потрясающе!

Эстетическое наслаждение получили?

– Да. И какой-нибудь афинянин из II века до н.э. сказал бы: катарсис. Никакого катарсиса – одно восхищение. И как зашел грешником, так и вышел.

Вопрос: «Насколько можно доверять апокрифам? Есть некоторые сведения о житиях святых, например, святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, которые полностью основаны на апокрифах?».

– Святая Церковь отвергла весь кодекс апокрифов и не включает их в канон Священного Писания. Поэтому доверия им ноль. А то, что некоторые апокрифы использовали какие-то древние тексты, это вполне может быть, но ничего не значит.

То есть признавать их за Священное Писание мы не можем.

– Не можем. Хотя это не запрещенное Церковью чтение.

Спасибо, батюшка!

– Всего вам доброго, до свидания и спасибо за ваше внимание!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс