Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Иеромонах Аркадий (Логинов): О празднике Крещения Господня. О крещенской воде

Иеромонах Аркадий (Логинов): О празднике Крещения Господня. О крещенской воде

№3 (900) / 17 января ‘17

Беседы с батюшкой

Мы знаем, что несколько дней после праздника двери храмов открыты и каждый верующий человек (и не только верующий, а вообще любой человек) может прийти в церковь и набрать святой крещенской воды. Обратим внимание на этот момент, поговорим о крещенской воде, ее употреблении и применении верующими и, может быть, неверующими людьми. Но сначала – о Богоявлении и Крещении Господнем.

– Эти два названия отражают историю возникновения и развития этого праздника. Более древним является наименование Богоявление, или даже Явление. Например, у святых отцов IV века (святитель Григорий Богослов) и более ранних писателей Церкви встречаются слова, посвященные этому празднику как празднику Явления. Григорий Богослов называет его Просвещением, праздником Светов.

Первое упоминание об этом празднике (он, кстати сказать, один из древнейших после Пасхи и Пятидесятницы) относится к III веку. Когда точно он был установлен Церковью, остается неизвестным, но у Климента Александрийского есть упоминание, что еретики-гностики совершали в этот день празднование в честь крещения Христа. И надо полагать, что Православная Церковь именно в качестве противодействия этому еретическому влиянию установила празднование этого Евангельского события, первоначально включая в него несколько событий Евангельской истории, начиная от самого рождения по плоти Богомладенца Иисуса Христа и вплоть до Его выхода на проповедь и крещение.

Так что в этом празднике есть две темы: более древняя тема Богоявления в описываемом Евангельском событии (свидетельство Бога Отца и сошествие Святого Духа в тот момент, когда Иисус Христос выходит из Иордана) и собственно крещение как событие (то есть когда Господь приходит на Иордан и требует от пророка Иоанна, чтобы он совершил над Ним то, что должно совершиться).

Вопрос телезрительницы из Каменска-Уральского: «Можно ли святую воду добавлять в пищу или немножечко добавлять в ту воду, в которой будешь мыться?».

– Ни в коем случае. Святую крещенскую воду Церковь называет еще Великой агиасмой (мы, наверное, еще вернемся к этой теме) и по установившейся традиции и практике эту воду православные христиане принимают натощак. В некоторых древних уставных памятниках, например, в Чиновнике Новгородского собора, даже была специальная оговорка, что в праздник Крещения после Причастия на Литургии не принимать теплоты и не измывать уста до окончания службы, когда будет совершено освящение воды и этой воды причастятся. Вот до такой степени Церковь возвышает значимость этой воды.

Поэтому вроде бы благочестивое побуждение – добавлять в пищу или, как было сказано, мыться, но я бы назвал это ложным благочестием. Ни в коем случае этого делать не надо, еще раз повторю. Эту воду потреблять лучше всего натощак с утра, прежде чем мы вкушаем всякую пищу, с молитвою, после совершения молитвы. Принимать ее для освящения телесного, для очищения душевного. Но ни в коем случае никуда не добавлять, тем более в ванну, когда моешься.

Вопрос телезрительницы из Волгограда: «Я хочу спросить, до какого времени можно купаться в праздник Крещения? Вечером в этот день?».

– В проруби?

Вероятно, да.

– Я думаю, да. Празднование Крещения будет продолжаться до 27 января, когда будет день отдания праздника Крещения. Есть обычай окунаться в проруби непосредственно после самого освящения воды. А все остальное – это уж я не знаю. Думаю, что препятствий нет. Но лучше было бы непосредственно после освящения воды на источнике это делать, когда все люди обычно погружаются...

Отец Аркадий, все-таки погружение в этот день или в другие дни – это религиозный обычай или просто сложившаяся традиция именно в нашей Церкви?

– В большей степени это традиция. Но я бы не стал ограничивать ее только пространством Русской Православной Церкви. Нечто похожее есть в традиции Константинопольской Церкви. Константинопольский Патриарх совершает освящение воды в Босфорском заливе, и у них есть обычай: после освящения Патриарх бросает в воду деревянный крест, и желающие смельчаки за этим крестом ныряют. У них тоже есть такое поверье, скажем так: кому удастся этот крест из воды достать, тот, наверное, будет иметь какой-то успех – в общем, будет ему счастье. Это, конечно, в большей степени из области народных обычаев и традиций, но они не нарушают самого понимания события, не противоречат вере и потому вполне могут иметь право на существование.

Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Неделя до 27 января – это праздник. Как нам себя вести? Нет поста. Можно ходить на Литургию и причащаться без поста? Поведение объясните, пожалуйста».

– Сразу скажем, что период, который Церковь разрешает без поста, – между праздником Рождества Христова и Крещением Господним. Это дни Святок, когда в среду и пятницу пост отменяется. В Крещенский сочельник, в канун праздника Крещения (18 января), мы уже снова постились, это день поста. И после праздника Крещения обычный порядок соблюдения постов вновь восстанавливается.

А если человек собирается причаститься завтра, то сегодня нужно соблюдать пост?

– Подобного рода вопросы нужно задавать своему духовнику и получать благословение у него. Если человек ведет полноценную церковную жизнь, постоянно участвует в таинствах, и, например, если он соблюдал Рождественский пост и вообще всегда соблюдает посты, то у некоторых духовников есть такая практика – разрешать таким христианам сокращать пост перед причащением до одного дня или в дни Святок совершенно освобождать их от поста, лишь только есть призыв ограничивать себя в пище и так далее.

А вот сказать всем, кто нас смотрит и слышит, что «если вы хотите причащаться, то можете не поститься», было бы неправильно. Если человек один раз в год приходит на Причастие и решит в эти дни причащаться, то было бы неправильно разрешить ему без поста это делать.

Отец Аркадий, мы говорим о Богоявлении. Что это за понятие такое – явление Бога? И как это выражается в Евангелии?

– Мы начали с этого разговор. Когда, как пишут евангелисты, Христос был в возрасте лет тридцати, Он приходит на Иордан. А прежде на Иордане пророк Иоанн проповедует покаяние во имя Грядущего. То есть его проповедь носит эсхатологический характер – это проповедь о грядущем Суде, о грядущем воздаянии. Как указывает апостол Иоанн Богослов, пророк Иоанн Предтеча, видя грядущего Христа, указывает своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». То есть по вдохновению от Духа Божия он эти слова произносит.

И когда Христос приходит, чтобы принять от Иоанна крещение, то Иоанн противится этому: он духом чувствует, знает и провидит, что перед ним обетованный Мессия, то есть Тот, Кто пришел спасти народ Израиля. Но Христос повелевает ему совершить это – таким образом, Он подчеркивает, что Иоанн Предтеча не от себя говорит эти слова, что все, что он совершает, совершается Духом Божиим. И Он проявляет здесь глубину смирения и послушания, давая пример и всему человечеству, что то, что установлено Богом, для всех обязательно. И по человечеству Христос, как все пришедшие к Иоанну, принимает это крещение, хотя и не нуждается ни в нем, ни в покаянии, ибо Он не совершил греха.

И тотчас (как пишут евангелисты), как Христос взошел от Иордана, разверзлись Небеса и был услышан глас с Неба от Отца Небесного, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем же Мое благоволение». И в виде голубя сошел с небес Дух Божий и почил на Иисусе. То есть это указание евангелистами на глас Отца и Дух Божий, в виде голубя сошедший, есть свидетельство и Откровение о Боге, познаваемом Святой Троицей, ибо до сих пор столь явного Откровения о троичности Божества человечество еще не имело.

Вопросы телезрительницы: «Все говорят, что в праздник Крещения из кранов тоже идет святая вода. Так ли это? И еще один вопрос: можно ли святой водой обливаться в ванной? Я считаю, что святая вода должна только в землю уходить».

– Что касается первого вопроса, то здесь тоже было бы уместно обратиться к истории. Дело в том (и мы уже упомянули об этом сегодня), что праздник Богоявления (Крещения Господня) Церковью был установлен в III веке. Но обычай совершать в этот праздник водоосвящение появился несколькими столетиями позднее, во всяком случае, с определенной долей вероятности можно говорить о V–VI веках. В VI веке это уже был чин известный и имевший широкое распространение. А от V века есть свидетельства о существовании этого чина в практике антиохийского богослужения.

В то же время, например, святитель Иоанн Златоуст в своем Слове на праздник Крещения, произнесенном еще в 387 году, когда он был пресвитером в Антиохии, говорит, что в этот день в полночь почерпнутая вода имеет необыкновенные свойства, что и через год, и даже через два и три года она остается свежею, то есть не портится и по своему качеству может сравняться с водою, только что почерпнутой из источника. Это наводит на мысль, что представление об освящении воды (вообще естества вод в этот праздник) в Церкви бытовало намного раньше. И у святых отцов мы прослеживаем мысль о том, что в самом событии крещения – сошествии Христа в воды Иордана – «вод освящается естество».

Что значит «вод освящается естество»? Это значит изъятие воды из этого падшего мира, возвышение ее к первозданному состоянию. Если уж совсем упростить и несколько утрировать, то событие освящения естества вод, водной стихии от соприкосновения с Божеством Иисуса Христа – это возвращение воды в райское состояние, какое она имела до грехопадения человека, какою она была Богом сотворена и устроена. И вот это качество нетленности как раз присуще крещенской воде.

Второй вопрос касался того, можно ли обливаться этой водой в ванной. Я полагаю (и соглашусь с выводом нашей телезрительницы), что, конечно, этого не следует делать. Практика церковная указывает на то, чтобы крещенская вода, если она, например, по какой-либо причине все-таки подверглась порче, как и в других случаях с какими-то предметами, используемыми в богослужении, должна быть вылита в непопираемое место. Что это за место такое? Это либо специально устроенный «сухой колодец» на территории церкви, либо она может быть вылита в текущую воду – в реку, например. Соответственно, будет нехорошо в ванне у себя в доме, откуда все стоки идут в канализацию, это делать. Можно обливаться где-нибудь в деревне, в деревенских условиях, где эта вода уйдет в землю, причем в таком месте, которое заведомо не будет попираться.

Вопрос телезрителя из Красноуфимска: «Я шел со службы, и мне одна бабушка сказала такое суеверие, что две недели после Крещения нельзя ни мыться обыкновенной водой, ни стирать. Меня интересует, правда это или нет?».

– Нет, неправда. Почему? Отчасти этот вопрос опять нас возвращает к уже ранее заданному – о том, вся ли вода освящается. Данное суеверие как раз вполне логично, если мы говорим, что в этот праздник вообще освящается всякая вода, все естество вод, то, соответственно, и вода, текущая из крана, априори святая, поэтому ее не должно употреблять для каких-то неподобающих нужд.

Но заметим здесь, что указание богослужебного устава нашей Церкви подчеркивает (специально даже есть такая заметочка), что некоторые отлучают себя от употребления этой воды по причине, дескать, своего недостоинства и всего прочего. Но неправда их в том заключается, что воду эту в этот праздник мы употребляем, в частности, чтобы кропить и наше жилище, причем полностью все места, включая и скаредные (то есть уборные), и все места, где мы ходим ногами. Поэтому надо понимать, что наше недостоинство заключается не в том, что мы телесно недостойны, а в том, что из сердца исходит: наши мысли, помыслы, грехи и проявления наших страстей – вот это есть поругание святыни. Поэтому если мы сокрушаемся сердцем, если идем на Исповедь, каемся и принимаем духовное очищение, то ничто не препятствует нам прикоснуться к святыне.

И еще раз вернемся к вопросу. Подобного рода суеверий очень много, они постоянно возникают. Но есть границы разума. И если мы говорим, что все естество вод освящается, это вовсе не значит, что по этой причине мы не должны воду вообще никак употреблять.

Отец Аркадий, может быть, тоже вопрос из ряда своеобразных суеверий… Погружение в прорубь, купель в этот праздник очищает ли человека от греха?

– Здесь можно было бы сказать, что до конца мы не знаем механизм природы духовной. Но мы знаем и исповедуем то, что Бог дарует нам очищение от грехов, Бог прощает нам грехи, когда мы совершаем покаяние. Поэтому таинство Покаяния сопряжено вот с такой формой Исповеди, когда человек приходит в храм и перед Евангелием и крестом в присутствии священнослужителя как свидетеля исповедуется пред Богом, говоря: «Исповедую пред Богом мои согрешения; согрешил в том-то, том-то и том-то». Для чего это делается? Ведь Бог знает все наше внутреннее устроение. Казалось бы, зачем произносить то, что Он и так знает? Весь смысл заключается в следующем. Это говорится не просто, когда я один встал где-то в углу и произнес пред Господом, что в том-то и том-то каюсь, а в присутствии священника: как вера свидетельствуется от человека, так и исповедание совершается во свидетельствовании человека. Священник молится пред Богом как свидетель о том, что человек совершил, что покаяние его искреннее, хотя Бог знает это.

Поэтому само по себе погружение в крещенскую купель не даст прощения грехов от того, что я трижды погружусь или, может быть, трижды по трижды. Но если это сопрягается с покаянием, с конкретным выражением в изменении жизни, в отношении к каким-то своим поступкам, то это есть то, что способствует в целом, помогает нашему устроению, очищению. То есть всякое прикосновение ко святыне может помочь нам. Вот в этом отношении мы можем говорить о том, что мы принимаем эту воду в освящение души и тела.

Вопросы телезрительницы из Костромы: «Скажите, можно ли набирать воду в больших количествах, то есть для свата, для брата, для всех окружающих, или все-таки приличнее меньшей емкостью обойтись? И второй вопрос: как быть женщинам в дни женской нечистоты по отношению к святой воде?».

– Если мы набираем большое количество воды с той целью, чтобы принести ее соседке, родственникам и так далее, которые по каким-то причинам не могут сами прийти в церковь, я думаю, в этом нет ничего плохого. Может быть, даже это и хорошо. Но иногда действительно бывает так: человек может даже лукаво, под предлогом того, что надо тем, другим, пятым, десятым родственникам и знакомым эту воду дать, готов чуть ли не цистерну с собой увезти – вот это, конечно, не дело. В общем-то, некий разумный подход должен быть. Человек должен понимать, что он желает соприкоснуться со святыней. И святыня, как известно, не бывает поругаема. Если мы имеем недолжное отношение к святыне, то это поругание обращается на нас самих. Не случайно апостол Павел в своем Послании, говоря, в частности, о Евхаристии, замечает: потому многие среди вас и болеют, и умирают, и зло с ними случается, что не разумеют, не рассуждают о святыне. Хотя, еще раз подчеркну, это сказано о Святом Причастии, о Евхаристии, но в некотором смысле мы можем распространить эти слова и в отношении вообще всякой святыни и такой великой святыни, как вода крещенская, богоявленская.

А второй вопрос связан с женской нечистотой. На него мне будет сложновато ответить, я немножко не готов дать исчерпывающий ответ. Но, в общем, в практике есть такое: если женщина находится в определенном состоянии, то некоторые считают (я так скажу), что в этом случае не следует вкушать крещенскую воду. А другое мнение можно было бы обосновать на выше процитированных мною словах, что не телесная нечистота есть препятствие к вкушению этой воды, а душевная нечистота. Наверное, чтобы не было смущения, стоит воздержаться. Но если кроме этого есть еще и другие какие-то моменты (например, человек находится в тяжелой болезни и для него это необходимо как утешение), то в этом случае, думаю, можно все-таки переступить это благочестивое правило ради помощи телесной для человека.

Спасибо, отец Аркадий. Благодарю Вас за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Господь всех нас благословит. Еще раз вас поздравляю с праздником Крещения Господня и желаю вам телесного здравия и душевного спасения.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс