Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Протоиерей Олег Стеняев: О Богоявлении

Протоиерей Олег Стеняев: О Богоявлении

№3 (900) / 17 января ‘17

Беседы с батюшкой

Мы поздравляем всех телезрителей с праздником Крещения Господня, праздником Богоявления. Сегодня наша передача посвящена этому празднику. Первый вопрос: почему день Крещения Господня называют и днем Богоявления?

– Дело в том, что тайна Божества являлась тайной не только для людей, но даже для ангелов. Например, в Новом Завете о Христе есть слова, что «Он проповедан в народе, показал Себя ангелам». Оказывается, до Боговоплощения и ангелы не могли созерцать Божество, а Иисус Христос раскрыл характер Бога Отца, Его намерения относительно всего творения. И когда апостолы говорили: «Покажи нам Отца и будет довольно», – Он отвечал: «Сколько Я с вами, и вы не видели». И вот в этот день человек по имени Иоанн Креститель видел Сына Божия, стоявшего в струях Иордана, видел Духа Святого в виде голубином и слышал голос Бога Отца из осеняющего облака, свидетельствовавший о Сыне: «Сие есть Сын Мой Возлюбленный». И так как тайна Божества наиболее явно проявила себя в этот день, человек Иоанн созерцал эту тайну, а ангелы с Небес пытались проникнуть в нее, то этот день называется не только днем Крещения, но также и днем Богоявления. Если на прошлое Крещение мы больше говорили о самом событии Крещения, то, наверное, сегодня будет очень важно поговорить о таком понятии, как Богоявление.

В отличие от протестантского богословия, которое христоцентрично, богословие православное – тринитарно: святые отцы заповедали нам, что если мы обращаемся в молитве к Богу Отцу, то должны иметь в виду и Бога Сына, и Бога Духа Святого. И если мы обращаемся к Духу Святому, то должны иметь в виду и Бога Сына, и Бога Отца. Мы верим в Святую Троицу Нераздельную, при этом Божественные Ипостаси не смешиваем, а Божественную сущность не разделяем. И это православное вероубеждение наиболее полно раскрывается в событиях сегодняшнего праздника.

В чем принципиальность данного отличия? Отражается ли это как-то на образе жизни людей, ориентированных на христоцентричность, и тех, кто принимает Святую Троицу?

– Если мы откроем любой учебник по православной догматике, то, о чем бы ни шла речь, там всегда говорится и о действии Отца, и о действии Сына, и о действии Духа Святаго. Например, Боговоплощение Христа Иисуса. Оно происходит по воле Отца, как сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Но эта тайна говорит и о Сыне: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины». И эта тайна говорит нам и о Духе Святом, о котором Спаситель говорил, что Дух Святой напомнит нам все слова Христа Иисуса и наставит нас на всякую правду. Поэтому в православном понимании тринитарность и есть проявление целомудрия веры, когда мы не разделяем Божественную сущность ни в какой ситуации. Даже когда мы рассуждаем об особенностях Ипостасей, то всегда исповедуем при этом Троицу Единую и Нераздельную.

Чем Иоанново крещение отличается от традиционного христианского, в чем различия?

– Если говорить о христианском Крещении, то оно стало возможным после крещения Христова и именно потому, что этот день был днем Богоявления. Христианское Крещение совершается во имя Святой Троицы: во имя Отца и Сына и Святого Духа. Новый Завет вводит нас в эту тайну Триединого Божества, которая была непостижима и для ангелов, и для человеков до момента Боговоплощения.

Крещение Иоанново было крещением в покаяние. Во-первых, не было определенных слов, которые надо было произносить во время его совершения. Это был обряд омовения, или по-еврейски «микве», о котором много написано в Книге Левит, где сказано, что если человек осквернится, то он должен омыться в воде с головы до ног и будет нечист до захода солнца. А когда солнце зайдет, он очистится.

Как пишет апостол Павел, все ритуалы Ветхого Завета больше касались очищения тела. А христианское Крещение очищает и дух, и душу человека, а не только тело. Когда в момент Крещения вода соприкасается с человеческим телом, то, как пишет блаженный Августин, происходит освящение души того, чьего тела коснулась эта освященная вода. В этом величие христианских таинств, которые имеют отношение не только до плоти, как все ветхозаветные обряды, но и до духа и до души человека. Как пишет в Послании к Фессалоникийцам апостол Павел, мы должны к пришествию Господа Иисуса Христа сохранять в чистоте и дух, и душу, и тело. И целокупность человеческого бытия освящается именно в таинствах Нового Завета, что было недоступно до Воплощения Христова.

Когда Христос Воплощается, Он становится, как писал Григорий Нисский, нашим сотелесником. И Павел пишет: «Стал подобен нам во всем, кроме греха». Когда Он берет на Себя нашу природу, то в Себе Самом исцеляет и преображает ее. И эти процессы касаются очищения не только тела, но и духа, и души, что было недоступно в ветхозаветные времена.

На иконе Богоявления мы видим Сына Божия, стоящего в водах Иордана. Особо видим Духа Святого в виде голубином. И голос Бога Отца тоже видим особо. Чему нас может научить такая обособленность изображения?

– Мы говорим об ипостасных свойствах Лиц Святой Троицы. Но прежде этого надо сказать, что по христианскому учению все, что имеет Отец, имеет и Сын; все, что имеет Сын, имеет и Дух Святой, потому что три ипостаси имеют одну Божественную Сущность. Но действительно, почему в день Богоявления мы видим Сына Божия, Который стоит в струях Иордана особо, Духа Святого, Который особо изображен в виде голубином над Его головой, и глас Бога Отца особо из осеняющего облака? Ипостасное свойство Бога Отца – Бог Отец Безначальный. Ипостасное свойство Бога Сына – Он предвечно рождается от Бога Отца. Но это порождение не во времени, а вне времени, то есть не было такого времени, когда у Отца не было бы Сына, а у Сына не было бы Отца. Мы исповедуем, что в Боге нет и тени перемены. Ипостасное свойство Святого Духа – Он предвечно исходит от Отца.

Хотя святые отцы, преклоняясь перед непостижимостью этой тайны, говорили: «Мы знаем, что Сын предвечно рождается, а Дух Святой предвечно исходит, но мы не можем сказать, какая разница между порождением и исхождением». Настолько эта тайна непостижима. Есть такой классический пример.Однажды блаженный Августин шел по берегу моря, рассуждая о тайне Святой Троицы, и увидел мальчика, который выкопал на берегу моря маленькую ямку и бегал, чтобы набрать в ладошки морской воды и вылить в эту ямку. Августин подошел и спросил: «Что ты делаешь?». И ребенок ответил: «Я хочу это море перелить в эту ямку». Тогда Августин понял, что его попытки понять тайну Троицы Безначального Божества – это как попытки ребенка, который своими детскими ручками выкопал ямку, а теперь берет в ладошки морскую воду и хочет перелить все море в эту ямку.

Значит, и не надо пытаться как-то объяснить тайну троичности?

– Мы познаем Бога только в той мере, в какой Бог Сам открывает Себя нам. И надо сказать, что Бог, издревле многоразлично и многообразно говоривший в пророках, в последние дни говорил в Сыне Своем, и то, что познание о Боге возвеличивается, умножается, совершенствуется – это реальность духовной жизни. Одно знали древние люди, и что-то было сокрыто от них. Другое было открыто святым апостолом, и апостолы писали о древних пророках: «Они не без нас достигли совершенства». Потому что Бог являет Откровения о Себе людям, преображая через это их сердца. Познания о Боге совершенно необходимы. Если мы будем отказываться от познаний о Боге, то, как строго сказано в Писании, люди, которые отказывались от видения духовного, «занедостатка ведения будут истреблены». Поэтому мы постигаем Бога всегда в той мере, в какой Он нам открывается, а открывается Он, насколько люди могут воспринять Его на определенном этапе существования рода человеческого.

Имеет ли догмат о Святой Троице нравственное приложение?

– Благодарю Вас за этот вопрос: он очень важен. Действительно, догмат имеет нравственное приложение. Когда мы ведем диалог с теми же «Свидетелями Иеговы», или с иудеями, или с мусульманами, мы обращаем внимание на то, что в их концепции понимания Бога присутствует Божественное одиночество. Кем был Бог до сотворения мира? Божественным одиночеством. Но если при этом мы знаем, что Бог есть любовь, как сказано в Библии, или, как говорят мусульмане, Он Милостивый и Милосердный, а Бог неизменяем, то до сотворения мира Бог был любовью по отношению к кому? Если к Себе, то Он источник эгоизма и себялюбия. Милостивым и Милосердным до сотворения мира Он был по отношению к кому? Если к Себе, тогда Он источник эгоизма и себялюбия. Так вот, православное учение о Троице имеет именно нравственное приложение: мы находим решение вопроса, как понять одиночество Бога, Который есть любовь.

Учение о Троице решает эту проблему, потому что Бог Отец предвечно любит Бога Сына, Бог Сын предвечно любит Бога Отца. Бог Отец имеет жизнь саму в себе – Ипостась. Бог Сын имеет жизнь саму в себе – Ипостась. И любовь Обоих, как пишет блаженный Августин, имеет жизнь саму в себе – Ипостась Духа Святого. Дух Святой – это и есть Божественная любовь, о чем пишет апостол Павел: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Нравственное приложение этого догмата – это и призыв Христа, когда Он говорит: «Будьте едины, как Я един с Отцом». Когда наша Русская земля была разрозненна, преподобный Сергий решил создать обитель во имя Живоначальной Троицы: такое название было не только религиозным, но и политическим решением. Разрозненной нации надо было предложить как образец Божественное единство Лиц Святой Троицы в любви. Поэтому этот догмат в христианстве точно имеет нравственное положение. И трудно найти решение ситуации с одиночеством Бога в других религиозных системах, которые не знают учения о Триедином Боге.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Почему навечерие, сочельник, бывает только перед Рождеством и Крещением? Почему перед другими двунадесятыми праздниками, например Преображением Господним, нет навечерия? И когда сочельник стал отмечаться как праздник?»

– Если говорить о Крещении, то в древности это было связано с тем, что воду освящали дважды. В одном случае ходили на иордань, т.е. к ближайшему водоему, и там освящали воду, а в другом случае воду освящали прямо на христианском собрании. Празднование навечерия может быть связано с этим.

Если говорить о Рождестве, то в древности перед Рождеством было принято совершать массовое Крещение оглашенных, и это имело статус праздника: люди рождались для жизни во Христе и со Христом. Возможно, такая удвоенность события, как некая благодать на благодать, имела такие исторические предпосылки.

В Библии сказано, что Бог – это Дух, но в то же время сказано, что слово Божие воплотилось. Нет ли в этом противоречия?

– Если мы говорим о Божестве Христа Иисуса и об Его истинном Человечестве, то мы опять придерживаемся принципа, что истинное Божество Христа Иисуса и истинное Человечество Христа Иисуса – это единая Ипостась. Но при этом соединение Божественного и человеческого мы воспринимаем халкидонским определением «неразлучно, нераздельно, неизменно, но и неслиянно». Это значит, что нет преложения природы. Как пишет Дамаскин, Бог всегда будет оставаться Богом, человек человеком, а ангел ангелом. Поэтому в Боге мы не допускаем даже мысли о материальном. В Боге не присутствует никакой материи. Например, Бог Вездесущ и Бог Творец – материя и пространство. При всем этом Бог нигде не соединен с материей. Пребывая везде, Он не является частью, скажем, этого дивана, как и диван не является частью Божества. И встреча, которая произошла во Христе –Божественного и человеческого в единую Ипостась – это, конечно, тайна. После этой встречи Божественное и человеческое нераздельно, неразлучно и неизменно, но и неслиянно. Этот принцип неслиянности очень важен: Бог есть Дух, и в то же время мы читаем, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». И как мы не можем отделить Отца от Сына, хотя не смешиваем Ипостаси, но учитывая единую Божественную природу, говорим, что все, что имеет Отец, имеет и Сын, так же точно мы говорим и о двух природах Иисуса Христа. Да, они нераздельны, неизменны, неразлучны, но и неслиянны, смешения не происходит. Если мы допустим элемент смешения, что в Боге есть что-то материальное, – это уже будет язычество.

Даже сотворение человека, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни и стал человек душою живою, нельзя понимать как эманацию Бога в человека. Нет, это нетварная Божественная энергия – то, что мы называем благодатью, действием Бога вовне Себя: Он творит человека, и человек становится душою живою. Но Божество, творя этот мир Своей любовью, нигде и никогда не соединяется с материальным. А так как человек – это не только материальное, но и духовное существо, то встреча с Богом происходит прежде всего в нашей душе, в нашем сердце. И последствия этой встречи могут как-то реально сказаться и на теле человека. Например, дивеевские сестры вспоминали, что, когда беседовали со старцем Серафимом, у которого были открыты только руки и лицо, то видели, как тонкие лучики света исходили от его рук и от его лица. И про Боговидца Моисея в Библии сказано, что когда он долго общался с Богом, то после этого сиял так, что людям было страшно смотреть на его сияющее лицо, и они попросили, чтобы Моисей надевал на свою голову покрывало. Только так они могли с ним общаться. То есть перемены Бога – это, конечно, духовные перемены, но они сказываются на всем, и на материальном мире тоже, хотя Бог нигде не соединен с чем-либо материальным.

Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Столкнулась с такой ситуацией: пришла в храм за святой водой с магазинной бутылкой, и меня попросили снять с нее штрих-код. Каким образом штрих-код может влиять на состав воды? Я не поняла, что имелось в виду».

– Я думаю, что это отношение не к вам и не к бутылке, а отношение к штрих-коду. В Библии есть такой текст: «Если сердце обличает, то грех». И мы знаем, что Священноначалие неоднократно ставило вопрос перед властями, что между нас есть люди, которые считают, что штрих-коды, какие-то номера – это то, что может нанести им какой-то вред. Священноначалие всегда добивалось, чтобы у этих людей была альтернатива на получение документов, например, без штрих-кодов, номеров и так далее. Тем самым выказывается забота о некоторых людях, у которых есть некие смущения. О Христе сказано, что Он «трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил». То есть если у людей вера очень слабая и опирается на какие-то внешние проявления, мы не должны дерзко отталкивать их от себя, но должны учитывать их отношение к той или иной ситуации. Иначе мы можем поступить вопреки слову Божиему, где сказано: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Существуют разные мнения по поводу тех же штрих-кодов, но если человек связан с такими вещественными началами, почему не пойти ему навстречу? Апостол Павел пишет: «Если брат соблазняется, не буду пить вина вовек. Если брат соблазняется, не буду мяса есть вовек». Он считал, что лучше ему отказаться от вина и мяса, нежели чем смутить того или иного верующего, который может иначе смотреть на винопитие и употребление мясной пищи. Поэтому в подобных ситуациях нам надо проявлять некую деликатность.

Как понимание догмата Святой Троицы влияет на конкретное поведение, конкретные поступки человека?

– Когда православный христианин пробуждается ото сна, он осеняет себя крестным знамением «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Три соединенных кверху перста означают православное исповедание нашей веры в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Два пригнутых книзу перста православно исповедуют нашу веру в то, что Сын Божий пришел на эту землю как истинный Бог и истинный человек. Начиная каждое молитвенное правило во имя Святой Троицы, мы можем вспоминать и сегодняшний праздник – событие Богоявления, когда человек впервые мог явственно созерцать эту тайну.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию выступления вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс