Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (900) → Протоиерей Андрей Канев: Что такое жизнь для современного человека?

Протоиерей Андрей Канев: Что такое жизнь для современного человека?

№3 (900) / 17 января ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №2 (899) 2017

– На прошлом уроке, читая «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова, мы говорили о смерти душевной, о том, где, когда, почему в мире появилась смерть, что есть смерть души и смерть тела и можно ли их избежать. Речь шла и о том, что войти в жизнь вечную можно через воскресение души. Первое такое воскресение есть Крещение и Покаяние, а второе – всеобщее воскресение. А еще святитель Игнатий говорит о первой и второй смерти. Одна поразила человечество после грехопадения Адама и Евы, другая ожидает кого-то из нас в будущем. Она есть окончательное осуждение на вечные адские муки, и ею умрут отверженные Богом грешники, лишившие себя первого воскресения. И далее от рассмотрения понятия «душевная смерть» святитель переходит к понятию «смерть вечная», причем делает он это так подробно и обстоятельно, что у кого-то может появиться вопрос: «Ну для чего нам нужно так разбираться в вещах, которые, мягко скажем, приятными не назовешь? И вообще, всему свое время и место! Мы живем, и потому больше должны думать и говорить о жизни, а нам предлагается размышлять о смерти, да еще и о смерти вечной!». Так на подобные темы могут реагировать даже некоторые христиане. И действительно, зачем нам надо глубоко погружаться в эту тему и за разговорами о смерти как бы бежать от жизни?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы с вами должны правильно понимать, что изучаем учебник. Если бы мы взялись изучать математику, то не удивились бы, что нам какие-то формулы предлагаются, задачи – решая их, мы приобретаем навыки, которые потом применяем в жизни. Если мы изучаем историю, то в этом учебнике не встретим математики, поэтому, когда мы изучаем такой очень важный документ, целое исследование святителя Игнатия о смерти, не должно возникать вопроса, почему здесь не написано про дискотеку или про радости жизни. Это не та тема, верно? Часто приходится встречаться с людьми и общаться на тему покаяния, кончины, смерти – и становится понятно, что в современном мире эта тема не очень популярна даже среди христиан. Это потому, что мы приходим в Церковь уже зараженные унынием и пытаемся найти там удовлетворение своему унынию.

Что такое жизнь для современного человека? Я расскажу немножко смешную историю. Когда мы служили в пансионате для престарелых инвалидов (у нас там 10 лет храм находился), мы ежедневно видели жизнь стариков, уже уходящих в вечность, и жизнь инвалидов. Кроме трагических случаев были еще и комические, которые очень оттеняли трагическое. Была там девочка-инвалид, у которой было послушание (или работа) мыть коридор, а ей очень хотелось пойти погулять, порадоваться чему-нибудь, чем-то заняться, может, и не всегда хорошим. И вот она моет полы и вслух говорит (а мы то ли Литургию уже закончили, то ли служба только начиналась, но девочку было хорошо слышно): «Нет, жизнь – это не отдых!» – и продолжает так со вздохом мыть полы. Прихожане тоже слышали ее и поняли, что мудрость в этом есть! Это же правда: жизнь – это не отдых, не праздник.

А мы хотим найти праздник везде – «праздник каждый день, праздник в каждый дом». И, войдя в церковную жизнь, мы и там хотим везде найти праздник, тем более что у нас каждый день говорят: «С праздником! С праздником!». Часто под праздником начинают понимать праздность – состояние души, когда тебе не надо ни о чем заботиться. Святитель Игнатий как раз и создает очень глубокое богословское произведение, очень интересно выстроенное, чтобы у нас было правильное мировоззрение.

Если мы будем думать, что жизнь – это праздник и наша задача праздновать (чем веселее, шумнее, тем интересней), то в этом случае мы неправильно называем себя христианами. Христианин должен знать, что его ждет в перспективе, что там дальше.

Так или иначе, эта тема интересна всем. Когда приходится проводить первые огласительные беседы или просто какие-то встречи с людьми, например в больнице – в больничных храмах, молитвенных комнатах, то люди пожилого возраста задают вопросы не о вере и покаянии, а как правильно похоронить, какие обряды соблюсти и так далее. Так или иначе, эта тема все равно интересна, но не с точки зрения: а что будет со мной, а что – с другими? Что там, за завесой неизвестности, тайны, что там такого интересного?

У нас не должно быть суеверных, ложных, оккультных представлений, которые незаметно вкрадываются в христианскую жизнь и мировоззрение некоторых людей, когда христиане вдруг начинают рассуждать, что «муки конечны». Правильная мысль рождает правильное действие, и наоборот: если христианин верит неправильно, то у него и жизнь будет идти неправильно. Если, допустим, христианин верит, что Господь – это «бесплатный аппарат сладкой газировки», то он так и жить будет соответственно. А если христианин будет изучать Евангелие, читать о Страшном Суде, о котором «несердитый» святитель Игнатий написал: «Не мы с вами придумали, что-то тут из себя изображая, а Господь Сам в Евангелии сказал, что будет разделение на овец и козлищ».

– Вот как передает нам эти слова Спасителя евангелист Матфей: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

– Расскажу интересный случай. У нас мальчишка на приходе, подросток еще, где-то с год готовился к Крещению, и, надо сказать, очень вдумчиво: рассуждал, беседовал со взрослыми – и принял Крещение. Получилось так, что крестил его не я. Мы вместе с детьми, и он в том числе, пошли в поход к нашему другу, знакомому священнику. А подросток наш созрел для Крещения, и священник тот (а он же не знает, как парень готовился) спрашивает его: «Зачем ты крестишься?». Он и говорит: «Чтобы стать овцой». Представляете ответ подростка современности? Священник не понял: «Как стать овцой, это что такое?». А тот ему начинает цитировать Священное Писание, Евангельскую историю о Страшном Суде, что Господь разделит человечество на овец и козлищ, и потом говорит: «Я хочу с той стороны попасть». Священник сразу понял, что молодой человек уже готов, и покрестил его.

Сейчас у нас такой вдумчивый христианин появился, хотя, конечно, по жизни и шалун, но будем надеяться, что дальше эти семена возрастут правильно. А если ориентировать человека неверно, тогда он и жить будет неверно. Поэтому такие рассуждения о смерти, а тем более о вечной смерти, о загробной жизни, о Суде – это не беготня от жизни, а, наоборот, ее правильное выстраивание. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс