Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (899) → Архимандрит Савва (Мажуко): Каждый из нас – это младший брат

Архимандрит Савва (Мажуко): Каждый из нас – это младший брат

№2 (899) / 4 января ‘17

Свет невечерний

– Друзья мои, – верующие и неверующие, большие и маленькие, умные и не очень, – рад возможности говорить с вами хотя бы с экрана телевизоров, компьютеров, но говорить о Христе. Это очень радостно и благородно.

Друзья мои, есть в Евангелии от Матфея странная фраза, которая меня часто очень озадачивала при чтении, когда Господь описывает Страшный Суд, тот момент, когда Он придет судить живых и мертвых, всех, которые жили на этой земле. Он говорит не о вере, не об образованности, не о политических взглядах, а очень просто: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». И люди ему отвечают: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». Но Господь их поправляет: «То, что вы сделали одному из братьев наших меньших, младших, то сделали Мне».

Что это за младшие братья? Почему Господь называет всякого человека младшим братом? Оказывается, речь идет о самых обычных вещах. Каждый из нас – это младший брат или младшая сестра. Мы – маленькие люди. Когда мы говорим «маленький человек», имеется в виду человек, который ничего из себя не представляет, человек незначительный – как, например, один из героев Евангелия от Луки, мытарь Закхей, который был маленького роста: чтобы увидеть Христа, он вскарабкался на дерево, хотел Его рассмотреть – он был маленький, коротышка, и мы смотрим на свои биографии, на свою жизнь и тоже видим, что мы ничего особенного из себя не представляем. Рассказать о себе тоже особенно нечего: мало где был, мало что в жизни успел – особенно незначительные какие-то факты у меня были, все очень мелко, неинтересно. А Евангелие – это удивительная Книга: она сообщает нам, что у Бога есть интерес к маленькому человеку.

В греческой культуре, в культуре эллинов, умных, изощренных в науках, философии, искусстве, как аксиома воспринималась мысль, что Боги могут смотреть и обращать внимание только на значительное – им нет дела до мелких людишек, это просто пыль, это неинтересно, не достойно внимания божества.

Евангелие же совершает переворот в знании о Боге. Это действительно переворот, революция.

Господь говорит, что каждый человек – это дитя Божие: будь ты царь, император, король, помещик, президент, министр или простой сельский учитель, или дворник, или малыш, который боится темноты, – каждый дитя Божие. И на Литургии священник перед пением «Отче наш» замечательную фразу говорит: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца». Каждый из нас – маленький человек не в смысле умаления его значения в истории, а ребенок Божий: у Него есть интерес и благословение к каждому из нас.

Когда мы слышим это откровение о Христе, о Боге, что Бог совершенно бескорыстно имеет интерес к человеку, даже самому маленькому, – это ведь еще откровение и о нас: моя жизнь на самом деле приобретает совсем другой вес и значение. Мои маленькие радости, например, любовь к яблочному пирогу, моя работа или то, что человек собирает какие-нибудь кораблики, или любит свою жену, или ему нравится путешествовать и собирать грибы, – все это имеет огромное значение. И не только для меня. И горе мое (которое каждый из нас вынужден переживать в одиночестве: уж так устроен мир, что если тебя посетила скорбь, ты должен выпить эту чашу сам, даже если вокруг тебя очень добрые люди), – маленькое, небольшое по сравнению с какими-нибудь мировыми катаклизмами, – имеет огромное значение в очах Божиих. Именно Он плачет вместе со мной – Он радуется со мной, плачет со мной, сожалеет о моих ошибках вместе со мной, потому что Он настоящий Отец.

Когда мы называем Бога Отцом в молитве «Отче наш» – это не просто красивая метафора. Это в буквальном смысле наш «папка, батька, отец, папочка»; «авва», «отче» – этот арамейский призыв, который в Послании к Римлянам встречается, значит: «папочка, папка» – это очень нежное обращение к отцу. И это то, что удивляло и восхищало эллинов, которые переживали опыт встречи со Христом. Может быть, это способствовало такому массовому обращению христианства в первые века истории Церкви: откровение, что Бог на самом деле Отец – не посторонний, который замечает только значительное, а Тот, Кто переживает мои радости и скорби вместе со мной.

Есть у Александра Галича замечательное стихотворение, которое как молитва звучит:

Окликнет эхо
давним прозвищем,
И ляжет снег
покровом пряничным,
Когда я снова
стану маленьким,
А мир опять
большим и праздничным,
Когда я снова
стану облаком,
Когда я снова
стану зябликом,
Когда я снова
стану маленьким,
И снег опять
запахнет яблоком,
Меня снесут
с крылечка, сонного,
И я проснусь
от скрипа санного,
Когда я снова
стану маленьким,
И мир чудес открою заново.

Человек, который переживает встречу со Христом, с Богом, переживает не просто какой-то страх или ужас от присутствия Бога рядом с собой в своей жизни. Он переживает покой на руках у Отца. И, может быть, поэтому люди, которые приходят в Церковь в первый раз в жизни, вдруг начинают рыдать. Разные причины могут быть у этого странного явления, но когда сильный, успешный, богатый, устрашающий своих подчиненных человек заходит в Церковь и начинает рыдать и не может остановиться, вполне возможно, и он переживает это состояние, когда вдруг он, такой напряженный, изощренный в борьбе, в своих успехах, скорбях, достижениях снова попадает на руки отца и переживает это состояние защищенности и присутствия Того, Кто любит тебя совершенно бескорыстно таким, какой ты есть.

Может быть, христианство так и освежает человека, вера Христова, что она возвращает нам наше детство: нас как будто бы сонных сносят с крылечка, мы просыпаемся от скрипа санного – и этот мир чудес, это присутствие отца рядом с нами и есть чудо встречи с Богом, которую каждый христианин переживает по-своему. Оно непременно вырывает это опыт из нашего сердца. Один вскрик, одно обращение: «Отец, Отче, посмотри на Своих чад. Никогда не отпуская нас со Своих рук, будь с нами всегда рядом, потому что только в Тебе покой, мир и утешение».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475