Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (897) → Диакон Павел Сержантов: Господь Иисус Христос – всегда Сын Божий

Диакон Павел Сержантов: Господь Иисус Христос – всегда Сын Божий

№48 (897) / 27 декабря ‘16

Догматическое богословие

Продолжение.Начало в №8 (857) – №47 (896)

– Христологией называется учение Церкви о Богочеловеке Иисусе Христе. Это раздел догматического богословия, и на наших уроках, рассматривая его ключевые темы, кандидат философских наук диакон Павел Сержантов подробно остановился и на нем, чтобы дать ответы на следующие вопросы: какова Личность Иисуса Христа? Каким образом в нем соединены две природы – Божественная и Человеческая? Об этом мы узнаем на ближайших уроках Православия. Сегодня отец Павел начнет с ответа на вопрос «Кто такой Христос?»

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – В современном мире, где очень много неоязычества, есть распространенное убеждение, что Христос это аватар – вы знаете, что это за слово: по своим корням оно восходит к индийской религиозности – это проявление, манифестация божества. Может быть очень много различных явлений божества. Не только в Индии полагают, что боги живут в каких-то своих сферах, потом у них появляются какие-то земные дела, заботы, что-то им нужно, они спускаются сюда, принимают какой-то облик – человекоподобными быть могут? Могут. А могут какой-то другой облик принять – и страшный, и величественный, и какой хотите: даже в виде животных в разных мифологиях. Здесь они свои дела совершают и потом опять живут своей жизнью – это просто эпизод в жизни какого-то божества, краткое проявление без особых обязательств.

Для разных религиозных традиций подобного рода события могут быть достаточно важными. Ну, например, всем нам доводилось видеть на улицах нашего города кришнаитов в оранжевых одеждах. В какого бога они верят? В Кришну, который на каком-то этапе пришел на землю и жил здесь как человек, был колесничим у царя Арджуны. И вот, назревала великая битва и царь по этому поводу очень сильно переживал: как же проливать кровь своих братьев? С одной стороны, по-человечески ему это было противно. А с другой – царский долг велит ему это делать: ты же обязан воевать!

И вот, у него в сложный момент жизни сомнениями полнилась душа, а его колесничий Кришна с ним разговаривает и поворачивает всю эту тему так, что есть у людей карма – воздаяние за их злые дела. В свете кармического воздаяния страдания и смерть как бы теряют свой вес – этой жизнью все не кончится (и началось не с этой жизни), и поэтому происходящее сейчас это результат бывшего раньше – даже то, что нам кажется сейчас ужасным. Потом оно может быть исправлено в будущем. Так он Арджуну утешает. Основная мысль – битва должна состояться.

Вот это очень интересно, ведь у нас бытуют представления, что индийская религиозность – это сплошное непротивление злу и ничего там кровавого и насильственного нет. Откройте «Бхагавадгиту» и с точки зрения религиоведения на нее посмотрите: что со стороны божественных сил предписывается конкретному царю, который вынужден воевать.

Но я хочу сказать, что в этом эпизоде индуистский бог Кришна, которого по-своему почитают кришнаиты (их считают неоиндуистами, псевдоиндуистами), – это божество, которое продуцировало появление аватара: в этом мире появляется человек, он живет обычной жизнью, а на самом деле это божество. Он никакой не колесничий – он, на самом деле, божество; это эпизод в его жизни – так он решил на время, а потом возвращается к своей сугубо божественной жизни.

Господь Иисус Христос – всегда Сын Божий, всегда Бог Сын, 2 000 назад Он становится Сыном Человеческим. Можно ли сказать, что к Нему применимо понятие аватара? В Его бытии тоже присутствовала манифистация в человеческом облике? Можно ли так сказать? Ваши соображения по этому поводу?

«Бог сошел на землю, принял человеческую природу и вознесся на Небо не человеком, а Богочеловеком!»

«У Него было необыкновенное Рождение…»

Разве бессемянное зачатие, чудесное появление – принципиальное соображение? В общем-то, не особо: особо, если сравнивать с рождением всех остальных людей, но в различных неоязыческих представлениях вполне можно тиражировать такого рода чудесное появление на земле – не как все мы появляемся, а по-другому.

«Его отличает то, что Он Воскрес…»

Почему отличает именно Воскресение? В этом вся и штука: оболочка человеческая, – а внутри божество. И вот, допустим, захотел бы его Арджуна убить. Попробуй его убей, если Кришна не захочет этого. Можно легко себе представить, как его убивают, а он потом оживает чудесным образом. Это как раз могли делать эти боги – по крайней мере, в представлениях людей, которые в них верили.

Вот в этом вся и штука: были ли это люди? Для богов, которые когда-то стали аватарами, это только средство достижения каких-то других целей. У них не было задачи стать человеком – просто им удобно стало принять человеческий облик, решить какие-то проблемы и потом опять от этого облика совершенно спокойно отказаться. Это больше похоже на театральную игру, на переодевания: актер выходит на сцену в гриме – за сценой он заслуженный артист такой-то, а на сцену он выходит в образе Хлестакова, например. У него нет задачи стать Хлестаковым – он задействован в спектакле, он отыграет эту роль, и вновь мы его увидим как обычного человека в автобусе.

Для неоязыческих представлений об аватарах все-таки речь идет о каком-то временном переодевании: с людьми надо говорить на человеческом языке – значит, надо говорить и выглядеть как человек, тогда они лучше тебя поймут. А когда разговор закончен, дело сделано – все возвращается в исходное положение. А вот с Христом – так или нет?

Он не просто Воплотился. Вы событие Воскресения выделили – и очень правильно. Он воплотился, Он умер, Он Воскрес, Он Вознесся – и это все как Человек. Он умер – была разрушена Его Человеческая природа, душа от тела отделена, Он ее восстанавливает… Злодеи попытались сделать так, чтобы такого Человека больше не было. Он не сопротивляется – они это делают, а дальше Он Воскресает, т.е. Он вновь живет как Человек. Это вочеловечение всерьез, не переодевание – есть какое-то духовное существо, оно переоделось в человека, потом совлекло с себя человеческие одежды, облик и перестало быть человеком.

У Христа не так: Он становится Человеком навсегда: событие Воскресения говорит, что Он стал Человеком навсегда, Его изначальный план таков. Божество навсегда связывает Себя с человеческой природой. В такого Бога верят христиане.

Представители других религий верят в божества, которые могут связать себя с человеческой природой, но слегка и ненадолго: это довольно унизительно для высокого духа, но слегка и ненадолго – еще как-то можно понять и оправдать. Если цели серьезны, то ничего, можно переодеться: царь может переодеться нищим, если у него цели серьезные – в целом ряде бродячих сюжетов, мы знаем, царь переодевается нищим, чтобы узнать как дела в государстве, ведь иначе ему не скажут. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475